[306]
Классификация амулетов недавно установлена W.Wundt’oм. Он различает четыре главных формы амулетов: 1) части человеческого тела и их изображения; 2) фигуры животных; 3) амулеты, связанные, благодаря ассоциации идей, с первичными мифологическими представлениями; этот класс, охватывающий предметы растительного и минерального царств, распадается, по Wundt’y, на две группы: а) объекты, играющие роль в волшебстве, и b) объекты, имеющие религиозно-культовое значение (символы и т.п.), и, наконец, 4) писанные магические формулы («заговоры») (8*). Слабая сто-
[307]
рона этой классификации состоит, как мне кажется, в определении третьего класса: ассоциативные мотивы могут характеризовать собою и остальные классы амулетов. Я позволил бы себе поэтому предложить следующую классификацию амулетов (преимущественно античных):
1) Объекты неорганической природы: металлы
1, камни (2*), стекло (3*) и т.д.;
2) Объекты органической природы:
а) вегетативные объекты:
аа) растения и их элементы (4*),
[308]
ab) растительные продукты (зола, нить, узел, одежда льняная, вино, масло, хлеб и т.д.) (1*);
b) зоологические объекты:
bа) животные и члены животного тела (рога, зубы и мн. др.),
bb) животные продукты (яйцо, молоко и др.) (2*);
с) человек:
са) человеческие изображения:
саа) мифические образы и исторические деятели (Елена, Сократ, Александр Великий, Вергилий) (3*),
саb) святые, религиозные деятели, высшие иерархи (4*);
сb) органы человеческого тела (глаз, фалл и т.д.) (5*),
сс) соки и выделения (кровь, моча, слюна и т.д.) (6*);
3) Магические слова и фигуры (свастика, квадрат, круг, отдельные буквы, заговоры и т.д.) (7*);
[309]
4) Волшебные числа (1*);
5) Божественные и демонические амулеты (Приап, Гермес, Пан, Геракл, Серапис, Горгона и т.д.) (2*).
Вера в дурной глаз и обереги – одно из древнейших и наиболее стойких верований всего человечества, продолжающее и до сих пор мощно царить над умами. Генезис этой веры особенно ясно раскрывается нам благодаря новейшим исследованиям офтальмолога S. Seligmann’a (3*). Выдвинутая им в 1910 году теория «сглаза» сводится, в существенных своих чертах, к следующему. Существует в народной жизни два ряда наблюдений: во-первых, группа неправильно интерпретированных анатомических, фи-
[310]
зиологических и физических фактов, касающихся человеческого и животного глаза и приведших, в конце концов, к представлению о глазе как «зеркале» или седалище души; во-вторых, группа наблюдений, сделанных некультурным человеком в области психической жизни (гипнотизм, внушение и т.д.), не поддающихся его пониманию и, благодаря тесной связи их со зрительными ощущениями, возводимых к влиянию «дурного глаза». Первобытный человек рано подметил, по-видимому, необычное выражение глаз у лиц, обладающих силою внушения, равно как и всё значение этого фактора в явлениях гипнотизма. Отсюда мистический страх перед дурным глазом, в котором некультурный человек видит единственный источник бесконечных людских страданий и гибели животных и растений. Нет такого существа или такой вещи в мире, которые не подвержены были бы ужасающему воздействию сглаза. В одной польской повести от недобрых очей пана засыхают деревья и на море поднимается буря. Все люди бегут от него. В отчаянии пан вырывает свои глаза и закапывает их в землю. Когда впоследствии слуга нашёл зарытые очи, они горели, как две свечи в ночном мраке, и едва свет их коснулся его лица, слуга упал бездыханный
1.
Опубл.: Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1912. № 7. ОКФ.
размещено 26.01.2007
1 Звон металла, особенно бронзы, считался apelastikos tōn miasmatōn, быть может, потому что она изобретена самим человеком и незнакома духам старины, которые избегают её, не обладая над нею никакой властью. Колокольчики и бубенчики на античных амулетах составляют обычное явление (…).
1 Афанасьев (…) ошибочно объяснял происхождение веры в сглаз культом солнца и грозы (…). Первобытная демонология (…) всё-таки не разрешает, на мой взгляд, коренного вопроса о генезисе самой идеи (…): чуть ли не во всех языках мира терминология этого суеверия связывается со зрительными ощущениями (…).