АРХИТЕКТОР, Architecte, слово Греческое, составленное из άρχός, начальник, и τέκτων, строитель (плотник пли каменщик) и значащее начальник над плотниками. Как в новейшие времена Архитектура, по роду построений, разделилась на особые отрасли, чего не было у Древних, то и название Архитектора присвоено у нас тому, кто занимается собственно Гражданскою Архитектурою. Теория и практика Архитектуры требуют от посвятившего себя ей природных способностей, больших сведений и навыка. Платон и даже Цицерон, когда хотели представить науку обширною, то сравнивали ее с Архитектурой. И действительно, как может Архитектор руководить не только работниками разного рода, но и предназначать занятия другим художникам и помещать произведения их в приличном месте и свете, если он сам не имеет потребных сведений для выполнения своей мысли, для соглашения и направления множества рук и умов к одной цели, для покорения многих воль одной воле, одному уму? Витрувий, в сочинении своем об Архитектуре, описывает подробно образование и качества Архитектора. Он говорит, что Архитектор должен уметь писать и рисовать, знать Арифметику и Геометрию, Оптику, Историю, Философию , иметь понятие о Музыке, Врачебной Науке, Юриспруденции и Астрономии. Чтобы заслужить доверенность и уважение своих сограждан, Архитектор должен поступать во всем честно и бескорыстно. Чуждый скупости и низких спекуляций, он должен заботиться о сохранении своего доброго имени и о сбережении пользы другого, а это, говорить Витрувий, и предписывает Философия. Юриспруденция, по мнению Витрувия, необходима для Архитектора потому, что он, зная законы и обыкновения разных мест, относительно до прав соседа, до расположения кровельных стоков и т. п., может предупредить тяжбы, которые ввели бы хозяина строения в издержки, и подать совет в заключении условий ясных и отчетливых.
В наше время звание Архитектора налагает на человека, преимущественно занимающегося Архитектурою, обязанность составлять проекты разного рода гражданским построениям, исчислять издержки, посредством смет, потребные на производство зданий, свидетельствовать и оценивать существующая строения. Архитектор определяет качество материалов, выдает детали, назначающие форму и размер каждой части строения, располагает работами, и наблюдает за надлежащим их исполнением. Для этого, при обширном производстве работ, назначаются в пособие ему помощники, комиссары, каменных дел мастера, десятники, иногда инженеры и механики.
Положение Архитектора в обществе и необходимость сношений его с людьми всех званий и состояний, требуют от Архитектора образования общего. Для исполнения же принимаемой им на себя обязанности необходимы прелиминарные познания, в числе которых занимают первое место Рисование и Математика, и из последней главнейшие приложения ее к некоторым отраслям Механики, Начертательной Геометрии и наиболее Перспективе. Химия и Физика, часть Естественной Истории, особенно Минералогия не менее необходимы для Архитектора, хотя не в полном изучении, но по мере надобности в этих науках дли познания рода и свойства материалов, для составления хороших растворов, для исчисления разного рода сил, распора, давления, сопротивления, для устройства разного рода нагревательных приборов, дли очищения и возобновления испорченного в зданиях воздуха, и пр. Только при помощи этих наук доступно будет ему изучение Искусства Строительного, которое состоит: 1) в надлежащем познании строительных элементов, и 2) в знании способов их употребления, сообразно их свойству, назначению строения и экономии. Необходимость основательного изучения этой важной части Архитектуры очевидна. Каким бы ни обладал Архитектор талантом и вкусом, но проекты его должны быть возможны в исполнении, сообразны с местными средствами, и должны удовлетворять условиям удобства, прочности и экономии.
Было время, когда молодые художники с жаром предавались изучению только украшений, образованию вкуса, искусству в собственном смысле, и пренебрегали науками, менее завлекательными, считая вовсе неважным выбор и хорошее употребление способов построения. Поэтому практика таких Архитекторов, даже самая удачная, никогда не пополняла недостатка теоретических сведений, без которых они до конца своей жизни сохраняли жалкое незнание иных предметов, известных опытному работнику. В специальном изучении Архитектуры, по отношению к расположению и украшениям, весьма важно изучать также обычаи и потребности современные, чтобы не подвергнуться упреками, иногда основательным, в пристрастии к Древним, у которых все занимаем, и употребляем, без соображения к нашими понятиям об, удобстве и приличии, с климатом, нравами и местными средствами. Не должно, однако же, заключать из того, что изучение Архитектуры древней будто бы бесполезно, напротив, Архитектор должен хорошо знать историю своего искусства и особенно памятники, Древних, не для рабского им подражания, но для изучения духа, вкуса и оригинальности Древних и применения того к настоящим потребностям общества. Даже для полноты архитектонического образования, мы признаем познание всех стилей Архитектуры во все времена и у всех народов, потому, что творить из ничего невозможно; но возобновлять древние или устарелые идеи в новых построениях должно с крайнею осмотрительностью, соображением с духом времени, и не забывать, однако же, что духом времени называют иногда это прихотливое, минутное предпочтете какого либо старого стиля, оставленного, забытого потому, что мы находимся совершенно в других отношениях житейских, политических и религиозных.
Архитектура менее всех искусств увлекается романтизмом, и не отвергая впрочем ничего оригинального и творческого, она страшится только впустить в область свою все незрелое, прихотливое, своевольное, ошибочное. Между теми познание памятников страны своей признается небесполезным для Архитектора, в том предположении, что в них отражаются национальный вкус, нравы и климат виднее и ярче.
Не по отношению к искусству, но для сохранения удобств в жизни признается также необходимым понятие о жилищах народов нам современных, у которых искусство построения и расположения их развилось в высшей степени.
В совокупности познаний, потребных Архитектору для надлежащего исполнения его обязанностей, не последнее место занимают правила составления смет, оценки строений и отчетности, и познание законов строительных. Легко понять пользу таких знаний, нужных для того, чтобы определить издержки предполагаемой операций, или оценить произведенное уже здание, или чтоб избежать в проектах всякого расположения или очень убыточного, или несообразного с узаконениями, что может возродить тяжбу и Архитектора ввести в ответственность.
