history/myth/interpret/anima/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Текст мифа  /  Интерпретация  / 
   Почитание растений и животных

 Почитание растений и животных
Размер шрифта: распечатать




Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (4) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение) (5.82 Kb)

 
 [306]
Классификация амулетов недавно установлена W.Wundt’oм. Он различает четыре главных формы амулетов: 1) части человеческого тела и их изображения; 2) фигуры животных; 3) амулеты, связанные, благодаря ассоциации идей, с первичными мифологическими представлениями; этот класс, охватывающий предметы растительного и минерального царств, распадается, по Wundt’y, на две группы: а) объекты, играющие роль в волшебстве, и b) объекты, имеющие религиозно-культовое значение (символы и т.п.), и, наконец, 4) писанные магические формулы («заговоры») (8*). Слабая сто-
 
[307]
рона этой классификации состоит, как мне кажется, в определении третьего класса: ассоциативные мотивы могут характеризовать собою и остальные классы амулетов. Я позволил бы себе поэтому предложить следующую классификацию амулетов (преимущественно античных):
1) Объекты неорганической природы: металлы1, камни (2*), стекло (3*) и т.д.;
2) Объекты органической природы:
         а) вегетативные объекты:
                   аа) растения и их элементы (4*),
 
[308]
ab) растительные продукты (зола, нить, узел, одежда льняная, вино, масло, хлеб и т.д.) (1*);
         b) зоологические объекты:
bа) животные и члены животного тела (рога, зубы и мн. др.),
bb) животные продукты (яйцо, молоко и др.) (2*);
         с) человек:
                   са) человеческие изображения:
саа) мифические образы и исторические деятели (Елена, Сократ, Александр Великий, Вергилий) (3*),
саb) святые, религиозные деятели, высшие иерархи (4*);
                   сb) органы человеческого тела (глаз, фалл и т.д.) (5*),
                   сс) соки и выделения (кровь, моча, слюна и т.д.) (6*);
3) Магические слова и фигуры (свастика, квадрат, круг, отдельные буквы, заговоры и т.д.) (7*);
 
[309]
4) Волшебные числа (1*);
5) Божественные и демонические амулеты (Приап, Гермес, Пан, Геракл, Серапис, Горгона и т.д.) (2*).
         Вера в дурной глаз и обереги – одно из древнейших и наиболее стойких верований всего человечества, продолжающее и до сих пор мощно царить над умами. Генезис этой веры особенно ясно раскрывается нам благодаря новейшим исследованиям офтальмолога S. Seligmann’a (3*). Выдвинутая им в 1910 году теория «сглаза» сводится, в существенных своих чертах, к следующему. Существует в народной жизни два ряда наблюдений: во-первых, группа неправильно интерпретированных анатомических, фи-
 
[310]
зиологических и физических фактов, касающихся человеческого и животного глаза и приведших, в конце концов, к представлению о глазе как «зеркале» или седалище души; во-вторых, группа наблюдений, сделанных некультурным человеком в области психической жизни (гипнотизм, внушение и т.д.), не поддающихся его пониманию и, благодаря тесной связи их со зрительными ощущениями, возводимых к влиянию «дурного глаза». Первобытный человек рано подметил, по-видимому, необычное выражение глаз у лиц, обладающих силою внушения, равно как и всё значение этого фактора в явлениях гипнотизма. Отсюда мистический страх перед дурным глазом, в котором некультурный человек видит единственный источник бесконечных людских страданий и гибели животных и растений. Нет такого существа или такой вещи в мире, которые не подвержены были бы ужасающему воздействию сглаза. В одной польской повести от недобрых очей пана засыхают деревья и на море поднимается буря. Все люди бегут от него. В отчаянии пан вырывает свои глаза и закапывает их в землю. Когда впоследствии слуга нашёл зарытые очи, они горели, как две свечи в ночном мраке, и едва свет их коснулся его лица, слуга упал бездыханный1.
 
Опубл.: Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1912. № 7. ОКФ.
 
 
 
 
размещено 26.01.2007

1 Звон металла, особенно бронзы, считался apelastikos tōn miasmatōn, быть может, потому что она изобретена самим человеком и незнакома духам старины, которые избегают её, не обладая над нею никакой властью. Колокольчики и бубенчики на античных амулетах составляют обычное явление (…).
1 Афанасьев (…) ошибочно объяснял происхождение веры в сглаз культом солнца и грозы (…). Первобытная демонология (…) всё-таки не разрешает, на мой взгляд, коренного вопроса о генезисе самой идеи (…): чуть ли не во всех языках мира терминология этого суеверия связывается со зрительными ощущениями (…).

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Кагаров Е.Г.
  • Размер: 5.82 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Кагаров Е.Г.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Рыбакова А.А. Е.Г. Кагаров и его работа «Культ фетишей, растений и животных в древней Греции»
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Вступление. Часть первая. Культ фетишей. Глава 1. Сущность фетишизма и его происхождение.
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава 2. Обзор и классификация главнейших типов древнегреческих фетишей
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (1) Основные формы культа фетишей в древней Греции
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (2) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (3) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (4) Основные формы культа фетишей в древней Греции (продолжение)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (5). Основные формы культа фетишей в древней Греции (окончание)
Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Часть вторая. Культ растений. Глава IV(1) Происхождение культа растений

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100