Внимание исследователей деревянной архитектуры давно привлекли несколько храмов, у которых нет отдельного алтарного прируба-абсиды – их алтарь размещается в единой клети с собственно церковью. Это хрестоматийно известные памятники: церковь (1485 г.) в честь Положения риз Богоматери, перевезенная из деревни Бородава в Кирилло-Белозерский музей-заповедник[1] (рис. 1), Никольская церковь (1602 г.) бывшей Муезерской Троицкой пустыни Соловецкого монастыря[2], Благовещенская (Петропавловская) церковь (1577, 1605, 1778 гг.) в селе Челмужи[3].
Перечисленные храмы имеют разную объемную композицию. Главная часть бородавской церкви – клеть с двускатным завершением, над муезерской и челмужской церквами возвышаются шатры. Нетрудно заметить, что эта небольшая группа архитектурных памятников относится к древнейшим деревянным храмам из числа сохранившихся. Результат недавних исследований церкви Положения риз Богоматери из деревни Бородава дал основание считать отсутствие алтарного прируба архаичным признаком церковного здания[4]. В отношении Никольского церкви Муезерской пустыни автором настоящей статьи было выяснено, что расположение алтаря в одной клети с собственно церковью и его неполное выделение из объема строения связаны с функциональными особенностями храма. Это была церковь при монастырской трапезной – столовой монахов в обители с общежительным уставом. Объемная композиция муезерского храма соответствует этапу развития трапезных церквей, на котором процесс постепенного выделения алтаря из объема церкви был еще далек от завершения. По аналогии с каменными прототипами, следует полагать, что первоначально алтарь вообще никак не проявлялся в объемной композиции и деревянных монастырских трапезных храмов[5]. Благовещенская церковь в Челмужах после перестроек XVII–XVIII веков[6], значительно изменивших ее облик, все же не утратила свою первоначальную особенность – расположение алтаря в одной клети с помещением для молящихся прихожан.
Среди сохранившихся деревянных храмов здания без алтарных прирубов-абсид казались исключением из общих правил планово-бъемного построения церквей. При этом до недавнего времени без научного внимания оставалась деревянная церковь в селе Юрино Балахнинского района Нижегородской области, срубленная в первой трети XVII века[7]. Она была выявлена еще Л. В. Далем, который опубликовал свой чертеж этой церкви в 1875 году (рис. 2)[8]. На чертеже представлены план и южный фасад храма. Изображенная постройка состоит из двух клетей, каждая из которых почти квадратная в плане. Восточная клеть внутри разделена тесовой перегородкой на две неравные части: в меньшем помещении находился алтарь, а в большем во время службы стояли молящиеся прихожане. С запада к церковно-алтарной клети прирублена большей площади клеть трапезной. Перед входом в нее с запада крыльца нет: вероятно, ко времени обследования церкви Л. В. Далем оно полностью разрушилось, как и одиннадцать нижних венцы сруба подклети, показанных на чертеже условно, пунктиром. Сам архитектор отмечает в тексте, к которому относится чертеж: «пол ее [юринской церкви – И. Ш.], бывший, как еще помнят старики, на подклети, лежит теперь прямо на земле»[9]. Каждая из клетей покрыта на два ската. Над кровлей восточной клети, в середине возвышается небольшой четверик, так же покрытый на два ската. Его кровлю венчает глава луковичной формы на тонкой шее и деревянный крест. Для прохода из трапезной в собственно церковь в общей стене показан широкий проем. По чертежу Л. В. Даля, в храме было четыре окна. Три проема находились с южной стороны: единственное окно, причем волоковое, освещало алтарь, и по одному четырехкосящатому («красному») приходилось на собственно церковь и трапезную. Еще одно окно, по всей вероятности, волокового устройства было прорублено в западной стене трапезной, с северной стороны от входа. В алтарной преграде на чертеже показаны три проема, соответствующие царским вратам, северной и южной дверям иконостаса.
На Казанскую церковь в селе Юрино, по чертежу Л. В. Даля, внешне очень похожи часовни, стоявшие в скитах старообрядцев-выговцев. Отличие есть только в конструктивной форме основания под главой: в Юрино – это четверик, в выговских скитах – бочка[10].