Мы почитаем бесполезным исчислять нравственные качества, необходимые для этого знания: важность сумм, Архитектору доверяемых, степень уважения, ему оказываемого, требуют и со стороны Архитектора строжайшей справедливости, бескорыстия и постоянства в правилах. Входя же, по обязанности своей в непосредственные, частые сношения с людьми образованными и с людьми грубыми, с особами высшего круга и с простыми работниками, Архитектор, как и художник, чиновник и гражданин, должен быть человек образованный, скромный, снисходительный и знакомый с приличиями общежития. Деятельность, порядок и любовь к трудам сопряжены с этим званием по множеству заботь и попечений, по важности случаев и затруднений, которые надо предвидеть, преодолеть, отвратить, и которые, при меньшей способности к напряженному размышлению, иногда кажутся вовсе непреодолимыми.
В других искусствах некоторая небрежность, маленькая леность не только извинительны, но даже делают черту, вовсе нерезкую, в характере художника. Эскиз в живописи или ваянии имеет свою цену; в Архитектуре, напротив, все — от мелочи до важного — требует совестливого внимания и постоянства, и потому-то, нередко, в исполнении предмета, даже маловажного, замечается искра таланта.
Многое из сказанного Архитектор может приобрести учением, старанием, навыком, терпением; но одна природа наделяет любимца своего творческим даром, душою сильною, жадною к принятию впечатлений, но гордою и неспособною унижаться до рабского подражания или удовлетворения прихотям невежества и безвкусия. Из такого-то источника выливаются те гениальные произведения, которые живут не годами, а веками, которым удивляется, переде которыми благоговеет потомство...
Молодой Русский Архитектор, окончив курс академического учения, и ознаменовав себя отличными успехами, под благотворным щитом правительства, охраняющим его от нужд и затруднений, посещает страны, заключающие в себе великие памятники Архитектуры. Там, предавшись разысканиям и углубясь во времена отдаленные, по развалинам, ничего незначащим для простого глаза, открывает он тайны искусства, процветавшего некогда во всем своем величии у Греков и Римлян.
Пробегая классическую Италию, покрытую произведениями Виньолы, Балтазара-Перуцци, Палладия и других, сколько встретит он предметов для размышления и даже практического изучения! Он становится судьею этих писателей-архитекторов, сверяет преподанные ими правила с их собственными творениями, и изыскивает способы, какие они употребляли для произведения того или другого эффекта. Он старается постичь, что заняли они из Архитектуры Древних, в чем отступили от нее, что ввели нового по требованию своего времени. С сожалением видит он, что со стороны вкуса и Архитектура, по временам, должна была покоряться прихотям, чтоб не сказать моде, и отвращает недовольный взор от причудливых и странных произведений Борромини и других зодчих, ему подобных!..
Так должен быть приготовлен Архитектор для построений важных в государстве, построений монументальных, передающих наш вкус, нашу образованность векам грядущим. Но есть Архитекторы, и посторонними способами, и собственным старанием приобретшие искусство, известность и уважение. Таких почтенных людей не должно смешивать с теми спекулянтами строителями, которые искусство обратили в промышленность, и которые, под присвоенным самовольно титлом Архитектора, пользуясь недальновидностью и простотою хозяев, производят строения, оскорбительные для истинного вкуса, и, к сожалению, иногда совращающие с прямого пути молодых, неопытных художников. Утешительно думать, что такие эмпирики-архитекторы со временем исчезнут сами собой при большем распространении правильных понятий об Архитектуре, но теперь число надлежаще образованных Архитекторов далеко не удовлетворяет еще настоящей в них потребности.
Архитектор, для составления смет, должен иметь сведения о местных ценах на материалы, и понимать все работы столько, чтобы мог определить их ценность, а при производстве показать недобросовестному или неискусному работнику его упущения или ошибки. Само по себе разумеется, что Архитектор должен знать лучше всякого мастерового, что относится до теории его мастерства, напр. хороший каменщик умеет класть кирпич в стенах и сводах, но он не понимаете, от чего кирпич в том, а не в другом положении выдерживает большее давление, или от какой причины связывается с известию; не понимает того, для чего именно известь смешивается с песком, и может ли быть употребляема одна известь. Наш плотник отлично вытешет брус, но только сравнительно и часто ошибочно определит тяжесть, которую брус может выдержать. Положим даже, что и наши плотники, печники и каменщики, со временем, будут иметь некоторый понятия о началах Геометрии, Статики, Физики и Химии, но кто при исполнении плана лучше поймет его, как не тот, кто составлял его, и кто может положиться во всем на честность работника или подрядчика, которого личная выгода требует скорого исполнения работы, и худые от того последствия не скоро могут быть замечены?
Относительно до надзора за работами можем сказать, что не все Архитекторы бывают к этому способны, хотя б они были и одинаково к тому приготовлены. Есть из них люди, одаренные пылким воображением, способные только творить, а не выполнять, сильные в проектах и, не редко, слабые в практике по недостатку терпения. Если сама природа отличила таких людей «печатью дара на челе», то пусть они занимаются тем, к чему влечет их собственная наклонность, не принуждая себя к занятиям практическим или счетным; но гении, во всем, рождаются веками, и в то время, когда зодчество в Греции находилось в высшем развитии, Платон сказал: хорошие Архитекторы редки!
Говоря вообще, нельзя похвалить тех Архитекторов, людей, впрочем, с большими достоинствами, которые, избегая хлопотливых практических занятий, любят в тиши своего кабинета заниматься составлением проектов, предоставляя другим приводить их в исполнение, т.е., сочинять сметы, смотреть за производством строения и усчитывать работы. Хотя в ремеслах и технических производствах промышленности, ничто так, не способствует ее успеху, как правильное разделение работ, но нельзя сказать того о занятиях умственных, совершенное исполнение которых зависит от общности соображений.
Поэтому Академия Художеств, учредив у себя класс теории Строительного Искусства, где молодым людям заранее сообщаются правила составления смет, оценки работ и отчетности, правила простые и легкие и в таком порядке и ясности как то должно быть во всех отношениях и особенно в добром хозяйстве (экономии), сделала весьма полезное дело. Благодаря этой мере, можно надеяться, что будущие наши Архитекторы реже будут вверять себя людям, может быть честным и усердным, но вообще мало имеющим понятия о ходе и производстве работ строительных.
Обязанности и ответственность Архитектора по закону. В составлении смет Архитекторы обязаны руководствоваться Положением о количестве материалов. Т. 12. Устава Строительного стат. 567.
Архитекторы, строящие казенные здания, обязаны непременно руководствоваться в составлении смет строгою справедливостью, и чтобы смета не была одностороннею, то поручается поверять ее другим Архитекторам, которые обязаны удостоверить, под опасением строгой ответственности по законам, что та смета составлена на основании Положения. Строит. Уст. стат. 570.
