Праздник Христова Воскресенья в народном сознании был прочно связан с приходом весны, началом интенсивных полевых работ. Это был своеобразный поворот от периода относительного зимнего покоя и затишья к трудовой и социальной активности. Строгость и сдержанность Великого Поста внезапно сменялась весельем и радостью, затворничество в избах - свободой и простором деревенских околиц и выгонов. Хороводов в эту пору в Нижегородской области, как правило, ещё не водили: земля едва оттаяла, кое-где ещё лежит снег, на дорогах грязь и лужи. Первые подсохшие полянки и пригорки становились местами игр и веселья.
Пасхальные развлечения не отличались большим разнообразием, почти повсеместно по области отмечаются гулянья, которые начинались в Пасхальное воскресение после обедни и продолжались всю Святую (т.е. неделю от Пасхи до воскресенья на Фоминой неделе).
Необходимыми атрибутами таких гуляний были качели, которые ставились в каждой деревне. Обычно это были парные качели-рели, конструкция которых состояла из врытых в землю составленных в козлы жердей высотой до 6 метров с перекладиной. На перекладину на верёвках подвешивалась широкая доска длинной около 2-х метров. На концы доски вставали две девушки, парни их раскачивали. Случалось, что качели раскачивали так высоко, что девушки пугались и просили остановить, но в ответ получали требование: «Величайте!». И приходилось девушкам из самого поднебесья выкрикивать ласковые и уважительные слова по адресу своих мучителей, называя их обязательно по имени-отчеству.
Конечно, такие гулянья не обходились без песен, плясок, частушек. В особом почёте были гармонисты и балалаечники, без которых праздник был не в праздник.
Особое место занимали разнообразные подвижные уличные игры, среди которых собственно пасхальными были разнообразные способы катания крашеных яиц. Это не было простой забавой – в игру вкладывалось некое магическое значение, связанное с приходом весны, красным солнышком; оно несло в себе символику плодородия, богатства и процветания. Не случайно в ряде местностей эти игры были не детской забавой, а развлечением молодых замужних женщин.
Игры пасхального цикла не заканчивались Святой неделей. Имеется информация о том, что катание яиц в некоторых местностях продолжалось до Троицы, а детские и молодёжные игры, не носившие обрядового характера продолжались всё лето до глубокой осени.
Гусарова Т.В.
I. Игры обрядовые
1. «Катание яиц на Пасху»
Вариант 1. Чертится небольшой круг на земле. Все участники кладут свои пасхальные (варёные, крашеные) яйца в любое место в пределах очерченного круга. Один из игроков берёт лоток и направляет его на любое яйцо. Затем по лотку он катит своё яйцо. Если оно попадает в другое и разбивает его, то участник забирает себе оба. Игра повторяется. Если игрок промахивается или яйцо противника не разбивается, то катать яйцо переходит к нему.
Вариант 2. В игре участвуют молодые замужние женщины. Шьётся мячик из тряпок диаметром 8см. Каждый из участников выставляет крашеные яйца в ряд на расстоянии друг от друга 15см. Встают на расстоянии от яиц на 5 м. Бросают мячик по одному. Надо попасть в одно из яиц.
Вариант 3. Участниками игры являются молодые женщины и девушки. На ровной площадке на кирпич наклонно ставится лоток, сделанный из липовой коры. У каждой участницы игры несколько окрашенных пасхальных яиц. Очерёдность определяется жребием. Яйца выкатывают по лотку. Первая женщина выкатывает яйцо. Если оно не стукнулось с другими яйцами, то место занимает следующая, если же её яйцо стукнулось с другим, то она забирает оба. Затем эта же участница снова выкатывает яйцо. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся яйца.
II. Уличные игры
2.1. В козоны
Брали козоны (кости из коровьей ноги 20-25м и длиной 40-50м). Кости назывались биток и шлышки. На расстоянии 4 метров от игрока ставили шлышки. Игроки поочередно выбивали шлышку битком. Если игрок выбивал все шлышки, то все их забирал себе, если несколько, то забирал только те, что выбил. Побеждал тот игрок, кто больше сумел выбить шлышек.
2.2. Межа
Чертят круг. Играющие делятся на две группы. Одна – в кругу, другая за кругом. Цель первой группы – удержаться в кругу и не пустить в него участников второй группы. Цель второй – вытолкнуть из круга находящихся там и занять их место.
2.3. Прятки
В землю забивают кол. Пока водящий выдирает его из земли, остальные прячутся. Вытащив кол, водящий кладёт его на землю и начинает искать. Задача остальных – успеть забить кол снова, чтобы игра повторилась. Если водящий успевает добежать раньше, чем кол будет забит, водящим становится тот, кто не успел вбить кол.
2.4. «В лапти»
Негодные лапти рубили пополам. Кол укрепляли в землю, а зимой вмораживали в лёд. К колу привязывали верёвку длиной около двух метров. Водящий держат в руке конец этой верёвки. Задача играющих - ногой вытолкнуть лапти подальше в сторону. Задача водящего – поймать одного из играющих и при этом не выпустить из рук верёвку. «Если он никого не поймает, ему все эти лапти собирают вновь»
[1].
2.5. «Ярка - не ярка».
Играют мальчики.
В земле делали глубокие ямки, чтобы можно было спрятать мяч. Все участники игры отворачивались и проговаривали:
Ярка - не ярка,
Баран - не баран,
Серенькая овечка,
Скажи где мяч.
Ведущий, в это время, прятал мяч в любой из ямок. Затем все участники поворачивались и по очереди угадывали в какой из ямок лежит мяч. Победителем игры являлся тот, кто чаще всех угадывал, где спрятан мяч
[2].
2.6. «Ходули»
Ходули изготавливаются из длинных крепких круглых палок длиной 2-2,5 м. К ним в нижней части на высоте 30-40 см. от земли прибивают подставки – упоры для ног шириной до 10 см. Нижние концы ходулей ставят перед собой, верхние концы пропускают подмышками назад. Одну ногу ставят на подставку одной ходули, оттолкнувшись другой ногой, быстро ставят её на подставку другой и принимают вертикальное положение. Если удаётся удерживать равновесие, можно начинать ходьбу.
На ходулях устраивают состязание в ходьбе, беге на определённое расстояние, переход через грязные участки и т.д.
Примечание
1. Обрядовые игры.
Вариант 1. Зап. в с. Водоватово Фоминой И.М. 3.10.03 от Волковой В.П.
Вариант 2. Записано в с. Арапово Богородского района Гусаровой Т.В. от
Вариант 3. Записано в с. Полхов-Майдан Вознесенского района Рожковой
А.С. 5.11.03 от Лухмановой Анны Ивановны (1944г.р.)
2. Уличные игры
2.1. Записано с. Полхов-Майдан Вознесенского района Кузьминой М. И.
от Грачёвой Пелагеи Никаноровны (1927г.р.)
2.2. . Записано в д. Сазоново Сосновского района Гусаровой Т.В. в
августе 1994г. от Исаевой В.Ф. ( 1934г.р.)
2.3. Записано в д. Сазоново Сосновского района Гусаровой Т.В. в августе
1994г. от Исаевой В.Ф. ( 1934г.р.)
2.4. Зап.. в с.Белбаж Ковернинского р-она Гусаровой Т.В.8.07. 94. от
Волкова П.И
2.5. Зап. в с. Б.Бакалды Бутурлинского р-на Кочуровой А. 25.11.2003. от
Годухина А.П.
Храмова Н.Н.
материал размещен 26.04.06
[1] Выражение информатора.
[2] Вместо мяча может быть использован любой другой предмет, в т.ч. крашеное яйцо.