Здание Спасской часовни находится в исторической части Нижнего Новгорода, носившей название Нижнего Посада (Нижнего Базара), по Ивановскому съезду, в непосредственной близости от Ивановской башни кремля и церкви Рождества Иоанна Предтечи, составляя с ней единый архитектурный комплекс.
Первоначально на этом месте существовала небольшая деревянная часовня, возведенная в 1694 году и принадлежавшая нижегородскому Оранскому Богородицкому монастырю.
[1] Она размещалась «в трех саженях на восток»
[2] от храма «святого Ивана Предтечи», незадолго до того (1683 год) выстроенного в камне.
Как следует из фиксационного плана Нижнего Новгорода 1799 года
[3], часовня была включена в небольшой квартал «дворовых мест», а от церкви Иоанна Предтечи ее отделял узкий проулок. Достаточно плотная жилая застройка сохранялась на прилегающих к часовне участках вплоть до 1830-х годов.
[4]
Свое название – «Спасская» – часовня получает в начале XIX века: в декабре 1806 года, по приказу архиепископа Вениамина, в нее был перенесен древний чудотворный образ Спаса Нерукотворного, до того времени находившийся в часовне «на Нижнем базаре близь питейных домов».
[5] С этого же момента часовня была передана в ведение кафедрального Спасо-Преображенского собора, расположенного в кремле.
[6]
В 1809 году «на том же самом месте с дозволения гражданского начальства, по выданному от оного плана и фасада» строится каменное здание часовни. Постройка была осуществлена «на счет доходов» Спасо-Преображенского собора.
[7] Проектных чертежей на это строительство не обнаружено.
В числе указаний по благоустройству Нижнего Новгорода, данных в 1836 году Николаем I, было и распоряжение относительно часовни: «Спасскую часовню на Ивановской площади сохранить, отделав оную прилично».
[8] В июне 1839 года городовому архитектору Г.И.Кизеветтеру было дано предписание «составить фасад на отделку той часовни».
[9] Однако, в 1840 году военным губернатором М.П.Бутурлиным была направлена «всеподданнейшая докладная записка», в которой он «испрашивал» «Высочайшего соизволения сломать сию часовню для очищения Ивановской площади, перенеся оную к собору или на другое какое-либо место».
[10] На это М.П.Бутурлин получил отказ, и Г.И.Кизеветтеру было вновь дано поручение составить «фасад на переделку Спасской часовни». В начале апреля 1842 года «помянутый фасад… часовни сей в существующем виде и в предполагаемой перестройке» был представлен.
[11]
Затянувшаяся работа по составлению проекта перестройки часовни была, возможно, вызвана тем, что Г.И.Кизеветтер в это время выполнял обязанности не только городового, но и ярмарочного архитектора, что было весьма обременительно для него.
[12]
В 1843 году проект перестройки был «высочайше утвержден», но его осуществление произошло несколько позднее. В июне 1845 года в Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии рассматривалась смета на перестройку часовни, представленная архитектором П.С.Гессом. Смета «была найдена» правильною, однако «за предполагаемыми отступлениями от Высочайше утвержденного плана», члены комиссии не сочли возможным «допустить к производству работ по тем измененным чертежам».
[13] Только в декабре 1847 года в Синод были представлены проект ранее утвержденной перестройки часовни «с предположительными от оного отступлениями» и пояснительная записка.
[14] К сожалению, собственно проектную документацию обнаружить не удалось. Возможно, что изменения касались вешнего оформления фасадов (ширинчатые лопатки) и наличников окон (завершения в виде кокошников).
Наконец, в 1848 году здание часовни было перестроено. При этом, данные о том, на чьи средства была осуществлена эта перестройка, расходятся. По архивным документам можно сделать вывод, что на это пошли деньги, полученные от продажи свеч из лавки при часовне (3960 руб. 59 коп).
[15] По данным же местных исследователей (более поздним), перестройка была осуществлена на деньги, пожертвованные для этой цели нижегородским купцом И.Верениновым.