Издержки на составление планов и на наем Архитектору, в случае крайней нужды, помощника, относятся на счет тех мест и лиц, для которых здание строится или починивается. Стат. 571.
Архитекторы и их помощники, будучи при строениях, обязаны прилагать всевозможное старание о прочности их, наблюдая неослабно за добротою материалов и за надлежащим их употреблением. В противном случае Архитекторы подвергаются строгому ответу и неминуемому взысканию по мере вреда и убытка, от их погрешностей и несмотрения происшедшего. Правило это относится к общественным и частным строениям. Стр. Уст. стат. 630.
Архитектор ни в каком случае не может отговариваться негодностью материала, потому что он волен приниматься или нет за строение, к которому назначены дурные материалы. Стат. 631.
При построении он обязан брать все предосторожности, могущие отвратить пожар, наблюдая, чтобы печи ставились в удобных и безопасных местах, и не допуская проводить деревянные брусья близ таких мест, где выводятся печные трубы. Стат. 639.
За оплошность при освидетельствовании казенных построек, Архитекторы подвергаются аресту. Стат. 633.
В случае пожара, происшедшего в казенном здании от дурного устройства печей, издержки, на переделки по этому случаю употребленные, обращаются на счет Архитектора. Ст. 634.
На ответственность Архитекторов возлагается и прочное устроение подмостков при строениях. Стат. 635.
Для черчения планов и фасадов, обыватели С. Петербурга, избирают Архитекторов по своему желанию. Архитекторы должны подписывать на планах и фасадах свое имя, и кто из них при каком месте служит, или вольною практикою занимается.
Архитекторы при черчении планов местоположению, по просьбам обывателей, обязаны снимать планы с натуры, означая существующее уже и предполагаемое вновь строение с строжайшею точностью расположения и меры, какую имеет каждый корпус в длине, ширине и в расстоянии один от другого. За всякую неверность Архитектор подвергается взысканию, как неисполнитель закона. Стат. 734 6 и 7.
Архитектор Свиязев.
АРХИТЕКТУРА (Architecture), от слова Архитектор, по-cлавянски Зодчий. Архитектура, или Зодчество, есть искусство изобретать и возводить в данном пространстве разных родов построения, следуя требованиям необходимости и покоряясь законам, почерпнутым в природе и утвержденным условными правилами вкуса и опыта. Архитектура, как искусство строить, принадлежит всем векам и народам; но Архитектура в смысле искусства изящного является вместе с развитием других искусств, при известной степени образования гражданских обществ. Некоторые ученые почитают Архитектуру более наукою, нежели изящным искусством; но мнение сие не имеет твердости. Все изящные искусства имеют часть механическую или исполнительную, и художественную или творческую. Первая требует навыка, опыта, правил — и собственно есть наука; вторая воображения, ума и фантазии; а где свободный гений созидает прекрасные идеалы и проявляет их в произведениях, чувственному сознанию подлежащих, там искусство восходит на степень изящного. Посему и Архитектура есть и наука и искусство изящное. Архитектура наука есть собственно строительное искусство, имеющее предметом познание почвы, строительных материалов и всех способов употребления их в деле; достижение прочности при построении есть цель Архитектуры науки. Архитектура, искусство изящное, имеет в предмете, посредством созданий своих, удовлетворяющих необходимому, доставить наслаждение врожденному или воспитанному в человеке чувству прекрасного. Цель такой Архитектуры есть выражение значения каждого здания в полном развитии красоты ему приличной. Не скоро могла Архитектура возвыситься на степень такого искусства. Порожденная нуждою, она должна была долго находиться во младенчестве, и потому самому, что развивалась вместе и постепенно с образованием различных народов, обитавших в различных странах и климатах, и притом при различных обстоятельствах, религиях и гражданских установлениях, она подвергалась стольким изменениям и разделилась на столько родов Архитектур, носящих на себе особую печать оригинальности. Главнейшие из них суть: Индийская, Египетская, Китайская, Персидская, Греческая, Римская, Арабская, Мавританская, Готическая, Итальянская, и проч.
Под общим словом Архитектуры разумеют также и другие строительные искусства, как-то: Архитектуру военную, корабельную, гидротехническую, и проч.; но как в сих отраслях Архитектуры главное есть польза, а красота условие только побочное и не необходимое, то те роды зданий частных и публичных, которые в гражданском быту необходимы для покойной и приятной жизни (дома), соединения людей на служение Вышнему (храмы), жилища царей и владык (дворцы), пребывания правительств (присутствия), или для завета потомству славы великих деяний, просвещения и вкуса народов (памятники), а потому кроме прочности и удобства требуют красоты, как непременного условия, составляют область Архитектуры Гражданской.
Архитектура Гражданская (подразделяемая еще на Архитектуру Городскую и Сельскую) следовательно, есть строительное искусство, по преимуществу изящное; и тот только архитектор есть истинный художник, кто удовлетворительным, для ума эстетического соблюдением упомянутых трех условий производит те неопределимые впечатления, которые, говоря, так сказать, понятным для нас языком о значении рассматриваемого здания, доставляют наслаждение и чувству зрения и уму нашему. Изящная красота строения так тесно связана с первым требованием нужды и пользы, что отдельно существовать не может; по сей причине и средства к украшению произведений строительного искусства должны быть употребляемы только те, которые для выражения характера здания необходимы, или но крайней мере должны казаться таковыми. Закон этот ест основной в Архитектуре, узда, управляющая воображением и ведущая его сквозь прихоти безотчетливости, не давая совращаться с пути, лежащего к назначенной пели. Это закон ума. Для первого руководства в Архитектуре, как образовательном искусстве, существуют правила; но в эстетическому смысле их нельзя принимать за неизменные; иначе они уничтожили б свободу художества, и сделали бы его механическим; эти правила должны служить только указателем того, к чему должно стремиться, чтобы достигать красоты, оставляя впрочем умеющему употреблять их, волю извлекать из под математической оболочки все те средства, чрез который определяется вкус, стиль и характер здания, всегда относительный по идее последнего.
Все эти правила суть условный плод вековых наблюдений и изучения законов природы. Но природа сама, следуя всегда великому закону естества, во всех своих произведениях до бесконечности разнообразна; потому-то и правила, руководствуются в художестве, могут более или менее изменяться для яснейшего выражения идеалов. Это закон опыта, развязывающий крылья гению, и способный вести его к великим и новым созиданиям.
