Строительство «дома народных развлечений» в Кулебаках пришлось на время активной организации зрелищных мероприятий для низших слоев населения и вовлечения самих рабочих, мастеровых, крестьян в самодеятельное творчество. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70-х годах XIX века. После введения государственной винной монополии (в 1894 году) и ее постепенного распространения по губерниям и областям России, народные театры получили правительственную поддержку
[1]. Неоднократно обращалось внимание на то, что народный спектакль «расширяет умственный горизонт зрителя», является важным и надежным средством в борьбе с пьянством, «составляющим великое зло нашей деревни и фабрики»
[2]. И если ранее на народный театр смотрели как на «ненужную затею или смешную утопию», то теперь в нем видели «самое могучее средство для проведения той или иной мысли в народ»
[3]. О значимости народных театров свидетельствует тот факт, что с середины 90-х годов XIX века вопрос о них приобретает общероссийский масштаб: отдел народного театра устраивается на 4-й Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве (1895 год), на выставке 2-го съезда деятелей по техническому и народному образованию (1896 год), обсуждается на 1-м Всероссийском съезде сценических деятелей в Москве (1897 год).
Кроме «сбережения сил, здоровья и денег» рабочего люда, пользу от устройства «разумных развлечений» оценили и владельцы тех предприятий, на которых они проходили. Например, на одной из фабрик Подмосковья было замечено, что «после спектакля для фабричных уменьшается число прогульных дней»
[4]. Именно поэтому все большее количество промышленников и фабрикантов начинает не только поощрять «разумные развлечения», но и выстраивать для проведения их специальные здания
[5].
Вероятно, подобным образом возникла и идея постройки народного дома при горном заводе в с. Кулебаках, администрация которого уделяла большое внимание вопросам улучшения социально-бытового положения рабочих.
История строительства этого здания, справедливо считающегося «визитной карточкой» Кулебак, изучена недостаточно. В краеведческой литературе 1980-х годов высказывалось мнение, что ранее оно являлось одной из построек Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, после завершения которой было вывезено из Нижнего Новгорода в Кулебаки
[6]. Позднее, Т.П. Виноградова пришла к выводу о том, что в Кулебаки была перевезена не просто «одна из выставочных построек», а именно здание («сруб») Царского (Императорского) павильона
[7]. Версия Т.П. Виноградовой легла в основу последующих публикаций о кулебакском «Теремке»
[8].
Однако это утверждение является ошибочным: здание Царского павильона, «высочайше пожалованное» Нижнему Новгороду в августе 1896 года, продолжало оставаться на своем первоначальном месте и после того, как было принято решение (в октябре 1902 года) о разборке его наиболее ценных частей и использовании их для строительства нового здания городской думы. Спустя несколько лет, в феврале 1909 года, в городскую думу Нижнего Новгорода поступило ходатайство от правления общества «Забота о детях» с просьбой передать павильон в его ведение. В обращении указывалось на бедственное состояние Царского павильона: «Здание… стоит и до сего времени на старом месте без призора и обихода. Весь низ его подгнил и оно готово разрушиться вконец, если не будет предпринято никаких мер для его реставрации»
[9]. Особо подчеркивалось, что здание «необходимо реставрировать и потому, что оно имеет для нашего города историческое значение, так как в нем в 1896 году пребывал ныне здравствующий венценосец»
[10].
Но передача Царского павильона этой общественной организации не состоялась: слишком велика была сумма, необходимая для производства «основательного ремонта». Летом 1912 года власти Нижнего Новгорода решили переоборудовать павильон под одно из городских училищ. Как считала городская управа, «открытие и освящение вновь устроенного училищного здания в Царском павильоне можно приурочить к предстоящему приезду Государя Императора в будущем 1913 году. Кроме того, можно возбудить ходатайство о наименовании этого училища 2-м именем «Императора Николая II-го»
[11]. Переоборудование было произведено по проекту городского архитектора Н.М. Вешнякова, но вскоре началась «Великая война», и в августе 1914 года здание спешно приспособляется под временный лазарет для первой партии раненых, прибывших с фронта
[12]. В 1915 году в Царском павильоне размещался 33-й сводный эвакуационный госпиталь
[13], а затем в нем предполагалось устроить Канавинскую заразную больницу
[14].
