Зодчество или архитектура, в обширном смысле, уменье целесообразно возводить всевозможные постройки. Распадается на архитектуру военную, морскую, водяных сооружений, путей сообщения и проч. и на гражданскую архитектуру, имеющую предметом постройки, необходимые в быту гражданском, промышленном, сельскохозяйственном и др. Если при этом зодчество делается проводником какой-либо идеи, обнимая цель здания во всей полноте ее значения и стремясь выразить ее наглядно в характере самой постройки, да еще притом в прекрасной форме, то оно становится изящным зодчеством (изящной архитектурой), одним из трех образовательных искусств и обнимает преимущественно монументальные здания. Основные условия изящного здания: симметрическое расположение частей и единство целого, придающее всему зданию как бы характер цельного и неразлагаемого организма; главное средство выражения (как бы язык зодчества) — орнаментовка, придающая математической сухости лишь характер естественной красоты. Древнейшее из образовательных искусств и вернейшее выражение культурного развития народов и эпох, зодчество в этом смысле делится на две главные группы архитектурных памятников: 1) религиозные здания (храмы древних, особенно греческие, христианские храмы средних веков) и 2) светские постройки (в древности: дворцы царей; у греков театры, стадии, врата; у римлян сверх того амфитеатры, императорские дворцы, военные сооружения; в средние века: замки, дворцы светских и духовных владык, ратуши, в Италии палаццо знати; в новейшее время: музеи, театры, библиотеки, биржи, выставки, вокзалы железных дорог и другие общественные здания). Кроме того, в зодчестве различных народов различают архитектурные стили, т. е. определенные основные формы постройки, в которых выражается общий характер национального искусства и притом в известную эпоху. Сущность стиля составляет способ строения (а также и орнаментовка), отличительным признаком которого служить свод зданий; так различают: горизонтальный плоский свод (египтяне); горизонтальный свод на балках (греки); коробовый или корытчатый свод, купол, крестовый свод (римляне); горизонтальный свод на поддержках (древнехристианские базилики); висячий купол (Византия); полукруглый или романский свод и стрельчатый или готический свод (средневековый запад Европы). Этим оканчивается ряд оригинальных стилей; последующие возвращаются к древним образцам (стиль возрождения, рококо и др.), не внося ничего нового в конструкцию; все попытки самостоятельного творчества (напр. арабский подковообразный стиль и проч.) оказываются более или менее неспособными к развитию.
История. Происхождение зодчества, как и прочих искусств, теряется в глубокой древности. Архитектура была единственным способом художественного выражения идей у первых народов. Вырытые пещеры и шалаши из древесных ветвей были первыми творениями человека в деле зодчества: гладкий камень в те времена составлял алтарь божества, которому приносились жертвы; земляной холм насыпали над останками героев. Таково было зодчество до исторической эпохи, постепенно развивавшееся из этих первозданных типов, в могильные курганы, дольмены или кромлехи, каменные обелиски и круги из камней — в северной и средней Европе. Предшественником искусства зодчества является символизм (в египетских памятниках всего чаще встречаются числа 7 и 12 в колоннах и пр., также разные животные); у индийцев для усиления являются божества со многими руками, ногами и головами. Курганы можно считать первою формою архитектуры, переходящею постепенно в египетские пирамиды, позднее в купол, башни и т. п. Так менгир есть первообраз обелиска, а дольмен — храма. Если считать это за первую ступень зодчества, то второю являются памятники, сохранившиеся на островах Тихого океана (напр. на острове Пасхи) и представляющие пирамидальные груды, сложенные из камней, или отдельные грубо отесанные глыбы довольно правильной формы. Из грубых образцов постройки гений зодчества древних, развил искусство и оставил нам удивительные памятники: под рукою этого гения, нижняя обвязка первобытного жилища превратилась в пьедестал, подножие или цоколь; подпорные стойки — в величественные колонны; брус, составляющие верхнюю обвязку, превратился в архитрав; концы торчащих из под крыши балок образовали фриз, а отливная доска (свод крыши) превратилась в карниз, шипец стал фронтоном. Историческая эпоха зодчества распадается на следующие отделы:
I. Преддверия классического зодчества.
а) Американские памятники, в Соединенных Штатах, Мексике (Паленха) и Перу (Куско, Кайямба), около 600 г. по P. X. до завоеванья испанцами. Основная форма этого своеобразного стиля: пирамида, в позднейшие времена с более или менее богатой орнаментовкой ступенями или карнизами. Это так наз. теокалли (Ксохикалько близ Куернаваки, в Тузапане и др.). Невозможно определить эпоху «Теокалли» и их разрушенных городов; однако две определительные эпохи могут к ней подходить: одна предшествующая инкам Перу и ацтекам Мексики, переносит нас к 1-му столетию нашей эры; другая, постройки коей испанцы видели еще во всем блеске, обнимает последние годы средних веков. Общий характер обеих эпох заключается в том, что все здания построены на пирамидальных, ступенчатых основаниях. Размеры их гигантски, материалы громадны; украшения чудовищны. Паленха, Хохула, Тгагунало и все развалины, кои ежедневно открываются исследователям, кажутся творениями первобытных египтян, или варваров-саксонцев эпохи Альфреда.
б) Индийское зодчество. Начало монументального зодчества около 250 г. до P. X. с предшествовавшим развитием техники. Отличается преобладанием фантазии, громоздящей формы на формах до почти хаотического отсутствия гармонии. 1) Буддийские тупы (от ступа) или дагопы, башнеобразные постройки в 7—12 сажен, с полукруглым корытчатым сводом (136 г. до P. X.—700 г. по P. X.), близ Санхи и на Цейлоне; 2) браминские пагоды, основная форма которых тоже пирамида, но уже с разнообразными приделками и скульптурными украшениями, в которых господствует волнистая линия; в Магаманпуре, Джагернауте и др.; 3) браминские подземные или пещерные храмы, вырубленные в скалах, с такими же галереями, с плоским горизонтальным сводом, поддерживаемым четырехугольными столбами, нередко со скульптурными украшениями. Храмы в Эллоре, Каилазе (прелестная игрушка из цельного камня) и др. В Гадских горах и на некоторых соседних островах находятся самые величественные здания браминского периода. В окрестностях Бомбея и Эллоры насчитывают около 30 храмов, высеченных в скалах. Между ними Дюмар-Лейнский грот, сооружение коего относится к X-му веку нашей эры, один из самых великолепных. Храм Индры в Эллоре был несравненно сложнее; он состоял из галереи, поддерживаемой столбами, служившей входом в капеллу, которая была высечена из цельного камня и окружена несколькими гротами, предшествовавшими святилищу. Возле него возвышалась величественная колонна в 22 фут. вышины, и слон, также высеченный в скале, в 13 ½ ф. Наконец, в Эллорском гроте Кайлаза более всего заметны попытки индийской архитектуры развернуться в свободном пространстве, хотя и тут самый грот, по-прежнему, высечен в скале. Этот удивительный памятник относят к браминскому периоду начала IX века. В украшении капителей, а также и на потолках гротов, стараются воспроизвести растительную красоту. Это подражание дает возможность отличить буддийские гроты от таковых же браминского периода; украшения последних отличаются большею гибкостью, грацией и разнообразием. Кроме того, сосредоточенная и коренастая тяжесть колонн буддийских гротов прямо указывает на их назначение выдерживать давление целой горы.
в) Вавилонско-Ассирийское зодчество. К памятникам древнего Вавилона (до 1000 г. до P. X) принадлежит так называемая вавилонская башня (храм Бела), напоминает мексиканские теокалли, представляя пирамиду в 8 этажей, с уступами, в 100 саж. ширины у основания и 100 саж. высоты, — и развалины царского дворца, стены которого украшены барельефами охот и проч. Вавилонские постройки отличались необычайного крепостью; на царские постройки шли огромные кирпичи с клинообразными надписями, соединенные таким плотным цементом, что ныне нельзя отделить один кирпич от другого. Храмы, висячие сады, широкие городские стены, 3—4 этажные дома составляли удивление современников. К памятникам древней Нинивии (около 606 г. до P. X;) относятся остатки царских дворцов близ селений Хорсабад и Куюнджик из обожженных кирпичей, крепко связанных земляной смолой и цементом, и покрытых плитами с барельефами и клинообразными надписями. Здесь постройка уже не так прочна, как в Вавилоне. Дворцы состояли из резиденции царя, домашних построек, хором и семиэтажной наблюдательной башни. Ассирияне устраивали своды частью из камня, частью из земли. Здесь были найдены колонны совершенно особого рода: они выложены слоем окрашенной глины в 4 сантиметра толщиной, собраны в группы из 7, и каждая группа окружена двойным пилястром. Другие колонны, в таких же группах, были выложены черною мастикою. Одни из ворот, сложенные из весьма твердого известкового камня, сохранили свод; он круглый, собран из нескольких камней и опирается на сложные же контрфорсы; от вершины свода до основания, ворота имеют десять метров, а в ширину более трех. Камни пригнаны очень ловко а тщательно.
