glossary/architecture/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Архитектура

 Архитектура
Размер шрифта: распечатать




Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900 (48.69 Kb)

Архитектор (греч.), зодчий, художник, занимающийся практически зодчеством, составлением проектов и смет предполагаемых сооружений и руководящие производством строительных работ (у нас придерживаясь «Строительного устава»). Такие задачи архитектора, требуют от него обязательного знания не только главных, специальных предметов (строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры), но и вспомогательных (математика, физика, химия, механика, начертательная геометрия, рисование, черчение и др.). Кроме теоретической подготовки, для успешного применения ее на практике, архитектору необходим врожденный талант, без которого возведение высокохудожественных сооружений немыслимо. Название «архитектор» привилось в Европе уже около 400 лет, а в России со времен Петра Великого (до него были зодчие, муроли, т. е. лепные мастера, и палатные мастера), когда указом 1713 г. в первый раз предписано было строить в столицах дома не иначе, как по планам, составленным архитекторами и с тех пор составление планов и смет для построек сделалось обязанностью специалистов. В XVIII в. архитекторы были на государственной службе, в различных ведомствах, а также и иностранцы, занимавшиеся постройками частным образом (Обер-Архитектор граф Растрелли). С учреждением Академии Художеств, последовал указ об образовании в ней архитекторов с прохождением специального курса зодчества. Окончившие с успехом архитектурное отделение Академии получают звание художника-архитектора с правом на чин X класса. Как бы подготовительным заведением для Академии Художеств является московское училище живописи, ваяния и зодчества.

 

Архитектура, в широком смысле то же, что и строительное искусство, т. е. искусство возводить постройки, соответствующие известным целям и потребностям, прочно, удобно и красиво. Но последнее условие, красота зданий, по которому они должны удовлетворять эстетическим вкусам человека, вводит архитектуру в область изящных искусств, в каковом смысле она часто и понимается. Из произведений архитектуры, как изящного искусства, преимущественно интересны те, по которым можно проследить успехи ее развития с начала человеческой культуры до наших дней. Краткий обзор этого развития дает

 

История Архитектуры

Древнейшая история архитектуры, как и других искусств, покрыта мраком. В те далекие времена простой камень служил жертвенником божеству; земляной курган воздвигался над останками героя. С развитием человечества эти грубые памятники принимают более определенный вид. Таковы: могильные курганы, встречаемые в большом числе в северной Европе, окруженные в основании камнями, с вершиной увенчанной каменной плитой; высокие каменные столбы, имеющее почти форму обелиска и стоящие отдельно или группами; встречаются они особенно часто на скандинавском севере и служили надгробными памятниками павших героев; так называемые, долмены (Бретань), или кромлехи (Британия), служившие как памятниками, так и жертвенниками. Наиболее значительный кельтские святыни во Франции, находятся в Бретани (Карнак) и образуют обширное поле, покрытое каменными столбами (числом около 4000), формы обелисков, часто достигающих значительной высоты (10 м.). Другие памятники первобытного искусства человека находим на различных островах Великого Океана (здесь они имеют или форму пирамидальной кучи камней, или составлены из камней правильно отесанных) и в Америке. Последние, впрочем, не имеют связи с ходом развития строительного искусства в Западной Азии и Европе.

Архитектура восточных народов.

Во главе этой архитектуры стоят памятники Египта, которыми во множестве покрыта долина Нила. Старейшие и колоссальнейшие из них — пирамиды Мемфиса, образующее вдоль Ливийских гор, на пространстве 8 миль, несколько групп. Древность их восходит до 5 т. лет до P. X. Не менее древен и колоссальный сфинкс, между лапами которого помещался небольшой храм. По изгнании гиксов (около 1400 г. до P. X.), в период расцвета египетской жизни, на берегах Нила возникли наиболее интересные в художественном отношении памятники — храмы. Широкие стены ограды, пирамидальной формы, с массивным карнизом, придают всему зданию величественный вид, монотонность которого не нарушается ни окнами, ни колоннадами. Пестрые иероглифы, изображения богов и фараонов покрывают эти стены. За входом, двойной ряд колоссальных сфинксов приводить к другому входу, образуемому двумя пилонами, по бокам которого помещались иногда обелиски или статуи фараонов. Во время празднества на пилонах воздвигались высокие мачты, украшенные вымпелами. За пилонами следует передний двор, окруженный с трех сторон крытой колоннадой. За ним — обширный зал, с колоннами; к нему примыкает внутренняя часть святилища с покоями, в отдаленной части которых помещалось изображение божества. Колонны составляют существенный элемент египетского храма. Над круглой, плоской плитой поднимается ствол колонны, покрытый иероглифами, суживающейся кверху как пук тростника. Капитель, в виде нераспустившегося цветка лотоса, или в виде широко раскрытой чашечки цветка с обильной листвой, или в позднейшее время, с изображением богини Изиды или Гатор, заканчиваете колонну. Над капителью находится кубический камень, или квадратная плита, поддерживающая балку. Из отдельных памятников упомянем о развалинах гигантских храмов в Карнак и в Луксоре, соединяющихся аллеею сфинксов, длиною почти 2 километра; большой храм в Медин-Абу, «город мертвых», где в скалах высечены гробницы фараона (Мавзолей Рамзеса) пещерный храм Абу-Симбела (Ипсамбул) с четырьмя сидячими колоссами, изображающими Рамзеса Великого. Между памятниками позднейшего времени, отличающихся по своей архитектуре от более ранних, выделяются: храм в Дендерах, построенный Клеопатрой; восточный и западный храм на о. Филах и большой храм в Эдфу, времен Птолемеев (III в. до Р. Хр.). Частные жилища египтян, судя по сохранившимся стенным изображениям и следам фундаментов, были весьма ограниченного размера.

