Опубл.: Одесский музыковед -`93. Одесса, 1993. "Обращаясь к музыкальной теории Древнего Китая, мы вступаем в особый мир представлений и идей, отделенный от нас, с одной стороны, огромной дистанцией во времени, а с другой — языковыми барьерами: не только словесный язык Китая, но и язык его культуры в целом, и особенно музыки, всегда считался труднодоступным для деятелей отечественного музыкознания. Свидетельством тому служит скудость литературы о китайской музыке и ее теории, которой мы располагали до самого недавнего времени"
Опубл.: Музыка и миф. Сб. трудов № 118. ГМПИ им. Гнесиных, М., 1992. "Предлагаемая статья представляет собой попытку выявить некоторые генеральные черты типологического сходства в музыкальной организации (музыкальном тематизме) весьма широкого круга образцов. Все они объединены тем, что включены в особый тип миросозерцания, который принято определять как мифологическое мышление"
Опубл.: Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. "Вопросы психологии творчества настолько сложны и индивидуальны, что полное научное исследование их едва ли возможно. Цель настоящего анализа в попытке проникнуть хотя бы на время в творческую лабораторию художника и помочь прикоснуться к той тайне, которая лежит в основе всякого подлинно великого произведения искусства"
Гл. 1. Феномен тона (Ощущение тона как пограничное явление. Материализация тона. Энергетический смысл и другие свойства тона. Слух и восприятие.). Гл. 2. Структура музыкального восприятия (К сущности комплексного явления. Многообразие и единство. Дальнейшие замечания о возникновении тона. Глубинные пласты сознания)
"В настоящей статье предпринята попытка обозначить лишь некоторые стороны столь множественной проблематики, обращаясь к данным, как правило, хорошо известным в науке о мифе, но не объединенным "под знаком музыки". В центре нашего внимания - корпус музыкальных мотивов в мифологии, вопросы о "музыкальности" мифа и "мифологичности" музыки. Опубл.: Музыка и миф. Вып. 118. М., 1992.
"Для полнценного решения всего комплекса вопросов, вытекающих из взаимоотношений музыкальной и вербальной коммуникаций, необходимо прежде всего точно и четко обозначить как то, что их объединяет, так и различающие их параметры и — главное — выявить систему, находящуюся в основе этих взаимоотношений. Только так можно нащупать почву для освоения и, соответственно, использования в исследованиях музыкального творчества методов и приемов, заимствованных из литературоведения и лингвистики". Опубл.: Музыкальная коммуникация: сб. научных трудов. СПб, 1996.
"Как известно, в звуковой материи смысл кодируется благодаря способности музыки моделировать его эмоциональный и предметно-ситуативный компоненты. Также известно, что эмоциональные переживания вызывают изменения в деятельности внутренних органов человека и в тонусе скелетной и мимической мускулатуры. Все эти так называемые вегетативные и соматические сдвиги являются признаками эмоций..." Опубл.: Внемузыкальные компоненты композиторского текста. Уфа, 2002.
1. Музыка и язык.
2. Музыка и речь.
3. Музыка как символ.
4. Символы культуры.
Объект, о котором пойдет речь, обладает столь высокой степенью неопределенности, что, кажется, граничит с неопределимостью
Опубл.: Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.-СПб., "Университетская книга", 1999.
Ни одному из запуганных, завлеченных в сети идеологии, измученных работой миллионов людей нельзя указывать перстом на то, что он должен и как он должен понимать музыку или хотя бы интересоваться ею. Может быть, ближе к истине тот, кто мирно смотрит в небо, а не тот, кто правильно понимает Героическую симфонию.