г) Мидийское и Персидское зодчество. В Экбатане (столице Мидии до 331 г. до P. X.) крепость, поднимавшаяся 7-ю уступами, с зубчатыми, разноцветными стенами, из верхних рядов их один был высеребрен, другой позолочен. В Персеполе (столице Персии до 467 г. до P. X.) замечательны: гробница Кира (близ Персеполя), пирамидальное, семиуступное здание из глыб белого мрамора с каменным домиком на верху, под крышею; дворец персепольский, на нескольких широких террасах, с высокими колоннами и массивными столбами, охватывающий пространство в 220 сажен длины и 140 сажен ширины; гробницы позднейших царей представляют вырубленные в скалах покои, с заделанною дверью, означенною лишь на фасаде, с полуколоннами и множеством скульптурных украшений. Сюда же относится зодчество сассанидов (226—641 по P. X), под римским и византийским влиянием: дворцы и пр.
д) Финикийское и еврейское зодчество (около 2000 г, до P. X.). Финикияне, процветавшие за 1,000 л. до P. X., оставили нам несколько памятников, как в Тире и Сидоне, так и в карфагенских колониях: Мальте, Сардинии, Кипре и на Балеарских островах. Большая часть этих зданий имеет коническую или плоскую форму с внутренними дворами, в виде эллипса и с жертвенниками. Финикийское искусство проявилось во всем своем блеске в Карфагене. Особенное внимание обращал на себя храм Аполлона и городская пристань, обнесенная галерей из колонн ионического стиля. Из памятников еврейского зодчества уцелела лишь часть колоссального фундамента храма Соломона (1014—1007 г. до P. X. Замечательны пещеры с гробницами в Иерусалиме (Авессаломова). с вогнуто-коническою крышею). Святилище в Соломоновом храме занимало наибольшее пространство, Святое Святых наименьшее. Он был окружен трехъярусною галерею. Стены его состояли из каменных глыб, покрытых внутри драгоценным деревом, разукрашенным изображениями херувимов, пальм и цветов. Святое Святых вмещало в себе кивот завета и скрижали закона, а по обеим сторонам кивота стояли колоссальные фигуры херувимов, сделанные из дерева и обложенный золотом. Перед храмом находились две громадные медные фигуры, исполненные по приказанию Хирама, и обширный бассейн, поддерживаемый двенадцатью быками, также из меди. Соломон приказал воздвигнуть себе в том же стиле дворец, трон в коем был сделан из золота и слоновой кости.
е) Малоазийское зодчество сохранилось лишь в гробницах; древнейшие в Лидии (около 700—500 г. до P. X.) представляют форму конического тумулуса на кругообразном фундаменте (гробница Тантала и др.); во Фригии (VI в. до P. X.) пещерные, вырубленные в скалах постройки с крышею коньком (гробница Мидаса); в Ликии монолитные саркофаги или пещерные камеры, с высеченными из камня на фасаде бревнами на подобие деревянных построек (Антифеллосская гробница).
ж) Египетское зодчество (до 670 г. до P. X.). Древнейшими памятниками египтян (единственного из доселе упомянутых народов, у которого можно с достоверностью проследить ход развитая зодчества) являются пирамиды (4000—3000 г. до P. X.) и обелиски (древнейший в Гелиополисе около 2000 г. до P. X.). С 2000—1400 г. застой во время господства Гиксов. 1400—1260 г. до P. X. цветущая пора египетского зодчества, памятниками которого являются храмы и катакомбы в Фивах, Эдфу, Мемфисе и др. Отсутствие деталей придает египетскому храму величественный характер, но в то же время и оставляет египетское искусство на степени символизма. Колоннады иногда дорического стиля, иногда в форме снопа лотоса, с украшениями и надписями на фризе, карниз же походил на корону из пальм, листьев и перьев. В целом, египетское искусство, которое могло бы достигнуть высшего выражения прекрасного, благодаря гениальным художникам, столь совершенно усвоившим себе и его техническую сторону, постоянно удерживалось и заглушалось на родной почве иерархическим влиянием и развилось в соседней стране при более благоприятных и свободных условиях.
з) Китайское зодчество могло бы нам представить много интересного, если бы совершенно не удалялось от наших вкусов и привычек. За 200 лет до нашей эры, китайцы сумели построить стену, усеянную башнями, в 600 льё длины и широкую на столько, что по ней могут следовать шесть кавалеристов в ряд; они же перекинули арку через долину в 160 метров; им были знакомы водопроводы и висячие мосты. В VII-м веке нашей эры, один принц воздвиг перед дверьми своего дворца две железный колонны на металлических основаниях в тридцать пять метров вышины. В I-м веке нашей эры, Китай, приняв буддизм под именем учения Фо, заимствовал и формы индийской архитектуры. Но китайцы не чувствуют влечения к мистицизму и поэзии, и потому они более усвоили себе одни мишурные украшения этой архитектуры. Главные китаисте памятники представляют нам, по большей части, осмиугольные башни от 100 до 150 фут. вышины. Каждый ярус этих башен окружен стеною, которая окрашена яркою краскою и увешана колокольчиками. Черепица крыши покрыта золотым лаком, а стены или раскрашены разными цветами, или обложены фарфором. Тем не менее, пирамидальная форма буддийских топ преобладает и у китайцев. Нанкинская башня, строившаяся от 1413—1422 г. и почти совершенно разрушенная во время последних религиозных войн, самое замечательное здание в этом роде. Китайцы любят и форму ворот (Poelus), в виде триумфальных арок, иногда каменных, иногда деревянных, и часто строят арки посреди и поперек улиц.
II. Классическое зодчество, разделяемое на:
А) Греческое зодчество, отличающееся совершенными и по определенным законам устроенными колоннами, которые представляют 3 стиля: дорический, ионический и коринфский. а) Подготовительная эпоха: стены пеласгийских построек, сложенные из колоссальных каменных глыб, засыпанных в промежутках мелким камнем; так назыв. циклопические стены, из многоугольных пригнанных камней (львиные врата в Микене, служившие главным входом в акрополь, Тиринфский акрополь, описанный Павзанием и др.). б) Период первый (600 — 470 г. до P. X. от Солона до персидских войн). Храмовые здания, представлявшие: 1) святилище (cella) и предсение (ргоnaos), с их придельными храминами, все в целом обнесенное со всех сторон рядами портиков, колоннадных проходов: в общем еще грубоваты и тяжелы (особенно в промежуточных членах); таковы (дорического стиля) храмы: в Агригенте, Посейдона в Пестуме, Зевса в Афинах и др. (ионического) Геры на Самосе, Артемиды в Эфесе и др. Греки не прибегают к индийским подземельям, высеченным в скалах, или к египетским пирамидам и не скрывают своих богов под тяжелыми сооружениями. Греческая хижина с ее стенами и прямыми углами, крышею, образующей треугольник сверх поперечной балки, служит им типом и для храма. Разница только в том, что в храме вертикальные балки обращаются в колонны, горизонтальная балка, упирающаяся в колонны — в архитрав; оконечности балок, поддерживающих крышу, составляют фриз с его триглифами и прорезами, край крыши — карниз, а треугольник, образуемый балками крыши — фронтон. А между тем греческий храм, вышедший из хижины также естественно, как цветок из почки, есть как самый простой, так и самый прекрасный монумент, в) Период второй (470—338 г. до P. X. от персидских войн до македонского владычества) отличается благороднейшею соразмерностью всех пропорций, причем даже промежуточные члены утрачивают всякую тяжеловатость: (дорического стиля) Парфенон афинский (438 г.), преддверие Акрополя, Пропилеи (431 г,); (ионического) храм Бескрылой победы (469 г,), Ерехфеион (409 г. близ Парфенона, меньший храм), храм Тезея, Пандрозеион и др. Это время высшего процветания греческого искусства, г) Период третий (от Македонского владычества до падения Греции). Упадок строго дорического стиля и роскошь орнаментовки, обусловливающая возникновение 3-го стиля: (дорического стиля), храм Афины Алеи в Тегее 350 г. до P. X. (ионического), Афины Паллады в Приене 340 г. до P. X., (коринфского) памятник Лисикрата 334 г. до P. X., мавзолей в Галикарнасе 354 г. В этот третий период греческое искусство только ищет, как бы лучше высказаться. Очевидно, что ему покровительствуют, что его одобряют, и что оно одушевлялось тщеславием и щедротами государя, а не одним влечением к прекрасному свободного народа. Теперь живопись занимает принадлежащее ей место и стоить на одной ступени с архитектурою и скульптурою. Творческая сила искусства смягчается и утончается. Полихромия исчезает из архитектуры и скульптуры, которые теперь постигают совершенство в одном развитии форм. Как в предыдущем периоде греческое искусство распространилось в Сицилии или Великой Греции, так теперь оно переходит за архипелаг и проникает в Малую Азию. Тут ионический орден одерживает перевес над другими и сливаясь с восточным