А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
(6.03 Kb)
От редакции
Сегодня мы знакомим читателей электронного периодического издания «Открытый текст» с одной из работ московского архитектора, заведующего сектором «Деревянное зодчество» НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрея Борисовича Бодэ. Его монография «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие» выпущена недавно Московским государственным строительным университетом. Публикуется введение к этой книге.
ВВЕДЕНИЕ К КНИГЕ «ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ РУССКОГО СЕВЕРА. АРХИТЕКТУРА И МЕСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»
А.Б. Бодэ
Русское деревянное зодчество относится к наиболее ярким и самобытным явлениям в русской культуре. По масштабу распространения и многообразию композиций. Приемов и форм оно не имеет себе равных среди мировых аналогов. На протяжении многих веков дерево в России было господствующим строительным материалом, накапливался огромный опыт, совершенствовалось мастерство. К сожалению, в силу недолговечности материала до нас дошла лишь небольшая часть этой колоссальной строительной культуры. Если архитектура традиционного жилища постройками XIX - начала XX вв., то памятники церковного зодчества относятся к значительно более раннему времени, в основном, к XVII – XVIII вв.
Исторически обстоятельства сложились так. Что деревянные церкви в наибольшем числе сохранились только на Русском Севере. Архитектура русских деревянных храмов удивительно многообразна. На примерах известных и сохранившихся построек отчетливо прослеживаются местные традиции, свойственные различным территориям, обычно ограниченным какой-либо водной системой. Вместе с тем, деревянное зодчество, благодаря использованию одинаковых архитектурных и конструктивных приемов, обладает стилистическим и художественным единством.
Цель настоящей работы – дать общее представление об архитектуре деревянных церквей (решения основных и соподчиненных объемов, их компоновка, развитие в высоту, устройство деталей) и вместе с тем позволить читателю углубиться в исследование нескольких наиболее сильных региональных традиций с подробным рассмотрением их происхождения, эволюции, вопросов взаимовлияния деревянного и каменного зодчества.
Книга подготовлена в рамках большой научно-исследовательской работы, нацеленной на выявление в деревянном культовом зодчестве отголосков древних новгородских и московских традиций. Поэтому при рассмотрении местных особенностей внимание заостряется на характере их распространения, различиях в архитектурных решениях в зависимости от местоположения объекта и времени его строительства, аналогиях с характерными особенностями каменного зодчества древнего Новгорода и Москвы, на основании чего собственно и определяется принадлежность к той или иной традиции.
Вопрос о возможности выявления в деревянном зодчестве Севера древних традиций, связанных с основными направлениями освоения и заселения региона, долгое время оставался вне сферы внимания исследователей. Впервые попытка выявления и относительно подробного рассмотрения некоторых архитектурных приемов, предположительно восходящих к периоду самостоятельности Новгорода, была предпринята автором. В.П. Орфинский в нескольких публикациях недавних лет заострял внимание на тенденциях формообразования, связанных с восточными (московскими) и западными (новгородскими) влияниями. Таким образом, отдельные направления изучения древних архитектурных традиций, связанных с основными потоками освоения региона, оказались намеченными, но в целом тема не изучена.
Культура Русского Севера, как известно, по своим истокам неоднородна – регион заселялся выходцами из разных земель. В период раздробленности Руси северные земли, в основном, находились во владении Новгорода, отдельные его части принадлежали среднерусским княжествам. Два основных колонизационных потока – новгородский и ростовский (позднее московский) – определяют две основные составляющие, формировавшие культуру региона в период его освоения. В новгородский период все северо-русские территории были соединены основным водно-волоковым путем, проходившим с запада на восток. После объединения русских земель под властью Москвы приоритетными стали радиальные по отношению к новому центру направления. Один из самых оживленных периодов в жизни Русского Севера приходится на XVI – XVII вв. активные торговые связи, очевидно, создавали благоприятные условия для быстрого проникновения культурных традиций на Север из среднерусских земель.
Местные особенности в деревянном зодчестве Русского Севера отличались консервативностью. Пример тому – развитие деревянного культового зодчества Севера в течение всего XVII в., происходившее практически независимо от стилей, господствовавших в архитектуре Нового времени. В этот период севернорусские деревянные храмы в большинстве своем воспроизводили выработанные ранее архитектурные решения, появившиеся в XVIII в. новые композиции образованы полностью на основе форм, восходящих к позднему Средневековью. Важное свойство традиционного деревянного зодчества – устойчивая преемственность развития.
Русские деревянные храмы интересны не только как объекты истории. Их архитектура демонстрирует многообразие решений, достигнутыхьумелым сочетанием одних и тех же достаточно простых форм, многие из которых наполнены символическим содержанием. Конструктивное устройство деревянных зданий поражает своей простотой и рациональностью. Прекрасно найденные пропорции и сила художественных образов ставит русские деревянные церкви в ряд лучших произведений не только отечественной, но и мировой культуры.
размещено 18.09.2011
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|