Архитектура древних народов западной Азии известна нам только из неудовлетворительных сообщений писателей древнего мира и по остаткам ее памятников. К произведениям архитектуры когда-то могучего Вавилонского царства, принадлежит, названный в древнейших библейских сказаниях «Вавилонскою башней», храм Ваала, пирамидальная постройка из восьми башен, с основанием около 200 метров, и такой же вышины, а также и старый царский дворец, стены которого украшены изображением охотничьих сцен. Остальные развалины Вавилона относятся уже к позднейшему времени, а именно ко времени вторжения халдеев, основавших новое халдейско-вавилонское царство. К этим позднейшим произведениям относится известный царский дворец с великолепным садом, возвышавшимся террасами и позже причисленный к «семи чудесам света» под названием «Садов Семирамиды». В развалинах Нимруда, считающихся остатками древней Ниневии (разрушена в 606 г. до Р. Хр.), а также Хорсабада и Куюнджика находятся интересные обломки архитектурных форм и орнаменты из глазированных кирпичей. Постройки Нимруда относятся к IX, Хорсабада и Куюнджика к VIII и VII векам до Р. Хр.

Наиболее известные памятники финикиян: храм в Тире, сооруженный царем Хирамом и еще сохранившиеся памятники в Амрифе: небольшие святилища и гробницы.

От финикиян заимствовали и иудеи свои постройки. В царствование Соломона был построен величественный храм на горе Мория в Иерусалиме. Сохранилась лишь незначительная часть его фундамента, но о его великолепии рассказывает Библия. О детальных формах иудейской археологии можно судить по гробницам в скалах близ Иерусалима, из которых заслуживает особого внимания так называемая гробница Авессалома.

Народы Малой Азии оставили после себя, преимущественно могильные памятники. Наиболее совершенные — памятники Ликийцев (500—200 гг.). Они высекались в скалах или на подобие монолитных саркофагов, или фасадами с явным подражанием деревянным постройкам. Примеры находим в Пелле, Антипелле, Mиpe и др. Греческие формы и ионийская колоннада в некоторых из них, указывают на влияние малоазийских греков.

В период процветания Персидской монархии столицами ее были Экбатана в Мидии, Суза и Персеполис. В Экбатане, уже в начале владычества мидян, процветала архитектура. Царский дворец состоял из семи этажей, в виде террас. Колонны и балки потолков были из кедра, или кипариса, обитого золотыми и серебряными листами. Но истинной святыней Персидской монархии является резиденция царей персидских — Пасаргада («Лагерь Персов»), у греков Персеполис. Здесь были похоронены останки царей и усыпальницы их обозначены величественными памятниками. Теперь еще, недалеко от Мургаба, находятся остатки памятника, который считается гробницей Кира. Замечательнейшие из всех памятников персидской архитектуры — остатки большого дворца в Персеполисе, ныне называемые «Тшиль-Минар» (сорок колонн).

Жизнь народов востока Азии развивалась особо от жизни западной Азии, поэтому архитектура Индии, Китая и Японии характеризуется в другом месте.

 

Греческая архитектура.

Первой стадией развитая греческой архитектуры являются произведения, относящиеся еще к героическому периоду истории Эллады. Памятники эти, упоминаемые в песнях Гомера, — надгробные земляные курганы конусообразной формы, на вершине которых иногда ставился грубо обработанный камень. Более интересные образцы строительной деятельности находим среди так называемых циклопических построек. Кладка их двоякая: из огромных каменных глыб, промежутки между которыми заполнены меньшими камнями, или, более правильная, из отесанных, пригнанных друг к другу, камней. Ворота, встречающиеся в стенах, различного вида. Знаменитым примером их служат т. наз. «Львиные ворота» в Микенах.

Примеры кровли циклопических построек видим в галерее Тиринфа и в святилище Аполлона на о. Делосе. О характере царских жилищ этой эпохи можно судить по раскопкам Шлимана (Микены, Орхомен, Тиринф, Троя). К этому времени относятся называвшиеся раньше сокровищницами, — гробницы царственных особ. Таких гробниц в Греции найдено около 15. Это подземные, круглые постройки, в форме купола, из кругообразных рядов камней, покрытых сверху площадкой. Наиболее замечательная из них «Сокровищница царя Атрея» въ Микенах.

Древнейшие храмы — древнейшие произведения национального греческого искусства. Первоначально они состояли из прямоугольного святилища (cella), в котором помещались изображение богов, и открытого портика с колоннадой. Позже большие храмы обносились колоннадой. Когда же архитектура храмов вполне развилась, начали ставить колонны на общем фундаменте со святилищем; колонны поддерживали архитрав, соединявшийся с храмом и отвечающий своей формой его плоской крыше. Над архитравом лежал украшенный скульптурой фриз, или зоофор, поверх которого шел массивный карниз (гейсон), окружавший здание. На узких сторонах храма, над карнизом, возвышался фронтон треугольной формы, обусловленной скатами крыши, и украшенный скульптурой.

Вершина и углы фронтона украшались акротериями. Внутри здания клались балки потолка, промежутки которых заделывались тонкими плитами. Кровля делалась большею частью из мрамора. Смотря по тому, имел ли храм простой или двойной ряд колонн, с одной передней стороны, или и с задней, или был ими окружен, различали храмы: «в антах» (in antis), простиль, амфипростиль, периптер, псевдопериптер, диптер и псевдодиптер. Далее, по числу колонн передней стороны (число обыкновенно четное), храмы назывались: тетрастиль, гексастиль, октастиль, декастиль, додекастиль, и, наконец, по большему, или меньшему расстоянию между колоннами: пихностиль, систиль, диастиль и ареостиль.