Таким образом, здание выставочного Царского (Императорского) павильона простояло на своем месте все дореволюционное время и не имело никакого отношения к зданию народного дома при Кулебакском горном заводе. При очевидном внешнем сходстве, эти здания имеют разную историю. Кроме того, нельзя говорить и о связи здания Кулебакского народного дома с какой-либо иной постройкой Всероссийской выставки 1896 года – данные об этом не выявлены.
Проект на постройку народного дома в селе Кулебаках датируется октябрем 1897 года
[15]. Он был утвержден к исполнению известным русским инженером, генерал-лейтенантом А. Е. Струве, с 1882 года занимавшего должность директора-распорядителя АО Коломенских машиностроительных заводов, в состав которого входил Кулебакский горный завод. Несколько ранее принимается решение об учреждении при самом Коломенском заводе Общества народных увеселений, устав которого был представлен «на благоусмотрение» московскому генерал-губернатору, а в июне 1897 года утвержден Министерством внутренних дел
[16]. В основу разработанного устава Общества был положен устав Невского Общества устройства народных развлечений в Санкт-Петербурге (образовалось в 1885 году), служивший образцом и для других подобных общественных организаций. Практически сразу же после этого заводская администрация принимает решение о строительстве специального «здания для чтений и спектаклей» для своих рабочих и служащих
[17].
В свете вышесказанного, представляется очевидной взаимосвязь этих двух построек. Вероятно, оба проекта были разработаны в специальном подразделении Коломенского завода – Строительной конторе, во главе которой стоял «особый архитектор или производитель работ»
[18]. В соответствии с утвержденными инструкциями, Строительная контора ведала «ремонтом существующих и постройкой новых зданий, сооружений и путей» для всех предприятий, входивших в акционерное общество. На Кулебакском заводе подобного подразделения не было: для «производства новых сооружений, капитальных построек и оптовых заготовок материалов» управляющий должен был «испрашивать разрешения» у Правления Коломенского завода или непосредственно у директора-распорядителя
[19].
Представляется вероятным, что в основе обоих проектов лежит один из «схематических планов», разработанных гражданским инженером, действительным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов Владимиром Николаевичем Пясецким
[20] по поручению Главного Управления неокладных сборов и казенной продажи питей Министерства финансов. Сами проекты В.Н. Пясецкого были опубликованы в 1899 году
[21], однако, как следует из текста статьи
[22], их рассылка попечительствам о народной трезвости началась несколько ранее и, возможно, с ними могли познакомиться и в администрации Коломенского завода. Во всяком случае, интересующий нас проект отвечал всем требованиям, предъявляемым к этому типу общественных зданий, подробно изложенным самим В.Н. Пясецким.
Главным требованием являлось непременное наличие «большего или меньшего зрительного зала с постоянной сценой или только с эстрадой, смотря по величине… села или города»
[23]. Этот зал должен был служить «для чтений, концертов, живых картин, представлений, танцевальных вечеров и тому подобных развлечений». Зал и сцена «предполагались самого простого устройства, - залы без верхних ярусов, приспособленные по возможности и для дневного освещения, хотя бы верхними окнами, - сцены небольшого размера для самого простого оборудования»
[24]. В соединении с главным залом предполагалось устройство помещений меньшего размера – для чайной или буфета и «читальной», причем эти помещения следовало расположить так, чтобы «зрительный зал, чайная и читальня могли функционировать независимо друг от друга». Сцена и артистические уборные должны были иметь «свой самостоятельный выход, хотя в то же время желательно было иметь возможность внутреннего сообщения их с остальными помещениями здания»
[25]. Проектами В.Н.Пясецкого предполагалось устройство и некоторых «второстепенных помещений» (сени, раздевальни, мужские и женские клозеты, библиотека для выдачи книг на дом, касса и др.), которые должны были «сопровождать» основные комнаты.
Давались рекомендации и по строительным материалам: стены могли быть «основаны» на каменных фундаментах, а также на каменных или деревянных «стульях» с деревянной обшивкой цоколя, полы могли быть уложены на лагах «прямо по слою сухой подсыпки или основаны на половых балках и деревянных стульях с оставлением подполья, проветриваемого отдушинами цоколя», наружные стены рекомендовалось обшить досками и окрасить масляной краской, внутренние – оштукатурить и выбелить известью или окрасить светлыми колерами, печи рекомендовалось «ставить голландские с облицовкой или окраской под цвет стен» и т.д.
