Архитектура (зодчество); теоретическое и практическое искусство строить всякого рода здания. Под общим словом архитектуры разумеют также и другие строительные искусства, как то: архитектуру военную, корабельную, гидротехническую, и проч., но как в этих отраслях архитектуры главное — польза, а красота, условие только побочное и не необходимое, то под словом архитектуры разумеют собственно область архитектуры гражданской. Архитектура гражданская подразделяется еще на архитектуру городскую и сельскую. История зодчества начинается с образованностью Греции. Первые греческие архитекторы, жившие перед Троянскою войною (около 1400 лет до нашей эры) были Агамед и Трофоний, Эуриал и Гипербий, изобретатель кирпича. Греческая архитектура вместе с переселенцами перешла в полуденную Италию и Сицилию. Около того времени Гермоген из Алабанды, города в Карии, употребил в первый раз при построении храма Бахуса в Феосе ионический орден. Каллимах изобрел коринфскую капитель. Между зодчими века Перикла особенно прославили имена свои Фидий, ваятель и зодчий, вместе с Иктином и Каликратом, строители Парфенона; Мнесикл, строитель Пропилеев, и Филон, построивший театр Одеон, изобретение которого приписывается самому Периклу, изучавшему архитектуру под руководством наставника своего и друга, Анаксагора. К этому времени можно отнести усовершенствование ионического ордена, явившегося во всей краев своей в храме Минервы Полиады и Эрехтея. Римляне, в начале не знавшие роскоши, воздвигали для пользы общественной памятники вечные; таковы дороги их, вымощенные большими камнями; одна из них, именно Аппиева, до сих пор существует неразрушенною; подземный канал (Cloaca Maxima) принадлежит к построениям такой же прочности. Силла первый познакомил соотечественников с греческим зодчеством. Марий и Цезарь украсили свое отечество храмами, Август же превратил Рим из кирпичного в мраморный; следуя его примерам, Римляне перенесли высшую роскошь в частные дома и загородные дачи, или виллы. Витрувий Поллион принадлежит веку Августа; от него сохранился единственный памятник, — написанные им десять книг об архитектуре. Агриппа соорудил портик Пантеона, некоторые храмы, акведук и театр. Последователи Августа продолжали украшать Рим и области важными зданиями и храмами. При Нероне изысканность роскоши достигла до последней крайности. Сожженный им Рим возник из пепла великолепнее Рима Августова, но с этого времени хороший вкус постепенно исчезает в искусстве; при Траяне однако ж архитектура опять улучшается, Между важнейшими произведениями зодчества Траянова века можно почесть мост, выстроенный Аполлодором через Дунай. При Адриане обнаруживается чрезвычайная деятельность в области искусств; в Риме и во всей империи сооружаются весьма многие огромные и роскошные здания; сам Адриан приказывает возводить строения по собственным чертежам. При Александре Севере и Диоклетиане построены самые огромные и роскошные термы, лишенные уже почти вовсе изящного. Это состояние продолжалось до времен Константина Великого, который, перенесши столицу империи в Византию, нанес конечный удар искусству в Италии. Новые религиозные понятия, отвергавшие почти все напоминавшее о язычестве, дали архитектуре совсем иное направление на Востоке. Нашествие Готов, Вандалов и других варваров, и повсеместные войны привели искусства на Западе в забвение, и породили новые роды архитектуры, Феодорик, царь Остготов, завладев Италиею, возобновлял существовавшие памятники, и созидал новые, носившие на себе печать времени, силы и неведения, и из этой-то грубой архитектуры, почерпнутой из искаженных оснований римской, возникло начало готической. В половине VI века образовалась новая отрасль архитектуры, — ломбардская, которой памятники сохранились во множестве монастырей, разбросанных по всей Италии. Архитектура эта отличалась совершенным безвкусием и безотчетливостью. Византийский вкус архитектуры с плоскими куполами и мелкими колоннами произошел, очевидно, случайно из остатков греческой и римской архитектуры, извлеченных из развалин, и употребленных в новых строениях; он впоследствии привился к ломбардскому. От византийской (смешанной) произошла так называемая новая греческая архитектура. Происхождение и образование трех родов архитектуры: арабской (см.), мавританской (см.) и готической (см.), с их подразделениями, должно отнести к эпохе переселения народов. В XV веке, Брунелески, родом Флорентинец (ум. 1444 г.), первый открывает и определяет различие орденов; он воздвигает огромный купол на соборной церкви во Флоренции, начатой архитектором Арнольфом ди Лапо. Леон Баптист Альберти много способствует к распространению учения о древней архитектуре своими сочинениями. Андрей Органья вводит опять арки с полного центра. Микелоццо показывает роскошь в украшениях и улучшает удобства при составлении планов в частных строениях. Браманте Ладзари трудится над изысканием отношения частей архитектуры между собою (ум. 1514). Андрей Кондучи изобретает