искусством, порождает греко-азиатскую архитектуру. Что касается до самой Греции, то в ней по прежнему преобладает дорический орден, коринфский употребляется редко. Есть, впрочем, памятники, в которых соединены и все три ордена. Под покровительством Александра, греческое искусство проявлялось в бессмертных образцах совершенства, в последний раз, проливает свой свет на почву Греции. По смерти этого царя искусство делается достоянием всеобщим. Занесенное на дальний восток, оно порождает и там обширные города, которые строятся уже по греческим образцам. Под руководством Динократа вырастает роскошная Александрия, затем Антиохия, соперница Александрии, Мессена, Мегаполь, Книда и другие города. В самых Афинах, за два века до P. X., римлянин Коссиций воздвигает новый храм Юпитеру Олимпийскому в коринфском стиле. Этот памятник, довершенный Адрианом, был самым великолепным из всех известных афинских зданий. Он имел 370 фут. длины и 170 ширины и был украшен двойным рядом колонн сбоку и четырьмя рядами на обоих фасах. Историки упоминают и о знаменитой Ветровой башне, внутри которой находились водяные часы. В Сицилии дорическая форма господствовала в театрах, надгробных памятниках и храмах Сегеста и Агригента. Между ними заслуживает внимания надгробный памятник Ферона, имевший башенную форму с ионическими полуколоннами и дорическим карнизом. Он представляет смесь триглифов и метопов дорического фриза с ионийскими зубчиками. Храм Пестума, который стоит и теперь, служит образцом древне-дорического стиля, хотя вздутлость посреди колонны несколько преувеличена, а листья сверх капители как-то не гармонируют с величественной массой колонны. В период упадка чаще встречается преувеличение, чем усовершенствование искусства. Вместо того, чтобы заботиться о величественности стиля, художники обращаются к колоссальным размерам и хотят возбудить удивление, а не восхищение. Памятники этой эпохи служат доказательством тому. Так, храм Гиерона II в Сиракузах имел 600 ф. длины. Делосский храм, унизанный рогами и поддерживаемый пилястрами в форме преклоненных быков, с фризом, в котором метопы между триглифами были украшены бычачьими головами, свидетельствуют и о персидском влиянии.
Б) Этрусское зодчество (древнеиталийское). Первые этрусские стены представляют различные виды циклопической постройки, сообразно свойству строительного материала. Апеннинский известняк ломался неправильными глыбами, этрусский туф и пеперин добывался плитами. Воротные стенки наклонялись одна к другой тем же способом, что и в Греции, и смыкались вверху цельною плитою, или сводились в острый угол; впоследствии начали соединять отвесные столпы стен полукружием из клинчатых камней, вытесанных так, что швы их обозначались радиусами, идущими из общего средоточия дуги. Нечто похожее на эти сооружения, названные Витрувием opus incertum, видим мы и теперь во Флоренции. В наше время построена таким же способом Мазасская тюрьма (Mazas). Начало свода и полукруглой дуги приписывается этрусскам, хотя и то и другое уже встречается у египтян. Только благодаря изобретению этого необходимого условия сводчатой системы и стало возможно построить римские клоаки при Тарквиниях, и поэтому первые настоящие своды встречаем мы в клоаке максима (maxima), где свод имеет двенадцать футов ширины и пятнадцать вышины; в Лапорта-дель-арко Вольтерры в Этрурии и в мамертинской тюрьме, находящейся в соседстве римского Капитолия. Что касается до этрусских храмов, то они напоминают деревянные построения северных народов, лишь с дополнением различных орнаментаций. Cloaca maxima, удивительные крытые каналы для стока вод Велабро в Тибр, два храма Фортуны, храм Дианы на Авентинском холме, были построены при Тарквиниях.
В) Римское зодчество, отличающееся соединением (греч.) колонны с (этрусск.) сводом, развилось под двумя преобладающими влияниями: а) этрусским, около 300 г. до P. X, причем этрусская арка развилась в своды: коробовый и крестовый, а затем в купол. У этруссков римское зодчество заимствовало украшенную капитель и базис, впоследствии названный тосканским стилем или орденом. Сооружения: табуларий в Риме, саркофаг Сципиона (250 г.). В домах и даже церквах Алатрии можно проследить последовательность трех периодов: Пелазги сделались римлянами, римляне — христианами, но раса не изменилась. Общий прием римлян состоял в расчленении и оживлении стен здания аркадами. Стена как бы делится таким образом на столпы, связанные полукружным сводом. При этом колонна утрачивает свое значение вольной опоры, какое она имела у греков, когда столько же поддерживала гнет, сколько и не стесняла пространство. У римлян главною опорою здания является стена, которая одна должна выдержать вертикальное и косвенное давление сводов и арок. Для внутренности здания свод приобрел великую важность. Один каменный венец возводится над другим, чтоб сомкнуть противостоящие стены в один свод, иногда же круглые и многоугольные постройки увенчиваются куполом; противолежащие точки квадратного остова связывают диагоналями крестового свода и дают им в опору толстые столпы возле самой стены. Римляне не сумели создать нового искусства из одних этрусских элементов прочности. Пока они ограничивались сводчатой системой и аркадами и сооружали громадные клоаки, водопроводы, виадуки, колоссальные пути, развалины коих возбуждают наше удивление, они вполне достигали своей цели, так как названные построения запечатлены их сильным, смелым и практическим духом. Но как скоро задумали произвести нечто высшее, изящное, то они только исказили прекрасные греческие ордена, соединив греческую архитектуру с этрусскими сводами. Таким образом они не поняли и не признали главного закона прекрасного — необходимой линии, соединяющей в своей прекрасной простоте и элементы прочности, б) Греческим, около 150 г. до P. X., с применением греческих колоннад и образованием из коринфской и ионической капители нового стиля римского: рынки, базилики 2 периода: 1) блестящая эпоха Августа: Пантеон, театр Марцелла, Августов храм в Поле, мавзолей Августа и др. До Августа артистическое движение проявляется как-то бессвязно и стремительно. За 30 лет до P. X. Август регулирует эту строительную лихорадку и подчиняет ее более обдуманному и правильному плану. Хотя он несколько преувеличил свои заслуги, сказав: «Я нашел кирпичный город и оставляю мраморный», но, тем не менее, собственно римское искусство развилось именно в его царствование. 2) Второй период римского искусства начинается с восшествием на престол Флавия, в 70 г. по P. X., вслед за тираническим царствованием Тиверия и Нерона и продолжается до конца II века, или до Септима Севера. Царствование Траяна и Адриана самые цветущие периоды в эту эпоху независимого и автономического развитая римского искусства. При Адриане заметна попытка возводить эллинский идеал, но она кончается решительным распадением искусства при Антонинах. Колизей, базилики служили потребностям правосудия и торговли, а в случае непогоды могли приютить и народное собрание. Триумфальная арка Тита, форум Траяна, триумфальная арка Константина была построена из остатков Траяновой. Собственный дилетантизм Адриана начертил план и руководил исполнение храма Венеры и Ромы в Риме. Это здание одно из обширнейших в древности. В Ниме построили знаменитый четвероугольный дом в коринфском стиле. 3) Третий период римского искусства начинается с Септимия Севера около 194—211 г. и кончается в 337 г. с Константином, или с воцарением христианского искусства. Это эпоха императорского милитаризма. Все более и более обнаруживаются внешние, декоративные тенденции. Искусство перестает служить выражением чувств индивидуальной и идеальной жизни и заботится только о том, как сильнее поразить воображение толпы. Композиция оскудевает, хотя и появляются некоторые прочные элементы, впоследствии прививающиеся к византийскому искусству. Один из главных памятников этой эпохи — триумфальная арка Септимия Севера, великолепное трехворотное здание, воздвигнутое в честь этого императора после его побед над парфянами. В ней проявляется совершенно новый архитектонический элемент; сверх капители сделаны большие выступы кубовидной формы, наз. архитравом с выступами. Этим нововведением хотели устранить монотонность горизонтальных линий, но оно породило одно смешение, которое много вредит гармонии и действительному величию памятника. Сын Септимия Севера, Каракалла, построил термы, названные его именем и замечательные разнообразным развитием внутренних сводов. В Сирии, Пальмира и Гелюполис соперничествуют между собою в роскоши. В зданиях Гелиополиса нельзя не заметить счастливого сочетания аркад и колоннад, придающее им неоспоримое величие.
