В редакцию ЭПИ «Открытый текст» поступил вопрос от нашего читателя Алексея Беляева из Санкт-Петербурга, касающийся статьи А.И. Давыдова «Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лысково Нижегородской области», который звучит так: «Не могли бы Вы уточнить, подразумевает ли автор статьи, что церковь Рождества Богородицы была снесена вместе со стенами монастырька и надвратной церковью в 18 веке? Если нет, то сохранились ли какие-либо изображения: фото или рисунки?».
Помещаем ответ А.И. Давыдова на этот вопрос.
Как указывал П. Семенов-Тян-Шанский, женский монастырь Рождества Богородицы упомянут в писцовой книге села Лыскова 1624 – 1626 годов. Упразднен он в 1764 году (Семенов-Тян-Шанский П. Географическо-статистический словарь Российской Империи. Т. 3. – СПб., 1867. С. 113). Указанным сведениям об упразднении монастыря противоречат данные нижегородского исследователя В.И. Снежневского, обнаружившего запись о закрытии его в журналах Нижегородского наместнического правления за март 1784 года (Снежневский В.И. Опись журналам Нижегородского наместнического правления. 1784 г. // Действия НГУАК. Т. 4. – Н.Новгород, 1909. С. 110). Строительство каменной монастырской Богородице-Рождественской церкви по клировым ведомостям начала XIX века датируется 1733-м (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 36 / 1814 г.) или 1736-м годами (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 64 / 1815 г.). В 1803 году при ней возводилась каменная колокольня (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 26 / 1803 г.). Что касается сломки строений упраздненного монастыря, то в 1790-е годы, судя по всему, были разобраны ограда и надвратная Владимирская церковь. Келейный корпус использовался тогда под размещение Лысковского (Макарьевского) духовного правления. Старая Богородице-Рождественская церковь, видимо, была заменена на новую в начале XIX века. Адрес-календарь Нижегородской епархии 1904 года датирует ее постройку 1822 годом (Драницын Н.Н. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 г. – Н.Новгород, 1904. С. 280).
Ниже приводятся выписки из архивных источников, касающиеся истории со сломкой монастырской ограды и надвратной церкви. Какие-либо изображения Лысковского Богородице-Рождественского монастыря нам не известны.
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»).
ВЫПИСКИ ИЗ АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 3 / 1794 г.
Журнал присутствия Нижегородской
духовной консистории, 1794 год.
Л. 178 об. – 179.
[19 августа 1794 года слушали]:
Справку, учиненную в консистории по резолюции Его Преосвященства, состоявшейся на прошении Макарьевской округи села Лыскова погоревшей Вознесенской церкви священника Александра Васильева с диаконом и причетники о приписке их того ж села к Покровской церкви до постройки оной Вознесенской, и что Владимирская церковь праздная, при которой они ныне священнослужение исправлюят, весьма по разным причинам к тому не способна; во оной же справке между разных касательно тех церквей обстоятельств, объяснено, что при Вознесенской, хотя земля и имеется, но плана и межевой книги на оную еще не получено, по которой справке резолюциею Его Преосвященства предписано:
Как Владимирская церковь, состоящая в прежде бывшем девичьем монастыре, по личному Его Преосвященства осмотре, крайне ветха и угрожает совершенным падением, и для того священнопричетнический клир от Вознесенской погоревшей церкви, переведенной к той Владимирской церкви, перевести к Покровской церкви для священнослужения, которое отправлять поочередно и соборне. В праздничные дни начальствовать из них тому, кто старее из них во священстве. Также и Вознесенскую ризницу перенести оттуда ж, состояние ж ее под отчетом и по особенной описи под надзиранием вознесенских священников, а дабы не могло произойти ссоры у клира в рассуждении дохода, то иметь им в рассуждении […] денег кружку, которую и делить им по-надлежащему, а прочему доходу состоять на том основании, как прежде у них было. А если они к сей согласятся полагать в кружку ж общую, то тем лучше для них, и чрез сие исполнять священнический долг, что не завиствовать и не враждовать в рассуждении ж планов и межевой книги на землю, то найстрожайше подтвердить к священникам о немедленном их исходатайствовании, и когда они получат, Его Преосвященству репортовать. Владимирскую ж церковь за крайней ветхостью, взяв из нее антиминс и прочую утварь, и иконы святые, отдав по описи с распискою в приходскую Рождественскую церковь, запечатать.