Три снимка сохранили вид Казанской церкви в 1910-х годах. Они были выявлены в альбоме А. В. Богородского – чиновника, совмещавшего «службу по полицейскому ведомству … с изучением древностей» в Балахнинском уезде[11]. На одной из фотографий этого альбома, сделанной с юго-запада (рис. 3), видны изменения в архитектуре церкви по сравнению с чертежом Л. В. Даля. В частности, не стало четверика под главой – шея главы врезается непосредственно в гребень кровли. С запада перед входом пристроено крыльцо под двускатным навесом на столбах, с перилами по бокам. Две другие фотографии дают некоторые сведения о внутреннем устройстве юринской церкви. Вход в храм снаружи обрамляли три косяка – вершник (без заплечиков) и две боковины. Они были очень широкие – толще, чем примыкавшие к ним бревна сруба трапезной. Дверь запиралась накладным внутренним замком, скважину которого снаружи окружала большая кованая накладка в форме секиры. Для прохода из трапезной в собственно церковь в стене был широкий проем с дугообразным верхом. Его большие размеры, форма завершения и отсутствие обрамления обосновывают предположение о том, что этот проем появился после переделки первоначальной двери, которая, вероятно, была косящатой конструкции, как вход снаружи. Помещение, включавшее собственно церковь и алтарь, было невысоким с плоским потолком-перекрытием из плах. Двухъярусный иконостас тябловой конструкции закрывал тесовую алтарную преграду. Два клироса с тесовыми стенками «в косяк» стояли у боковых стен не перед иконостасом, как в большинстве известных храмов, а у задней стены, при входе в церковь из трапезной. Такое расположение клиросов известно только в нескольких памятниках XVI – первой половины XVII века[12].
В начале 1990-х годов Казанская церковь в Юрине была исследована нижегородским архитектором Ю. Г. Самойловым. Под его же руководством в 1997 году выполнен проект реставрации, осуществленный в следующем, 1998 году[13] (рис. 4). Реставрационные работы дали новые сведения об архитектурно-строительной истории памятника. Обнаружились следы от утраченных конструкций: древнего крыльца – на западной стене, а также изображенного Л. В. Далем четверика под главой – на кровельных слегах. Оказалось, что в интерьере бревна стен стесаны «до половины» их диаметра и перевязаны под «прямыми углами». По всей вероятности, этот факт свидетельствует о том, что стены стесывались не сразу при строительстве храма, а позднее. Первоначально же бревна в помещениях оставались «пузатыми», как снаружи – бревна были круглыми в поперечном сечении. Так выглядели стены во многих храмах даже во второй половине XVII века, и, конечно, в предшествующее время[14].
Фотография церкви в честь Казанской иконы Богоматери в селе Юрино после реставрации опубликована в недавно изданной монографии о русском деревянном зодчестве, составленной и отредактированной А. Б. Бодэ[15].
Такие факты, как большой географический разброс сохранившихся храмов без алтарных прирубов-абсид и ранние даты их постройки наводят на мысль о том, что в первой половине XVII века и раньше подобных церквей было больше, и они были широко распространены, но не сохранились. Это суждение так и осталось бы предположительным, если бы не материалы о деревянных церквах, содержащиеся в писцовых книгах, в частности, Тамбовского уезда Верхоценской волости 1674–1678 годов, которые были опубликованы в конце XIX века[16]. В них есть детальное описание довольно большого числа церквей, дающее возможность в общих чертах представить их облик. Целесообразно детально процитировать ряд описаний, относящихся к теме настоящей статьи.
«Село Перкино на реке Цне. А в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы древянна клецки, с трапезою, на подклетах[17], а в церкви подволоки забираны досками в косяк, около церкви и трапезы паперти забираны досками ж, на паперти три лестницы, перед лестницами рундуки, крыты шатрами, на шатрах яблоки, опаиваны белым железом. Церковь и трапеза и паперти все крыты тесом. На церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым железом. …
Кулеватовского десятку село Серкино на реке на Цне. А в нем церковь чудотворца Николая деревянная клецки, алтарь прирублен четвероуголной, на подклетах; около церкви паперти, забираны досками, на паперти два всхода, один крыт тесом. Церковь и алтарь крыты тесом. На церкви клетка четвероугольная, на ней крест и яблоко опаивано белым железом. …