В греческой архитектуре развились два стиля храмов, вполне соответствующие характеру двух главных племен, населявших Элладу, дорический и ионический. Дорические храмы более тяжелых пропорций. Колонны стоять непосредственно на верхней площади фундамента, в расстоянии одна от другой около 1 1/2 их нижнего диаметра; высота, приблизительно, в четыре, пять раз больше диаметра; к капители они суживаются. Профили деталей также тяжеловаты. Наиболее характерный произведения дорического стиля: храм Фезея, храм Афины Паллады, или Парфенон в Афинах, храм Зевса Олимпийского, храмы в Пестуме и в Сицилии. Ионический стиль, при более свободной соразмерности частей, принимает формы чрезвычайно богатые и грациозные. Напр. храм Афины в Приене и Эрехфейон в афинском Акрополе. По своему значению наряду с храмами стоять великолепные крытые колоннады, портики, служившие входом на священное место, окружающее храм, т. наз. пропилеи, примеры которых в Афинах и Элевзисе. Портики употреблялись и для других целей, в зависимости от которых имели различное устройство: или обносились кругом открытой колоннадой, поддерживающей общую крышу, или замыкались снаружи стенами, , или имели вид открытого сверху двора с колоннами.

Общее расположение жилых построек этого времени следующее: существенную часть составлял открытый двор, окруженный колоннадами; к нему примыкали столовые, комнаты для мужчин и другие помещения. Далее, в глубине, — женское отделение, состоящее тоже из двора с колоннами и прилегающих к нему покоев. Сохранилось много развалин греческих театров. В ознаменование музыкальных побед воздвигались небольшие, но замечательно красивые, хорагические памятники. Из произведений этого рода выделяется памятник Лизикрата в Афинах. Некоторые постройки позднейшего времени, как «Башня ветров», — уже не чисто греческого происхождения. — Общей художественности произведений греческой архитектуры способствовало в значительной степени раскрашивание деталей и орнаментов.

 

Этрусская архитектура.

Строительная деятельность древней Италии имеет важное значение в истории классической архитектуры, как подготовившая почву для развитая греко-римского искусства. Из древне-итальянских построек лучше всего сохранились постройки этрусков, по которым заключаем о довольно высокой степени развитая их архитектуры. У этрусков находим впервые следы сводчатых покрытий с применением клинчатого расположения камней, напр. в воротах Вольтерро и Перуджии, в акведуке Тускулума и в клоаках Рима. Из этрусских надгробных памятников, имеющих вообще большой интерес, наиболее замечательны, происшедшие по форме от грубого земляного кургана, — кукумелла в некрополисе Вульчи и т. наз. могила Горациев и Куриациев около Рима. Другой род гробниц — пещеры, высеченные в скале и состоящие из комнат, потолок которых поддерживается пилястрами. Фасад их отличается своей простой архитектурой. Таковы гробницы Кастель д'Ахо. До нас не дошло даже остатков этрусских храмов (они были деревянные). Однако, благодаря Витрувию, форма их и расположение нам известны. В Фиезоле сохранились развалины этрусского театра. Наконец, благодаря этрускам, развилась самостоятельная архитектура частных жилищ, которые отличались от греческих своим характером, более подходящим к условиям северных стран.

 

Римская архитектура.

Архитектура сооружения Рима первых веков государства были этрусского стиля, так как производились этрусскими мастерами, или по их образцам. Но когда римская культура коснулась греческой, то влияние последней было настолько сильно, что искусство ее перешло в Рим, где и расцвело. Два архитектурных элемента — свод этрусков и колонна греков — слились в римской архитектуре. Своды, составляющее основу и дающие особый отпечаток римской архитектуре, гладкие, тяжелые и массивные. Оживляющие их колонны, или греческих стилей, или же самостоятельно развившихся форм. Применяя сравнительно редко дорический и ионический стили, римляне наиболее любили затейливую коринфскую колонну с ее капителью, более соответствующую их стремлению к великолепию и блеску, чем капители двух первых орденов. Длинные залы покрывались коробовым сводом, гармонировавшим с полукуполом над нишей в стороне противоположной входу; другой род свода — купол — возвышался над круглым, или восьмиугольным, пространством, вокруг которого располагались полукруглые или призматические ниши (абсиды), покрытые полукуполами; наконец крестовый свод соединяли различными способами со сводами боковых пролетов.

Многочисленные потребности и роскошь римлян вызвали много новых сооружений. Воздвигались полные роскоши и великолепные термы, театры, амфитеатры, цирки, изумительно прочные мосты, акведуки, надгробные памятники различных форм, и нередко огромных размеров. Начало третьего века до Р. Хр. отмечено постройкой больших дорог и акведуков, между которыми выделяются Via Appia и акведук Клавдия. В начале и еще более в средине II в. до Р. Хр., римская архитектура вступила в новую фазу своего развитая. Греческие произведения искусства и греческий вкус были перенесены в Рим из завоеванной Греции (159 г. до P. X.) и только теперь заменили римляне в своих постройках простой камень благородным мрамором. Памятники Помпеи составляют переход от греческой архитектуры к римской.

При Августе возник новый, более великолепный, Рим: кирпичный город заменился мраморным. Еще более великолепные здания возведены Траяном, особенно форум, названный его именем. Провинции Рима тоже украсились новыми городами. Чистой и высокой держалась римская архитектура до времени Адриана и только со второй половины II в. по Р. Хр. начинает выказываться ее постепенный упадок. Замечательнейшие из существующих зданий древнего Рима: Пантеон, построенный Агриппой в 26 г. до P. X., и храм Венеры и Ромы, построенный Адрианом. Театры, напр. театр Марцелла, строились, обыкновенно, по образцу греческих, а амфитеатры, предназначавшиеся для гладиаторских игр, звериной травли, строились в римском стиле, напр. Колизей в Риме, амфитеатры в Ниме, Арле, Вероне и Поле. Не менее великолепны были публичный бани, термы, среди которых термы Каракаллы и Деоклетиана выделялись своей величиной и роскошью. Из числа памятников, поставленных в честь какой-нибудь победы или самого победителя, назовем: колонны Траяна и Марка Аврелия въ Риме; триумфальные арки: Августа в Римини, Тита, Септимия Севера и Константина в Риме. Римские гробницы чрезвычайно разнообразной формы и размеров; это или катакомбы (в Риме, Неаполе, Сиракузах и др.) и склепы, высеченные в скалах, или более сложные памятники на поверхности земли или, наконец, колоссальные по величине и архитектурной обработке, мавзолеи Августа (на Марсовом поле) и Адриана; значительная часть последнего сохранилась до настоящего времени и известна под именем замка св. Ангела. Частные дома римлян имели расположение общее с домами открытыми в Помпее. В них передняя половина дома, центром которого является атриум, имеет чисто римский характер, тогда как задняя — более сходна с греческими жилищами. В передней стороне дома, выходящей на улицу, помещались лавки и наемные квартиры. Между ними вестибюль вел в атриум, состоявший из двух половин; за ним находилась рабочая комната хозяина (таблинум), которой и оканчивалась римская часть дома. Греческая состояла из двора с колоннами (перистилиум), вокруг которого группировались спальни, залы для гостей, кухни и т. п.

