museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области (15.13 Kb)

 
 Запись произведена  5 марта 2006 года Тихомировой Е.В.
 
Ежегодно в последнее воскресенье Масленой недели в с. Выползово изготовляют чучело «мужика», водят его по селу и сжигают в конце праздника. В 2006 году обряд зафиксирован как действующий, имеющий преемственность у молодого поколения. Ряжение мужского чучела на Масленицу – обряд уникальный, не отмеченный более нигде в Нижегородской области.
 
Село Выползово находится  в 54 км на северо-восток от рабочего посёлка Шатки. Это «край географии», дальше населённых пунктов нет. Проехать зимой можно лишь по трассе от Шатков. Летом возможен проезд по полевой дороге от  села Гагино. Раньше Выползово относилось к  Гагинскому району.
По преданию, название села возникло потому, что первопоселенец был беглым крестьянином («выполз»).
 
ОПИСАНИЕ ОБРЯДА.
 
 Изготовление чучела «мужика».
 Начало шествия. В воскресенье около 12 часов дня четверо-пятеро молодых парней (лет 18-20) начинают делать чучело «мужика»[i]. Делают достаточно квалифицированно (см. описание изготовления чучела ниже). Соломенное чучело в мужской одежде имеет отличительные мужские «атрибуты», прикреплённые поверх штанов, состоящие из зачищенной моркови и двух картофелин по краям. Изготовленное примерно за час,         чучело «мужика», прикрыв нижнюю часть старой светлой рубахой, несут  к клубу. Там  уже собираются жители Выползово и соседнего села Шарапово (дети, молодёжь, взрослые, старики) на праздник Масленицы. В клубе проходит официальный праздник (эстрадные песни, конкурсы, бег в мешках, поднятие гири, пение частушек и другое). По окончании сценического действа все жители выходят на улицу. Обыграв последнюю забаву – лазание на столб за призами, все направляются к «мужику». Один из молодых мужчин, покрепче и повыше[ii], берёт чучело, поднимает над собой и несёт его, возглавляя процессию, к началу села, откуда традиционно начинается шествие -  «вождение мужика вдоль села».
Вынос столов. Подошедшая к началу села процессия останавливается у первого дома, где «всегда выносят». После 3-4-минутного ожидания (здесь, как  и во время всего праздника, беспрерывно играет гармонь[iii] и поют частушки), процессия получает желаемое: хозяева дома выходят на улицу. Хозяин несёт кухонный стол средних размеров, хозяйка – угощение на подносе (выпивку и закуску).
 
Столы выносили во время обряда хозяева ещё 5 домов. Угощение при небольших вариациях было стабильным: котлеты, салаты, самогон – обязательно. Кроме того, подавали холодец, солёности (грибы, помидоры), пироги. Особым вниманием местных жителей пользовался «сдобный пирог» одной из пожилых хозяек – нарезанный кусками жареный  пирог с рисом и яйцом. Лишь один раз поднесли блины. На вопрос «почему именно котлеты, а не блины подают у вас на Масленицу?», жители Выползова отвечали: «Да всегда так. Скотина у всех заколота, вот и котлеты… А блины - это как-то просто, это все могут». Думается, что подношение котлет имеет  свою традицию, ещё требующую изучения.
Кроме угощения всей процессии на улице «за столом», хозяева давали с собой бутылки с водкой, вином, самогоном. Собранное спиртное  выпивается совместно  в вечер Масленицы и на следующий день, в понедельник утром.
 
Первая рюмка – «мужику». Мужчины выливают ему в «рот» (прямо в солому под шапкой) подряд две рюмки самогона с приговором: «Чтоб весна была у нас урожайна!» После выпивки «мужик» «закусывает» (наклоняют «лицом» к тарелке, кладут кусочек закуски в «рот»). Затем угощаются все желающие. «Под рюмочку»  «мужику» был произнесён обрядовый тост Вяхиревой Марией Александровной, 1935 г.р.  (произносила ещё несколько раз за обряд): «Чтоб Масленица была семь недель, а Великий пост три дня!»
 