Село Русское на речке на Отъясе. А внем церковь чудотворца Николая деревянная клецки, алтарь прирублен, с дву сторон паперти забираны досками; церковь и алтарь крыты дранью; на церкви клетка четвероугольная, на ней крест опаиван белым железом … А церковь построена во 175 году. Колокольня на одном столбе, крыта тесом, на ней крест и яблоко, опаивано белым железом; на колокольне два колокола. А церковь и все вней церковное строение священника Аврама с приходскими людьми …
Кершенского десятку село Борки на озере Селском. А в нем церковь святаго пророка Илии, рублена в красном лесу [то есть из сосны, а не из лиственных деревьев – И. Ш.]; перед трапезою паперть забирана досками; в церкви подволока косящетая; церковь и трапеза крыты дранью; на церкви крест деревянной … А церковь и всякое церковное строение священника Протасия, дьячка Лукияна Попова с приходскими людьми …
Село Сержала на речке на Сержале. А в нем церковь святаго пророка Илии, деревянна, клецки, рублена в красном лесу, с трапезою, около церкви паперти, забираны досками; церковь и паперти крыты тесом, трапеза крыта дранью; на церкви глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … А церковь построена во 160 году. Колокольня четвероугольная, на ней два колокола …
Село, что преж сего была деревня, Черкино, и в том селе построена церковь вновь во 182 году святаго пророка Илии древянна клецки с трапезою, рублена в красном лесу; церковь и трапеза крыты дранью; на церкви глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … все церковное строение крестьянина Мирошки Афанасьева да брата его Пронки …
Питерскаго десятку село Ивенье, на реке на Цне и на речке Ивенке, а в нем церковь Вознесения Христова … деревянна клецки, с трапезою, перед трапезою паперть с дву сторон, церковь и трапеза и паперть крыты тесом, на церкви крест и яблоко опаивано белым железом … Колокольня рубленая в четыре стены, вверху забирана досками, а колокольня крыта шатром, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым железом. …
Село Питерское на реке на Цне. А в нем церковь Пресвятыя Богородицы Казанские деревяна клецки с трапезою, теплая, церковь и трапеза на взмосте, около трапезы с дву сторон паперти, церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви глава обита чешуею, на ней крест и яблоко опаиваны белым железом …
В том же селе Питерском другая церковь великого чудотворца Николая древяна, клецки на подклетах, олтарь прирублен, церковь и олтарь и паперти крыты тесом, на церкви клетка, на ней крест древян … Колокольня рублена в четыре стены, крыта шатром, на верху крест древян … А церкви обе со всею утварью строение священника Ивана Григорьева с прихожаны.
Питерскаго десятку село Крюково на реке на Цне и на речке Питерке … А в нем церковь великаго чудотворца Николая, да придел прирублен со стороны святые мученицы Параскевы. Церковь деревянная, клецки, с трапезою, трапеза теплая, церковь и придел и трапеза крыты тесом, крест железной, на придельнойцеркви крест древян … Колокольня на одном столбе …
Моршенского десятку село Сокольники на реке на Цне да на Попове озере. А в нем церковь святагго пророка Ильи древяна клецки, с трапезою на подклетах. Около церкви и трапезы сделаны паперти, забираны досками. Церковь и трапеза и паперть крыты тесом. На паперти три лестницы, над лестницами рундуки, на рундуках шатры. На церкви глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. На трапезе колокольня, крыта шатром же, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. … В церкви же и в алтаре три окна красные, в них три окончины слюдяны … А церковь … строение священника с приходскими людьми …
Село Морша на реке на Цне. А в нем церковь великого чудотворца Николая с трапезою, на подклетах теплых, около церкви и трапезы паперти забираны досками, на паперти три лестницы, перед лестницами рундуки, крыты шатрами,, церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви глава чешуею обита, крест железной … Колокольня рублена в четыре стены, крыта шатром, на ней крест железной … все строение приходских людей …
Корельскаго десятку село Устье на реке на Цне. А в нем церковь во имя великаго чудотворца Николая, рубленая в красном лесу, с трапезою, верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом. Церковь и трапеза крыты тесом. В олтаре и в церкви подволоки [алтарь в едином срубе с собственно церковью – И. Ш.] забираны досками … Церковь … и всякое строение священника Федора с приходскими людьми. Строена церковь вновь в 185 году.
