Работа Е.Г. Кагарова «Культ фетишей, растений и животных в древней Греции» представляет собой его магистерскую диссертацию, которую он успешно защитил в декабре 1912 г. в Московском университете. Основным тезисом и главной целью работы было стремление доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.
Поклонение мелким неодушевлённым предметам, камням, скалам, а также растениям и животным составляет наиболее характерную черту первобытных верований, и я решил остановиться, прежде всего, на изучении этих культов. Они дали могущественный толчок к образованию целого ряда мифов и сказаний (например, о различных метаморфозах и т.п.), возникших на почве анимизма
...я позволил бы себе предложить классификацию греческих фетишей, построенную на более существенном для истории религии признаке, а именно – большем или меньшем видоизменении, вносимом человеком во внешнюю форму объекта с целью приспособления его к культовым потребностям.
Благоговейное чувство и суеверный страх, которые испытывал эллин перед своим фетишем, находили себе яркое выражение в многочисленных внешних формах или приёмах культа, начиная с простейшего ритуального акта адорации и кончая сложными сакральными институтами оракула, храмового служения и т.д. К их рассмотрению я и позволю себе теперь обратиться
Однако, прежде чем совершенно закончить эту главу, мне хотелось бы, в виду частого смешения фетишей с некоторыми другими, родственными им, но не тождественными явлениями, остановиться несколько на этих последних...Сюда нужно отнести, например, так называемые hermaia...
особенно часто смешиваются с фетишами так называемые амулеты и талисманы. Характерною чертой этой группы объектов является то обстоятельство, что они, в противоположность фетишам, не окружаются никаким религиозным культом, так как не служат обителью для духов или вообще разумного активного начала
Я позволил себе поэтому предложить следующую классификацию амулетов (преимущественно античных)...Генезис веры в дурной глаз и обереги особенно ясно раскрывается нам благодаря новейшим исследованиям офтальмолога S. Seligmann’a
Мне остаётся ещё сказать несколько слов о талисманах. По форме и материалу, из которого сделаны эти предметы, они могут быть бесконечно разнообразны; по своей сущности это – средства или орудия первобытной магии.
Культ растительного мира представляет собою одну из основных форм религиозного сознания первобытного человека, некогда одинаково распространённую почти у всех племён земного шара и в массе народа не вымершую отчасти и до сих пор. Так, например, почитание деревьев является существенным элементом языческих религий всех индоевропейских племён.