 
Откусывание моркови. От начала села, угостившись у первого стола, вся процессия во главе с «мужиком» отправляется «вдоль села» к окраине. По дороге «мужик» «заглядывает» в окна домов – «просит выпить», «пляшет» под гармонь, «дерётся».
Неожиданно один из мужчин в свите «мужика» отламывает у него морковку и начинает грызть, предлагать женщинам. Те отказываются, глядя на огрызок: «Мне такой-то не надо!» Смеются.  Так остаток моркови и выбрасывают на снег. Слышны крики молодой женщины, разливающей самогон у стола: «Мужик был целый, хороший. Сознавайтесь, кто его испортил!»
Сжигание чучела «мужика». Дойдя до окраины села, на улице Целина шествие останавливается у последнего  дома, где угощают. Чучело «мужика» втыкают в сугроб и, облив бензином, поджигают. Жители села, расположившись у стола метрах в 15-20 от горящего чучела, продолжают пить, есть, петь частушки и песни под гармонь,  не обращая на него особого внимания. Близко к «мужику» стоят лишь дети, смотрят на горящую, разваливающуюся на глазах фигуру, некоторые из них греют руки у огня. Не дождавшись, пока чучело прогорит до конца, люди расходятся по домам (около 17 часов). По дороге продолжают петь частушки «Сормача», пока не уйдёт домой последний гармонист.
 
 
Приметы горения чучела «мужика».
Старожилы с. Выползово сообщили о том, что были особые приметы, как горит «мужик». Например,  «если яйца (картофелины) вперёд отлетают, год урожайный будет, если морковь - неурожайный».
 
 
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧУЧЕЛА «МУЖИКА» В СЕЛЕ ВЫПОЛЗОВО (5 марта 2006года).
 
Чучело делают четверо-пятеро парней лет 18-20. Они делают его уже  четыре года подряд: заметна некая «квалификация» и техничность в изготовлении. До них «мужика» рядили также молодые парни. Женщины чучело не изготовляли.
Чучело «мужика» делают большим, в полный человеческий рост. К тому же его надевают на высокую палку-крестовину и, когда несут, поднимают высоко над головой. Т.о. общий вид «мужика» получается внушительным: почти два человеческих роста. Чучело должно получится крепким, не разваливающимся на части, не должно растрепаться по дороге. Так как нагрузка предполагается большая: «мужика» несут долго, неоднократно передают друг другу, втыкают в снег, на него падают, «мужик» пляшет, дерётся и т.п.
Чучело делают на улице, недалеко от копны соломы, изготовляют около часа.
Для изготовления чучела  «мужика» испрользуются:
- две  деревянные рейки размером около 190 и 150 см, сколоченные в крестовину;
- старая ненужная одежда (рубашка, брюки, ботинки, шапка);
- солома;
- проволока алюминиевая (2 куска по 50 см);
- 2 картофелины и длинная морковь;
- шпагат или верёвка, нож.
 
Последовательность изготовления.
 
