в своем вокальном творчестве Метнер «устами Тютчева» словно открывает самое сокровенное в своей душе и дает слушателям понять, почему же он в итоге принимает Православие.
Опубл.: Музыкальная академия. 2004. № 4. "Мы не станем устанавливать сравнительную художе¬ственную ценность сочинений. Каждое из них по-свое¬му прекрасно и достойно пушкинской поэзии. Цель на¬стоящей статьи — рассмотреть в первую очередь метнеровскую версию пушкинского стихотворения, обраща¬ясь также и к его интерпретации Рахманиновым"
«Новое является лишь обновлением старого», — писал Метнер в своей книге. Главное в стиле Метнера заключается, как я думаю, в этом стремлении обновить старое путем сурового испытания всех его ресурсов, путем создания сложной системы ограничений и, в конечном итоге, путем новой концентрации романтической выразительности.
Соната-воспоминание Николая Метнера, открывающая первый цикл фортепианных пьес «Забытые мотивы», является одним из самых часто исполняемых сочинений композитора... Обладающая неповторимым, «фирменно-метнеровским» мягким меланхолическим колоритом, эта соната заключает в себе определенную загадку-парадокс... Метнеру удалось почти невозможное – создать гармоничную и при этом совершенно необычную сонатную форму из такого, казалось бы, «однообразного» материала. В чем же заключаются секреты такого композиторского мастерства?
Опубл.: Николай Метнер. Вопросы биографии и творчества. М., 2009. "Есть в его творчестве (по крайней мере, на первый взгляд) странная обособленность от своего времени. В ряду композиторов первой половины XX в. он стоит как-то «отдельно» от всех. И не потому только, что не терпел многочисленных «излишеств» композиторов-современников, многие гармонические находки и прозрения которых казались ему лишь вычурностью. Обособленность Метнера ощутима даже среди тех, кто был, как и он, достаточно «консервативен» в своей музыке"
Из кн.: Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. – М., 1963. Вечное подкапывание под себя, вечное понукание и недоверие к тому, что из предпринятой работы может что-нибудь выйти, — вот одна из главных причин неуспеха в работе. (...) И вообще главное — заботиться о спокойствии души. А если на душе тошно, то с этой тошнотой не приниматься ни за что. Не требовать всегда немедленного осуществления цели.