III. Древне-христианское зодчество, начатками которого служат катакомбы (подземные усыпальницы), разделяется на: А) древнехристианские базилики, происшедшие от римских базилик, увеличением размеров в вышину и покрытием доселе непокрываемого срединного пространства. Отдельные колокольни. Таковы Базилики св. Павла в Риме и др. Б) Византийское центральное зодчество, соединение древнеримского купола с квадратным основанием с V в. Таковы церкви св. Виталия в Равенне, св. София в Константинополе. Акведуки также в Константинополе и др. Некоторые ученые считают образцами византийской архитектуры памятники в Иудее (храм Соломона и пр.). Все первые христианские храмы на востоке имеют многоугольную или круглую форму и покрыты куполом. В иерусалимской церкви Воскресения, построенной Еленой, впервые задумали выразить символическую форму греческого креста из соединения четырех Г, так как эта третья буква греческой азбуки изображает собой Троицу. Благодаря большому количеству окон, пробитых у его основания, купол св. Софии производить на зрителя несравненно более впечатления, чем купол св. Петра в Риме, у коего сделано только одно отверстие на самом верху. В) Древне-германское христианское зодчество, подражание позднейшему рим. зодчеству. В Италии: дворец Теодериха в Равенне, гробница его в с. Mapиa делла Ротонда и др. На севере: Porta Nigra и Трирский собор постройки Карла Великого: мюнстер въ Аахсне. Этот собор составлял осьмиугольник, увенчанный куполом в 100 ф. вышины. Роскошно украшенная внутренняя часть его впоследствии была искажена немецкими ваятелями. Следы византийского влияния и теперь видны в Пуатье, в Сан-Галлене и в Лорше. Церковь св. Марка в Венеции, начатая в 1043 г., строилась до 1071 г. Ядро плана образует греческий крест; все пять квадратов снабжены куполами и боковыми кораблями пониже; фасад состоит из полной вкуса паперти, развернутой перед порталом; капители и пол блестят разноцветным мрамором; верховые площади и купола покрыты пестрою мозаикой по золотому фону, в самом чистом византийском вкусе. Г) К этому же периоду относятся возникшие на византийской основе Грузинское зодчество (церковь в Пицунде, Мцхетах, Кутаисе) с восточной орнаметовкой, и Армянское зодчество (собор в Ани), с рельефными аркадами и тонкими колонками на стенах (кн. Гагарина: Le Cancase pittoresque).
IV. Мусульманское зодчество отличающееся многоразличными видами арки, как то: стрельчатым сводом, подковообразною дугою, килеобразным сводом, сталактитовым сводом и орнаментикой на плоскости (стенными арабесками).
А) Сирия, Египет и Сицилия. Мечеть Омара в Иерусалиме около 637 г., мечеть Амру в старом Каире 643, мечеть Ибн-Тулуна в Каире (870 г.), замок Кубы близь Палермо 1180. Стрельчатые арки скрещиваются, путаются, усложняются до бесконечности. Архивольт вырезается фестонами, кои образуют бесчисленное количество полумесяцев. Купола дробятся в разнообразные формы, напоминающие сталактиты, цветки, перевивки, бесконечные ниши, зубчатые кружки, и все это возвышается коробом одно над другим. Кроме того, орнаментация усложняется изречениями Корана даже в ущерб конструктивному элементу. Снаружи арабская архитектура представляет одни строгие, гладкие и обширные поверхности. Роскошь царствует в одной внутренней части здания и приводит в недоумение своею неописанною изысканностью. Запретив воспроизведение человеческих и животных образов, исламизм осудил арабскую архитектуру на чисто оптическую орнаментацию, не имеющую ни значения, ни жизни. Мавританскому искусству обязана готическая архитектура своими острыми дугами, прострелинами и многими скульптурными украшениями. Аравитяне, при первых завоеваниях, обращали в мечети греческие церкви, и таким образом почти во всех главных городах Западной Азии (Дамаск, Алеппо, Диарбекир, Мосул и др.) «джами-лькебир» соборная мечеть есть христианский храм. По величине и по окраске все мечети напоминают друг друга: дворы, отененные деревьями с прохладными фонтанами по середине и окруженные портиками — предшествуют святилищу, круглой или квадратной зале, над которой возвышается купол; внутреннее украшение мечетей почти просто, представляя только арабески и надписи из Корана, начертанные на стенах: лампы, страусовые яйца, пучки колосьев и цветы во множестве висят на железных прутьях, пересекающих потолок мечети; плиты пола скрыты под циновками и богатыми коврами. Непременную принадлежность мечети составляет минарет: в Персии и на Евфрате он не высок, тяжел и с простым круглым куполом, но разукрашен лазурью. В Сирии и Египте минареты имеют разнообразную форму, с несколькими галереями вокруг, которые унизаны самыми прихотливыми арабесками. Арабские и персидские минареты ставятся не более как по два у мечети, но в Стамбуле число это доходит до пяти, и кроме того турецкие минареты отличаются крайней легкостью, имея также несколько галерей. Они летят в небо можно сказать.
Б) Испания. Мечеть в Кордове около 786 г. Минарет Джиральда 1195 г., (260 ф. высоты), замок Альгамбра ХШ и XIV в. Знаменитая мечеть Кордовы составлена из 19 колонн или портиков с подковообразными аркадами; перед фасадом расположен двор, окруженный 3 галереями. Это здание также важно для испанских арабов, как св. София Византии и позднее св. Петр Римский для христиан; оно увеличивалось и украшалось несколько раз, развитие же, видимое в настоящее время, получило в конце X века. Высота ее умеренна, именно не превышает 9 метров от почвы до крыши, но зато горизонтальные размеры колоссальны. Самая мечеть имеет внутри стен около 118 метров ширины и 112 глубины и представляет более 13,000 метров закрытого пространства. Число колонн, поддерживающих аркады, не считая входящих в составь трех портиков двора, насчитывается до 646; количество это было значительно больше до искажений, коим подвергалась мечеть; один арабский писатель насчитывал тысячу четыреста девятнадцать колонн.
В) Индия, Персия и Турция. Начало индийского зодчества в конце XII в. цветущее время XVI и XVII в. здания: Кутаб-Минар в Дели, дворец Акбара в Агре. В Персии начало в VIII в., цветущее время XVI в. Мейдани-Шах в Испагани, с обширной мечетью, и дворцом Софи, мост Аллаверди-Хана; акведуки; турецкая мечеть Ахмеда в Константинополе XV в. В Испании мусульманское искусство, предоставленное само себе, вполне развернуло свою индивидуальную и личную изобретательность. На востоке же оно часто вдохновлялось византийскими преданиями; поэтому, неудивительно, что св. София, эта царица мечетей, служила моделью и прототипом нескольких святилищ в Константинополе; кроме того турки принесли с собою воспоминание о Персии, которую они прошли и влиянию которой не было чуждо и византийское искусство. Ахмедова мечеть вся покрыта куполами, служащими опорою центральному куполу. Зданию предшествует двор, окруженный четвертным портиком, поддерживаемым колоннами с черными белыми капителями и бронзовыми базами. Из гражданской архитектуры мусульманской прекрасные образцы сохранились у нас в Закавказье, в Баку развалины дворца Ширван Шахиев и мечеть при нем. Стиль здесь мавритано-персидский. В болгарах также большие остатки. Старые города: Багдад, Самарканд, Бухара и др. также представляют много оригинальных образцов мусульманской архитектуры. По богатству и роскоши украшены замечательна мечеть Хусейна в Кербеле.