На сем основании Архитектура, по-видимому, связанная правилами, есть в сущности искусство свободное, неограниченное, идеальное; это поэзия в других токмо отношениях.
Семя изящного в сем искусстве было брошено в землю с первым отторгнутым от скалы камнем, с первым срубленным деревом для защиты человека от непогоды, и произрастая разными отраслями, оно произвело разнородные плоды, блестящие в своей зрелости красотою, каждому из них приличною. Так, смотря без предубеждения на все роды Архитектур, мы находим везде ту же красоту, но иначе или не везде равно успешно выраженную. Не столько, может быть, гении народов тому причиною, сколько место, время и обстоятельства.
Начало всем к Архитектурам общее: люди искали покрова, и находили его или в пещерах, или под палаткою из звериной кожи, или под кровлей из древесных сучьев; вместе с образованием они начали чувствовать потребность удобства. Тут начало строительного искусства. Человек имел перед собою образцы в природе; пещеры научили жителей безлесной, каменистой земли искать убежища во внутренности скал, или искать средств, как лучше собирать камни и составлять из них жилища, в тех местах, где польза того требовала; вот начало правил Архитектур, каковы Индийская (древняя) и Египетская. Жители долин, окруженные лесистыми горами, естественно прибегли к деревьям; утвердив стойки в земле, связав верх их другими брусьями, и прикрыв древесными сучьями, они положили основание и характеристику Архитектуры Греческой, которая и в последствии, при усовершенствовании, в своих мраморных храмах, не отбросила ни одной из первых составных частей. Таким образом обозначился путь от первой догадки до изящного искусства, таким образом возвысились на правилах первой хижины храмы Парфенонские. Но прежде нежели достигли до сего совершенства и прежде нежели постигли истинную красоту, прошли целые тысячелетия деятельности, учения и наблюдений! Архитектура китайцев берет свое начало так же, как и у других народов, от нужды; она может хвалиться большею древностью, ибо, сколько можно заключить из неизменного существования этого народа, до сих пор не уклонилась от своих первых начал. Их загнутые кверху полы крыш дают повод думать, что строительное искусство произошло у них от палатки, и это представляется тем вероятнее, что народы, населяющие обширнейшую страну сию, происходят от пастушеских племен, на кочевье, необходимо должны были прибегнуть к сего рода покрову. Более ничего почти нельзя сказать об искусстве строить у Китайцев, ибо оно, не будучи у них искусством свободным, изобретательным, существует более в приличиях, отличающих дворец императора от дома богатого мандарина, а сей последний от жилища убогого ремесленника. У них руководством в этом искусстве служить навык, для коего нужен только работник, знающий обычаи и приличия земли.
Азия служила колыбелью искусств. В числе народов, в сей части света обитавших, Вавилоняне были первые, употреблявшие зодчество с роскошью и в огромных размерах; по преданиям дошли до нас сведения о знаменитом храме Бела, о дворцах и висящих садах Семирамиды, Около тех же времен славилась у Ассириян, почти неимоверным великолепием своих зданий и городских стен, столица Нинивия. У Финикиян, знаменитых в древнем мире торговлею и промышленностью, возникают богатые города: Сидон, Тир, Арадус и Сарефта; потом колония Карфаген. У Израильтян сооружается храм Соломонов; у Сирийцев и Филистимлян зодчество распространяется, но все эти сведения, до нас дошедшие, столь неполны, что мы не имея никаких существующих остатков строительного искусства, ничего более сказать не можем. От Индиян и Египтян, напротив, сохранились доныне памятники их зодчества; подземные храмы первых, изрытые в скалах острова Элефантины и в Салсете, удивляют путешественников своим размером и затейливостью украшений, из коих некоторые служили, может быть, в глубокой древности примером для самых Греков.
В горах Египта находятся обширные подземелья (Гипогеи) в которых заключались, кроме храмов, жилища и места, где хоронили умерших. Сверх того существуют многие, частью полуразрушенные, частью довольно уцелевшие, отдельно сооруженные храмы, пирамиды, обелиски и гробницы, испещренные до невероятности множеством барельефов (из коих некоторые покрыты красками, еще доныне свежими и яркими) и поражающие зрителя своею колоссальностью. Сведения, которые находим у древних историков о необычайном великолепии Фив и Мемфиса, подтверждаются развалинами первого из их знаменитых городов, свидетельствующими о духе и характере Архитектуры Египтян, отличавшейся какою-то тяжестью и твердостью, соединенными с великолепием, и в последствии с весьма тонкою и приятною отделкою частей. Начиная с пирамид до последнего саркофага, с великолепных храмов Дендерахских до самого незначащего остатка Египетской Архитектуры, все заставляет удивляться предприимчивости человека. Богатые остатки Персидской Архитектуры находим в развалинах Персеполя, называемых жителями страны Чильминар (сорок колонн), именем, данным Магометанами, вероятно тогда еще, когда это число колонн оставалось от царского дворца в целости, также в гробницах и других немногих впрочем памятниках. От Этрусков сохранились до нашего времени некоторые остатки городских стен и гробниц; но собственно философия Архитектуры развивается только у Греков, чему споспешествовали и даровитость народа, и политическое состоянье, и общее образование, и взаимное соревнование Греции, разделенной на разные, одна от другой независевшие области. Чувство прекрасного, врожденное и счастливо развитое у сего народа, обратило внимание его на соотношение частей к малому — и было причиною изобретения тех различных по характерам но равно прекрасных чинов, или орденов Архитектуры, которые остались навсегда образцовыми. Конечно, и у Греков Архитектура имела свой век младенчества, но за то она и возвысилась у них на такую степень совершенства, какой не достигала у других народов. Они первые облекли основные правила, извлеченные из построения хижины, в оболочку высшей красоты, не изменив ничего в существенно необходимом и сохранив благородство простоты. Первый плод их усовершенствования в Архитектуре был изобретение Дорического ордена. История зодчества истинная, ясная, не подлежащая догадкам или предположениям археологов, начинается вместе с образованностью Греции. Первые Греческие архитекторы, о которых упоминают бытописатели ее, и жившие перед Троянскою войною около 1,400 лет до нашей эры, были Агамед и Трофоний, Эуриал и Гипербий, изобретатель кирпича. После Троянской войны Греция упрочивается внешним миром; искусства распространяются в Малой Азии и в Пелопоннесе; здесь сооружаются города Коринф и Сикион; начинают процветать Афины. Греческая Архитектура, вместе с переселенцами переходит в полуденную Италию и Сицилию, где доныне остающиеся памятники Селинунта, Согеста и Агригента показывают, с какою быстротою она тогда развилась и достигла утонченности вкуса, особенно ее отличающей.
