space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие» (6.03 Kb)

От редакции

 

Сегодня мы знакомим читателей электронного периодического издания «Открытый текст» с одной из работ московского архитектора, заведующего сектором «Деревянное зодчество» НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрея Борисовича Бодэ. Его монография «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие» выпущена недавно Московским государственным строительным университетом. Публикуется введение к этой книге.

 

 

ВВЕДЕНИЕ К КНИГЕ «ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ РУССКОГО СЕВЕРА. АРХИТЕКТУРА И МЕСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»

 

А.Б. Бодэ

 

Русское деревянное зодчество относится к наиболее ярким и самобытным явлениям в русской культуре. По масштабу распространения и многообразию композиций. Приемов и форм оно не имеет себе равных среди мировых аналогов. На протяжении многих веков дерево в России было господствующим строительным материалом, накапливался огромный опыт, совершенствовалось мастерство. К сожалению, в силу недолговечности материала до нас дошла лишь небольшая часть этой колоссальной строительной культуры. Если архитектура традиционного жилища постройками XIX - начала XX вв., то памятники церковного зодчества относятся к значительно более раннему времени, в основном, к XVII – XVIII вв.

Исторически обстоятельства сложились так. Что деревянные церкви в наибольшем числе сохранились только на Русском Севере. Архитектура русских деревянных храмов удивительно многообразна. На примерах известных и сохранившихся построек отчетливо прослеживаются местные традиции, свойственные различным территориям, обычно ограниченным какой-либо водной системой. Вместе с тем, деревянное зодчество, благодаря использованию одинаковых архитектурных и конструктивных приемов, обладает стилистическим и художественным единством.

Цель настоящей работы – дать общее представление об архитектуре деревянных церквей (решения основных и соподчиненных объемов, их компоновка, развитие в высоту, устройство деталей) и вместе с тем позволить читателю углубиться в исследование нескольких наиболее сильных региональных традиций с подробным рассмотрением их происхождения, эволюции, вопросов взаимовлияния деревянного и каменного зодчества.

Книга подготовлена в рамках большой научно-исследовательской работы, нацеленной на выявление в деревянном культовом зодчестве отголосков древних новгородских и московских традиций. Поэтому при рассмотрении местных особенностей внимание заостряется на характере их распространения, различиях в архитектурных решениях в зависимости от местоположения объекта и времени его строительства, аналогиях с характерными особенностями каменного зодчества древнего Новгорода и Москвы, на основании чего собственно и определяется принадлежность к той или иной традиции.

Вопрос о возможности выявления в деревянном зодчестве Севера древних традиций, связанных с основными направлениями освоения и заселения региона, долгое время оставался вне сферы внимания исследователей. Впервые попытка выявления и относительно подробного рассмотрения некоторых архитектурных приемов, предположительно восходящих к периоду самостоятельности Новгорода, была предпринята автором. В.П. Орфинский в нескольких публикациях недавних лет заострял внимание на тенденциях формообразования, связанных с восточными (московскими) и западными (новгородскими) влияниями. Таким образом, отдельные направления изучения древних архитектурных традиций, связанных с основными потоками освоения региона, оказались намеченными, но в целом тема не изучена.

Культура Русского Севера, как известно, по своим истокам неоднородна – регион заселялся выходцами из разных земель. В период раздробленности Руси северные земли, в основном, находились во владении Новгорода, отдельные его части принадлежали среднерусским княжествам. Два основных колонизационных потока – новгородский и ростовский (позднее московский) – определяют две основные составляющие, формировавшие культуру региона в период его освоения. В новгородский период все северо-русские территории были соединены основным водно-волоковым путем, проходившим с запада на восток. После объединения русских земель под властью Москвы приоритетными стали радиальные по отношению к новому центру направления. Один из самых оживленных периодов в жизни Русского Севера приходится на XVI – XVII вв. активные торговые связи, очевидно, создавали благоприятные условия для быстрого проникновения культурных традиций на Север из среднерусских земель.

Местные особенности в деревянном зодчестве Русского Севера отличались консервативностью. Пример тому – развитие деревянного культового зодчества Севера в течение всего XVII в., происходившее практически независимо от стилей, господствовавших в архитектуре Нового времени. В этот период севернорусские деревянные храмы в большинстве своем воспроизводили выработанные ранее архитектурные решения, появившиеся в XVIII в. новые композиции образованы полностью на основе форм, восходящих к позднему Средневековью. Важное свойство традиционного деревянного зодчества – устойчивая преемственность развития.

Русские деревянные храмы интересны не только как объекты истории. Их архитектура демонстрирует многообразие решений, достигнутыхьумелым сочетанием одних и тех же достаточно простых форм, многие из которых наполнены символическим содержанием. Конструктивное устройство деревянных зданий поражает своей простотой и рациональностью. Прекрасно найденные пропорции и сила художественных образов ставит русские деревянные церкви в ряд лучших произведений не только отечественной, но и мировой культуры.

 

 

 

размещено 18.09.2011


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Бодэ А.Б.
  • Размер: 6.03 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Бодэ А.Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100