V. Средневеково-христианское зодчество, со времен падения Каролингов, делится на:
А) Романский стиль, обнимающий возникновение и развитие круглого свода и представляющий органическое соединение башни с храмом. 1) Базилики с плоским сводом: аббатство в Лаахе, церковь св. Годегарда в Гильдесгейме; 2) сводчатые Базилики: собор в Шнейере, церковь в Геклинене; 3) т. наз. переходный стиль; 1175—1250 г.: Бамбергский и Майнцский соборы; 4) Здания самостоятельного характера: цистерсианский монастырь в Маульбронне, дворец имп. Барбароссы и др. Западно-христианское искусство, названное ломбардским в Италии, саксонским в Англии и романским во Франции, зарождается не прежде XI в. В сущности его вернее назвать германским. В первое время своего развитая оно заимствует свои мысли у классицизма, но впоследствии разрывает всякую связь с преданием и обнаруживает совершенно новые стремления до самой эпохи возрождения. Тут оно внезапно останавливается. Древнехристианский стиль господствуем на западе до конца Х-го в. Германский и Римский элемент обнаруживаются с едва заметной постепенностью и находит себе применение у мадьяр и славян. Как бы то ни было, но все эти нововведения произвели сильный антагонизм между возвышенным чувством, естественно вытекавшим из духовного созерцания, с одной стороны, и жалкими имитациями, а пожалуй и узкой национальностью — с другой. Романское искусство долго колеблется между двумя крайностями и, не имея достаточно сил для; того, чтобы свергнуть с себя монашеское иго, долго остается в загоне. Только в XII в., в эпоху крестовых походов, феодализма и борьбы между папскою и императорскою властью, романское искусство окончательно развивается, сообразно с духовной структурой каждой нации. Поддаваясь влиянию мавританского вкуса, оно начинает мириться с некоторыми условиями готической архитектуры. Потолочные своды, в начале походившие на бочки, принимают более острую форму, а корабль церкви венчается куполом. В конце XII в. своды окончательно одерживают верх над горизонтальными потолками; ниши уже не всегда круглые, а иногда и многоугольные; прострелины начинают выступать рельефнее.
Б) Готический стиль, обнимающий органическое развитие стрельчатого свода, как выражение германского духа; придерживаясь основ сводчатой базилики, имеет основным законом конструкции острую дугу. Сверх того характеристичны: стрельчатые устои, богатое расчленение дуг в крестовый, звездчатый и сетчатый своды, фиалы или шпили, краббы (каменные цветы) и проч. При соединении двух опор круглою дугой, центр ее приходится на середине; если же увеличить радиус и опустить круговые линии от опор, то линии эти пересекутся и получится вершинная точка, где они сойдутся, подпирая одна другую; между тем полукруг спускается опять к уровню своего исхода; конечно, это далеко не может выразить высокопарящего стремления христианской души. От архитектора вполне зависит возвести острую дугу из больших или меньших кругов, и при этом он покрывает сводами разные расстояния на одинаковой высоте, что ему дает возможность выказать всю свою самостоятельность. В готическом храме стены становятся как бы излишними и исчезают посреди решетчатых отверстий с расписными стеклами. Самые незначительные части и необходимые условия построек, как обрамовка окон, стойки, отопление, вентиляция — все содействует красоте здания. Архитекторы предпочитают пирамидальную форму, как самую прочную. Готическое здание опирается на все свои части, которые так солидарны между собою, что было бы немыслимо отнять одну из них. Это — истинное чудо равновесия. В готической архитектуре, как и в христианской доктрине, материя в полном подчинении у идеи. Что касается до орнаментации, то художники перестали идеализировать растения и заботиться об их условной форме на канителях и фризах, а просто копировали местную флору. Около половины XV в. подражание естественным образцам переходить в решительный реализм, но возрождение кладет предел этому направлению. Так как прежняя толстая стена была заменена рядом прочных устоев, то все среднее полотно могло оставаться сквозным и давало вольный проход свету. Сама обрамовка окон приняла форму стрельчатых арок, а узкие простенки покрылись прозрачным и легким кружевом. Таким образом впечатление внутренности храма выходит светлым и радостным. Но новое искусство, исполненное своеобразной красоты, является как бы нарочно для умерения этого избытка в свете, который бы напрасно развлекал ум и утомлял зрение. Живопись по стеклу, ослабляя солнечные лучи, возвращает им их естественные радужные цвета. Гражданская архитектура этой эпохи не осталась в стороне от артистического движения своего века, и потому феодальный замок, ратуши и даже частные дома зажиточных граждан представляют интерес. Соборы: Кельнский (осн. 1248 г.) Фрейбургский (XIII в.), Страсбургский (1318 г.), Венский (XIV в.), Реймский (1212 г. 1360 г.) Notre dame в Париже (1163—1257), Амхенский (1220), Йоркский (1291—1330), Миланский (осн. 1386), Толедский (осн. 1227); дворцы Кадоро и Дожей в Венеции, ратуша в Брауншвейге и др. С 1250 до 1380 годов царствует очаровательный, полный блеска вкус, который называют блестящим или лучистым (rayonant). Исчезли массивные столбы, — повсюду светлые пролеты, поддерживаемые тонкими аркадами, с розетками и фантастическими цветами в широких остроконечных арках; исчезли канители, гирлянды листьев, взятых из природы и высокие столбы с круглыми и сложными карнизами. Между тем в этой грации не чувствовалось ненормальности. Стройный и нежный лучистый стиль, не делаясь тощим и слабым, не пошел однако далее церквей тринадцатого столетия, которые он украсил и закончил. Обыкновенно во всех более замечательных соборах все три эпохи готики соединены вместе, первая проявляется в общей массе нефа, вторая в сводах и украшениях, а третья в церковных скамейках, амвоне и колокольне. Между частями зданий, в которых наилучшим образом проявился блестящий стиль готики можно привести: боковые части алтаря Парижского собора, фасад в Байе, наконец соборы в Меце и Сент-Оуене в Руане. Между немногочисленными церквами, выстроенными в пламенистом стиле приводят — св. Вульфрана в Абевиле, ц. Божией Матери в Клери на Луаре, св. Рикиера в Кюбри; пантский и Орлеанский соборы. Лучшим образчиком может считаться рельефный фасад св. Маклу (st. Maclou) в Руане. В то время, когда к концу четырнадцатого ст. готика исчезла из центральной Италии, она держалась в Ломбардии и развернула все свои богатства в Миланском соборе. Пять нефов поддерживаются восьмиугольными столбами, установленными колоннами и покрытыми бесчисленными капителями и статуями. Смелые широкие своды поднимаются на сорок шесть метров над почвою. Все здание (размеры его сто пятьдесят и пятьдесят шесть метров) составлено из белого мрамора; тут не найдешь и куска дерева. Верхи собора не лишены примечательности; их покрывают бесчисленные иглы. Центральная пирамида из филагранового мрамора несет фигуру Божией Матери. Этот собор, более необыкновенный, чем прекрасный, начатый в 1386 г. при Иоанне Галеале Висконти, немецкими и французскими архитекторами, строившийся в течении 474 лет и почти достроенный Наполеоном, все еще не окончен.
VI. Новейшее зодчество, цветущая эпоха которого 1450—1550г. составляет непосредственное продолжение средневекового.
А) Стиль возрождения (Renaissance), отличающийся возвращением к древности и усвоением себе форм классического зодчества, представляет следующее периоды и школы:
а) Возрождение в Италии.
I. Период раннего возрождения (1420—1500 г.); представляет две школы: Тосканскую или Флорентийскую (Флорентийский собор, дворец Питти, Ла-Чертоза в Павии 1473 г., дворец Строцци 1489 г.) и Венецианскую (дворец Вендрамин Калерджи 1481 г., Скуола ди С. Марко, двор дворца Дожей). Дворец Питти, Палаццо Веккио, Рикарди, Строцци построенные Брунеллески, Микалоцци и Маяпо, своей строгой архитектурой, нагроможденными одни на другие камнями с заметными выступами, напоминают древние циклопические стены на той же этрусской почве. Совершенно различный характер построек замечаем мы в Венеции. Находясь под влиянием полу-готического, полу-византийского или мавританского стиля, венециане умножали количество окон и давали им готические формы, исполненные грации и изящества.
II. Период высокого возрождения (1500—1620 г.), римская школа (дворцы канцелярии в Риме и Пандольфини в Флоренции, собор св. Петра в Риме и др.).
III. Период стиля Барок или Рококо (1580—1800): церковь св. Агнесы и дворец Боргезе въ Риме.
б) Возрождение в других странах. Во Франции: замок в Шамборе 1523 г., з. фасад Лувра 1541 г., Пантеон 1713—1781 г., Тюильри 1564 в Париже. В Англии: церковь св. Павла в Лондоне 1675—1710 г. В Нидерландах: Антверпенская биржа. В Испании: собор в Саламанке 1512 г., Эскуриал (1563—84 г.). В Германии: Гейдельбергский замок.
Б) Зодчество XIX века, в предшествовавшее столетие потеряв внутреннюю связь и жизненность, почерпнуло новую силу в изучении новооткрытых созданий греческой цветущей эпохи.