Около того времени Гермоген из Алабанды, города в Карии, употребляет в первый раз при построении храма Бахуса в Феосе Ионический орден, хотя еще не в совершенных формах: он не поместил под колонны баз. Каллимах изобретает Коринфскую капитель; во многих местах Греции воздвигаются храмы, портики и другие общественные здания. Зодчие испытывают средства более возвысить Архитектуру, и таким образом приуготовляется прекрасный век Перикла. Между зодчими сего века особенно прославили имена свои Фидиас, ваятель и зодчий, вместе с Иктинусом и Каликратом строители Парфенона; Мнесикл, строитель Пропилеев, и Филон, построивший театр Одеон, изобретение коего приписывается самому Периклу, изучавшему Архитектуру под руководством наставника своего и друга, Анаксагора. Под влиянием сих-то гениальных людей зодчество достигло высшей степени совершенства, отразившегося не токмо в храмах, но и в других общественных зданиях, как-то, театрах, портиках, гимназиях и даже домах частных. К сему времени можно отнести усовершенствование Ионического ордена, во всей красе своей явившегося в храме Минервы Поллады и Эрехтея. Пелопонесская война не могла не остановить ход искусств, и хотя в последствии Греция украсилась новыми произведениями, но строгий стиль истинной красоты начал быть подавляем изысканностью и тем менее зодчество стало покоряться требованиям рассудка, чем более оно становилось уделом обогащенных войною и промышленностью Греков; –– в веке Александра Великого красивость заменила красоту.
Можно предполагать, что Пальмира и Гелиополис (Балбек), изумляющие самое дерзкое воображение как великолепием так и размером зданий своих, воздвигнуты в то время уже, когда роскошь и избыток, украшений архитектурных предвещали близкий упадок искусства. По окончании войны Персидской, Александр Великий употребил Динократа для построения Александрии; сей же зодчий возобновил и храм Эфесский. Сострат соорудил знаменитый в древности маяк на острове Фаросе, при Птоломее Филадельфе. Между тем Греция, изнуренная внутренними и внешними войнами, с утратою своего политического существования беднела истинно отличными зодчими, и наконец Рим, покоритель мира, потушил в ней и последнюю искру священного светильника искусств, более четырех веков освещавшего своим восхитительным блеском все современные народы, но потушая, возжег его на полуострове Италии. Начинается новая эпоха зодчества, происшедшего от Греческих выходцев, внесших в столицу света вместе с триумфами Римлян свои познания и опытность в искусстве; но в произведениях их напрасно стали бы мы искать возвращения к первобытной красоте Греческого зодчества. Другие обстоятельства произвели и другие следствия.
Римляне, в начале не знавшие роскоши, воздвигали для пользы общественной памятники вечные; таковы дороги их, вымощенные большими камнями; одна из них, именно Аппиева, до сих пор существует неразрушенною; подземный канал (Cloaca Massimo) принадлежит к построениям такой же прочности. В то же время сооружен храм Юпитера Капитолийского; по изгнании царей окончен Капитолий, начатый Тарквинием Гордым; возведены некоторые акведуки и т. д. Все эти здания сооружены художниками Этрусскими. Частные дома Римлян строились в те времена из ивовых прутьев, обмазанных глиною, — в последствии из кирпичей, высушенных на солнце, и не прежде как по нашествии Галлов, начали они употреблять обожженный кирпич. Обогащенные второю Пуническою войною (200 лет до P. X.) Римляне стали вкушать удовольствия роскоши. Силла первый познакомил соотечественников с Греческим зодчеством. Марий и Цесарь украсили свое отечество храмами, но Август превратил Рим из кирпичного в мраморный; ободренные его примером Римляне перенесли высшую роскошь в частные дома и загородный дачи, или виллы. Витрувий Поллион принадлежит веку Августа; от него сохранился единственный памятник: написанные им десять книг об Архитектуре. Агриппа соорудил портик Пантеона, некоторые храмы, акведук и театр. Последователи Августа продолжали украшать Рим и области важными зданиями и храмами. При Нероне изысканность роскоши достигла до последней крайности. Сожженный им Рим возник из пепла великолепнее Рима Августова: его золотой дворец превосходит все, что мы имеем только исторического в сем роде; строители его были Целерий и Север; но, теряясь в новых изобретениях украшений, Архитектура незаметно удалялась от истинной, основанной на рассудке красоты, и шла к новому падению. При Веспасиане сооружено одно из величайших зданий: амфитеатр, известный под названием Колизея. При следующих за ним императорах сооружаются триумфальные арки Тита и пр., навмахия, форм Нервы и пр., но хороший вкус постепенно исчезает в искусстве; при Траяне однако ж Архитектура опять улучшается. Следы сего видны в великолепных остатках Форума Траянова, и ясно свидетельствуют о высоких достоинствах Аполлодора, которому Траян препоручал почти все значительные строения и между прочими термы, известные под именем сего императора, и цирк (Maximus), увеличенный и возобновленный Траяном. Между важнейшими произведениями зодчества Траянова века можно почесть мост, выстроенный Аполлодором чрез Дунай. При Адриане обнаруживается чрезвычайная деятельность в области искусств; в Риме и во всей империи сооружаются весьма многие огромные и роскошные здания; сам Адриан руководствует архитекторов, или повелевает возводить строения по собственным чертежам его. Антонин также обращает внимание на искусства; они распространяются даже с новою силою по Греции и другим удаленным провинциям, но после сего императора упадок Архитектуры был совершенный. При Александре Севере и Диоклетиане построены самые огромные и роскошные термы, — лишенные уже почти вовсе изящного. Сие состояние продолжалось до времен Константина Великого, который, перенеся столицу Империи в Византию, нанес конечный удар искусствам в Италии. Рим остался хранилищем, так сказать, забытых сокровищ, и Архитектура существовала только как нечто необходимое.
Новые религиозные понятия, отметавшие почти все напоминавшее о язычестве, дали Архитектуре совсем иное направление на Востоке. Юстиниан соорудил в Константинополе храм Св. Софии, обширный великолепный; по храм этот служить лишь доказательством, что самая лучшая мысль, исполненная без истинного познания красоты, не может осуществиться в изящном виде.