Приказали:
С прописанием означенной Его Преосвященства резолюции, для действительного по оной исполнения, послать в Макарьевское духовное правление указ, и что учинено будет, велеть репортовать в самой скорости.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 424.
Опись дел Макарьевского
духовного правления,1795 год.
Л. 1 – 1 об., 2.
Опись в Макарьевском духовном правлении учиненным поступившим в сие правление разного рода по окончанию приведенным делам, а ныне, за уничтожением оного, следующим в Княгининское духовное правление, 1795 года
Генварь.
Указы подлинные из Нижегородской духовной консистории.
[…]
16-го. 6-й. О разобрании девичьего монастыря келии и состоящей в оном ветхой церкви на построение каменной Вознесенской церкви на … 2 листах […]
Апрель.
[…]
13-го. Указы из консистории: 1-й. О представлении села Лыскова Рождественской церкви прихожанам, есть ли они хотят строить колокольню каменную, плана и фасада […]
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 74 / 1794 г.
Переписка о сломке Рождественского
девичьего монастыря в селе Лыскове,
1794 - 1795 годы.
Л. 5 – 5 об.
[Прошение князя Г.А. Грузинского в Нижегородскую духовную консисторию, 11 января 1795 года]
Макарьевской округи вотчины моей в селе Лыскове имеется упраздненный Рождественский девичий монастырь, которого ограда, равно и храм Владимирской Божией Матери, по ветхости своей угрожает ежечасным падением. А как надобность настоит вновь построить сгоревшую прошлого 792-го [года] во время бывшего в селе Лыскове пожара церковь Вознесения Господня, а в кирпиче и прочем материале, которого тут немалое количество лежит без всякой пользы, имеется великий недостаток. Того ради […] всепокорнейшее прошу позволить ломать означенную монастырскую ограду, приказать употребить оный материал на выстройку показанного Вознесения Божия храма. На что и ожидаю […] благосклоннейшего изволения […]
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 74 / 1794 г.
Переписка о сломке Рождественского
девичьего монастыря в селе Лыскове,
1794 - 1795 годы.
Л. 2 – 2 об.
[Резолюция епископа Нижегородского и Алатырского Павла на справке о Рождественском девичьем монастыре в селе Лыскове,
12 января 1795 года]
Строение упраздненного Лысковского женского монастыря, кроме Рождественской церкви и кроме покоев, занятых под духовное правление, по причине крайней ветхости разобрать купно и с церковью Владимирскою, что на вратах, и кирпич из оной употребить на построение вновь церкви в селе Лыскове в честь Вознесения Господня дозволяем. И строение оной новой церкви, равно как и разобрание погорелой прежней Вознесенской, так и сего монастыря, предать в волю помещика князя Егора Александровича Грузинского, которого усердие к церкви Божией нам известно. В замену же того князь Егор Александрович обещался обстроить порядочно и прочно духовное правление, покрыть и обелить оное по-надлежащему. И для того о всем сем Лысковскому духовному правлению предписать по-надлежащему, и протопопу о выстройке правления иметь у князя в свое время старание, настояние и наблюдение, и что будет учинено нам репортовать.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 4 / 1795 г.
Журнал присутствия Нижегородской
духовной консистории, 1795 год.
Л. 30 об.