Разработанные В.Н. Пясецким четыре типа зданий одноэтажных народных домов не были «полными нормальными проектами». Они представляли собой «руководящие схемы планов, определяющие желательное взаимоотношение различных помещений зданий для народных развлечений, с тем, чтобы предоставить местным строителям возможность составлять по этим схемам полные проекты, сообразно имеющимся… средствам и потребностям»
[26]. Стоит отметить, что планировочное решение, заданное проектами В.Н. Пясецкого, было положено в основу и других типовых проектов зданий народных домов, разработанных в более позднее время
[27].
Непосредственный автор проекта народного дома в Кулебаках не установлен. Здание имело симметричную композицию: продольная ось симметрии проходила через главный вход, зрительный зал, сцену и запасной выход со стороны дворового фасада. В плане объемно-планировочного решения здание являлось достаточно сложным (двухсветное пространство). В основном объеме зрительного зала был предусмотрен балкон с двумя симметрично расположенными ложами. В вестибюле первого этажа происходило распределение потоков: две симметрично расположенные лестницы вели в фойе второго этажа, откуда имелся вход на балконную часть. Основной поток направлялся в зрительный зал, рассчитанный на 600 человек. В боковых помещениях, примыкавших к зрительному залу и сцене, размещались театральная уборная (гримерная), касса с театральной библиотекой, комнаты для музыкальных репетиций, читальня, чайная и буфет. В целях пожарной безопасности в здании устраивались дополнительные выходы с вестибюлями. В целом, проект народного дома свидетельствует о стремлении его автора найти наиболее экономичные и целесообразные приемы решения этого типа здания, что было характерно для архитекторов, разрабатывавших планировки относительно небольших сооружений второй половины XIX века, связанных с потребностями народного просвещения и здравоохранения
[28].
Если внутренняя планировка здания была близка официально утвержденным проектам, то внешнее оформление фасадов шло вразрез с принятой установкой, согласно которой «вычурные резные украшения» не приветствовались
[29]. Весь облик главного фасада деревянного здания говорит о приверженности автора «фольклорному направлению» русского стиля, наиболее ярко выразившемуся с середины 1870-х годов в творчестве архитектора И.П. Ропета (Петрова), опиравшегося на традиции непрофессионального, народного искусства. Стиль этот критиковался уже современниками (его называли «пряничным», «петушиным», «ропетовщиной»), однако именно он на длительный период времени определил характер деревянной застройки пригородов, дачных поселков, провинциальных городов. Вполне прозаическим по назначению постройкам придавался вид сказочного терема, обильно украшенного резными деталями, зачастую завершенного очень высокой пирамидальной крышей
[30] (в нашем случае – башней со шпилем).
Вероятно, смета на постройку Народного дома была представлена управляющим Кулебакского завода в декабре 1897 года, как того требовала инструкция
[31]. Сама смета не обнаружена, но как следует общей сметы прихода-расхода акционерного общества за 1898 год, на устройство «народных развлечений» было отпущено 20 тыс. руб.
[32], в которые, возможно, были включены и расходы по строительству дома в Кулебаках.
Весной 1898 года проект был направлен на согласование окружному инженеру Средне-Волжского горного округа статскому советнику Н.М. Дмитриевскому, который 16 апреля
[33] уведомил контору Кулебакского завода о том, что с его стороны «не встречается препятствий к сооружению… при условии соблюдения правил Строительного Устава»
[34].
Это отношение Н.М. Дмитриевского администрация завода посчитала достаточным основанием для начала работ по возведению здания. Однако в дело вмешался уездный исправник, справедливо считавший, что проект народного дома должен быть согласован в губернском центре. Дважды в августе 1898 года исправником направлялись рапорты в Нижегородское губернское правление с просьбой дать указания «может ли продолжаться постройка дома без особого на то разрешения»
[35]. Лишь 8 октября из Нижнего Новгорода поступило разъяснение, в котором сообщалось, что «всякого рода здания, предназначенные для пользования публики, допускаются к устройству не иначе, как по утверждению проектов… Губернским Строительным Начальством и что для подобного рода построек в законе нет исключений и для горных заводов, находящихся в ведомстве Государственных имуществ»
[36]. Как следует из резолюции на рапорте ардатовского исправника, в этот же период губернское правление вступило в переговоры и с инженером Н.М. Дмитриевским, который, в свою очередь, связался по данному вопросу с Горным департаментом.