Нашествие Готов, Вандалов и других варваров и повсеместный войны привели искусства на Западе в забвение. Архитектура подверглась той же участи; но забвение всех ее правил, всех принятых умом и чистым вкусом условий красоты и стремление человека к новому породили новые роды Архитектуры.
Феодорик царь Остроготов, завладев Италиею, возобновлял существующие памятники, как-то: бани, акведуки и пр., покровительствовал художества, но не имел художников; с чувством достойным великого государя, любя все великое, он прилагал попечение о сохранении древних зданий, созидал новые, носившие на себе печать времени, силы и неведения, и из этой-то грубой Архитектуры, почерпнутой из искаженных оснований Римской, возникло начало Готической. В последствии подражатели сего рода построений, постепенными изменениями, нововведениями и улучшениями, довели этот род зодчества до так называемого Готического нового, соединяющего в себе красоты ему свойственные и оригинальные. Во всей Европе таков быль ход Архитектуры; местные причины и разнохарактерность народов давали ей различные оттенки, но прочность была единственною ее целью. Так в половине VI века образовалась новая отрасль Архитектуры, Ломбардская, коей памятники сохранились во множестве монастырей, разбросанных по всей Италии. Архитектура эта отличалась совершенным безвкусием и безотчетливостью. Заметить должно, что в странах, где образование еще не потухло вовсе, как то в Италии, Испании, Франции и полуденной Британией зодчество напали развиваться быстрее нежели у народов Германии.
Норманы, утвердившиеся в северной Франции, завладев Сицилиею оставили также некоторые памятники своего владычества; между ими замечательна соборная церковь в Палерме.
Из строений VII века, в стиле Ломбардском сооруженных, существуют церкви в Павии Св. Иоанна и Св. Михаила, в Парме Св. Иоанна, в Бергаме С. Юлии, в Нюренберге замок и многие другие здания. Византийский вкус Архитектуры с плоскими куполами и мелкими колоннами, происшедшей очевидно случайно из остатков Греческой и Римской Архитектуры, извлеченных из развалин, и употребленных в новых строениях, в последствии привился к Ломбардскому, и из сего смешанного стиля замечательнейшие здания суть: соборная церковь в Пизе, построенная архитектором Бускетто в XI веке; там же колокольня, построенная Немецким архитектором Вильгельмом, и Миланский собор, сооруженный в XIV столетии. От Византийской (смешанной) произошла так называемая Новая Греческая архитектура, коей памятники суть: церковь Св.Марка в Венеции, великолепная церковь в монастыре Монреале в Сицилии, дворцовая церковь в IIалерме и многие другие. Сия Архитектура хотя и не может выдержать анализ строгого рассудка, но богата выражением, сильна своею характеристикою, пленительна разнообразием и своею, можно сказать, дикою красотою, не лишенною стройности и простоты форм.
Происхождение и образование трех родов Архитектуры, Арабской, Мавританской и Готической, с их подразделениями должно отнести к эпохе переселения народов. Арабская, или собственно Сарацинская, Архитектура возникла в Азии от Египетской и Греческой, Мавританская развита Маврами в Испании. Готическая произошла, как видно из вышесказанного, от остатков Архитектуры Римской и частью от Мавританской.
Первые два рода между собою мало различествуют. Готическая же Архитектура, хотя и не чужда заимствований от Мавританской, по породила свои правила и сделалась совершенно отдельною и самостоятельною. Памятники Арабской или Сарацинской Архитектуры можно видеть во множестве в Сирии и Египте; сия Архитектура отличается особенно дерзким устройством сводов, большими массами с мелкими частями, тонкостью колонн, множеством украшений, известных под именем арабеска и чрезвычайным разнообразием. Главное различие Арабской Архитектуры Азии и Египта от Мавританской в Испании, состоит в форме арок. Арабы их делали более кверху эллиптическими и часто даже заостренными; Мавры же описывали их частою правильного круга, так что свод в пятах своих суживается. Между остатками Архитектуры Сарацинской в Египте сохранились стены Александрии (878), выстроенной Халифом Мотавакелем, и там же мечеть, городские ворота и мечеть в Каире, развалины дворца Каирских Султанов, разные строения времен Султана Саладина, а также мечети в Алепе, Иерусалиме и проч.
В VIII столетии Мавры вытеснили из Испании и Португалии утвердившихся на сем полуострове варваров, и уничтожили там Готское царство. Владея этою страною, ввели они свою Архитектуру, и хотя сии новые завоеватели нашли существующее в ней строительное искусство, но, знакомые с развалинами Греческих, Римских и Египетских памятников, и быв в торговых сношениях с Индиею, они, руководимые воспоминаниями, составили собственную Архитектуру величавую, спокойную, роскошную, как голубое небо, под которым обитали. Один из знаменитейших памятников Архитектуры мавританской существует еще в совершенной сохранности в Гренаде. Это Альгамбра, служившая некогда сим пришельцам крепостью и дворцом. В Кордове большая мечеть, обращенная ныне в соборную церковь, есть также их произведение.
В VIII веке одни Сарацины занимались художествами и науками. Художники их, соединенные в тайное общество братьев каменщиков, и имевшие членов его у других народов, сохранили в тайне руководства строительного искусства, и таким образом овладели строительною частью почти повсеместно, от Индии до берегов Португалии.
Главные черты Готической Архитектуры суть необыкновенная роскошь каменотесной и скульптурной работы, заостренные своды и арки, чрезвычайное раздробление больших масс на мелкие, и пирамидальность в некоторых частях и целом. Готическая Архитектура, как и другие, имела свое время младенчества и совершенного развитии. В начале, своды основывались в этой Архитектуре на коротеньких и толстых столбах, и употреблялось менее украшений скульптурных; в последствии же они представляются висящими в воздухе; гладкие стены покрываются бесчисленными и прихотливыми украшениями; башни, окна прорезываются как кружева, но сии две эпохи имели различные направления. На Севере, под мрачным небом его, Готическая Архитектура возникает вместе с Христианством, и представляется строгою, выразительною, сильною и так сказать мечтательною в своем характере, как народы стран полуночных: на Юге является она во вкусе Архитектуры Мавров, которые как обитатели благорастворенного климата, искали в своих портиках, освежаемых фонтанами, более наслаждения и прохлады, чем защиты от непогод, и потому здесь она игривее и роскошнее. К тому же чрез сношения полуденных народов Италии с Африкою, сей род Архитектуры мог быть более под влиянием Архитектуры Сарацинской. Самый ощутительный пример сего рода Готического вкуса находим мы в Сицилии, в церкви Святой Марии (S-ta Maria dell a Catena) в Палерме; одно сходство сего вкуса с Готическим, существующим на севере, есть отделка в украшениях, некоторый заостренные арки и тоненькие вырубленные в стене колонны; впрочем же сие здание во всем различествует: три арки главного входа параболические и лежат на колоннах, мало уклоняющихся от чистого Коринфского ордена; в фасаде находятся иссеченные в стене полукруглые арки; во всем сохранены какое то единство, простота, счастливое разделение частей, превосходное выполнение постройки, представляющее в целом нечто обворожительное!
