space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области (7.49 Kb)

 

Церковь в Юрино – Вид Казанской церкви после реставрации
 
Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Юрине Балахнинского района Нижегородской области еще в XIX веке привлекла к себе исследователей. Сведения о ней публиковались архимандритом Макарием, Л.В. Далем, А.С. Гациским и др. Тем не менее, приоритет открытия памятника принадлежит благочинному села Черного Балахнинского уезда священнику Василию Алексиеву, обратившему внимание духовных властей на эту церковь вообще и связь ее с князем Д.М. Пожарским еще в 1827 году – за 30 лет до первого выхода в свет знаменитых «Памятников церковной древности» Макария. Произошло это в связи со сбором сведений в соответствии с циркуляром МВД от 31 декабря 1826 года «касательно доставления сведений об остатках древних зданий»[1].
Благочинный в своем «репорте» в Нижегородскую духовную консисторию от 1 марта 1827 года сообщал следующее:
«Мною найдена заслуживающею внимания по древности в принадлежащем приходе к селу Бурцову сельце Юрине упраздненная деревянная церковь. Ибо оная церковь, по словам престарелых тутошних людей, строена назад тому около 200 лет князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, жившем при том селении с боляры Озеровским и Богдановым, и близь 50 лет упразднена по малоприходству за вывезением людей в немалом количестве помещиками в другие разные места. Впрочем, сия церковь, теперь находящаяся по неимению в ней священных сосудов кроме престола и жертвенника и не во всё неудобная к священнослужению, в ведении реченного села вотчинного начальника и виду наружного еще не изменила, как разве рядами шестью обнизла в землю. Замечания же в ней достойно то, что для алтаря наружного обыкновенного при ней не имеется, а для священнослужения место преграждено иконостасом в настоящей ее части; еще стоят замечания в сей церкви и окны, из коих два в вышину около трех четвертей, а в ширину двух, а четыре же окна имеют по шести кубических вершков (так в тексте - А.Д.). А чтоб и на следующие веки продолжить ее бытие, то о подведении под ее каменного фундамента и покрытии ее железом на сем покорнейшем репорте мнение свое и открываю»[2].
Таким образом, Василий Алексиев, не просто проинформировал о существовании, выражаясь современным языком, исторического памятника в Юрине, но и обратил внимание на архитектурную особенность Казанской церкви - отсутствие алтарного прируба, сближающее ее с деревянными часовнями. Важно отметить также осознание простым сельским благочинным небходимости сохранения реликвии, а предложенные для этой цели меры мы можем расценить как консервационные работы на памятнике (опять же, по современной терминологии).
О самом авторе данного предложения известно, что Василий Алексиев являлся сыном священника из Арзамасского уезда Алексия Стефанова. По окончании богословского курса Нижегородской семинарии был рукоположен в 1808 году в священники села Ягодного Княгининского уезда. В 1809 году переведен в село Черное. Благочинническую должность занимал с 1812 года. В 1827 году ему было 39 лет[3].
Для примера небезынтересно заметить, что предложение Василия Алексиева прозвучало тогда, когда, скажем, настоятель Нижегородского Печерского монастыря архимандрит Гавриил рапортовал в консисторию, что «в означенном монастыре зданий, достойных примечания по древности или по отличному от обыкновенных строению, не имеется, так как оный монастырь существует на нынешнем месте не более двухсот тридцати лет, а церкви, настоятельские и братские келии, ныне в оном находящиеся, строены из обыкновенных материалов назад тому около двухсот лет»[4]. То есть, постройки начала XVII века, к которому относится и Казанская церковь, воспринимались в то время большинством церковнослужителей как вполне заурядные.
Естественно, в таких условиях ни духовное, ни гражданское начальство никак не прореагировало на сообщение о юринской церкви. Ни в какие официально представленные в Санкт-Петербург губернскими властями списки «древностей» она так и не попала[5]. Также как и не было проведено тогда ее ремонта. Архимандрит Макарий в середине XIX века отмечал «весьма ветхое» состояние церкви[6].
Тем не менее, деревянный храм в Юрине дожил до сегодняшнего времени. В наши дни он был заново открыт кандидатом архитектуры Ю.Г. Самойловым и отреставрирован в 1998 году по проекту, разработанному под его научным руководством[7].
 

Общий вид Казанской церкви

Интерьеры Казанской церкви

Фото А.В. Богородского. Нач. ХХ в.

 
А.И. Давыдов
(НИП «Этнос»)
 
 
Опубл.: Нижегородские исследования по краеведению и археолгии. Нижний Новгород, 2000. С. 146 – 148.
 
 
 
 
размещено 16.01.2008

[1] Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII - начало XX вв. М., 1978. С. 39 - 41.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1827. Д. 300. Л. 181 - 181 об.
[3] Там же. Д. 328. Л. 9 об. - 10.
[4] Там же. Д. 300. Л. 64.
[5] РГИА. Ф. 1409. Оп. 2. Д. 4882. Л. 289 - 292 об. В записку губернатора «о древних зданиях в Нижегородской губернии», представленную Николаю I в 1828 году, вошло лишь 9 объектов: Нижегородский кремль, остатки крепостных сооружений (валы и рвы) в городе Василе, Балахнинском, Макарьевском и Княгининском уездах, кафедральный Спасо-Преображенский и Архангельский соборы в Нижнем Новгороде, Нижегородский Благовещенский и Городецкий Феодоровский монастыри.
[6] Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999. С. 479.
[7] См.: Самойлов Ю.Г. Казанская церковь в с. Юрино Нижегородской области (исследование и реставрация) // Ученые записки ВВО МСА. Н. Новгород, 1999. Вып. 5. С. 53 - 57.
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 7.49 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100