[16]
Спустя семь лет, в 1855 году, на имя военного губернатора Ф.В.Анненкова поступило прошение от причта кафедрального собора с просьбой «о дозволении провесть воду» в Спасскую часовню. Как следует из текста прошения, часовня была весьма популярна среди населения. В ней часто совершались молебны с водосвятием. Но при совершении обряда возникала проблема: приносимая в часовню вода быстро портилась и становилась «к употреблению неудобною».
[17] Причт кафедрального собора просил разрешения на устройство водопроводного ответвления от колодца, располагавшегося у единоверческой церкви Симеона Столпника (в кремле), с устройством в часовне водоема объемом в 10 ведер (130 л).
[18]
Прошение было рассмотрено в Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии, которая в июле 1855 года пришла к заключению, что «не имеет со своей стороны причин, препятствующих к проведению воды из кремлевского колодца в Спасскую часовню».
[19] Работы были разрешены с условием, чтобы вода эта подавалась «не с самого дна колодца, а с поверхности» деревянными сверлеными трубами, соединенными втулками. При этом предполагалось заменить приготовленные трубы, заделанные уже в стене часовни, потому что они потрескались.
[20]
Работы были осуществлены в том же году на деньги, пожертвованные вдовой купца И.Веренинова. Надзор за ходом выполнения работ осуществлял архитектор Л.В.Фостиков.
[21] Опять же, из-за отсутствия в архивном деле проектных чертежей, местоположение резервуара для воды по этим данным не устанавливается.
Еще позднее, в 1877 году, Строительным отделением Нижегородского губернского правления был рассмотрен и одобрен проект «устройства навеса и крыльца, а также перестройки холодного помещения при каменной часовне Спасителя на Ивановском съезде». Надзор за работами поручался архитектору городской управы И.К.Кострюкову.
[22] Речь шла о входе в часовню со стороны съезда (с севера) и о неотапливаемом каменном пристрое к заднему фасаду (с юга), который расширялся в восточном направлении до линии фасада основного объема.
Судя по выявленным нами архивным фотографиям, проект был осуществлен. На них с севера у часовни зафиксированы каменное крыльцо и художественно выполненный металлический (вероятно, литой из чугуна) навес над ним. При этом, всходы на крыльцо выполнены иначе, чем показано на проектном чертеже, что можно объяснить перепадом рельефа. Кроме того, навес получил более развитое завершение с небольшой главкой на барабане (также металлическими).
[23] Этот навес заменил более простой козырек над входом, показанный на гравюре Д.Быстрицкого (ок. 1857 г.) из книги Н.И.Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» и картине П.П.Верещагина (1867 г.), хранящейся в Нижегородском государственном художественном музее.
По указанной картине П.П.Верещагина, по живописному полотну А.П.Боголюбова (Государственный Русский музей), созданному до перестройки колокольни церкви Иоанна Предтечи в 1871 – 1872 годах, а также по фотографии А.О.Карелина, раскрашенной И.И.Шишкиным (1870 г.) устанавливается, что простенки основного объема часовни между лопатками церкви были выкрашены в красно-кирпичный цвет, кровля и глава – в зеленый. Глухой барабан под главой, декорированный аркатурным поясом, был выбелен.
Из изображения часовни на картине А.П.Боголюбова следует, что на западном скате ее крыши располагалось слуховое окно. Это подтверждается фотографией М.П.Дмитриева начала ХХ века.
[24] Кроме того, снимки этого времени свидетельствуют, что стены часовни приобрели более светлую окраску по сравнению с 1860-ми – 1870-ми годами. Также по фотооткрытке 1911 года видно, что на восточном фасаде часовни под самым венчающим карнизом появилось прямоугольное окно.
[25] Его появление может свидетельствовать о существовании второго используемого яруса в южной части часовни. К сожалению, каких-либо описаний внутреннего устройства часовни и ее убранства обнаружить не удалось.
О пристроях к основному объему часовни, хорошо просматриваемых на иконографических материалах, можно сказать следующее. Самый старый из них – южный – показан на листе фиксационного плана Нижнего Новгорода съемки 1852 – 1853 годов.
