museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Посиделочные игры (15.8 Kb)

Основной формой проведения сельского досуга в период Святок (7-19 января) и мясоеда (от Святок до Масленицы) были посиделки, в Нижегородской области называвшиеся такие супрядками, посиделками, засидками, кельями, свозами.
    На посиделки собиралась по большей части холостая молодёжь – парни и девушки 15-16 лет и старше. Люди, состоявшие в браке, даже очень молодые, не допускались, для них существовали свои формы досуга и развлечений.
    Инициаторами посиделок чаще всего были девушки: именно они «откупали», т.е. нанимали избу, уговаривались с хозяевами об отоплении и освещении, вскладчину компенсировали все расходы. На посиделки принято было приходить с работой: прядением, шитьём, вязаньем, вышиванием… Парни были гостями посиделок, с их приходом неторопливая девичья беседа и негромкие протяжные песни за работой сменялись весельем с частушками, плясками, играми.
    Посиделочные игры молодёжи – особый вид общения, дававший возможность в игровой, иносказательной форме в достаточно жёстких рамках крестьянской этики проявить свои симпатии и антипатии, продемонстрировать ловкость, смекалку, организаторские способности.
   Предлагаемые игры являются традиционными для Нижегородского региона. Их запись осуществлена сотрудниками отдела фольклора ОНМЦ с 1969 - 2004года. Часть игр записана учащимися Выксунской, Арзамасской школ Нижегородской области, участниками заочной фольклорной экспедиции «Путешествие в историю родного края» 2003-2004 годах. Это так называемые посиделочные игры, проводившиеся в помещениях, во время посиделок.
 
1.          «Тону»
 
     Участники образуют круг, в котором стоит водящий – парень.
Кричит: «Тону!».
       Все: «Кто тебя вытащит?»
Называет имя понравившейся девушки. Она подходит и целует его. Встаёт на его место. Кричит уже парня.
 
2.   «В шубу»
          Играют только парни. Садятся на пол в круг, вытянув ноги. Покрывают ноги шубами. В кругу сидит водящий. У парней под шубами ремень, который они незаметно передают из рук в руки. Водящий должен его найти. Если не найдёт, ошибётся – «хлестали его ради забавы».
 
 
3. « В столбушку»[1]
 
          В одной комнате парни, в другой девки. В каждой комнате по одному «дружке» (у парней -  парень, у девчонок – девчонка).   Выбирают среди парней водящего, он говорит дружке имя девушки. Дружка входит в комнату к девушкам  с ремнём. Пройдется по комнате один раз, другой, подходит к той девушке, которую ему назвали,  и  слегка хлещет её   ремнём до тех пор, пока не выйдет к водящему. Когда все девушки перейдут в  другую комнату, считается, что игра закончена.
 
4.   «Поцелуйная»
       Пара сидит на лавке спинами друг к другу. Между ними, по середине, ударяют ремнём по лавке. Пара поворачивается, если в разные стороны повернулись, то целуются.
 
5.  «Я селезня, я любила»
      Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг. Остальные поют первый куплет. На последующие куплеты начинают его одевать в то, что упоминается в песне.
 
 
1. Я селезня, я любила.
Я ли, я ли, селезень,
Я ли, я ли, молодой.
2. Я селезня, я любила
Лаптёшки ему я купила[2].
Я ли, я ли, селезень,
Я ли, я ли, молодой,
В лаптях дорогой.
3. Я селезня, я любила,
Штаны ему я купила.
Я ли, я ли, селезень,
Я ли, я ли, молодой.
В лаптях селезень,
В штанах дорогой.
4. Я селезня, я любила,
Рубашонку ему я купила.
Я ли, я ли, селезень,
Я ли, я ли, молодой.
В лаптях селезень,
В штанах селезень,
В рубашонки дорогой и т.д.
  Далее, ему купили «пиджак», «картуз», «часы», «сюртук» и т.д.
 
6.  «Заинька»
 
      Играющие водят хоровод. В центре – «заинька», который выполняет всё, о чём поют.
 
 
1.  Заинька, мимо саду,
    Серенький, мимо саду.
   Розан, розан, возле саду,
  Розан, розан, возле саду.
 
 2.   Заинька, войди в садик,
Серенький, войди в садик.
Розан, розан, войди в садик,
Розан, розан, войди в садик.
 
3.  Заинька, рви цветочки,
   Серенький, рви цветочки.
  Розан, розан, рви цветочки,
  Розан, розан, рви цветочки.
 
4.    Заинька, вей веночек,
Серенький, вей веночек.
Розан, розан, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек.
 
 5.  Заинька, на головку,
     Серенький, на головку.
    Розан, розан, на головку,
   Розан, розан, на головку.
 
6.   Заинька, выбирай,
 Серенький, выбирай.
Розан, розан, выбирай,
Розан, розан, выбирай.
 
     По окончании – выбирает другого «заиньку». Игра начинается сначала.
 