Результатом этих переговоров стало «препровождение» Н.М. Дмитриевским 7 ноября 1898 года в Строительное отделение Нижегородского губернского правления «в двух экземплярах трех чертежей народного театра, предполагаемого к сооружению в Кулебакском горном заводе»
[37] (фасад, план и разрез здания, а также его местоположение). Как следует из приложенных чертежей
[38], в Нижний Новгород ушел тот же проект здания, который был составлен годом ранее, каких-либо изменений сделано не было.
Эти чертежи рассматривались в техническом заседании Строительного отделения губернского правления 16 января 1899 года, которое «нашло их составленными правильно, а потому заключило: означенные чертежи утвердить и препроводить вместе с разрешительным билетом г. Окружному Инженеру Средне-Волжского Горного Округа для отсылки по принадлежности»
[39]. Спустя несколько дней, 19 января, решение было исполнено: «разрешительный билет» за № 99 был направлен по принадлежности
[40].
Все это время начавшиеся работы по строительству здания оставались, вероятно, приостановленными. Это следует из отчетов за 1897-1898 годы, где отмечен ряд выстроенных объектов (жилые дома и казармы для рабочих, дом для учительниц)
[41]. Вскоре после утверждения проекта, администрация Кулебакского горного завода решила юридически оформить образовавшееся Общество народных развлечений, главной целью которого стало содействие «доставлению рабочему населению полезных, нравственных и дешевых развлечений, путем устройства народных чтений, гуляний, концертов, спектаклей и танцевальных вечеров». В основу уставной деятельности был положен ранее утвержденный устав Общества народных развлечений при Коломенском заводе
[42]. В начале февраля 1899 года устав был направлен на утверждение
[43] (через губернатора в Министерство внутренних дел), которое последовало 30 мая 1900 года
[44], то есть уже после того, как здание народного дома было полностью выстроено.
Само строительство здания было окончено в 1899 году. В опубликованных в «Нижегородских губернских ведомостях» путевых заметках одного из корреспондентов, посетивших Кулебаки летом этого года, отмечалось, что «на заводе недавно окончен постройкой театр, который будет служить и концертной залой, и аудиторией для чтений, и т.п.»
[45]. В том же году завершается строительство и деревянного народного дома при Коломенском машиностроительном заводе, зрительный зал которого был рассчитан на 750 человек (в проектном варианте – на 1000 человек)
[46].
Дом народных развлечений, 1910-е гг. Здание музея, нач. 1930-х гг.
Сравнение имеющихся в нашем распоряжении чертежей Кулебакского народного дома более позднего времени (см. ниже) с проектом 1897 года свидетельствует о существенном изменении отметки верха цоколя здания. Первоначально возведение здания предполагалось на незначительной высоте на ленточном фундаменте с системой продухов. Однако место, выбранное для сооружения дома, было низменным и болотистым, поэтому, вероятно, в ходе строительных работ возникла необходимость поднять здание. В восточной части, перед главным входом была устроена земляная насыпь, выложенная камнем. Для усиления акцента «парадности» главного фасада над входом под балконом сооружается деревянный козырек на резных деревянных столбах по насыпи. Число ступенек «входных крыльцев», устроенных с севера и юга, с предполагавшихся трех увеличилось до двенадцати. В образовавшемся подвальном пространстве были устроены помещения для отопления здания, а также увеличена высота фундамента относительно существующего уровня земли.
Первые спектакли в Кулебакском народном доме прошли в конце 1899 – начале 1900 годов
[47].
Летом следующего, 1901 года, Кулебаки посетил камергер императорского двора, министр внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин (1853-1902), совершавший поездку по Нижегородской губернии. Знакомясь с жизнью завода и села, он побывал и в новом народном доме
[48].
Со временем народный дом становится центром культурно-просветительной работы в Кулебаках - в нем устраивались спектакли, рождественские елки, маскарады, народные гуляния в саду. Точных данных о количестве спектаклей, поставленных на сцене народного дома за все дореволюционное время, не имеется. Очевидно, как и в большинстве других народных домов, постановки не были регулярными. Так, в сентябре 1911 года было дано 5 спектаклей, в октябре того же года – только один; в январе 1912 года – 2, в апреле 1912 года – 4, в ноябре 1912 года – 3 и т.д.