[26] Как указывалось выше, по проекту 1877 года он был продлен до линии восточного фасада основного объема здания. Судя по фотографии рубежа XIX – XX веков, пристрой был ниже самой часовни и с восточной стороны имел входной проем с приямком.
[27]
Второй каменный пристрой, находившийся с запада, впервые показан на картине П.П.Верещагина. Поскольку на гравюре Д.Быстрицкого он не изображен, то его появление датируется периодом между 1857-м и 1867-м годами. По высоте этот пристрой достигал нижней части окна на западном фасаде часовни. С запада у него имелся широкий и высокий проем ворот. Возможно они также служили входом в подвальное помещение, расположенное под основным объемом здания.
Третий пристрой (самый поздний) был дощатым. Он примыкал к восточной стене часовни, перекрывая расположенное в северной ее части окно. Другие деревянные хозяйственные постройки, судя по фотографиям конца XIX - начала XX века, размещались на дворе, устроенном восточнее часовни (тянулся вверх почти до Ивановской башни) и отгороженном от улицы высоким глухим забором.
В советские годы часовня лишилась своих завершений и металлического навеса над северным входом. В основном ее объеме оказался устроен второй этаж, для освещения которого по всему периметру здания были прорублены новые окна. В 1948 году здесь размещались химчистка и красильня. Примыкавшие к часовне каменные пристрои были перестроены, дощатый пристрой вместе с хозяйственным двором ликвидированы. В таком виде Спасская часовня в конце 1990-х годов была возвращена Нижегородской епархии. Судьба широко почитавшейся нижегородцами иконы Спаса Нерукотворного остается неизвестной.
Постановлением губернатора Нижегородской области от 8 февраля 2000 года № 33 Спасская часовня взята на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. В 2005 году НИП «Этнос» был разработан проект ее реставрации, осуществленный (с некоторыми отступлениями) тогда же ко Дню народного единства ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород».
А.И. Давыдов, В.В. Краснов
(НИП «Этнос»)
иллюстрации:
Илл. 1. П.П. Верещагин. Рынок в Нижнем Новгороде.
1867 год. Холст, масло. 106 х 66,5. Нижегородский государственный художественный музей.
Илл. 2. Спасская часовня и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото Дунаева. Начало ХХ века. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Илл. 3. Спасская часовня после реставрации. Фото А.И. Давыдова. 4 ноября 2005 года.
размещено 2.11.2006
[1] Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н.Новгород. – 1998. – С.351; Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г.Нижнего Новгорода. – Н.Новгород. – 1912. – С.120.
[2] Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. – СПб. – 1857. – С.130.
[3] НГИАМЗ. – Шифр ГОМ 3571.
[4] ЦАНО. – Ф.639. – Оп.124. – Д.117. – Л.53.
[5] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.372. – Л.37 об.
[8] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.371. – Л.13 об.
[10] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.372. – Л.37 об.
[11] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.371. – 13 об.; Там же. – Д.372. – Л.29.
[12] К такому выводу приходят исследователи, изучавшие биографию Г.И.Кизеветтера. См.: Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. – Н.Новгород. – 1994. – С.112.
[13] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.1269. – ЛЛ.1 об., 2 об., 3 об.
[14] ЦАНО. – Ф.570. – Оп.557, год 1848. – Д.214. – Л.19.
[16] Добровольский М. Указ.соч. – С.121; Филатов Н.Ф. Указ.соч. – С.52.
[17] ЦАНО. – Ф.669. – Оп.318. – Д.3016. – Л.1.
[22] ЦАНО. – Ф.30. – Оп.2. – Д.57.
[23]Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие. – Н.Новгород, 1990. С.120-121; Царственно поставленный город. Нижний Новгород в старой открытке. – Владимир, 2000. С.162-163; ГНИМА. Фототека. Шифр V – 27851 и др.
[24] Царственно поставленный город… С.162.
[26] Восстановлен и издан ВГЦ МАГП. – Н.Новгород, 1992.
[27] ГААДНО. Фонд М.П.Дмитриева. № 177.