Замечательнейшие памятники Готической Архитектуры в Германии суть: Страсбургская колокольня, соборная церковь в Кобленце, церковь С. Стефана в Вене и колокольня в Фрейбурге; во Франции собор в Париже Пресвятой Девы (Notre Dame), прекрасная колокольня собора в Шартре; великолепные здания и многие развалины в Нормандии; в Англии аббатство Вестминстерское, кафедральная церковь в Йорке, и многие другие церкви и здания, и в числе последних большое число загородных домов. В лучшую эпоху Готической Архитектуры было изобретено искусство расписывать стекла в окнах.
В X веке, со введением Христианской Веры в России, начинаются у нас первые понятия о строительном искусстве. Греческие художники, вызванные в то время в Россию, без сомнения имели последователей Русских, но искусство не получило прочного основания, и если были возведены какие значительные здания и особенно церкви, то сим обязаны преимущественно иностранцам. Церкви Киевские, Владимирские, Новгородские, разумеется самые старинные, носят на себе печать Византийской или Новогреческой Архитектуры. В последствии, во время Татарского ига и особенно, когда утвердилась Москва, стали у нас появляться Немецкие и Итальянские зодчие, но они должны были приноравливаться к обычаями и потребностям народа Русского, и потому не смели в церковную Архитектуру ввести стиль чисто Готический. Несколько башен и теремов построенных в сем стиле, не могут служить доказательством, чтобы этот род Архитектуры был усвоен Русскими. Они не легко изменяли обычаям отцов своих, Князья и вельможи любили жить по старине в деревянных домах.
В стиле церковной Русской Архитектуры ясно видны следы Восточного вкуса и большое сближение с Индийскою Архитектурою; пришлецы каменщики могли внести этот вкус, не чуждый оригинальности, но вовсе лишенный отчетливости в частях. Не смотря на это Кремль, белокаменный с его золотыми маковками, возникший не вдруг, и соединяющий здания разных вкусов, в разное время и разными архитекторами сооруженные, представляет целое обворожительное. Церковь Василия Блаженного, по странности Архитектуры своей, особенно примечательна. Она может служить образцом вкуса Русской Архитектуры, которая не имеете совершенства Готической как строительное искусство, не имеет оболочки, так сказать, мечтательности, современной романтическому духу рыцарства, но в своем, начале показывает какой-то блеск пиитический народа, выходящего из состояния варварства, и начинающего чувствовать свою самобытность. Начало совершенного перерождения Архитектуры и сближения ее с Европейскою современною совершилось с основания С. Петербурга и преобразования России Петром Великим.
В XV веке занимается в Италии новая зари для Искусств; начинает пробуждаться любовь к изящному; появляются художники, и под покровительством государей и просвещенных любителей, обращаются к изучению забытых остатков древней Архитектуры. Это дает новую жизнь зодчеству: оно быстро распространяется и находит везде своих покровителей. Рим могуществом и богатством Пап возрождается из развалин блестящим, великолепным. Медичи украшают Флоренцию. Во всей Италии развивается соревнование; но не вдруг постигнуты истинные красоты древности, не вдруг оставлены предубеждения, утвердившиеся вековым навыком. Брунелески, родом Флорентинец (ум. 1444), первый открывает и определяет различие орденов; он воздвигает огромный купол на соборной церкви во Флоренции, начатой архитектором Арнольфом ди Лапо. Леон Баптист Альберти способствует много к распространению учения о древней Архитектуре своими сочинениями, Андрей Органья, вводить опять арки с полного центра. Микелоццо, показывает роскошь в украшениях, и улучшает удобства при составлении планов в частых строениях. Браманте Ладзари трудится над изысканием отношения частей Архитектуры между собою (1514 ум.). Андр. Кондучи, изобретает разные машины для поднятия тяжестей (ум. 1529). Балтазар Перуцци ввел в употребление древние украшения (ум. 1536). Себ. Серлио пишет об Архитектуре (ум. 1640). Микеле Сан-Микеле изобретает новое устройство укреплений, и вообще оказывает весьма важные услуги инженерному строительному искусству (умер. 1559). Аллон. Берруджинетте переносит возобновленную Архитектуру из Италии в Испанию (ум. 1561). Микель-Анджело Буонаротти сооружает купол Св. Петра (ум. 1664). Джиакомо Бароццио Виниола и Галеато Алесси (ум. 1573), Андрей Палладио (ум. 1680), Винч. Скамоцци и Бапт. Амманати (ум. в 1692) и многие другие украсили собою XVI век. Доминике Фонтана, воздвигший обелиск на площади С. Петра (ум. 1607), Виттория (1608), Лунги (1619), Мадерни (умер. 1620), Доминикино (1641), Фр. Борромини с большим воображением, но развращенным вкусом (ум. 1667); Джиов. Лор. Бернини архит. и скульптор в 1630, Кард. Райнальди (1691) и многие другие прославились в XVII веке. Карл Фонтана (ум. 1714), Алек. Галилеи (1737), Галли (1739) Леони (1746), Луд. Ванвителли (1773), Джироламо даль-Поцио и многие другие последователи сей школы в XVIII веке.