Замечательно роскошны были и загородные виллы; вилла Адриана в Тиволи, от которой сохранился лабиринт развалин, и теперь еще возбуждает изумление.

В начале III столетия в римской архитектуре явилось стремление к роскоши и разнообразию в отделке зданий (множество колонн, ниши в промежутках, богатая орнаментовка и т. д.). Затем сохранились развалины величественного дворца, построенного в начале IV в. в Спалато, в Далмации, императором Диоклетианом. К типичным зданиям этого периода упадка римской архитектуры принадлежат: храм бога Солнца, построенный Аврелием во второй половине III в., храм Веспасиана (неправильно называемый храмом Конкордия), храм Януса (Iano quadrifronti) и базилика Константина в Риме.

После перенесения столицы из Рима в Византию (Константинополь), здесь также производились значительные постройки, в которых подражали частью образцам древнего Рима.

 

Древнехристианская архитектура.

С победой христианства, значительное число строительных принципов языческого времени утратило свое значение. Древнехристианская архитектура развилась из зданий, которые уже раньше предназначались для большого числа людей, а именно из базилик, которые, к концу IV в. были уже преобразованы, главным образом, увеличением размеров различными пристройками. К первым базиликам Рима относятся: Santa Maria Maggiore и базилика св. Павла, основанная Феодосием (386 г.).

С принятием так наз. центрально-купольной системы, в Византии, развился в V и VI вв., вполне самостоятельный стиль: опираясь на столбы, связанные полуциркульными арками, посредине храма возводится сводом высокий купол, придающей целому совершенно определенный вид. Вокруг срединного квадрата, образуемого подкупольными столбами, располагаются на все четыре стороны квадраты, вследствие чего в плане образуется греческий равноконечный крест. Боковые квадраты покрываются сводами или несут купола (главы), но всегда ниже среднего. Иногда все четыре квадрата кроются коробовым сводом и примыкают к куполу. Полукруглая абсида, хотя и нарушает строго центральное расположение здания, но вполне гармонирует с этой системой куполов. Системы базилики и византийская центрально-купольная, были вынесены из Рима и Константинополя, причем подверглись, конечно, изменениям, как напр. сооружения в Равенне. Между равеннскими памятниками, гробница Теодориха, одна из наиболее интересных, стиль которой, однако, находится значительно под римским влиянием и даже принимается за образец римского мавзолея. Сооруженный в Ахене Карлом, в 796—804 гг., собор Богоматери, существующий до сих пор, представляет превосходный образец древнехристианской архитектуры по сю сторону Альп. Назовем еще: Фульдскую церковь св. Михаила и, относящиеся к более позднему времени Каролингов, вход монастыря Лорш в Оденвальде.

После пожара 530 г., уничтожившего Софийскую церковь в Константинополе, император Юстиниан выстроил ее вновь, применив византийский стиль во всех его наиболее характерных формах. В плане храма св. Софии не трудно узнать план базилики, но применение целой системы куполов и полукуполов, придает зданию совершенно исключительный характер. Этот храм составляет гордость и шедевр византийского стиля. Церковь св. Вакха в Константинополе, называемая малой Софийской церковью и также ныне существующая, служит как бы переходом от церкви св. Виталия в Равенне к храму св. Софии.

Византийская архитектура проникла не только на запад Европы, но также в Россию, Грузию и Армению. Приняв, в начале IV века, христианство, Грузия и Армения позаимствовали от византийцев стиль их построек: центрально-купольную систему и греческий крест в плане. В таком роде, здесь строились древнейшие церкви, как напр. храм в Пицунде в Абхазии (Кавказ), постройку которого, не совсем правильно, относят к временам Юстиниана (VI в.). Позднее церкви Закавказья видоизменяются: план делается прямоугольным, с такой же абсидой, и боковыми порталами; купол, в виде многогранной пирамиды, опирается на столбы, с византийскими капителями и базами.

В грузинской архитектуре заметно влияние и магометанского стиля (сталактитовая капитель).

 

Арабская (магометанская) архитектура.

Арабы, по культуре своей, могли лишь усвоить элементы зодчества тех народов, с которыми они вступали в соприкосновение и переработать эти элементы сообразно своим религиозным потребностями.

Характер магометанской архитектуры выразился преимущественно в сооружении мечетей. Последние сводятся к двум типам: один, напоминающий стиль древнехристианской базилики; другой — стиль византийских построек. Однако, первый тип отличается многими особенностями от базилики. Мечеть, противоположно базилике, не имеет замкнутости и никакого архитектурного центра. Это собственно большой, четырехугольный двор, окруженный несколькими, лежащими одна за другой, аркадами с глухой наружной стеной. В мечетях второго типа внешность здания более разработана: возвышающиеся по углами, в числе от 2 до 4, минареты придают зданию особую своеобразность. Магометанская архитектура, не внесла в искусство никаких новых конструктивных форм, за исключением разве минаретов, но за то на деталях зданий — ярко отразился весь дух восточного вкуса и ислама, создав формы, поражающие своей игривостью. Напр. новая форма арок, так наз. подковообразных и пилеобразных, составляющих часть круга больше половины, имеет что-то смелое и мощное, с чем вполне согласуется предпочтительное употребление ее в западных странах, именно в Испании, на рыцарских зданиях. В дальнейшем развитии деталей, магометанская архитектура замечательна своей орнаментацией. Так наз. арабесками покрыты стены над арками и вообще все плоскости, причем это богатое сочетание линий и красок производит сильное, хотя и несколько утомляющее впечатление. Видные архитектурные части, а также и капители колонн декорировались надписями из Корана и стихами. Покрытия употреблялись как плоские на балках, так и сводчатые, получившие чрезвычайно характерную отделку. Она состоит из целой совокупности переплетающихся выступов, впадин и частей свода, отчего все покрытие имеет вид сталактитов.