Германия: старый музей Шинкеля в Берлине, библиотека Гертнера и глиптотека Кленце в Мюнхене, музей Семпера в Дрездене. Франция: дума, Лувр и Новая Опера Гарнье в Париже. Англия: здания парламента. Наш век колеблется и, — переходя от греческого стиля к романскому, от романского к готическому, — строит мелкие церкви и множество дворцов, похожих на дома и казармы. Маделен, этот ложно античный храм, так хорошо украшающий одну из сторон площади «Согласия» (la Concorde), и как бы воспроизведенный миражем по ту сторону Сены, в фасаде законодательного собрания — не лишен красоты и величия. Античному духу принадлежать Вандомская, Июльская и Пальмовая колонны. Изобретения современной эпохи вероятно будут причиною появления новых форм в архитектуре. При железных дорогах необходимы станции, мосты, водопроводы. Для последних двух сооружений образчики уже существуют; ни что не напоминает так древние акведуки, как нынешние водопроводы. Постройка станций сложнее и не производит такого благодарного впечатлении. Эти здания, подобно дворцам и церквам, должны удовлетворять множеству потребностей; кроме того представляют затруднения в техническом отношении, так как при постройке их употребляются материалы, подобные чугуну. Красивых станций очень не много: фасад дебакардера восточной железной дороги отличается величиной, правда не заметной в перспективе Севастопольского бульвара; это перистиль, состоящий из двухэтажных выступов. Внешность дебакардера Северной железной дороги более величественна и самое здание обширнее. Страшным врагом современной архитектуры является промышленность, вносящая утилитарный взгляд в искусство и пренебрегающая его обыкновенными условиями. У нас более строителей, нежели архитекторов. Отсюда эти большие плоские дома, эта банальная скульптура, эти железные и чугунные основы зданий — обнаруженные и бросающиеся в глаза, тогда как их следовало бы скрывать как кости внутри тела. При этом упадке искусства — следует с особенною симпатиею относиться к артистам и произведениям, доставляющим еще чистое наслаждение любителям прекрасного. Таково здание Новой Оперы г. Гарнье.
Русское зодчество. Первые проявления нашего зодчества конечно представляются в храмах и притом в подражание греческому искусству: архитектура, мозаики и фрески. В латинской базилике поперечный неф вытянулся относительно немного (форма латинского креста) и таким образом вошел в основание готических соборов Европы; в России усвоилась другая форма, равноконечного греческого креста, в коей поперечный неф достиг почти одинаковой длины с главным. Другое отличие православной церкви есть иконостас или сплошное разделение алтаря от части храма, назначенной для молящихся; затем клиросы или помещения для певцов, бывшие сначала в средине храма, по бокам главного нефа, перешедшие потом ближе к иконостасу; наконец хоры или палаты, идущие вокруг храма: — вот и все особенности нашей церкви. Фрески, золочение стен, мозаики, пилоны или толстые и широкие столбы, узкие окна и таинственный полумрак греческой базилики не только перешли, но даже стали условиями новейшего национального искусства. Четвероугольник более или менее правильный (иногда, как в церкви Ирины, за исключением алтарной части), стены клались из разновидных кирпичей, которые связывались всяким раствором и перекладывались рядом отесанных круглых камней; в Владимирских церквах клались две стены известкового белого камня, пространство между ними залито известковым раствором. В больших церквах к задней, а иногда и к другим сторонам, устраивались полати (хоры), и для поддержания сводов ставились каменные или кирпичные столпы. Полы были из разноцветных камней или кафельные; стены преимущественно в алтаре украшались мозаикою, в иных местах расписывались фресками. Во внешнем виде допускались разные изменения: так во Владимирских церквах (Дмитриевской, Покровской в Боголюбове) видим на наружных стенах разные изображения (прилепы) в романском стиле, господствовавшем в XIII ст. в Европе, что объясняется немецкими мастерами; внутреннее расположение везде одинаковое; число глав разнообразно: были церкви об одной главе, были о пяти, были о тринадцати (первоначальный Софийский храм в Новгороде). Архитекторы были или греки или немцы (во Владимире и Галицком Холме), а рабочие — русские; небольшие церкви иногда, как замечают летописи, падали от неискусства зодчих. Когда архитектор являлся из русских (напр. Милонег, строивший стену Выдубецкого монастыря), летопись рассыпается в гиперболических похвалах. Так редки были эти случаи. Художники, расписавшие храмы, были по большей части греки. Из храмов сохранившихся укажем на Софийский в Киеве и Новгороде, Преображенский в Чернигове, Дмитриевский, Успенский и Покровский во Владимире, все более или менее подвергшиеся переделке; фрески сохранились в Киеве, Новгороде (в церкви Спаса в Передицах) и в Ладоге. Эта живопись отличается строгою простотою рисунка, отсутствием подробностей обстановки (разве с символическим значением) и постоянством в изображении типов. В церквах находят иногда и княжеские гробницы. Древнейшая базилика византийского характера в России есть, сколько известно, Десятинная церковь в Киеве. Это был великолепный храм Богородицы Десятинной; Владимир вызвал из Цареграда греческих художников и мастеров для сооружения описываемого здания. Батый разрушил ее в 1240 году. В 1820 году отставной гвардии поручик Анненков, при митрополите Серапионе, пожелал воссоздать Десятинную церковь на собственные средства. По открытому фундаменту старого здания оказалось, что план его имел фигуру широкого прямоугольника с тремя абсидами на восточной стороне; из этих абсидов средний был обширнее, для помещения горного места. В площади плана церкви открыто шесть продольных и семь поперечных стен. Он служили основою, на которую опирались столбы; простенки, поддерживающие арки, своды и церковные хоры. Снаружи здания были контрфорсы. В церкви были мраморные колонны, что доказывают обломки и баз капителей византийского стиля; стены в алтаре были украшены мозаикою и прочие стены храма расписаны живописью, fresco. На западной сторон хоры составляли второй ярус церкви. Новая Десятинная церковь имеет план квадратный: каждая сторона ее по 10 аршин длины. Фасады со всех сторон однообразные. Восточная сторона прямая и с прочих трех сторон входы украшенные, с архивольтами, кокошниками, и с открытыми крыльцами. Под импостами полуколонки, выступающие одна из другой, вперед, на подобие древних церковных дверей; пролеты дверей обрамлены такими же украшениями. Вся главная масса здания в два света. При разрытии древнего фундамента Десятинной церкви найдены были колокола, вероятно висевшие на отдельной колокольне (звоннице). Начало XI ст. (1017 г.) было ознаменовано заложением в Киеве знаменитой и богатой в то время церкви св. Софии Премудрости Божией. План Киево-Софийского собора, по величине своей, относится к плану константинопольского как 1:4 (а Десятиной церкви к Софийской как 3:4). Внутренность храма, кроме трансепса, состоит из арок, около четырех аршин в пролетах; арки опираются на двенадцать крестообразных пильеров, которые поддерживают также хоры. Средина храма есть греческий равноконечный крест, шириною около одиннадцати аршин; продольное и поперечное протяжение креста по тринадцати сажен, включая алтарь, кроме горного места, представляющего вытянутый полукруг. В южном и северном концах креста боковые портики. Между вторых рядов пильер находятся по два восьмиугольные столба в полтора аршина в диаметре и около шести диаметров высоты; эти столбы без баз, без утонений, с простыми капителями, на подобие ионических; они выложены мрамором. По углам квадрата трансепса, четыре пилона, а на них большие арки, поддерживающие тамбур купола, имеющего около десяти аршин в диаметре (купол Константинопольского собора в 4 раза больше). В пазухах сводов, под тамбуром, были вделаны слухи для резонанса; золотой фон; окружающий все мозаические изображения, занимает большую часть поверхности стен и сводов. Выше второго яруса, над самою серединою горного места, на выгнутой поверхности полусферического свода, весьма замечательное, колоссальное, мозаическое изображение Божией Матери, называемое нерушимою стеною. В Киево-Софийском соборе, кроме мозаики, существуют еще древние фрески греческого искусства. Ситуация (общий очерк плана) представляет прямоугольник, близкий к фигуре квадрата. Число верхов (куполов) Киево-Софийского собора, сооруженного Ярославом, неопределенно, но со времени митрополита Петра Могилы (XVII) до 1803 г. считалось одиннадцать больших и 4 малых верха. Внутри собора, хоры основаны на полуциркульных сводах, которых пяты (основания) с одной стороны опираются на пилоны, окружающие среднее пространство церкви, а пяты другой стороны на нижних столбах; хоры, вместо балюстрады, обнесены плитами темно-малинового гранита, поставленными