Опубл.: Евсеева Т. Творчество С. Прокофьева-пианиста. М., 1991. "Примечательное высказывание Гёте о том, что между двумя противоположными мнениями лежит Проблема, подтверждается при анализе богатых документов о пианистической деятельности Прокофьева. Для них особенно показательна поляризация мнений и оценок, основа которой — Проблема новаторского пианизма Прокофьева. С этих позиций интересен начальный этап пианистического пути Прокофьева"
Опубл.: Евсеева Т. Творчество С. Прокофьева-пианиста. М., 1991.
Опубл.: Научно-теоретический журнал Общество. Среда. Развитие. 2013. № 3 (28). С. 172-175. "Рассматривается сочинение С.С. Прокофьева «Здравица», символизирующее центральный этап истории музыкального политического заказа в СССР. Чрезвычайно важно, что «Здравица» получила довольно однозначные, по большей части негативные, оценки в отечественном и зарубежном музыковедении и по сей день остается на периферии интересов музыковедов. В последние годы вокруг этого произведения, написанного в 1939 г. к 60-летию И.В. Сталина, все чаще разгораются дискуссии"
Опубл.: Вишневецкий И.Г. Сергей Прокофьев. М., 2009. "Накануне Нового, 1918 года композитор записал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там —жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду. Лишь бы Америка не чувствовала вражды к сепаратным русским! И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?»"
Опубл.: Черты стиля Прокофьева. М., 1962. "В страстные споры о путях советской оперы весной 1940 года вторглось новое явление – опера Прокофьева «Семен Котко». Вряд ли какая-либо другая советская опера вызывала за последние годы такой живой и разноречивый обмен мнений. Одни, не колеблясь, аттестуют музыку «Котко» как гениальную, считают это произведение лучшей из опер, созданных советскими композиторами; другие, отказывая опере в признании, доходят до утверждений о непозволительности и предосудительности средств воздействия, примененных автором"
каждый из опусов советики Прокофьева, будь-то монументальная «Кантата к XX-летию Октября» или небольшая песня «Стахановка», открывает путь к пониманию трансформации индивидуального стиля в условиях тоталитарного диктата, но также и ведет к более широким вопросам, относящимся к осмыслению социально-исторических событий противоречивой сталинской эпохи.
Опубл.: Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973. "С первых же дней Великой Отечественной войны Прокофьев чувствует себя призванным и мобилизованным — вместе со всем многомиллионным народом — на борьбу против нацистского вторжения. Его продуктивность в это трудное четырехлетие кажется невероятной: опера, симфония, кантата, квартет, две фортепианные сонаты, музыка к «Ивану Грозному», флейтовая соната, окончание «Золушки», ряд песен, маршей, фортепианных миниатюр..."
Опубл.: Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб., 2007. "В свое время о противоположности установок «позднего» Скрябина и «раннего» Прокофьева говорилось и писалось очень много... Подобные оценки долгое время казались незыблемыми, да и сейчас на них трудно что-либо возразить, учитывая к тому же их исторический контекст. Между тем непредвзятый взгляд может отметить в приведенном суждении некоторые не вполне корректные детали"
Вопросы теории музыки. – М., Музыка, 1968. – С. 121-139.
Дальнейшие пути развития советской комической оперы оказались далекими как от эксцентричной буффонады «Любви к трем апельсинам», так и от гротескного излома «Носа». Комедийное начало постепенно приобрело более уравновешенный характер...
И.Нестьев. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: «Советский композитор», 1973.