history/myth/interpret/anima/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Текст мифа  /  Интерпретация  / 
   Почитание растений и животных

 Почитание растений и животных
Размер шрифта: распечатать




Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (2) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение) (5.32 Kb)

 
[300]
Однако, прежде чем совершенно закончить эту главу, мне хотелось бы, в виду частого смешения фетишей с некоторыми другими, родственными им, но не тождественными явлениями, остановиться несколько на этих последних. Они возникают и развиваются в большинстве случаев на почве иных форм религиозного сознания язычества: культа предков, первобытной магии и т.п.
         Сюда нужно отнести, например, так называемые hermaia (…), то есть сброшенные в кучу камни, имевшие, несомненно, сакральное значение2. Вопрос о сущности hermaia вызывал и продолжает вызывать до сих пор самые различные предположения со стороны новых исследователей. Preller видел в них древнейшие изображения Гермеса (3*). Welcker приписывал этим грудам камней чисто практическое значение дорожных знаков для путешественников (4*). На эту точку зрения стал в самое последнее время Farnell, также видящий в них way-marks set up by the
[301]
travellers bevore there was any well-defined road, just like our heaps of chalk-stones along the coast-guads’ track round our coasts; эти груды камней считались «табу» вследствие того, что были посвящены богу путей (by consecration to the way-god) (1*). Liebrecht усматривает в них старинные надгробия (alte Grabesdenkmäler) (2*). По мнению Hartland’a, все аналогичные обычаи были лишь актами церемониального соединения с духом, живущим в данном объекте: источнике, дереве, палке или куче (…) (3*). За это предположение высказываются de Visser (4*), A.C. Haddon (5*) и др. Остроумная гипотеза выставлена была B. Schmidt’oм: hermaioi lophoi возникли, по его мнению, из обычая символического проклятия по адресу преступника или врага (6*). Ритуальная эволюция прошла, по B. Schmidt’y, в Греции следующие стадии: бросание камней в кучу играло первоначально роль символического проклятия, предающего преступника подземным силам; отсюда развиваются: 1) hermaia, как святыни бога путей, ибо Гермес искони был хтоническим божеством и 2) надгробные памятники в виде каменных груд; в обоих этих случаях первобытный обычай камнеметания, как символа ужасной казни через побиение камнями, превратился в церемониальную жертву или форму поклонения божеству и покойникам (7*). С результатами исследований B. Schmidt’a соглашаются, в общем,
[302]
H.v. Prott (1*), P. Stengel (2*), O. Gruppe (3*) и др.; возражения против этой гипотезы выставлены были de Visser’oм (4*), M. Nilsson’oм (5*), L.Curtius’oм (6*), J.H. Lipsius’oм (7*), K. ’A. ‘Rōmaios’oм (8*) и др. В.П. Клингер высказал предположение, что камню в данном случае приписывалось значение apotropaion’a, т.е. средства, отвращающего злые силы и сглаз, и что интересующий нас обычай ведёт своё начало ещё со времени каменного века, являясь отголоском той поры, когда камень служил главнейшим естественным орудием доисторического человека; впоследствии камни эти долго ещё употреблялись в качестве оберегов (apotropaiа), будучи пережитком каменного века в сфере духовной культуры, подобно тому как каменные ножи и молоты были такими пережитками в области культуры материальной (9*).
Данные сравнительной этнографии побуждают меня высказаться за тo предположение, которое усматривает в hermaioi lophoi остаток универсального примивного обычая забрасывать могилы покойников (особенно самоубийц, преступников, врагов и т.п.) камнями в виду повсеместно распространённой веры в пагубное влияние душ таких лиц; символика в этом комплексе обычаев – явление, несомненно, вторичное. Бросание камней на могилы, главным образом, ненавистных народу покойников широко практиковалось не только у греков и римлян, но и у германцев и славян, у евреев и арабов и у множества других народностей, сохранив-
[303]
ших этот обычай, в виде переживания, и до наших дней (1*). Он упоминается уже в Ветхом Завете2. Целый ряд паломников первых веков христианства описывает каменные груды подобного происхождения в Палестине (3*). Как долго обычай этот жил в Англии, видно из одного места шекспировского «Гамлета» (акт V, сцена 1), где священник заявляет Лаэрту, что труп его несчастной сестры должен был бы вечно покоиться в неосвящённой могиле, под грудою «черепков, кремней и голышей» (shards, flints and pebbles) (4*).
 
Опубл.: Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1912. № 7. ОКФ.
 
 
 
 
размещено 26.01.2007

2 Hom. Od. XVI, 471; схолия к этому месту; Theocr. Char. 16; Cornut. 16, p. 24; Barb. 48; Orac. Sibyll. Fragm. III, 30 (p. 237 Rzach); Polyaen. Strateg. VI, 24; Strab. VIII, 12, 343; Paus. VIII, 34, 6; Suid. s.v. Hermaion; Etym. Magn. 375, 55 (Gaisf.); Schol. ad Nicandr. theriac. 150 и др.
2 Иис. Нав. VII, 26; VIII, 29; X, 27.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Кагаров Е.Г.
  • Размер: 5.32 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Кагаров Е.Г.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Рыбакова А.А. Е.Г. Кагаров и его работа «Культ фетишей, растений и животных в древней Греции»
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Вступление. Часть первая. Культ фетишей. Глава 1. Сущность фетишизма и его происхождение.
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава 2. Обзор и классификация главнейших типов древнегреческих фетишей
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (1) Основные формы культа фетишей в древней Греции
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (2) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (3) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (4) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (5). Основные формы культа фетишей в древней Греции (окончание)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Часть вторая. Культ растений. Глава IV(1) Происхождение культа растений

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100