на ребро, на плитах рельефно высечены: репья, а ла греки и красивые узорчатые сплетения греческого стиля. В 1240 г. Батый разрушил Софийский собор, но митрополит Киприян (1385-90) возобновил его; в XVI столетии униаты продолжали татарские разрушения. Петр Могила поправил его. В 1045 новгородский князь Владимир Ярославович, в подражание Константинопольскому и по существующему образцу Киево-Софийского собора, начал воздвигать каменную церковь св. Софии в Детинце, на левой стороне Волхова, на новом, избранном им месте и, через 7 лет окончив оную, освятил 1052 года. На внутреннем плане церкви находятся десять опорных, четырехгранных столбов, образующих, в середине храма, греческий крест; на верху с трех сторон церковные хоры, служащие помещением ризнице и библиотеке. В древности, с западной и боковых сторон церковь была окружена ходовою папертью. Как сооружение, так и внутреннее украшение новгородского собора, при самом начале, были исполнены греческими мастерами и художниками; внутренняя поверхность была расписана альфреско и украшена мусиею, от коей еще и поныне видны следы в алтаре, ниже стенной живописи, над горним местом. Главный алтарь отделяется от храма средостением, к коему примыкает иконостас. Окна редкие и узкие, в последствии некоторые из них расширены; простенки широкие. На Софийском соборе неоднократно были переделаны главы, коих ныне пять и шестая к западу над ризницей. Крыша, с узорчатым подзором по краям, представляет остатки работ XVII века. Колокольня, построенная в 1439 году и после подновленная, сохранила еще форму древней звонницы; в ней — в ряд пять сквозных арок с пролетами для помещения колоколов. В Чернигове, в первой половине XI столетия, воздвигнут каменный собор во имя Спаса Преображения. План этого собора почти квадратный. Первоначальный фасад утрачен; древность сохранилась в расположении стен, в оставшихся нижних частях столбов и цокольном этаже, где был устроен склеп. Внутри собора 2 ряда столбов шли от запада к востоку; они поддерживали своды хоров, на коих были приделы. По преданию, нижние столбы были обложены мрамором красноватого цвета с простыми базами, в виде плит, и железными капителями; ближайшие к иконостасу, или передние четыре столба, были восьмигранными. Хоры шли с южной и северной стороны, до половины длины церкви, и соединялись над западным входом храма, на хорах были четырехгранные столбы, также обложенные мрамором; они поддерживали своды церкви и средний купол, между ними существовал барьер из мраморных плит. Из трех алтарных абсидов средний выдавался наружу более других. В 1475 году царь Иоанн III выписал из Венеции архитектора Аристотеля Фиораванти для исполнения задуманных им построек, украшения и укрепления новой русской столицы — Москвы. Подобно тому, как в период византийского влияния, Киев был центром государственных сил и служил примером для всех процветавших в ту эпоху городов, так с XV столетия Москва является столицею самодержавных государей, и в свою очередь, делается своими постройками оригиналом для подражаний. Не следует думать, чтобы иностранные архитекторы занесли с собой чуждое искусство; напротив, в эту эпоху архитектура России достигает замечательной самостоятельности, и если иностранцы и принесли с собой знакомство с западными стилями: готическим, романским и отчасти мавританским, то национальная архитектура, только воспользовавшись ими, приспособила их и создала совершенно оригинальные произведения. С 1484 г. началась постройка кирпичных стен и башен московского Кремля, существующих в настоящее время; в то же время Иоанн «заложил двор на старом месте у Благовещения» — строителем палат был Алевиз из Милана, а стен и кремлевских башен итальянцы Марко, Антон Петро. Последнему мы обязаны Спасскими воротами; башни этих ворот и подобных им Троицких, носят на себе отпечаток готического стиля, но сколько в них и оригинального! Спасские ворота (или бывшие Фроловские) особенно бросаются в глаза своею стройностью и легкостью, при своей солидности постройки; на четырехугольном основании, в форме широкого столба или пилона, возвышается второй этаж с рядом арок и пролетов и с причудливо вырезанным аттиком; третий этаж своею прозрачностью уже совершенно сглаживает переход к шпилю. К довершению композиции, на фасаде основной башни поставлена полуготическая арка, опирающаяся на две коринфские колонны. В кремлевских соборах и грация и величие соединены вместе. В Успенском и Архангельском соборах купола уже больше Киевских и Новгородских. В XVI ст. Россия приходит в тесное соприкосновение с восточными племенами и, быть может, от них выносит новый характер. В начале наибольший диаметр купола приходится в его основании; затем этот диаметр начинает подниматься и как бы отделяться от основания узким цилиндром; в таком виде мы застаем купол на кремлевских церквах. Потом диаметр продолжает все более и более подниматься, вершина купола заостряется, а цилиндр, под большим диаметром, суживается, вследствие чего получается форма обратно грушевидная. Таким-то куполом характеризуется византийско-национальный стиль. Купола Кремлевских соборов значительно легче и грациознее куполов первой эпохи; трибуны или тамбуры, поддерживающие их, значительны, они прорезаны рядом узких и длинных окон с большими промежутками. План зданий и стены (так же как абсиды и портики над дверями) остаются такими же, но верхний край стен значительно изменяется, вокруг него появляется ряд архитектурных арок или полукругов (кокошников), в коих помещаются розетки в форме раковин, фрески и изображения. В Михайловском соборе эти новые украшения очень ясно выражены. Но при небольшой перемене со внешности, храм внутри изменяется замечательным образом; исчезают мраморы, позолота, блестящая мозаика и греческие и византийские колонны; столбы или пильеры принимают круглую форму, и как они, так и стены, покрываются священными изображениями сурового стиля. Окна делаются еще уже, закрываются решетчатыми рамами и во храме царствует тяжелый полумрак. Иконостас, в несколько ярусов, занимает главный фас во внутренности церкви и совершенно скрывает алтарь. Все внешние украшения прежних фантастических форм, подчас весьма легких, делаются низкими, широкими и тяжелыми. Во всем чувствуется какое-то давление. Оригинальнейшее здание нашего государства — Покровский собор в Москве, известный всей России под именем Василия Блаженного: на этом соборе национальное искусство выразилось вполне. За польскою порухою и междуцарствием последовало вступление на престол дома Романовых; при установившемся спокойствии искусство снова проявило свою деятельность; для изучения архитектуры этого времени следует обратиться к царским слободам: Измайловской, Коломенской также Ново-Девичьему монастырю. Так называемая Сююнбекина башня в Казани с находящимся при ней храмом принадлежит к числу самых грандиозных колокольных башен русского стиля. Но особенно нового искусство не произвело; облегчились только прежние тяжелые формы; в деталях появились более стройные колонки и архивольты, но зато утратился древний византийский стиль первой эпохи. Возобновляя старинные храмы, стали расширять узкие окна, позабыв о необходимости полумрака; укрепляли стены контрфорсами, а в фресках и живописи держались предания, не уловив однако достоинства старины. В ущерб церковному зодчеству, стала развиваться гражданская архитектура; хотя она по недостатку новых элементов и не могла похвастаться богатством композиции, за то в мелочах изощрялась до бесконечности. Для примера упомянем о дворце в селе Коломенском, где родился Петр. С основанием в 1703 году новой столицы, Петербург сделался центром государственных сил и подобно Киеву, и Москве, стал почвою дальнейшего развития архитектуры сначала в стиле возрождения, очевидно заимствованная, а за тем в зданиях национального искусства. Архитектура не представляла новых элементов. К размерам и частям византийского стиля, оживленного национальным вкусом XVI века, прибавилась чуть заметная легкость. Таковы две сохранившиеся, а впоследствии реставрированные церкви: св. Троицы, заложенной в память основания Петербурга и возобновленная в 1756 (1876) году, и св. Сампсония на Выборгской стороне, построенная в память Полтавской битвы, обновленная в 1728 году. К царствованию Петра I-го относится также храм Петра и Павла в крепости, впоследствии реставрированный; к нему принадлежит высочайшая в городе башня колокольня, выстроенная голландским архитектором Баллесом и имеющая 55 сажен вышины. Но с 1749 года, с приездом в Россию, в царствование Елизаветы Петровны, графа Растрелли, архитектура церквей получила новое оживление. Лучшим образцом растреллевского стиля может служить соборная церковь Смольного монастыря (1757—1832). Это лучшее применение стройности и легкости в монументальных зданиях. При широком основании, при полном просторе для внутреннего развитая