1.                             Две рейки сколачивают в крестовину, создавая основу для «туловища», «рук», «головы». Оба конца вертикальной рейки заострены.
2.                              На горизонтальную рейку надевают рубаху, застёгивают её  наглухо на все пуговицы или соединяют при помощи ножа и шпагата. Концы рукавов завязывают верёвкой, рейка при этом скрывается под манжетами.
3.                             Рубаху на крестовине плотно набивают ломаной соломой. Сначала формируют «руки». Затем переворачивают чучело вниз «головой», через подол рубахи плотно набивают «туловище».
4.                             Изношенные брюки завязывают внизу штанин верёвками и плотно набивают каждую штанину соломой, формируя  «ноги».
5.                             Набитые соломой штаны надевают на палку, просовывая её сквозь дырку, прорванную между штанин.
6.                             «Туловище» пришивают к «ногам»: ножом проделывают симметричные дырки внизу рубахи и на поясе штанов на расстоянии примерно 10 см одна от другой. Затем соединяют рубаху и штаны, прошивая двойным шпагатом сквозь эти дырки по всей окружности пояса. Т.о. создаётся вид заправленной в штаны рубахи.
7.                             Прикрепляют старые кроссовки к штанам в этой же технике: по два отверстия делаются ножом внизу штанины и вверху кроссовки впереди, и два – сзади, сшиваются шпагатом.
8.                             Шапку-ушанку плотно набивают соломой. надевают на заострённый кол крестовины, плотно присаживая к «плечам». Завязки шапки  продеваются в отверстия, сделанные ножом на груди рубашки и завязываются узлом.
9.                             На готовом чучеле закрепляют «гениталии». Зачищенную прямую морковь размером около 20 см надевают на проволоку,  также насаживают две картофелины слева и справа от  моркови. Мужские атрибуты помещают поверх штанов, продевая и закрепляя проволоку в передних шлёвках на поясе.
10.                        Делают устройство для поднятия моркови. Для этого конец проволоки втыкают в морковь (почти посередине), второй конец  протягивают сквозь «тело» и выводят к спине, и там оставляют, чтобы дёргать в определённый момент обряда. При этом морковь должна «вставать». /В этот раз не получилось сделать из-за излишней мягкости проволоки, при помощи которой готовилось «дёргающее» устройство/.
11.                        Изготовленное чучело «мужика» закрывают снизу обрывком старой светлой рубахи и несут к месту начала праздника – клубу. Его оставляют на улице, прислонив к стенке, где «мужик» стоит около часа на всеобщее обозрение, пока идёт масленичное представление в помещении клуба.
 
 
КАК ВОДИЛИ «КОБЫЛУ» НА МАСЛЕНИЦУ В ВЫПОЛЗОВО.
 
В 2006 году в селе Выползово Шатковского района в воскресенье на Масленой неделе хоронили «мужика». А все прошлые годы на Масленицу ещё и «кобылу» водили (последний раз, по свидетельству местных жителей, водили «лет шесть назад», т.е. в 2000 году).
Т.о. Масленая неделя  справлялась так:
в пятницу водили «кобылу»,
в субботу «гуляли» у себя дома, ходили в гости,
в воскресенье хоронили «мужика».
 
«Кобылу» делали так.
Несколько мужчин  (5-6, может и более) залезали в проёмы горизонтально поставленной лестницы. Сверху накрывались пологом или двумя, если «кобыла» была большая. Голова лошади изготавливалась из глины, соломы и тряпок. Надевалась дуга с колокольчиком. Готовую «кобылу» ведёт мужчину под уздцы. Под полог брали гармонь, пели песни. «Кобыла» лягалась и пела, её водили по селу. У домов  подносили выпивку и закуску. Подняв полог, но не вылезая из лестницы и выпив самогонку, вся ватага по команде: «На Мухину гору за дровами!» заваливалась на бок.  Так «кобыла» доходила до края села, там мужики вываливались из полога и шли по домам. Нередко заночёвывали в одной избе.
В войну 1945 года, когда мужчины ушли на фронт «кобылу» водили женщины. Угощением в это время служили брага, картошка, хлеб, пироги.  
 
Тихомирова Е.В., музыковед-фольклорист.
 
 
 
 
материал размещен 6.04.06


[i] «Мужик» - чучело в селе называют именно так.
[ii] «Мужика» в течение обряда несут  несколько мужчин, сменяя друг друга, т.к. пропорции «тела» чучела и рост внушительны, вес составляет не менее 15 кг.
[iii] В течение всего обряда гармонисты села Вяхирев А.П., Чапаров А.М., Каравашкин И.Б. сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность музыки и частушек на празднике.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Размер: 15.13 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100