museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам? (15.58 Kb)

 
        Колядовщиков за спетую колядку или таусень, за поздравление принято было угощать, одаривать. Символическая плата колядовщикам «за песенку» обеспечивала благополучие одаривающих на весь год (урожай, здоровье близких и прочее). Угощение (как правило, еду) давали с собой или  приглашали колядующих в дом за стол. Бывали случаи, когда  колядовщиков  не привечали, бывало, и прогоняли с руганью (см. описание из с. Ильинское Красно-Баковского района). В такой ситуации могли спеть и корильные песни (как бы «антиколядки»). В архиве Дома фольклора корильных святочных песен не зафиксировано (если не считать шуточных угроз в самих колядках, типа «не подашь мёду - сунем в воду!»).
        В прежние времена колядующим принято было подавать исключительно святочное угощение – колядки (кокурки[1], каракульки, витушки, клендеры, таусеньки и др.) - обрядовое печенье из постного или сдобного теста, фигурное или лепёшечкой (см. рецепты и рисунки ниже)*. В с. Поздняково Навашинского р-на на каракульках гадали (так же, как на жаворонках и крестиках в весенних обрядах), запекая в них крестик (к терпению), палочку (бедно жить), денежку (богато), уголь (угольщиком будешь, или жених им будет). У одного гадания могли быть разные толкования (например, палочку трактовали и к гробу).
        Позднее, наряду с колядками, колядующим стали подавать разное: «кто чево подаст, у ково што сгодилось, то и подавали». При этом всё равно предпочтение отдавалось продуктам домашнего изготовления: «раньше-то всё подавали… больше пекли дома, свово; а этово ещё, базарново-то больно-то не было» (Ковернинский р-н). Чаще всего давали пироги, конфеты, пряники, блины. Нередки упоминания о том, что давали алкоголь (самогонка, вино). Однако бабушки сообщают об этом с некоторым стеснением, даже с интонацией жалобы на ситуацию сегодняшнего дня: «Сейчас ведь нынче тоже ходят. Но кто ходит? Безобразники, пьяницы, собирали вино. Мы ведь этово не делали, вино не собирали. Мы, бывало, вот так придём, пошутим, попляшем, попоём, поиграм, и дальше пошли.» (с. Княж-Павлово Бутурлинского р-на, запись 1995г.). Кстати, в связи с угощением вином (как правило, наливали в доме хозяев, реже давали с собой), поднимается такой вопрос как возраст колядовщиков и их количество. Вероятно, ходили колядовать все, кто хотел – и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. Скорее всего, ходили колядовать, собираясь по возрастным группам, как на беседки (дети, молодёжь, взрослые), м.б. и в смешанном составе. Есть сведения, что дети и взрослые ходили в разное время суток: дети – днём, взрослые – вечером. Очевидно, что вином и закусками привечали  взрослых. Дети тоже ходили по домам, они пели специальные колядки, например «Маленький вьюнчик (Юльчик) сел на стульчик, снял колпачок, дядя, дай пятачок!». При этом «малышей сажали на стульчик и так говорили» (Б.-Мурашкинский р-н). В Б.-Болдинском р-не сообщили, что «ходили несколько девок лет 18-ти» или: «кучей соберёмся и около окна кричим!» Ещё один вопрос, вызывающий интерес: к кому ходили колядовщики? Сообщают по-разному – и по знакомым, и «к кому попало», без предупреждения.
       Кроме продуктов давали деньгами.  Суммы были небольшими, символическими, как пелось в колядках: «вы богаты мужички, открывайте сундучки, подавайте пятачки!». На вопрос «что подавали?» в                         Б.-Мурашкинском р-не отвечали: «Денюг мелочь, кто конфетку, кто пряник…».
        В Семёновском р-не с. Богоявление в Святки был обычай собирать мясо: «Мясо собирали. В Святки, в Рождество... и вот в эти Святки бегают, им подают».
Наколядованное угощение и деньги принято было «проесть» (обычно совместно) в этот же или следующий вечер, угостив близких и друзей. Информант из Ковернинского р-на рассказывает: «…А потом всё это сами ели. Кто што насбират, тот то и ест. Если я насбирала, а у меня-то в дому ещё кто есть, им дам».
Рассказ о традиции колядования  в селе Ильинское Краснобаковского района – «посулёнова просить».
Уникальный  святочный обряд (единичный случай в архиве ДФ) «посулёнова просить» интересен и с такой  точки зрения:  что подавали колядовщикам при обходе дворов.
Информант: Колова Тамара Андреевна, 1933 г.р., иногда  сведения дополняет Коряшкина Нина Васильевна, 1934 г.р.
Запись и расшифровка Тихомировой Е.В. (2005г.)
(Говор особенный:окающий, быстрый, интонация богатая, вытягивание концов фраз).
 