Мавританские постройки Испании отличаются от построек других магометанских народов также, как их история и жизненные условия. Здесь не встречаются величественные купола и стройные минареты, зато аркады носят характер большей уверенности и определенности, чего нет в постройках востока. К числу древнейших сооружений относится мечеть в Кордове, которая хотя и имеет общую форму мечетей, но главное здание замыкается уже притвором и имеет большее протяжение в глубину. Выстроенный во второй половине XIII в., и позже расширенный, замок Альгамбра в Гренаде представляет пример позднейшего развития мавританской архитектуры во всем ее великолепии. Характерно также здание Альказара в Севилье, где уже замечается влияние христианства. Магометанские постройки Египта занимают середину между мавританскими и восточноазиатскими. Особенно много сооружений в Каире, из которых наиболее интересны: древнейшая (основ. 643 г.) мечеть Амру, колонны которой взяты из древнеримских зданий; мечеть Ибн-Тулун, аркады двора которой покоятся на массивных столбах; по углами этих столбов — угловые колонки, редкие в магометанской архитектуре; мечеть султана Гассана великолепный образец законченного стиля мечетей. В мечетях европейской Турции, господствует византийское купольное строение. В Индии особенно богата памятниками магометанская зодчества область Ганга, из коих некоторые относятся к ранним временам господства ислама в Индии, а именно к периоду, конца XII до конца XIV вв.; процветания династии Патаннидов.

 

Романская архитектура.

В X в., когда просвещение несколько окрепло, в архитектуре появилось направление, которое элементы древнехристианского искусства, с его позаимствованными античными формами, преобразовало, сообразно духу времени, в более или менее самостоятельные формы, образовавшие новый архитектурный стиль. Стиль этот назван романскими, по примеру филологии, называющей романскими все наречия, происшедшие от древнеримского языка. В основании новой системы лежит прежняя базилика, скоро, однако, существенно видоизмененная: плоский потолок заменен сводом. Столбы, которыми заменены колонны, поддерживающие аркады, возвышаются по стенам среднего корабля (нефа) до потолка и соединяются один с другими, поднимающимися над кораблем храма, полуциркульными арками. Пролеты между столбами не замыкаются куполами, как у византийцев, а покрываются крестовыми сводами, ряд которых оканчивается над алтарем полукуполом. Новая система сводов значительно повлияла на формы капителей колонн. В местностях, где преобладал античный элемент и соответствующие ему капители, но более распространенными были т. наз. кубические капители, имевшие форму куба с закругленными нижними углами и служившие гармоничным переходом от цилиндрической колонны, к призматическому основанию арки. В более позднее время романского стиля, снова входят в употребление чашеобразные капители.

Преобладающая форма арки полуциркульная, возле которой, находим, как добавочную форму, и магометанскую стрелку. Романские арки, в аркадах, разделяющих корабли, и еще тяжеловаты и неуклюжи (как римские и древнехристианские), но арки, направляющие снаружи дверные и оконные отверстия, арки портала, более богатого и грациозного вида.

К великолепным образцам романской архитектуры первой половины XIII в. принадлежат монастырь св. Павла и монастырь св. Джиованни в Риме; базилика св. Петра в Тоскане, собор в Пизе и церковь св. Миниаты во Флоренции. Между романскими постройками Ломбардии назовем: соборы в Модене (конец XI в.), в Кремоне (первая полов. XII в.), в Пиаченце (1122 г.) и в Парме (втор. полов. XII в.). В Испании — собор в Таррагоне. Во Франции романские постройки носят не везде одинаковый характер; в памятниках юго-восточной Франции можно еще различить в отдельности мотивы римских построек тех местностей (церковь Богоматери в Клермоне); памятники западной Франции — тяжелей в формах, произвольны в композиции, слишком обременены скульптурными украшениями (церковь Богоматери в Пуатье); и существенно отличаются от архитектуры северной Франции, носящей отпечаток развитой самостоятельной культуры. Древнейшие здания романского стиля в Германии относятся к концу X в., как напр. церковь в замке Кведлинбурге, древнейшая часть которой времен 997—1021 гг. К выдающимся постройкам в аллеманских и швабских землях, принадлежите собор в Констанце (начат во второй половине XI в.). Трирский собор со своими античными пилястрами — драгоценнейшее творение ранне-романского периода. Примеры наибольшего развития романского стиля на Рейне (так назыв. рейнский романский стиль) — церковь свв. Апостолов в Кельне и церковь в Шварцрейндорфе около Бонна. Родственного стиля являются романские церкви в соседних бельгийских землях (собор Богоматери в Брюсселе и собор в Турнэ), тогда как декоративная часть (особенно портала) во всем блеске и благородстве романского стиля выступает в Фрейбургском соборе с его, так наз., золотыми воротами.

Благодаря крестовым походам, архитектурные формы востока проникли на запад. Памятники этой эпохи: монастырская церковь св. Петра в Фрицларе (Гессен); главный и поперечный корабли собора в Наумбурге; западная пристройка и поперечный корабль Фрейбургского собора; собор в Бамберге.

Период переходного стиля продолжался всего до начала XIII в. Около этого времени, как напр. в хорах Магдебургского собора, на отдельных монастырских зданиях германо-романского стиля, начинает перевешивать готический элемент и вместо отжившего Романского стиля возникает совсем чуждый ему — стиль Готический.

 

Готическая архитектура.