разные машины для поднятия тяжестей (ум. 1529). Балтазар Перуцци ввел в употребление древние украшения (ум. 1536). Себаст. Серлио пишет об архитектуре (ум. 1540). Микеле Сан Микеле изобретает новое устройство укреплений, и вообще оказывает весьма важные услуги инженерному строительному искусству (ум. 1559 г.). Алон. Берруджинетте переносит возобновленную архитектуру из Италии в Испанию (ум. 1561). Микель Анжело Буонаротти сооружает купол Св. Петра (ум. 1564). Джиакомо Бароццио, Виниола и Галеато Алесси (ум. 1573), Андрей Палладио (ум. 1580), Винч. Скамоцци, Бапт. Амманати (ум. 1592) и многие другие украсили собою XVI век. Доменик Фонтана, воздвигший обелиск на площади Св. Петра (ум. 1607), Виттория (1608), Лунги (1619), Мадерни (ум. 1620), Доминикино (1641), Фр. Борромини с большим воображением, но развращенным вкусом (ум. 1667), Джиов. Лор. Бернини, архитектор и скульптор (1680), Кард. Райнальди (1691) и многие другие прославились в XVII веке. Карл Фонтана (ум. 1714), Алек Галилеи (1737), Галли (1739), Леони (1746), Луд. Ванвителли (1773), Джироламо даль-Поццо и многие другие последователи этой школы в XVIII в. — Во Франции возрождение искусств совершилось при Франциске I. При Людовике в XIV стол. все искусства возвышаются, но архитектура не избавляется от излишества в украшениях и дурного вкуса. Во Франции ни прежде, ни после, не строили более как в тот век. Повелением этого короля сооружена великолепная колоннада Лувра архитектором Перольтом (им же переведен на французский язык Витрувий). Воздвигается знаменитый дворец версальский, Триумфальные ворота и много других здании. При Людовике XV хотя архитектура продолжает удаляться от чистого вкуса, однако еще много замечательных зданий по красоте воздвигнуто в это время. В наш век Франция имеет многих отличных архитекторов, как то: Персье, Фонтена и др. — В Англии сохраняется вкус готической архитектуры гораздо долее; можно сказать, что он до сих пор не переставал быть любимым вкусом, хотя и не исключительно предпочтен другим вкусам. Англия до половины XVIII века представляет нам мало строений в новом стиле; но с этого времени многие архитекторы путешествуют по Греции, Испании, Индии, и вводят в употребление разные роды архитектуры. В нынешнем веке строительное искусство, имеющее целью способствовать промышленности и торговле, сделало чрезвычайные успехи. Между этого рода построениями особенно замечательны: железная дорога для паровых карет между Лондоном и Ливерпулем; лондонский мост, построенный из гранита, превосходящий отверстиями своих арок все мосты в мире, подземный ход под Темзою, мысль висячего цепного моста Бенгорского, через морской пролив при Ингльси. –– В Америке, Соединенные штаты, как колония Англии, идут по ее следам. –– В Германии, в XIX веке архитектура сделала блестящее успехи. Теперь в Германии, более нежели где-либо, вникли в дух древней архитектуры; в королевстве Прусском и Баварском, искусства, пользуясь особенным покровительством, получили истинно эстетическое направление, и развиваются с чрезвычайным успехом. –– В России начинаются первые понятия о строительному искусстве в X веке, со введением христианской веры. Греческие художники, вызванные в то время в Россию, без сомнения, имели последователей русских, но искусство не получило прочного основания, и если были возведены какие значительные здания и особенно церкви, то этим обязаны преимущественно иностранцам. Церкви киевские, владимирские, новгородские, разумеется самые старинные, носят на себе печать византийской или новогреческой архитектуры. Впоследствии, во время татарского ига и, особенно, когда утвердилась Москва, стали у нас появляться немецкие и итальянские зодчие, но они должны были приноравливаться к обычаям и потребностям народа русского, и потому в церковную архитектуру не смели ввести стиль чисто готический. Несколько башен и теремов, построенных в этом стиле, не могут служить доказательством, чтобы этот род архитектуры был усвоен русскими. Они не легко изменяли обычаям отцов своих: князья и вельможи любили жить по старине в деревянных домах. В стиле церковной русской архитектуры ясно видны следы восточного вкуса и большое сближение с индийскою архитектурою. Кремль, возникшей не вдруг, и соединяющей здания разных вкусов, сооруженный в разное время и разными архитекторами, представляет обворожительное целое. Церковь Василия Блаженного, по странности своей архитектуры, особенно примечательна. Она может служить образцом вкуса русской архитектуры. Начало совершенного перерождения архитектуры и сближения ее с европейскою современною, совершилось с основания С.-Петербурга и преобразования России Петром Великим. Но век искусств настал для России около половины прошлого столетия. Екатерина II учреждает академию художеств, которой положено уже было начало Елизаветою. Из этого рассадника вышло много отличных архитекторов, принесших пользу искусству. «Учебное руководство к архитектуре», Свиязева. Спб. 1839—1841 г.