[15 января 1795 года слушали]:
Прошение губернского дворян предводителя князя Григория (sic! – А.Д.) Александровича Грузинского о дозволении ему имеющуюся около бывшего в селе Лыскове упраздненного Рождественского девичья монастыря ограду, равно как и храм Божий, яко ветхие, разломав, отдать на выстройку вновь имеющей в том селе Лыскове строиться церкви Вознесения Господня. Резолюциею Его Преосвященства велено поступить по резолюции Его Преосвященства, наложенной на справке, вынесенной от консистории, а сие прошение, записав, приобщить к делу. Приказали:
Учинить исполнение по оной Его Преосвященства резолюции.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 4 / 1795 г.
Журнал присутствия Нижегородской
духовной консистории, 1795 год.
Л. 280 об. – 281.
[9 марта 1795 года слушали]:
Макарьевской округи ведомства Коллегии экономии села Лыскова Рожественской церкви старосты церковного Кондрата Федорова Лодыгина и всех той церкви приходских людей [прошение] о поправлении состоящей в селе их каменной Владимирской церкви для священнослужения по-прежнему; а ежели не угодно будет, то из оной о дозволении каменную построить колокольню. Резолюциею Его Преосвященства велено:
Прошение писано рукою лысковского благочинного, а из сего и видно, что он подал совет просителям просить о оставлении церкви, которая так ветха, что взойти в нее опасно, а хотя просители и прописывают, что своды только расчеплялись и провисли, но в сводах повреждения быть не может, когда стены надежны и тверды, и для того разломать непременно и церковь; есть ли же просители обяжутся колокольню построить каменную новую и следующим летом, то кирпич из церкви оставить для колокольни сей, есть ли ж строить не пожелают и откажутся, в таком случае весь кирпич употребить на Вознесенскую церковь, есть ли же они пожелают строить колокольню, то представить Его Преосвященству план и фасад для рассмотрения.
Приказали:
С прописанием оной Его Преосвященства резолюции для объявления ее Рожественским прихожанам и отрепортовании в консисторию в самоскорейшем времени о исполнении указу, предписать таковым Макарьевскому духовному правлению указом.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 422.
Указы Нижегородской духовной
консистории в Макарьевское
духовное правление, 1795 г.
Л. 25.
Указ Ея Императорского Величества самодержицы Всероссийския из Нижегородской духовной консистории Макарьевскому духовному правлению
Сего марта 2 дня поданым Его Преосвященству Павлу, епископу Нижегородскому и Алатырскому, Макарьевской округи села Лыскова Рождественской церкви староста церковной Кодрат Лодыгин с приходскими людьми прошением своим просили состоящую в прежде бывшем в оном селе девичье монастыре Владимирскую церковь, назначенную за ветхостию ее к сломке, оставить для священнослужения по-прежнему, или, по разобрании ее, кирпич употребить на построение колокольни. Почему резолюциею Его Преосвященства велено:
Прошение писано рукою лысковского благочинного, а из сего и видно, что он подал совет просителям просить о оставлении церкви, которая так ветха, что взойти в нее опасно, а хотя просители и прописывают, что своды только расщелялись и провисли, но в сводах повреждения быть не может, когда стены надежны и тверды, и для того разломать непременно и церковь; есть ли же просители обяжутся колокольню построить каменную новую и следующим летом, то кирпич из церкви оставить для колокольни сей, есть ли ж строить не пожелают и откажутся, в таком случае весь кирпич употребить на Вознесенскую церковь, есть ли же они пожелают строить колокольню, то представить Его Преосвященству план и фасад для рассмотрения, и для того Нижегородская духовная консистория приказали:
С прописанием оной Его Преосвященства резолюции, для объявления ее рождественским прихожанам, и репортавании по исполнении в консисторию в само скорейшем времени Макарьевскому духовному правлению прописать указом. Марта 22 дня 1795 года.
Ермил, протоиерей Покровский.
Секретарь Михаил Соколовский.
Канцелярист Иван Левицкий.
[Вверху листа помета]: № 48. Получен апреля 13 дня 1795 года.
© Открытый текст
размещено 19.12.2009