Из сего видно, сколько достойных, отличных людей трудились над улучшением зодчества в течение трех веков; но или не успели еще открыть все таинства изящного и особенно в Греческой Архитектуре, или приносили дань своему времени и желали создать нечто новое, свое, делавшееся потом правилом школы, и потому, прилагая древнюю Архитектуру к зданиям своего времени, они почти нигде не сохраняли строгости древнего зодчества, не терявшего простоты даже в самой роскоши, а потому Архитектура сего времени в сущности часто имеет более погрешностей против рассудка и вкуса, чем даже варварская Архитектура средних веков; она еще менее может выдержать анализ строгой критики. В перегнутых и прерванных линиях, в собранных в кучу и вросших одна в другую пилястрах нельзя открыть ни одного из начал, так сказать, самобытной Архитектуры. Главная же их погрешность состоит в размере. Мера –– условие столь важное в зодчестве, условие, передающее художнику власть управлять высшею частью искусства; власть управлять красотою! Архитекторы сих веков увлекаясь бурною изобретательностью, хотели часто пленять огромностью, и в то же время уничтожали эту огромность раздроблением на части; избыток или новость украшений мало приличных довершали иногда расстройство эффекта, и прекрасные идеи осуществлялись худо. Конечно Палладии, Виньолы и некоторые другие держались чистого прекрасного стиля; но как не заметить, что художник, каков Борромини, один был достаточен, чтобы совратить искусство с прямого пути, а он, к несчастию, был не один!
Во Франции возрождение искусств совершилось при Франциске I; по его повелению воздвигнут прекрасный Фонтан, прозванный des Innocens, часть Лувра и разные другие здания. При Генрихе II Архитектура замечательна по чрезвычайной отделке частей, хотя немного кудревата; в этом вкусе она продолжается до Генрихе IV. При нем и Лудовике XIII вкус Французской Архитектуры изувечивается употреблением самых бессмысленных украшений. Ле Мерсье, Брос, Мансар производят много значительных строений, и в числе их церкви С. Рока, Сорбоны, мост известный под именем pont au change; и проч.
При Лудовике XIV все искусства возвышаются во Франции, но Архитектура не избавляется от излишества в украшениях и дурного вкуса. Во Франции ни прежде, ни после не строили более как в этот век. Повелением сего Короля сооружена великолепная колоннада Лувра архитектором Перольтом; (им же переведен на Французской язык Витрувий). Воздвигается знаменитый дворец Версальский, триумфальные ворота и много других зданий. При Лудовике XV хотя Архитектура продолжает удаляться от чистого вкуса, однако еще много замечательных зданий по красоте, воздвигнуто в это время; между ими должно считать Фасад церкви Св. Сюлпиция, военную школу, начатую церковь Св. Женевьевы, монетный дворе, и проч. К сему можно еще причислить исполненные постройки во всей Франции; как-то площади, мосты и проч. XIX век представляет много замечательных зданий во Франции в лучшем вкусе; таковы Парижская биржа, церковь Св. Магдалины, триумфальные ворота при Тюльери, комическая опера, и проч. Гражданская Архитектура получила счастливый оборот; расположение частных домов в отношении к удобству также много выиграло.
Со времени возвышения искусств во Франции, она может гордиться большим числом отличных зодчих. В XVI веке известны: Филиберт де Лорм, как основатель Французской школы. Петр Леско, сочинитель плана Лувра, и некоторые другие; в XVII веке Ф. Мансар; Луи де Во; Ф. Блондель, сочинитель курса Архитектуры; Клавдий Перрольт, строитель обсерватории и колонады Лувра; Антоний Ленотр, строитель церкви du Port-Royal и многих других; в XVIII веке К. А. д"Авиле , Ю. Гардуэн Мансар, строитель Трианона, оранжереи в Версале и множества других зданий. Ал. Ж. Баптист ле Блонд, умерший в С. Петербурге; Жиль-Мари Оппенорд, отличавшейся в свое время искусством внутренних украшений, и его ученик, О. Ф. Блондель, известный своими сочинениями об Архитектуре; Ж. Жермен Суффло, сверх множества произведенных им строений, воздвигший по собственному проекту церковь С. Женевьевы; де Валльи, строитель Французского театра; Буле, и многие другие. В наш век Франция имеет многих отличных Архитекторов, как-то: Персье, Фонтена и проч.
В Англии сохраняется вкус Готической Архитектуры гораздо долее; можно сказать, что он до сего времени не переставал быть любимым вкусом, хотя и неисключительно предпочтен другим вкусам. Британский архитектор Иниго Джонес, родившийся в конце XVI и умерший в половине XVII века почитается в числе отличных подражателей Палладио. Знаменитый Христофор Рен (Wren) начинает построение церкви С. Павла в 1675 г. и оканчивает в 1710 году а также и много других строений во вкусе современной ему Итальянской Архитектуры. Англия вообще до половины XVIII века представляет нам мало строений в новом стиле; но с этого времени многие архитекторы путешествуют в Греции, Италии, Индии, и вводят в употребление сии разные роды Архитектуры. В нынешнем веке строительное искусство, имеющее целью способствовать промышленности и торговле, сделало чрезвычайные успехи. Между сего рода построениями особенно замечательны: железная дорога для паровых карет между Лондоном и Ливерпулем; Лондонский мост, построенный из гранита, превосходящей отверстиями своих арок, все мосты в мире, подземный ход под Темзою, который до сих пор еще не кончен по причине местных затруднений, и наконец, колоссальное произведение, мысль ужасная — висячего цепного моста Бенгорского чрез морской пролив при Ингельси.
В Америке, Соединенные Штаты, как колония Англии, идут по ее следам.
В Германии до XIX века Архитектура мало, или ничего не сделала для новых открытий и улучшений вкуса; сей же век составит истинно блестящую эпоху зодчества.
Теперь в Германии, более нежели где либо, вникли в дух древней Архитектуры; в Королевстве Прусском и Баварском, искусства, пользуясь особенными покровительством, получили истинно эстетическое направление, и развиваются с чрезвычайным успехом.
Для России век искусств начинается около половины прошлого столетия. Екатерина II учреждает Академию Художеств, коей положено уже было начало Елисаветою. Из сего рассадника вышло много отличных архитекторов, принесших пользу искусству. Ныне обращено особенное внимание на образование художников вообще. При отеческих попечениях правительства, при соревновании талантов, и при умножении случаев к значительным строениям, Архитектура у нас без сомнения возвысится еще более, и Русские и в сем отношении не уступят пальмы первенства иностранцам.
Александр Брюллов.
Энциклопедический лексикон. Т. 1–17. – СПб.: тип. А. Плюшара, 1835. – Т. 3. – С. 263–278.
При подготовке сохранены стиль и орфография документа.
Подготовила И. Горностаева.
Опубликовано 5 ноября 2010 г.
© Открытый текст