Архитектура арабская, или Сарацинская, возникла в Азии от египетской и греческой. Памятники арабской или сарацинской архитектуры можно видеть во множестве в Сирии и Египте; эта архитектура отличается особенно смелым устройством сводов, большими массами с мелкими частями, тонкостью колонн, множеством украшений, известных под именем арабесков и чрезвычайным разнообразием. Главное различие арабской архитектуры Азии и Египта от мавританской в Испании, состоять в форме арок. Арабы их делали более кверху эллиптическими и часто даже заостренными; Мавры же описывали их частью правильного круга, так что свод в пятах своих суживался. Между остатками архитектуры сарацинской, в Египте сохранились стены Александрии (878), выстроенные халифом Мотавакелем, и там же мечеть, городские ворота и мечеть в Каире, развалины дворца каирских султанов, разные строения времен султана Саллах Эддина, а также мечети в Алепе, Иерусалиме и проч.
Архитектура военная; учить построению укреплений, военных зданий и мостов, устроению вододействий и контрмин к усилению долговременных укреплений, также наводнений и вспомогательных преград к усилению полевых укреплений. Фортификация или наука военного укрепления называется многими архитектурою военною, но фортификация не подробно занимается искусственною частью построения; это составляет предмет военно-строительного искусства. Фортификация дает только геометрические изображения сказанных построек. Архитектура военная исполняет оба условия, т. е. дает геометрические изображения построек, основанных на правилах фортификации и учит искусству построения, основанному на правилах военно-строительного искусства.
Архитектура готическая; произошла от остатков архитектуры римской и частью от мавританской. Главные черты этой архитектуры суть необыкновенная роскошь каменотесной и скульптурной работы, заостренные своды и арки, чрезвычайное раздробление больших масс на мелкие, и пирамидальность в некоторых частях и целом. Готическая архитектура, как и другие, имела свое время младенчества и совершенного развития. Вначале своды основывались в этой архитектуре на коротеньких и толстых столбах, и употреблялось менее украшений скульптурных; впоследствии же они представляются висящими в воздухе; гладкие стены покрываются бесчисленными, прихотливыми украшениями; башни, окна прорезываются как кружева, но эти две эпохи имели различные направления. На севере, под мрачным небом его, готическая архитектура возникаете вместе с христианством, и представляется строгою, выразительною, сильною и, так сказать, мечтательною в своем характере, как народы стран полуночных; на юге является она во вкусе архитектуры мавров, которые, обитая в благорастворенном климате, искали в своих портиках, освежаемых фонтанами, более наслаждения и прохлады, чем защиты от непогод, и потому здесь она игривее и роскошнее. К тому же через сношения полуденных народов Италии с Африкою, этот род архитектуры мог быть более под влиянием архитектуры сарацинской. Самый ощутительный пример этого рода готического вкуса находим мы в Сицилии, в церкви Св. Марии (St.-Maria della Catena), в Палермо; одно сходство этого вкуса с готическим, существовавшим на севере, есть отделка в украшениях, некоторые заостренные арки и тоненькие вырубленные в стене колонны. Замечательнейшие памятники готической архитектуры суть: в Германии, страсбургская колокольня, соборная церковь в Кобленце , церковь Св. Стефана в Вене и колокольня в Фрейбурге; во Франции: соборе в Париже Пресвятой Девы (Notre Dame), прекрасная колокольня в Шартре; великолепнейшие здания и многие развалины в Нормандии; в Англии: Вестминстерское аббатство, кафедральная церковь в Йорке и многие другие церкви и здания, в числе последних большое число загородных домов. В лучшую эпоху готической архитектуры, было изобретено искусство расписывать стекла в окнах.
Архитектура заводская. Общие основания архитектуры, примененные к заводскому производству.
Архитектура корабельная; учит строить корабли и другие суда, так, чтоб они могли плавать безопасно, удобно и успешно. Она имеет много общего с другими родами архитектур: с гражданскою, военною и гидравлическою. Цель плавания кораблей и судов определяет различные условия для их построения; суда мореходные, прибрежные, речные, гребные и пароходы имеют, каждый род, особые требования; исследование всего этого составляет предмет корабельной архитектуры. Полного изложения корабельной архитектуры нет ни на каком языке. Из наших моряков писали обе этом предмете: Гамалей, Шишков, Грейг, Кутузов, Головнин, Глотов, Миницкий, Бутаков, Разумов, Ильин, Берков, Поморский, Попов, Бурачок, и некоторые другие.
Архитектура мавританская; развита Маврами в Испании. B VIII столетии Мавры вытеснили из Испании и Португалии варваров, утвердившихся на этом полуострове и уничтожили там Готское царство. Владея этою страною, они ввели туда свою архитектуру, хотя и нашли здесь туземную. Знакомые с развалинами греческих, римских и египетских памятников, и быв в торговых сношениях с Индиею, Мавры, руководимые воспоминаниями, составили собственную архитектуру — величавую, стройную, роскошную. Один из знаменитейших памятников мавританской архитектуры существуете еще в совершенной сохранности в Гренаде. Это Альгамбра, служившая некогда этим пришельцам крепостью и дворцом.
Архитектура сельская. Важная отрасль архитектуры гражданской, требующая некоторого познания в сельском хозяйстве, относительно возделывания земли, садоводства, огородничества, скотоводства и сельской промышленности вообще.
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. – СПб.: тип. К. Крайя, 1847. – Т. 1. – С. 478–482.
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
Подготовила И. Г. Горностаева.