Готический стиль, который начал развиваться со второй половины XII в., принял систему сводчатой базилики романского периода. Основной план церковных построек, расположение продольного пространства и хор остается тоже, но чувство целого, пропорция частей выступает решительнее, чем прежде, вследствие стремления их частей вверх, обозначающего возносящиеся к небу чувства и мысли зрителя.

Столбы и полуколонны, на коих покоятся арки и своды, поднимаются в готических церквах свободно кверху и их движение продолжается линиями сводов; оживленное деление сводов, достигаемое в романском стиле употреблением крестового свода, усиливается теперь конструкцией сводов в виде целой сети крепких гуртов, на которые опираются тонкие сводики, составляющие только заполнение между ребрами в виде легких треугольников и многоугольников. Так как вследствие этого все давление свода распределяется не равномерно, а сосредоточивается на отдельных пунктах наружных стен, то эти отдельные пункты, соответствующее внутренним столбам, утолщены в виде устойчивых прочных контрфорсов, сопротивление коих усиливается упорными арками. Полуциркульные арки противоречат этим конструктивным формам: им отвечают стрельчатые арки и своды, так как они, производя распор значительно меньший, чем полуциркульные, не требуют толстых стен, а нуждаются лишь в толстых столбах, выдерживающих вертикальное давление. Гурты, контрфорсы и стрельчатые арки составляют характерные элементы готического стиля. Капители колонн и столбов опоясаны нарядной листвой и имеют вид чаши; абака венчает капитель, цоколь расчленяется по числу колонок, образующих столб. Окна образуются по тому же правилу: вертикальное членение их достигается тонкими колонками, снабженных капителью и цоколем, подобным описанным выше, и соединяющихся вверху стрельчатыми арками. Между последними и объемлющей аркой окна помещается т. наз. роза, или в виде круглого окна, или других сложных форм. Арки порталов окаймлены богатыми, острыми фронтонами и поля их, между карнизами и арками, украшены рельефами, или красивыми прорезями. Башни, образованные контрфорсами, перерезаны окнами в несколько этажей; в верхних этажах башни имеют восьмиугольную форму и оканчиваются стройным пирамидальным шпицем, окруженным по углами башенками, возвышающимися над контрфорсами. Так наз. «крабы» заканчивают каждый шпиц; небольшими цветочками также усажены края фронтонов, всех пирамидальных частей и упорные арки.

Один из древнейших памятников этого стиля во Франции — собор Парижской Богоматери (1163—1360). Родственного с ним стиля: хоры Руанского собора (1212—80), Лаонский собор, Шартрский собор (освящен 1260), Реймский собор (1212—1250) — одно из наиболее блестящих произведений раннеготического стиля.

Первое применение готического стиля в Англии — Кентерберийский собор (1177). Далее замечательны: церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне (1270), напоминающая французские соборы своим планом; собор в Йорке (1291—1330). В зданиях позднейшей готики обнаруживается чрезвычайно пышное декоративное развитие, особенно, применением так наз. звездчатого свода, напр. в Глютчестерском соборе (1381), в капелле св. Георга в Виндзоре и др. Полного расцвета этот стиль достиг в капелле Генриха VI в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

В Германии готический стиль появился несколько позже, чем во Франции и Англии, но здесь они достиг полного развития и создал много шедевров архитектуры. Наиболее образцовое произведете готической архитектуры — Кельнский собор (основ. 1248). Кельнскому собору родственны: соборы в Меце и Ксантене. К позднейшему времени расцвета готического стиля относится и декоративная архитектура различных предметов внутреннего убранства, которые служили, как напр. кафедры, дарохранительницы и т. п., для церковных целей. В городах севернее Гарца образовалась особая изящная деревянная архитектура, интересные образцы которой в Кведлинбурге, Брауншвейге Гильдесгейме, Ганновере и др. Выдающийся пример ратуши германско-готического стиля — ратуша в Брауншвейге (1250). В районе прибрежных местностей Балтийского стиля: Гольштинии, Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Пруссии и, отчасти, в Курляндии, Лифляндии и на Скандинавском полуострове, развился стиль отличающийся от красивых форм западной Германии, своей большей простотой и суровостью, что вытекало из нравов и природы северной страны.

В Италии, где сохранилась склонность к антикам, готический стиль не достигает полного развитая и проявляется только в наружной отделке здания (стрельчатые арки, фронтоны, столбы с их декорацией), а не в существенной конструкции. Одни из ранних памятников готики в Италии — церковь св. Франциска в Ассизи, построенная, в 1218—30 гг., немецкими архитекторами и церковь св. Антонио в Падуе (1231—1307) с чрезвычайно слабым готическим элементом. Несравненно высшего развития достигают дома, дворцы и общественные здания, напр.: палаццо Веккио во Флоренции Palazzo Publico в Сиенне, палаццо Loggia de'Zanzi во Флоренции, Биржа в Болонье и фасад т. наз. «Большого Госпиталя» (1456) в Милане.

В Испании и Португалии готический стиль достиг большей чистоты, чем в Италии, хотя он здесь поддался несколько влиянию мавританского стиля, как и романский. В Бургосском соборе (1299) находятся составные из полуколоннок столбы с отирающимися на них гуртами. Богата и величественна наружность собора в Барселоне, фасад которого сооружен двумя архитекторами из Кельна (1442). Самое благородное произведение готики на всем Пиринейском полуострове, без сомнения, монастырская церковь в Батале (Португалия), приближающаяся к лучшим образцам германо-готического стиля.

Необходимо заметить, что сооружение столь величественных зданий в Германии, Франции и Англии, способствовали существованию многочисленных ассоциаций строителей, т. наз. вольных каменщиков или франкмасонов.

 

Архитектура эпохи Возрождения, стиля Барокко и Рококо.