В репертуаре присутствовали как классические произведения («Тарас Бульба», «Мазепа» и др.), так и произведения, написанные специально для подобных аудиторий, в основном – комедии и драмы. Сам репертуар не выходил за рамки разрешенных к постановке на сценах народных домов пьес, список которых был непостоянен и менялся в зависимости от внутриполитической ситуации в стране
[49]. Время проведения всех «общественно-зрелищных» мероприятий утверждалось уездным исправником.
С весны 1912 года
[50] начинают устраиваться сеансы кинематографа (электро-театра «Модерн»). Первоначально сеансы проходили, в основном, в теплое время года в Общественном саду, но с августа 1913 года окончательно переместились в само здание
[51]. Как следует из отчетов за 1913 год, по числу сеансов кинематограф вышел на второе место, немного уступая театральным постановкам. В целом, за весь этот год было проведено: 32 спектакля, 3 маскарада, 30 сеансов кинематографа, 2 цирковых представления, 4 народных гуляний в саду, 3 концерта, 1 детская елка
[52].
Периодически в здании народного дома устраивались собрания членов Общества народных развлечений, Общества распространения среднего образования, уполномоченных заводской больничной кассы, Общества потребителей.
С устройством кинематографа в здании народного дома была связана его частичная перепланировка. В соответствии с правилами по устройству и содержанию «театров кинематографов», изданными в мае 1911 года, они могли размещаться как в каменных, так и в деревянных помещениях. Однако, если в каменных зданиях кинематограф мог устраиваться не выше второго этажа, то в деревянных – лишь в уровне первого этажа
[53]. Как следует из письма ардатовского уездного исправника (март 1913 года), непременным условием «постановки кинематографа» в Кулебакском народном доме было «точное соблюдение» этих правил
[54]. Но из акта осмотра народного дома, составленного в ноябре того же года, следовало, что «аппаратная камера» размещалась «посредине балхона» второго этажа, в проходе между скамьями
[55].
Здание музея, 1938 г.
Узнав об этом, власти предписали Обществу народных развлечений составить проект на переустройство дома под «кинематографический театр» в соответствии с действующими правилами. Это переустройство было осуществлено на практике, вероятно, вновь без предварительного согласования со Строительным отделением Нижегородского губернского правления. Как следует из переписки, чертежи были высланы в Строительное отделение только 8 января 1915 года, после неоднократных напоминаний со стороны уездного исправника[56]. Очевидно, «приведение в порядок здания» произошло уже в 1914 году, о чем косвенным образом свидетельствует отчет Общества народных развлечений за этот год, где говорится о проведенных сеансах кинематографа, доход от которых составил 5496 руб. 80 коп.[57]
Из сохранившегося проекта[58] на переустройство народного дома следует, что его рассмотрение и утверждение Строительным отделением губернского правления состоялось лишь 13 мая 1915 года. Под чертежом стоят подписи исполняющего должность губернатора и вице-губернатора А.Н. Мандрыки, губернского инженера М.И. Кунцевича, губернского архитектора П.А. Домбровского. Проект предусматривал сооружение специальной будки для кинематографа, примыкавшей к заднему фасаду здания, по центру сцены зрительного зала (что давало зеркальное отражение в ходе показа кинолент). Для сообщения этой постройки со сценой предполагалось с левой стороны пробить дверь. Таким образом, основной объем здания дополнялся небольшим изолированным пристроем, не связанным напрямую со сценой и зрительным залом. (Входной тамбур со стороны двора предполагался еще при строительстве дома, но в натуре реализован не был).
В начале 1917 года народный дом становится центром общественно-политической жизни села. 27 февраля (12 марта) 1917 года в связи со свержением самодержавия рядом с народным домом был проведен митинг жителей Кулебак, на котором был избран Временный Исполнительный Революционный Комитет. Спустя еще несколько месяцев, 31 октября (13 ноября) 1917 года, в здании народного дома принимается решение о передаче власти в селе Совету рабочих и крестьянских депутатов[59].
В начале 1920-х годов был засыпан небольшой пруд, располагавшийся перед главным входом в здание. На этом месте в 1925 году устанавливается памятник В.И. Ленину, в основание которого был положен миллионный бандаж, изготовленный на заводе
[60].
