А.И. Давыдов. Рождественская Строгановская церковь. Реставрационные работы XIX – начала ХХ века (9.75 Kb)
Нижегородская церковь Собора Богородицы (1697 – 1719 годы), более известная как Рождественская Строгановская и вошедшая под этим названием в научную и популярную литературу, в течение XIX – начала ХХ века неоднократно подвергалась ремонтам и реставрационным работам. О них можно судить, прежде всего, по сохранившимся архивным документам (акты обследования памятника, переписка по вопросам организации работ и т.п.), «журналам» (протоколам) заседаний Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК), прочитанным на них и затем опубликованным докладам и сообщениям. Почерпнутые из всего этого сведения дополняются описаниями церкви и самих проведенных работ. Наиболее подробным и ценным из них является очерк о. Николая Спасского, бывшего настоятелем храма в 1889 – 1899 годах, помещенный в Нижегородских епархиальных ведомостях» за 1896 год[1]. Несомненный интерес для нас представляет также развернувшаяся в 1910-е годы в печати полемика вокруг реставрации внутреннего убранства Рождественской церкви, в которой Н. Спасский выступал одним из главных оппонентов церковного старосты А.А. Веснина[2]. Следует отметить также большое число сохранившихся фотографий церкви, сделанных во второй половине XIX – начале ХХ века, в частности А.О. Карелиным и М.П. Дмитриевым.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ И СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА
Одним из первых охранных мероприятий, связанных с Рождественской Строгановской церковью, явилось устройство в 1824 году подпорной стенки с северной (подгорной) стороны (проект архитектора И.Е. Ефимова, 1823 год), за счет разборки отдельно стоящего придела Григория Богослова[3]. Тем самым, не только предотвращался оползень горы из-за расширения Рождественской улицы, но и была образована терраса, представлявшая собой, как отмечал М. Добровольский, «как бы пьедестал для храма, очень выгодно оттеняющий его своеобразную красоту»[4]. Ранее подобную же оценку высказал архимандрит Макарий, посчитав, что от устройства террасы «церковь много выиграла в наружном своем виде»[5]. Вместе с тем, следует помнить, что Григорьевский придел вместе со Строгановской церковью составляли единый ансамбль, сложившейся в конце XVII – начале XVIII столетия. Со сломкой придела он оказался утраченным[6].
Указанные выше работы были проведены на средства графини С.В. Строгановой при протоиерее Ферапонте Суровцеве. В 1832 году он вновь обратился за помощью к потомкам устроителя церкви графа Г.Д. Строганова и их совотчинникам. Причиной тому послужило состояние храма, который «к величайшему всех сожалению, давно уже не токмо по внешности своей вместо прежнего благолепного вида принял безобразный, но и в самом своем основании пришел почти в совершенное разрушение»[7].
Эту картину весьма выразительно дополняет письмо к князю С.М. Голицыну, финансировавшему ремонтные работы, одного из его доверенных лиц в Нижнем Новгороде: «Наружные украшения Строгановской церкви, состоящие из твердого резного камня, во многих местах обвалились сами, а другие, будучи готовы пасть, сняты; иные еще висят; последние же, хотя и висят на стенах, но и те одни истрескались, а другие обломились; и всё сие делает такой поразительный вид, что лучше остановить здание (т.е. сооружение – А.Д.) нового какого храма, нежели этот обойти равнодушно»[8].
Как сообщают Н. Спасский и М. Добровольский, восстановление фасадов в 1835 – 1836 годах производилось «по прежним образцам». Важно отметить и то, что тогда же (май 1835 года) архитектором Ф. Шмелевым были, видимо впервые, осуществлены обмеры и выполнены чертежи, зафиксировавшие состояние церкви до начала ремонта[9]. Однако, в какой степени руководствовались и руководствовались ли вообще этими чертежами производители работ, не совсем ясно. Именно они свидетельствуют о тех искажениях облика памятника, которые были допущены во время ремонта (замена барочного завершения с западной стороны трапезной на треугольный классицистический фронтон, появление балюстрады над первым ярусом колокольни и. т.п.) Таким образом, ссылка на «прежние образцы», если и справедлива, то лишь по отношению к отдельно взятым белокаменным резным деталям на фасадах.
Последующие работы внутри Рождественской церкви носили явный характер поновлений, исказивших существовавший в то время вид интерьеров. К ним относились: замена штукатурки на искусственный мрамор в алтарной части, роспись стен «живописью», позолота иконостаса при старосте А. Обрядчикове в 1847 – 1848 годах; появление искусственного мрамора в теплой части храма, роспись потолка масляными красками, устройство четвертого яруса иконостаса и его позолота при старосте А.М. Чиркове в 1861 – 1867 годах[10].
Обмерные чертежи Рождественской Строгановской церкви, выполненные архитектором Федором Шмелевым, 1835 г. (НИИМАХ).
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
(Продолжение следует)
[1] Спасский Н. Рождественская церковь во имя Собора Пресвятые Богородицы, она же Строгановская, в Нижнем Новгороде // НЕВ, 1896, № 11. С. 423 – 434; № 12. С. 446 – 466.
[2] См.: К реставрации и освящению Рождественской (Строгановской) церкви в г. Нижнем Новгороде. Издание церковного старосты этой церкви Алексея Александровича Веснина – Н. Новгород, 1913; Спасский Н. О последней реставрации Рождественской во имя Пресвятые Богородицы церкви, именуемой Строгановской, в Нижнем Новгороде // НЦОВ, 1914, № 18. Стб. 459 – 462; № 19. Стб. 498 – 500.
[3] Опись дел архива Нижегородского губернского правления. Ефимовский архив. Вып. 1 // Действия НГУАК. – Н. Новгород, 1914. Т. 17. Вып. 3. С. 4.; Спасский Н. Рождественская церковь… С. 463.
[4] Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достиечательностям Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1912 С. 132.
[5] Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. – СПб., 1857. С. 109.
[6] Первоначально в этот ансамбль входила еще одна церковь, выстроенная С.Ф. Задориным, утраченная к началу XIX века (См: Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII – начала ХХ века. – Горький, 1980. С. 55).
[7] Спасский Н. О последней реставрации… Стб. 462.
[8] Цит. по: Спасский Н. Рождественская церковь… С. 464.
[9] Чертежи, выполненные на одном листе, хранятся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (НИИМАХ. Шифр А – 20559). Н.Ф. Филатов ошибочно приписал их некоему архитектору Горихвостову (См.: Филатов Н.Ф. Указ соч. С. 59), хотя внизу листа явственно читается подпись: «С натуры снимал и сочинял архитектор г. Горихвостова Федор Шмелев, 1835 года, маия 18 дня».
[10] Спасский Н. Рождественская церковь…. С. 465.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|