обширного храма, наружный фасад здания украшается с готическою легкостью, но без всякого следа злоупотребления ею. К этому, для наружных частей собраны все элементы стиля возрождения: легкие коринфские колоннки, фронтоны и фризы, полукруглые и круглые просветы, и все, что существует в искусстве для роскошного и грациозного украшения. Византийские купола испытывают полное перерождение, — из широких и массивных они делаются круглыми и легкими, часто переходя в шпили и тонкие острия. Новая архитектура, своим легким, живым характером придает зданиям почти поэтический оттенок и удивительно способствует красоте пейзажа. Поэтому растреллевский стиль выигрывает в открытых и высоких местностях, таково положение Смольного собора и церкви св. Андрея в Киеве; последнюю можно считать одним из лучших произведений стиля великого архитектора Но великое возрождение Европы так глубоко отозвалось в искусстве, так живо напомнило человечеству о красоте античного мира — что все национальные силы поглощались подражаниями великих образцов. В Петербурге, по образцу церкви св. Петра в Риме, был сооружен кафедральный собор Казанской Божьей Матери. Собор этот освящен в 1811 году, а через 8 лет заложен Исаакиевский, притянувши к себе все художественные силы государства. Из церквей, построенных в Петербурге после Казанского собора, следует упомянуть о Троицком и Преображенском соборах. В общих архитектурных частях оба храма сходны между собой, но замечательнейший Троицкий. Эта церковь, освященная в 1838 году, по своей высоте (38 сажен) и по классическому виду заслуживаете полного внимания. Около среднего большого купола группируются четыре меньших, поставленные на четыре главные нефа; эта купа глав на высоком стройном здании придает удивительную красоту целому. Соответственно каждому боковому куполу, стоят четыре портика коринфского ордена с роскошными фризами, барельефами и капителями. В размерах колонн преобладает стройность и стремление вверх. Собор виден на 20 верст в окрестности. В настоящее время приводится к окончанию храм Спасителя в Москве, долженствующий служить представителем национального русского зодчества, к осуществлению которого в храмах стремился профессор архитектуры Тон, построивший несколько церквей в Петербурге. Впрочем при изучении духовной архитектуры у нас недостаточно обращено внимание на старинные церкви в окрестностях Москвы и в других местностях. Что касается гражданской архитектуры, древнейшими памятниками ее является московский Кремль с теремами. В те далекие времена наши предки отличались простотой жизни, не гонялись за роскошью и самые состоятельные и значительные люди, даже государи, жили в деревянных хоромах, схожих с деревенскими избами теперешних зажиточных крестьян. Эти хоромы строились с подклетами в нижнем этаже, горницами и повалушами — в среднем и вверху с чердаками, так называемыми тогда теремами и вышками. Собственно древние княжеские дворцы состояли из двух главных частей: верха, занимаемого князьями и царями, и нижнего этажа, называемого порубами, а позже подклетами, в коем жили княжеские слуги, отроки, — вообще лица, составлявшие царскую или княжескую свиту, княжеский двор, почему они и носили название дворян. Терема, верхи, по красоте своей, назывались красными, а терем киевского князя Юрия Долгорукого — даже раем. Основание в Москве дворцовых или княжеских строений можно отнести к XII веку. Иоанн III вызвал из Италии зодчих, под руководством коих построены первые каменные царские палаты. Главными деятелями из иностранных зодчих в царствование Иоанна III являются: Марко Руф Фрязин, Петр Антоний и Алевиз (из Милана). Первым из них была переделана в 1484 г. церковь Благовещения и заложена на восток от нее, между ею и Архангельским собором, кирпичная палата, с казнами и погребом. Эта палата впоследствии называлась Казенным двором, и в ней хранились: государева казна, драгоценные вещи, платья, меха и пр. На дворе великого князя, там где стоял княжеский терем, Марко Фрязин построил другую каменную палату, потом получившую название Набережной, а в 1491 г. им же, вместе с зодчим Петром Антонием выстроена в Кремле, у соборов, большая палата, которая сохранилась до настоящего времени, под названием Грановитой. Здания дворцовые состояли тогда: из а) Грановитой (большой палаты, в) средней золотой, пред которою было Красное крыльцо и передние переходы, а палата внутри была расписана золотом; за нею шла столовая изба, и с) Набережных палат, коих было 2: Малая, против западных дверей Благовещенского собора, и Большая — к западу от малой, по линии Кремлевской горы. К Москве-реке, за палатами, находились чердаки и терема; а где теперь теремный дворец, — постельные: так назывались жилые хоромы великого князя. За постельными шли хоромы великой княгини, которые примыкали к церкви Рождества Богородицы. У церкви Лазаря стояла приемная палата великой княгини, называвшаяся западною и заднею. Дворец этот, в царствование Иоанна IV, в 1547 г., сгорел, но был вскоре возобновлен, с деревянными пристройками. Для царицы Ирины, супруги Федора, была построена палата Золотки. По свидетельству современников, дворец Бориса Годунова отличался роскошью и великолепием отделки. Внутренность палат — стены и потолок Золотой и Грановитой были украшены живописью. В Грановитой палате на стенах были написаны различные события из священной и русской истории. При вступлении на престол Михаила Феодоровича Романова, дворец представлял самую жалкую картину, почему, в конце апреля 1613 г., Михаил Феодорович приказал земскому совету возобновить золотую палату царицы Ирины. 1619 г. в царских хоромах произошел пожар, и следует предполагать, что царские деревянные хоромы сгорели, так как в следующем году дворцовый плотничий староста, Петр Исаев, выстроил для царя новые хоромы, новую столовую, избу и постельную комнату, которые 1621 г. уже были украшены живописью иконной, работы известных тогда иконописцев; Прокопия Чирина, Назария Савина, Ивана Паисеина, Травника Луки Трофимова и других. В 1626 г. 3 мая пожар вновь истребил дворец. Новые жилые постельные хоромы построил в тоже лето дворцовый плотничий староста Первуша Исаев, и 17 сентября царь уже справлял новоселье в передней избе. В 1624—28 годах Исаевым же выстроена новая брусяная столовая изба, и тогда же архитектор иностранец Джон Талер возобновил Сретенский собор. В 1635—36 гг. выстроены для государя и его детей Алексея и Ивана каменный жилья, или покоевые хоромы. Постройки, как Теремного дворца, так и церкви Спаса производили русские архитекторы, называемые тогда каменных дел подмастерьями: Важен Огурцов, Антип Константинов, Ларя Ушаков и Трофим Шарутин, выстроившие также светлицу — комнату для работ царициных белошвеек и золотошвеек. В царствование Алексея Михайловича дворец был украшен резьбой и живописью. При царе Федоре Алексеевиче построен потешный дворец — здание, сохранившееся доселе; в нем, по смерти царя, жила супруга его Марфа. В это время — в конце XVII века дворец достиг как по обширности, так и по великолепно убранства, своего апогея, и с тех же пор начинается его упадок. В настоящее время остался только Теремный дворец или теремные покои, возобновленные при Императоре Николае (1836—49); они состоят из следующих покоев: Трапезной, Соборной или Думной, Престольной, Опочивальни, Молельни или Крестовой и Верхнего яруса Терема или вышки. Снаружи архитектура дворцов отличалась теми же грушеобразными куполами, что и в церквах, башнями и башенками в роде кремлевских, колонками, высокими и крутыми крыльцами, окнами с резьбой, и теремами или вышками. Пестроты в украшениях и самой постройке было очень много. Между новыми дворцами отличаются зимний в Петербурге, и дворцы в Москве, Царском Селе в и Петергофе: в этих постройках уже видны следы национального русского зодчества. Кроме того обращают на себя внимание в Петербурге здания Академии художеств, Биржи, Большого и Александринского театров, Инженерного замка, Большого театра в Москве и мн. др. В русском стиле строят ныне более дачи: образцом может служить дача по дороге из Царского Села в Павловск, построенная в виде царского терема. Вообще можно сказать, что русское зодчество более заявило себя подражаниями зарубежной архитектуре, чем оригинальными постройками: в последнее время постройка домов в Петербурге отличается большим разнообразием и оставила прежний казарменный тип. Между архитектурами пользуются известностью профессора Академии Тон, А. Брюллов, Бенуа, Сазонов, Рахау, Щурупов, и др. Академиков архитектуры у нас довольно, но помещаемые в отчетах Академии сведения от их занятиях не блестят особенными трудами. См. Жуковского: История архитектуры (Спб. 1862).
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: тип. И. Мордуховского, 1877. – Отд. 2. Т. 2. – С. 271–289.
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
Подготовила И. Г. Горностаева