В 1920-1930-х годах здание продолжает оставаться центром культурной жизни села (с 1932 года – города). Во второй половине 1940-х годов были проведены работы по капитальному ремонту здания, после завершения которых в 1950 году оно становится клубом завода металлоконструкций. В начале 1980-х годов на некоторое время в здании устраивается овощехранилище, однако уже в 1982 году оно было отреставрировано (архитектор С.Б. Чернышов) и в сентябре того же года в нем разместился Музей революционной и боевой славы Кулебакского металлургического завода им. С.М. Кирова. В августе 1983 года в музее открывается экспозиция, посвященная истории и развитию завода
[61].
В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ, осуществленных в советский период времени, объемно-планировочное решение здания претерпело ряд изменений. В уровне второго этажа был разобран балкон зрительного зала, а вестибюль перед внешним балконом приспособлен под кинопроекционную с устройством технических помещений (позднее ликвидирована). В уровне первого этажа в вестибюле убраны две первоначальные лестницы на второй этаж (с заменой их на одну лестницу в левой боковой части центра главного фасада, ведущую на башню), сам вестибюль частично перепланирован. Ликвидирован изолированный пристрой у дворового фасада, заложена дверь и зашиты окна дворового фасада, убрана сцена зрительного зала. Планировка помещений, расположенных в крыльях, примыкающих к основному объему здания, в целом сохранилась (с разделением некоторых из них дополнительными перегородками). Все фасады здания были обшиты тесом. Декоративное оформление здания также сохранилось (за исключением некоторого упрощения резного декора и металлических элементов шпиля башни). Деревянное ограждение территории было заменено на кованую металлическую решетку, установленную перед главным фасадом.
Реконструкция здания музея, 1988 г. Здание музея после реконструкции 1982 г.
В настоящее время в здании размещается Музей истории Кулебакского металлургического завода (ныне – АО «Русполимет») с четырьмя выставочными залами, картинной галереей и архивом.
В связи с интенсивным подтоплением территории, подвалы здания частично затоплены.
Здание бывшего народного дома Кулебакского горного завода представляет яркий образец провинциальной деревянной архитектуры конца XIX – начала XX века, является одной из немногочисленных построек фольклорного направления русского стиля, сохранившихся к настоящему времени на территории Нижегородской области.
Здание включено в Госреестр объектов культурного наследия и имеет статус памятника истории регионального значения
[62]. В настоящее время Научно-исследовательским предприятием «Этнос» разрабатывается проект его реставрации.
В.В.Краснов
(НИП «Этнос»)
Проектпостройки Дома народных развлечений при Кулебакском горном заводе. 1897 (из фондов Музея истории Кулебакского металлургического завода).
При подготовке использованы материалы из фондов Музея истории Кулебакского металлургического завода
размещено 9.02.2007
[1] Подробнее см.: Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX – начала ХХ века. – М. 1975. С.91-107.
[2] Народные и деревенские театры //Театрал. – 1895. № 50 (декабрь). С.58.
[3] Подробнее см.: Степанов В. Взгляд на идеальный народный театр и его задачи в наше время // Народный театр. – М. 1896. С.222-236.
[4] Театрал. – 1895. № 14 (апрель). С.69.
[5] Хайченко Г.А. Указ. соч. С.108-140.
[6] Памятники истории и культуры Горьковской области. – Горький. 1980. С.56; Кулебаки: К 50-летию города. – Горький. 1982. С.37-39; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. /Сост. А.В. Кессель. – Горький. 1987. С.250.
[7] Виноградова Т.П. Судьба императорского павильона //Город славы и верности России. – Н.Новгород. 1996. С.196-200.
[8] См. напр.: Лесных В. Кто в «Тереме» живет? //Нижегородские новости. – 2003, 18 октября. № 193. С.2.
[9] ЦАНО. Ф.30. Оп. 35а. Д.9359. Л.1-1об., 2-2об.
[11] Протокол 6 июля 1912 г. Ст.257 //Нижний Новгород. Протоколы городской думы за 1912 год. – Н.Новгород. 1913.
[12] Очерк деятельности Нижегородского Городского Комитета Всероссийского Союза городов. Выпуск I: (Со времени возникновения Комитета по 1-е января 1916 года). – Н.Новгород. 1917. С.65-67.
