Опубл.: Процессы музыкального творчества. Вып. 8. М., 2005. "...талант есть область музыкального бессознательного - это просто его другое имя. Один из путей к пониманию функций бессознательного связан с определением его статуса в процессе исторического развития музыки"
Опубл.: Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д, 1996. "Речь пойдет по большей части о наиболее общих закономерностях, конкретные же примеры будем черпать всего из двух, но зато весьма представительных жанров бытовой музыки, имеющих к тому же очевидные точки соприкосновения, - русского городского романса XIX - начала XX века и советской массовой песни"
Опубл.: Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983. Введение. Глава I: Риторические принципы, методы и приемы в искусстве XVII — первой половины XVIII в.
Опубл.: Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003. Введение. У истоков публичного концерта Нового времени.
Опубл.: Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
Таре Music. Некоторые плюсы и минусы. Что такое «сочинение музыки»? Музыка и машины. Музыка и живопись
Опубл.: Homo Musicus. Альманах муз. психологии. 2001. М. МГК. "Акробатством я называю то, когда «виртуозы», чтобы «блеснуть техникой» играют концертные вещи, специально для этой надобности виртуозов («показать технику») написанные, вещи с вариациями, особо трудно исполнимыми или по быстроте, или по каким-нибудь техническим особенностям"
Музыка в нашей жизни. Об интерпретации старинной музыки. Понимание музыки и музыкальное образование.
Источник: Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. Б.м. Б.г.
"слова opus posth могут означать нечто гораздо большее, чем посмертную публикацию не изданного при жизни произведения, — они могут обозначать новый тип или даже новый род музыки — некую «opus posth-музыку», которая приходит на смену умершей композиторской «opus-музыке»"
Название статьи призвано обратить внимание сразу на два существенных обстоятельства. Во-первых, рассматриваемая в настоящем сборнике проблема музыкальной коммуникации переакцентируется с музыкального языка на Человека музицирующего. Во-вторых, вопрос ставится в рамках более общей авторской концепции о сущности музыкального искусства в его реальной бытийности. Эта концепция тезисно обозначена единством тех трех ипостасей субъекта музыки, которые вынесены в заголовок.
Наш краткий экскурс в его симфоническую музыку затронет лишь одну ее сторону – проблему религиозно-философской символики в тематизме сочинений Рахманинова в контексте художественных поисков ближайших предшественников. Хочется не только соотнести его находки и открытия с образцами русской культуры рубежа веков, но и попытаться представить его место в русле традиций общеевропейского симфонизма. Опубл.: Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов н/Д, 1994.