Село Карели на реке на Цне. А в нем церковь Воскресение Христа … древяна, клецки, с трапезою, около церкви с дву сторон паперть забирана досками. Церковь крыта тесом. На церкви крест и яблоко опаиваны белым железом .. Трапеза и паперти крыты дранью … А церковь строение приходских людей …
Алкужского десятку село Мутасьево на реке на Цне и речке Пичавке и на озере Пичавском. А в нем церковь Воздвижения честнаго и животворящего креста Господня деревяна клецки с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу, около церкви паперть с дву сторон, забирана досками. Церковь и трапеза и паперти рыты тесом. На церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом …
Алкужского десятку село Борки на реке на Цне и на озере на Обманове. А в нем церковь Воскресения Христа Бога нашего деревянная клецки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу, около церкви и трапезы паперти забираны досками, на паперти один всход, а церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви клетка шестерик, глава обита чешуею, крест и яблоко опаиваны белым железом … Колокольня на одном столбе, крыта тесом, на ней крест деревянной. На колокольне два колокола … А церковь строение мирское, построена во 162 году …
Новоселскаго десятку село Серповое на реке Серпу. А в нем церковь Обновление храма Воскресение Христа Бога нашего, деревянная, клетцки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу; перед трапезою паперть, забирана досками, церковь и трапеза, и паперть, и на паперть всход крыты тесом; кровля ветха; на церкви крест деревянной … Колокольня на одном столбе, крыта тесом, яблоко опаивано белым железом, крест железнолй …
Пенковскаго десятку село Пенки, Романово тож, на реке Серпу. А в нем церковь обновление храма Воскресение Христа Бога нашего рублена, с трапезою, на подклетах, перед трапезою паперть; церковь и трапеза и паперть и на паперть всход крыты тесом; на церкви верх шатровой, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано железом … А церковь построена во 162 году. У церкви колокольня на одном столбе, крыта тесом, чяблоко опаивано белым железом, на яблоке крест железной …
Село Давыдово на реке на Серпу. А в нем церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная клецки, олтарь прирублен, около церкви с трех сторон паперти забираны досками, церковь и олтарь и паперти крыты тесом; на паперти всход один, крыт тесом; на церкви клетка четвероугольная, на ней яблоко деревянное, крест железной … Колокольня на четырех столпах дубовых, крыта тесом, ветха, крест железной …»[18].
«В Тамбовском уезде в Верхоценской волости монастырь чудотворца Николая, Мамонтова пустыня, что на Глубоком озере, приписан к Савину монастырю. А в монастыре церковь во имя чудотворца Николая. Олтарь прирублен круглой в пять стен. Церковь с трапезою. Да с правой стороны у церкви прирублена церковь же во имя святаго и праведнаго Алексея человека Божия. Церкви и олтари и трапезы крыты тесом. На церквах главы обиваны чешуею. Кресты и яблоки опаиваны белым железом. … На святых воротех колокольня, рублена в четыре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянной … Монастырь огорожен взамет …»[19].
В связи с упоминанием в писцовых книгах Тамбовского уезда шатровой безабсидной церкви особый интерес вызывает один из рисунков Антониуса Хутеероса, опубликованный и прокомментированный в наши дни А. А. Шенниковым[20]. На рисунке изображен «погост Романов», точнее две его центральные постройки (рис. 5). А. Хутеерос так объясняет их назначение: «В этом месте стояли церковь и башня с ратушей и канцелярией»[21]. А. А. Шенников предположил, что изображенная в книге А. Хутеероса «башня», на самом деле – колокольня, к которой примыкает мирская изба. Иной точки зрения придерживается Ю. Г. Малков. По его мнению, здание с «башней» на рисунке – тоже церковь[22]. При этом Ю. Г. Малков оставляет без комментария отсутствие у башни алтарного прируба.
Действительно, на высоком четверике «башни» сооружен шатровый восьмерик, который много ýже основания (рис. 5). Переход от нижнего объема к верхнему объему перекрывает ряд двускатных конструкций. Эти конструкции напоминают покрытие перехода от четверика к восьмерику Петропавловской церкви (1620 г.) на Лычном острове (Карелия) или от восьмерика к восьмерику Никольской церкви (1696 г.) села Согинцы (Ленинградская область)[23]. Если согласиться с таким объяснением назначения двускатных конструкций, изображенных на «башне» в книге А. Хутеероса, то станет очевидно, что на рисунке показана церковь без прирубленного алтаря-абсиды, но с трапезной и тесовой папертью. Хорошо известно, что трапезные приходских церквей во многих случаях играли роль мирской избы. Например, в селе Ковда (нынешняя Мурманская область) в 1681 году отдельно стояла «земская изба … за трапезы место» [24].
Описание одной из церквей в писцовой книге Верхоценской волости, по нашему мнению, усиливает основательность точки зрения Ю. Г. Малкова. «Село Алкужи на реке на Цне и на речке Пичавке. А в нем церковь Воскресения Христа Бога нашего деревянная, клецки, с трапезою, на подклетах, рублена в красном лесу; около церкви и трапезы паперти забираны досками; а церкви и трапеза и паперти крыты тесом; на церкви верх шатровой на осмерике; глава обита чешуею; крест и яблоко опаивано белым железом … Колокольня на одном столбе, на ней два колокола … А церковь строение мирское …»[25].
В этом тексте идет речь о шатровой церкви типа восьмерик на четверике без алтарного прируба, но с трапезной и папертью, правда, более обширной – она примыкала не только к трапезной, как в погосте Романов, но и к церкви.