-   По домам ходили, что-нибудь выпрашивали на Святки?
-   Чово?
-   Ну, по домам ходили, выпрашашивали еду там, или денежку, или бутылку?
-   А, это мы ходили посулёново просить.
-   Чего просить?
-   Посулёную. Идём, из завода побежим, у окошка кричим: «Посулё-онова-то! Двоим, троим, давно-о стоим!» Да пры-ытко крикнём! Да в окошко постукаём.
-   Это всё на улице, да? И много вас там?
-    Человека три-и...   и больше было-о.
-   Это вы так без предупреждения ходили, к кому пойдёте?
-   Да, к кому попало. Дуня Макулиха росторопней ходила, дк: «Иди, иди-и!» Свёклы вяленой нам надоё-ёт в карман.
-   А чего-нибудь хозяевам желали? Это ж на Новый год было, на Святки?
- Да нет… «Да идитя в избу, - которыя, - идитя в избу.» Идём в избу так, тётке Ане, вот у Леночки ....картошки жаренай вот наклала плошку, чаем напоила, молока кринку поставила… Вот мы и рады-радёхоньки. А к баушке-то пошли, к дяде Михайлу Жирову: «Посулё-ёнова-то!» «Ху-уя вам нос-от (в нос-от)! Ах, вы...» А мы ... в окошко-то ...
Коряшкина :   - Да к ним нечего было ходи-ить, они ведь... (смеются).
               (Вариант рассказа о неудачном походе.
 
-    А к Жировым пошли, дядка Михаил: «У! Я, гыт, в зубы-ти!» (смеётся). Побежали. ... поди  раньше-то... А то пошто бы пошли к им... Тока к робятам хоть што ли, девкам).
Ну, раньше называлось это вот «посулёново», посулили видно.
-   Посулили что-то?
-   Мы: «Посулё-онова пойдём просить».
-   Пообещали вам что ли что-то?
-   Да. «Приходитё, приходи-итё»- баушки-ти.
-   Т.е. у вас «колядки» не говорили, «колядовать»?
-   Не-ет. Это теперь вот колядуют. А мы – посулёнова просить.
…Мы ведь знаешь чего, вот в заводе-то чистим картошку-то, вот картошку-то резали-то. Как переры-ыв, и побежим по-посулёнову. И принесём с завода... с завода всю эту картошку пекли. Капусту принесём, да огурцы солёны, да и еди-им.
Коряшкина Н.В.:   - На печке-то, блинов-то напекли.
-               На печке-то. печку уставим картошкой-то, нарежем кружочкам, да всю печку и уставим этой картошко-ой. Она пекётца, блин ду-уетца, конешно-о...
 
 
 