Расцвет стиля Возрождения возникшего вследствие изучения античных образцов, наступил в Италии, его колыбели, около половины XV в.; здания этого, т. наз. «раннего» Возрождения, благодаря той свежести, наивности, которыми они дышат, — особенно привлекательны. Так как античные образцы не могли служить слишком богатым материалом для церковных построек, то общее оживление в архитектуре коснулось сначала их внутреннего устройства. лучшие церковные постройки, относящиеся к первой половине XV в., обнаруживают возвращение к формам базилики, частью с плоским покрытием; позже появляются римские своды, столбы, украшенные пилястрами, и византийские купола. Строительная деятельность Италии XV в. достигла особенно характерного выражения в ее некоторых городах, из коих укажем во-первых на Флоренцию. Отцом Возрождения во Флоренции был Филиппо Брунеллески (1375—1444). Им сооружены: купол Флорентийского собора, церкви св. Лаврентия и св. Духа и дворец Pitti. Создания следующих мастеров, хотя и не выдерживают в некоторых отношениях критики, но представляют собой во всяком случае, замечательнейшие произведения раннего флорентийского Возрождения. Таковы: построенный архитектором Михелоццо в 1430 г., по поручению Козьмы Медичи, дворец, известный ныне под именем палаццо Рикарди; начатый в 1489 г. Бенедетто-да-Майано и оконченный в 1533 г. Симоне Поллажиоло (Кронако) — палаццо Строцци, особенно известный своим карнизом. В Венеции, как бы в противоположность строгой величественности тосканских дворцов, удержался веселый, игривый характер венецианской готики.

Назовем, как главные примеры венецианских дворцов этого периода: дворец Вендрамини-Калерджи, построенный в 1481 г. Петром Ломбардо; палаццо Камерленджи (1525); построенный Б. Буоно на площади С.-Марко дворец — выдающееся произведение конца XV в. Между церковными постройками замечательны: С. 3axapия (1457), приписываемый М. Ломбарди. Великолепны, далее, так назыв. скуолы, или здания богатых духовных братств, напр., Скуола св. Марка, построенная М. Ломбарди (1485). В начале XVI в. итальянская архитектура вступила в новый фазис своего развития. Предания средних веков уступили место более серьезному и критическому изучению античных форм и их пропорций, которое выдвинуто впервые флорентийцем Альберти. Рим сделался центром итальянской архитектуры. Основателем нового архитектурного направления (высокое возрождение) был Донато Браманте (1444—1514). Исполненные им работы (церковь св. Лаврентия, ложи Ватикана и др.), отличаются необыкновенным изяществом. Новое направление в итальянскую архитектуру ввел Микель-Анджело Буонарроти (1475—1564), который, в противположность своим современникам, проявил много произвола и прихоти, проложив тем самым широкий путь позднейшим искажениям (мнения о М. Анджело таких знатоков искусства, как Любке, Куглер, Гоп и др.). Ученики М. Анджело подражали с большей или меньшей верностью архитектурным вкусам своего учителя; впрочем, первое время после смерти М. Анджело число его приверженцев было не велико. Так: Виньола (1507—73) крепко держался античных форм и пытался усилить их влияние своими архитектурными сочинениями. Родственного с ним направления — Галеаццо Алеси (1500—1572), строитель дворцов в Генуе и Б. Бианко (1656), построивший дворец нынешнего университета. Другой особенностью отличались венецианские мастера XVI в. Между ними назовем: Джакопо Татти, прозванного Сансовино (1479—1570), строитель библиотеки св. Марка в Венеции и Андреа Палладио (1518—80) из Виченцы — самый влиятельный мастер новой архитектуры, после М. Анджело; Микель Анджело является основателем тех архитектурных задач, которые характеризуют XVII в. Для него было главным делом в его созданиях, сразу озадачить зрителя, изумить его смелою, неожиданною комбинацией, а затем уже не слишком заботиться о чистоте и внутренней необходимости употребляемых им в дело средств. Идеи эти были распространены в ограниченных кружках начала XVII в. Произведения этого периода колеблются между величием чувства, проникающего их, и отсутствием его, прикрытого вычурной наружностью (стиль барокко). Первое место этого времени занимают работы по украшению и расширенно храма св. Петра, которые производились Карло Модерно (1556—1639) и Лоренцо Бернини (1589—1680). Особенно интересны те своеобразные создания архитектуры, на коих античные формы, при своем введении, перемешались с местными строительными элементами; таких построек очень много во Франции. Благодаря Франциску I, сюда открылся возрождению более легки доступ, чем в другие государства. Известные французские архитекторы, действовавшие в его и следующее время были: Жан Бюллан (Тюльери, 1540), Пьер Леско (старейшая часть Лувра, 1548) и Филипп Делорм. Делорм развил барокко, оказавший влияние и на французскую архитектуру. Выдающиеся архитекторы первой половины XVII в.: Жан Бросс, подражавший флорентийскому дворцовому стилю (Люксембургский дворец) и Жак Лемерсье, продолжавши Лувр.

Французские архитекторы XVIII в., как современные им итальянские, чрезвычайно бесцветны; один только Суффло (1713—81), посреди всеобщего оскудения искусства, создал возвышенное произведение, возвратившись к чистоте античных форм, купол церкви св. Женевьевы в Париже. Французы приняли другие идеи стилей возрождения, барокко и рококо по примеру немцев. Они, обыкновенно, различают стили: Франсуа I, Генриха II, Людовика ХШ, Людовика XIV, Style Regence и Людовика XVI.

В Испании возрождение появилось также в первой половине XVI в. При Карле V, возле Альгамбры в Гренаде, выстроен дворец, в архитектуре которого преобладают итальянские формы, и который составляет резкий контраст своей сухой величавостью с игривой пышностью мавританских дворцов. При Филиппе II построен Эскуриале (1563—84).

В Англии современный стиль начинаешь входить в употребление только в XVII в., хотя на отдельных зданиях он применялся и в середине XVI в., напр.: Кобгам Галль, возрождение которого относится к концу XVI в. Замечательнейшее произведение стиля возрождения в Англии — церковь св. Павла в Лондоне (1675—1710).