Анализ сведений о деревянных церквах из писцовых книг Верхоценской волости Тамбовского уезда приводит к следующим выводам. В Верхоценской волости приходских храмов без алтарных прирубов было значительно больше, чем с прирубами: из двадцати церквей, внесенных в книги писцами, только четыре имели прирубы-абсиды, то есть только 20% от общего числа. Все прирубленные алтари были прямоугольными. Только у церкви, которая находилась в монастыре, алтарь был «круглой в пять стен». Общий вывод: прирубленные алтари в приходских храмах – как холодных, так и теплых, разной объемной композиции – широко распространились только во второй половине XVII века.
1. Церковь положения риз Богоматери из деревни Бородавы (1485 г.). Вид с северо-востока. Фото И. Н. Шургина, 1998 г.
2. Казанская церковь в селе Юрине. План и южный фасад. Чертеж Л. В. Даля. Воспроизводится по: Зодчий. СПб., 1875. № 6. Лист 30а, 30б.
3. Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада. Фото из альбома А. В. Богородского, 1910-е годы. Получено от А. И. Давыдова.
4. Казанская церковь в селе Юрине. Вид с юго-запада после реставрации. Фото З. Мухина, 2008 г. Получено от А. Б. Бодэ.
5. Погост Романов. Рисунок из книги А. Хутеериса, 1615 г. Воспроизводится по: Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 год) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. М., 1983. С.349.
Опубл.: XVII век в истории и культуре Русского Севера: материалы XII Каргопольской научной конференции : [14-16 августа 2012 г.] / сост.: Н. И. Тормосова ; науч. ред.: канд. ист. наук, проф.Н. И. Решетников]. Каргополь, 2012. С. 85–93.
[1] Кирилловский район Вологодской области.
[2] Беломорский район Республики Карелия. Фото церкви см.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие. М., 2006. Рис. 3.1а.
[3] Медвежьегорский район Республики Карелия. Фото церкви см.: Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. Рис. 30, 34–36.
[4] Шургин И. Н. Новые данные об устройстве деревянных церквей на Русском севере // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы» (Архангельск, 8–11 июля 2009 года). Архангельск, 2010. С. 99–110.
[5] Шургин И. Н. Исчезающее наследие. М., 2006. С. 36–37.
[6] [Вахрамеева Т. И., Кургузова Е. Е.] Богоявленская церковь села Челмужи. [Петрозаводск, 198].
[7] Балахнинский район. Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры. Нижний Новгород, 2011. С. 208–210.
[8] Зодчий. СПб., 1875. № 6. Лист 30а, 30б.
[9] Даль Л. В. Древние деревянные церкви в России // Зодчий. СПб., 1875. № 6. С. 78.
[10] Красовский Мих. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество. Пг., 1916. С. 183, рис. 221; Неизвестная Россия. К 300-етию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. М., 1994. С. 8, 66, 71.
[11] Давыдов А. И. Судьба деревянных храмов Балахнинского уезда Нижегородской губернии // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 2007. С. 443. Автор настоящей статьи благодарит А. В. Давыдова за любезно предоставленные копии фотоснимков из альбома А. В. Богородского.
[12] Клиросы расположены у входа в помещение, например, в церкви 1530-х годов во имя Рождества Богородицы из села Передки. См.: Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. СПб., 2008. С. 346.
[13] Самойлов Ю. Г. Казанская церковь XVII в. в с. Юрино Нижегородской области (исследование и реставрация) // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры. Нижний Новгород, 1999. С. 53–57.
[14] Например, церкви: Флоролаврская (1679 г.) «что на Кулде» (Шургин И. Н. Новые данные об устройстве деревянных церквей… С. 101); Ризположения (1485 г.) из деревни Бородава (по наблюдениям А. В. Попова); Богородицерождественская (1530-х гг.) из села Передки и др.
[15] Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции. М., 2012. С. 43.
[16] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечено из архивов членом Тамбовской Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1888.
[17] Здесь и далее выделено нами – И. Ш.
[18] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечено из архивов членом Тамбовской Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1888. С. 4–74.
[19] Мамонтова пустынь. Документы, относящиеся к истории пустыни, собранные членом Архивной комиссии П. И. Пискаревым. Тамбов, 1887. С. 97, 100.
[20] Шенников А. А. Русское деревянное зодчество начала XVII века по книге А. Хутеериса // Современный художественный музей. Л., 1980. С. 138, рис. 8.
[22]. Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 год) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 349–351.
[23] Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. Рис. 55 97, 99, 105.
[24] Акты археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. 4. С. 336.
[25] Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда // Известия Тамбовской Архивной комиссии. Тамбов, 1888. С. 58–59.