 
Народная обрядовая кухня. Зимние Святки.
Кутья.
Кутья -  ритуальная сладкая каша из цельного зерна с мёдом, заправленная ягодами, орехами. Подавалась в Сочельник (Рождественский, Крещенский).[2]
Слово «кутья» заимствовано из греческого языка: греч. koukke, мн.ч. koukkia -  «бобы», является производным от kokkos – «зерно». Можно предположить, что при введении православия греческое «куккия» трансформировалось в более удобное в произношении русское «кутья», которое в свою очередь идёт от  «укутывать», «кутать». Известно, что кашу после варки оставляли на «вольном духу», т.е. в горячей после топки печи при закрытой задвижке – «укутанной» печи («скутай печь» означает «закрой задвижку»). Или  доводили кашу до готовности в горшке, завёрнутом в шубу.
Кутья – древнейшее обрядовое блюдо, обязательное в народной традиции. В ней сочетаются три важнейшие сути: зерно (символ плодородия и потенциального роста), мёд (символ семьи, богатства, а также один из символов «живой воды», ), ягоды, связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. Поэтому зерновая каша несла мощную идею Жизни, идею связи с предками.
Предположительно, первоначально кутья готовилась из цельных зёрен пшеницы (хотя в разных источниках упоминается ячмень, греча, пшено и другие культуры). Позднее стали использовать рис, вместо ягод – изюм, вместо мёда – сахар.
Рецепт постной кутьи.
Из промытого зерна пшеницы в глиняном горшке варят рассыпчатую кашу, добавив соль. Можно предварительно замочить зерно на несколько часов.  В готовую кашу добавляют мёд, сушёные ягоды, орехи. Едят горячей, а также остуженной.
Кутья могла быть «богатой», т.е. скоромной. В этом случае кашу варили на молоке, добавляли масло.
Взвар[3] –  напиток, подаваемый к кутье (ещё называют «компот»).
Сушёные фрукты (яблоки, груши, смородина и др.) закладывают в глиняной горшок примерно до половины, заливают водой – горячей или холодной. Ставят в «укутанную» печь на 1-1,5 часа. Затем остужают, процеживают и  подают к столу.
    Святочное обрядовое печенье.
 Нередко названия «колядки», «кокурки», «витушки» смешиваются в рассказах носителей культуры, употребляются, как синонимы. Колядки  каждая хозяйка делает по-своему и «на глазок», поэтому записать рецепты с чёткими пропорциями ингредиентов затруднительно. Общие сведения об особенностях теста  таковы: оно делалось обычно из ржаной муки, реже из пшеничной, было постным или сдобным, пресным. Кокурки могли быть с начинками и без них. Об «импровизационном» характере изготовления кокурок рассказывают  в  Ковернинском р-не: «Из ржаной муки. Какие-нибудь витушечки-от небольшие, ну кокурки маленькие… Маслица положат, песочку, у ково што было, а то так ничаво не положат, так завернут. Ведь у ково было сдобно, у ково не сдобно».
Ржаное тесто необыкновенно податливое, оно принимает и сохраняет любую приданную ему форму.
 Витушки.
Пресное тесто скатывают в длинную тонкую колбаску и свёртывают «улиткой». «Улитку» на несколько минут опускают в кипящую воду, а затем выпекают на противне в печи (Б.-Болдинский р-он: «…поджарятца, они вкусные и мягкие, очень хорошие.»).
Кокурки.
Колбаски из пресного теста свёртывают в кольцо, как баранки, и выпекают в печи.
Таусеньки (усеньки).
Пресное тесто раскатывается лепёшкой, посыпается сахарным песком или смазывается мёдом, свёртывается трубочкой. На концах трубочки делаются надрезы – «клювики», из сухих ягод или изюминок – глазки. Получалась фигурка с двумя головками, одна смотрит в прошлое, другая – в будущее.
Колядки.
Пресное ржаное тесто раскатывается, разрезается на квадраты, края загибают, углы защипывают так, чтобы получилась плоская коробочка, которую наполняют различными начинками и выпекают.
Начинки для колядок: творог, картофельное пюре, сушёные грибы, ягоды.
 
Формы обрядового святочного печенья.
 
 
 Формы обрядового святочного печенья - [05.03.2006 16:27:34]
 
 
Литература, используемая для главы «Народная кулинария»:
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян 19 в.  М., 1986.
Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. М.,  1979.
Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПб., 1994.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий  этимологический словарь русского языка.  М., 1971.
Грановская Н.П. статья. Народная обрядовая кулинария (некоторые рецепты и рисунки). -архив ДФ.
 
 
Тихомирова Е.В. ,
Музыковед-фольклорист.
2006. Февраль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 материал размещен 5.03.06
 
 
 


[1] Кокурками в с. Безводное Кстовского р-на одаривали окликающих молодых весной на «пасошной» неделе. На Святки не угощали, т.к. традиции колядоания, по словам старожилов,  в этом селе не было. 
* Обычай одаривать колядовщиков именно колядками подчёркнут Максимовой Ю.И., 1916 г.р.  из с. Соловьёво Княгининского района: «…Никто никакой лепёшки не подаст, если просто лепёшку сделать. Нет. А чо-нибудь такое, интересно…И щас пекут». (запись 1995 г.).
[2] Кутья также была и до сих пор является поминальной едой. Каша из зёрен  готовилась в различных региональных  традициях на родины, на крестины, на второй день свадьбы, при закладывании дома, на помочах, при умилостивлении домового и др.
[3] Взвар подавали не только к кутье. Его готовили и употребляли повседневно, как квас, молоко и прочее.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Размер: 15.58 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100