В Германии уже около середины XVI в. возникли здания итальянского стиля, напр., так наз. «постройка Отгона-Генриха» в Гейдельбергском замке. В начале VII в. особенной славой пользовался, по своими итальянскими образцами, Элиас Голль, построивший в Аугсбурге: Арсенал, и ратушу (1615—20). Замечательные здания конца XVII и начала XVIII вв.: построенные Нерингом берлинский арсенал и Шлютером, в течение 1698—1706 гг., часть королевского замка в Берлине.

Германские столицы богаты произведениями рококо; выстроенная Пёппельманом дрезденская цитадель, замок Сансуси в Потсдаме и павильоны Нимфенбурга — наиболее типичны. Лишь после нового увлечения вялыми Style Regence и стилем Людовика XV, к концу XVIII в., в Германии снова начинают возвращаться к антикам.

 

Новейшая архитектура.

Первыми попытками улучшения архитектурного вкуса, критическими изучением антиков, считаются: монетный двор (Г. Генц) в Берлине и Бранденбургские ворота (Лангганс), построенные в конце XVIII в. Почва для этих попыток была подготовлена Винкельманом (1717—68). После Стюарта и Реветта, усердно переснимавших и измерявших греческие памятники архитектуры, музеи западной Европы переполнились образцами греческого искусства, а модели их распространились повсюду. Постепенно архитектура возвратилась к чистоте классических форм, к грубой римской передаче, или, к непосредственному подражанию греческим образцам, или, наконец, стремились воспроизводить новые формы, следуя греческому духу. Существенно было также возвращение вновь к готическому стилю, совершившееся впервые в Англии. В Германии возведены значительные сооружения готическаго стиля, в которых с одной стороны больше допущена внешность этого стиля, а с другой он более преобразован классическими формами.

Между церквами новейшего времени выдаются: церковь св. Фомы (византийский стиль), работы Адлера и церковь памяти императора Вильгельма — Швехтена.

Многочисленны были и железнодорожные сооружения, из коих замечательны, как целесообразным расположением, так и искусным соединением при постройке камня и железа, Герлицкий вокзал Орта и городской вокзал Якобсталя.

Между произведениями Дрездена выделяются постройки Земпера в стиле возрождения: театр (1841 г. отделан, 1869 сгорел и вновь построен в 1872—77 гг.), богато украшенный скульптурой и живописью, и музей.

Рядом с Германией стоит Франция, по важности своих новейших архитектурных творений, сосредоточивающихся, главн. образом, в Париже. Здесь, после Персье и Фонтена, подражавших антикам, следовала свободная классическая школа. Между готическими зданиями, в котор., вообще, применялись ранние формы этого стиля, отличаются церковь в С. Дени (Вюлле-ле-Дюк) и церковь св. Клотильды в Париже (Гау). В стиле ренессанс Дюбан создал Ecole des beaux arts. На публичных и частных зданиях новой части города постепенно развиваются пышные формы позднего возрождения. Опытом соединения в новый стиль романского, мавританского стилей и элементов возрождения является здание всемирной выставки (1877 г.), произведенное Давью и Бурдэ.

В Англии, благодаря археологическим изысканиям, сначала появилась более или менее чистое подражание классическими образцам, позже замененное стилем позднего возрождения и, наконец, готикой (здание парламента Барри). Центр тяжести современной строительной деятельности Англии лежит в основательной технике, к которой, временами, прибавляется полная вкуса обработка орнаментов. В современной области здесь производятся великолепный хрустальный и железные сооружения (Хрустальный дворец первой всемирной выставки).

Литература. W. Lübke, Geschichte der А. (Лейпц. 1884—86); Kugler, Geschichte der Baukunst (Штуттг. 1856—59); Гнедич, История искусств (изд. Маркса, Спб. 1896), особенно выдающееся популярное изложение истории архитектуры и др. искусств; Любке, Иллюстрированная история искусств, пер, Булгакова, по краткости изложения и разъяснению терминов, применимая как справочная книжка; Лефевр, Замечательнейшие архитектурные постройки, перев. Яковлева (Спб. 1870); Perrot и Chipiez, Histoire de l'art dans 1'antiquite, подробная история древней архитектуры; Durm, Baukunst der Griechen (Дармшт. 1892) и Baukunst der Etrusker und Romer (1885); Байе, Византийское искусство, перев. с франц. (Спб. 1888); Ф. Фрикен, Римские катакомбы, ч. I (М. 1885); ф.-Фрикен, Итальянское искусство в эпоху возрождения (М. 1898); Mothes, Die Baukunst des Mittelalters in Italien (Иена 1883) дает богатый материал по истории итальянской архитектуры; Gailhabaud, Denkmaler der Baukunst aller Zeiten und Lander (Гамб. 1842—50); Strack, Baudenkmaler des alten Rom (Берл. 1890); Viollet le Due, Dictionnaire raisonne de l'arcmtecture francaise du XI au XVI siecle (Пар. 1854—68); Reinhardt u. Raschdorfl, Palastarchitektur von Oberitalien und Toscana vom XV—XVIII Jahrhundert; I. Genua, II. Toscana (Берл. 1882—88); Palustre, La renaissance en France (Парижъ 1879); Dohme, Barock- und Rokoko- A. (Берлин 1892); Султанов, Памятники зодчества у народов древнего и нового мира (Спб. 1890).

 

Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. – СПб., 1900. – Т. 2. – С. 150–160.

При перепечатке сохранен стиль и орфография источника.

                                                                       Подготовила И. Г. Горностаева.


(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 15.05.2013
  • Ключевые слова: архитектура, зодчество, история архитектуры
  • Размер: 48.69 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Энциклопедический лексикон. СПб., 1835
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., 1863
Русский энциклопедический словарь, издаваемый Н.И. Березиным. СПб., 1877.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1890
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900
Большая советская энциклопедия. М., 1926
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933
Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. М., 1936
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1970
Большая российская энциклопедия. М., 2005
Большая энциклопедия: в шестидесяти двух томах. М., 2006

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100