 
7.   «Ворота»
 
           Сначала выбирают двух ребят повыше и покрепче, которые будут изображать «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто, как будет называться. Чаще всего берут себе названия цветов или деревьев, например, «василёк» и «ромашка» или «сосна» и «ёлка». Названия могут быть любыми. Затем делают ворота: встают лицом к лицу на расстоянии шага друг от друга и берутся за руки. Играющие по одному подходят к «воротам» и встают друг за другом гуськом перед ведущими, каждый кладёт свои руки на плечи стоящего перед ним. Потом они решают, за кем будет «рай», а за кем «ад». Первый стоящий  в цепочке называется маткой, потому что будет водить всех остальных.
         Игра начинается, но ворота пока заперты.
        Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:
-         Просим Вас, пустите нас через ворота.
Ворота хором спрашивают:
-         Что дадите?
-         Последнего хотите?
-         ( ворота соглашаются) Ну идите.
«Ворота» поднимают  руки, не размыкая их, «открывая» ворота.
    Матка проходит в ворота первой и ведёт за собой всю вереницу. Когда проходит последний, ворота закрываются. Вереница уходит вперёд, а пойманного «ворота» тихо спрашивают:
-         К клёну или берёзе?
Отвечают тихо, чтобы в цепочке не услышали. После того, как выбор сделан, пойманный становится сзади «клёна» или «берёзы».
   Так цепочка ходит через ворота, с каждым разом становясь всё короче и короче. Наконец, матка одна подходит к воротам и  выбирает, к кому идти: к «клёну» или «берёзе».
    Ворота объявляют кто из них был «раем» и «адом». Между «чертями» и «ангелами»  начинается борьба, кто кого перетянет.
  Для этого «ворота» проводят между собой черту и крепко берутся за руки. Все остальные обитатели «рая» и «ада» выстраиваются в цепочку за своими предводителями, обхватив друг друга за талию.
  «Ворота» командуют: «Давай!». Начинается перетягивание до тех пор, пока одна партия не перетянет всех других за черту.
 
 
8.  «Заинька, беленький»
 
 
        Участники, взявшись за руки, образуют круг.  С помощью считалки выбирают водящего, который становится внутри круга и выполняет роль заиньки. Круг постоянно движется. Заинька бегает по кругу и пытается выскочить из него. Ему не дают этого сделать. На словах «есть города турецкие» круг поднимает руки вверх, не размыкая его. Заинька больше не пытаться выскочить  из круга, на словах «замочки немецкие» круг смыкается, затем снова выпрямляется и останавливается. При словах «Ну-ка, зайка, скоком-боком, перед нашем хороводом» зайка скачет, а остальные ему хлопают. Затем при словах «Ну-ка, зайка, повернись, кого любишь, поклонись»  зайка выбирает кого-нибудь из круга и кланяется ему.  «Ещё поцелуйся, больше не балуйся» – заинька целует того, кого выбрал и встаёт на его место. А выбранный встаёт на место зайки. Игра начинается с начала.
 
Заинька серенький, заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка зайка, скоком-боком,
Перед нашим хороводом.
Ну-ка зайка, повернись,
Кого любишь поклонись.
(замедляя) Ещё поцелуйся,
Больше не балуйся.
 
9. «Бояре»
 
 
 
         Участники встают в две линейки лицом друг к другу. Жребием выбирают «жениха». Начинает игру та линия, в которой он находится. Её участники подходят к противоположной с песней:
- А бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.[3]
- А бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли?
- А бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
- А бояре,  покажите жениха,
Молодые, покажите жениха.
Жених  выходит из линии, остальные поют:
-  А бояре, это что ль вам не жених,
Молодые, это что ль вам не жених.
       Далее невеста просит показать различные предметы, одежды, быта, инструменты  и т.д. Сторона жениха показывает требуемое с помощью пантомимы.
Например:
 - А бояре, покажите-ка нам дом,
Молодые, покажите–ка нам дом.
«Показывают» и поют:
 - А бояре, это что ли вам не дом,
Молодые, это что ли вам не дом.
Так невеста может просить показывать  разные предметы, пока не надоест.
Игра заканчивается куплетом со стороны невесты:
-   А  бояре, мы невесту не дадим,
Молодые, мы невесту не дадим.
Со стороны жениха отвечают:
- А бояре, а мы силою возьмём,
Молодые, а мы силою возьмём.
С этими словами бегут отбирать невесту.
 
 
Примечание
1. Зап. в с. Абабково Павловского района 19.07.94 от Казаковой А.,
    Тропининой А., Малыгиной С. В. Запись  Грановской Н.П. и Грановской П.Г.
2. Зап. в с. Белбаж  Ковернинского района 8.07.94 от Волкова П.И. 
    Запись Гусаровой Т.В.
3. Зап. в с. Белбаж Ковернинского района 8.07 94 от Волкова П.И. Запись
    Гусаровой Т.В.
4. Зап. в с. Белбаж Ковернинского района 4.07. 94 от Конуриной А. А. Запись
    Гусаровой Т.В.
5. Зап. в с. Кардавиль Шатковского района 7. 07. 93 от Андаевой А.Н.
    Запись Харлова А.В.
6. Зап. в с. Богоявление Семёновского района 14.08.95 от Корытиной А.И.
    Запись Гусаровой Т.В. Расшифровка Храмовой Н.Н.
7. Зап. в с. Водоватово Арзамасского района 3.10.03 от Волковой В.П. Запись Фомина И.М
8. Зап. на празднике Троицы в г. Н. Новгород в 1992 г. от участников фольк.
    ансамбля. Запись Харлова А.В. Расшифровка Храмовой Н.Н.
9. Зап. на празднике Троицы в г. Н.Новгороде в 1992г. от  участников 
    фольк. ансамбля. Запись Харлова А.В. Расшифровка Храмовой Н.Н.
 
 
  Составитель  –   Н.Н. Храмова,
научный сотрудник отдела фольклора  ОНМЦ
 
   Редактор –  Т.В. Гусарова,
 зав. отделом фольклора ОНМЦ
 
 
 
 
 
 
материал размещен 15.02.2006


[1] Цель игры - формирование пар
[2] По желанию, можно одевать что-то другое
[3] Каждую вторую строку исполняют, пятясь на исходную позицию

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Т.В. Гусарова
  • Размер: 15.8 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Т.В. Гусарова
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100