[13] Протокол 24 апреля 1915 г. Ст.146 //Нижний Новгород. Протоколы городской думы за 1915 год. – Б.м., б.г.; Протокол 22 мая 1915 г. Ст.180 //Там же; Протокол 14 июня 1915 г. Ст.244 //Там же.
[14] ЦАНО. Ф.736. Оп.317а. Д.6. Л.179.
[15] Хранится в фондах Музея истории Кулебакского металлургического завода.
[16] ЦИАМ. Ф.16. Оп.131. Д.103. Л.1, 3, 8.
[17] Театрал. – 1897. № 125. Кн. 25. С.76.
[18] ЦИАМ. Ф.318. Оп.1. Д.3564. Л. 8-8об.
[19] Там же. Л.11об., 12.
[20] Подробнее о нем см.: Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров (Строительного Училища). 1842-1892. /Сост. Г.В. Барановский. – СПб. 1893. С.281.
[21] Пясецкий В. Схематические планы новых зданий для народных развлечений, находящихся в ведении попечительств о народной трезвости. (Изданные Главным управлением неокладных сборов и казенной продажи питей) //Строитель. Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества. – 1899. № 15-16. Стлб. 561-576.
[27] См. напр.: Зеленко А., Кондаков И. Как построить Народный Дом //Народные дома. – М. 1917. С.34-99.
[28] Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М. 1979. С.177-178.
[29] Пясецкий В.Н. Указ. соч. Стлб.569.
[30] Иконников А.В. Историзм в архитектуре. – М. 1997. С.292-293; Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. – М. 2000. С.153-159.
[31] ЦИАМ. Ф.318. Оп.1. Д.3564. Л.12об.
[32] ЦИАМ. Ф.318. Оп.1. Д.13. Л.33об.
[33] Здесь и далее даты даются по старому стилю.
[34] ЦАНО. Ф.5. Оп.49. Д.14189. Л.3.
[35] Там же. Л.1-1 об., 4.
[38] Там же. Л. 8, 9, 10, 11, 12.
[41] ЦИАМ. Ф.318. Оп.1. Д.13. Л.25об., 26, 27.
[42] Устав Общества народных развлечений при Коломенском машиностроительном заводе. – Коломна. 1897.
[43] См.: НГВ. 1899, 10 февраля. № 7. С.5.; Волгарь. 1899, 15 февраля. С.3.
[44] Устав Общества народных развлечений при Кулебакском Горном заводе Общества Коломенского Машиностроительного завода. – Муром. 1909. С.1-15.
[45] Волжский Странник. Ока, Муром и Кулебакский горный завод. (Путевые заметки и впечатления)//НГВ. 1899, 18 августа. № 34. С.3.
[46]Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. – Коломна, 1903. С.135; Ефремцев Г., Кузнецов Д. Коломна. – М. 1977. С.77.
[47] НГВ. 1900, 26 января. № 5. С.5-6.
[48] Пребывание г. министра внутренних дел в нижегородской губернии //НГВ. 1901, 18 июля. № 29. С.7.
[49] Подробнее см.: Хайченко Г.А. Указ. соч. С.288-294.
[50] ЦАНО. Ф.376. Оп.1.Д.33.Л.20об., 27.
[52] ЦАНО. Ф.332. Оп.1. Д.241.Л.35.
[53] ЦАНО. Ф.376. Оп.1. Д.33. Л.86-92.
[54] ЦАНО. Ф.376. Оп.1. Д.29. Л.4.
[55] Там же. Л.93-93об., 94.
[56] ЦАНО. Ф.376. Оп.1. Д.33. Л.6, 7.
[57] Там же. Л.36об., 37.
[58] Хранится в фондах Музея истории Кулебакского металлургического завода.
[59] Кузин П. Путеводитель по историческим местам революционных событий (1903-1918 годов) в г. Кулебаки. По состоянию на 01.06. 1962 года. – Б.м., б.г.; Приокские зарницы. Очерки истории завода. 1866-1966 гг. – Горький. 1972. С.43-44, 51-52.; Кулебаки: К 50-летию города. – Горький. 1982. С.39.
[60] Приокские зарницы… С.68.
[61] Горьковская правда. – 1983, 21 августа.
[62] Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области (по состоянию на 01.01.2000 г.). Каталог. – Н.Новгород. 2001. С.249, 331.