АРХИТЕКТУРА, зодчество, искусство возводить постройки. Из всех искусств архитектура непосредственнее всего связана с экономикой и техникой, т. к. в основе всякой значительной художественной архитектурной формы лежит техническая конструкция. Архитектура как искусство проходит в своем развитии три этапа: конструктивный (господство технического момента), органический (гармоническое сочетание технического и художественного моментов) и декоративный (нагромождение украшений в ущерб конструкции). Географические и социально-политические условия в архитектуре предстают как бытовые факторы, диктующие потребность в зданиях того или иного типа, плана и масштаба. Архитектурная конструкция (скелет стиля) возникает как целесообразнейшее, при данных технике и материале, разрешение этой задачи. Стиль архитектуры, помимо непосредственно материального оформления быта (домашнего и общественного), играет также художественно-пропагандистскую роль. Путь архитектуры как искусства от господства конструктивного начала к преобладанию начала декоративного, есть путь от задач социально-технических к задачам социально-идеологическим.
Всякий архитектурный стиль соответствует определенной социальной формации. Конструктивный стиль развивается в феодальном обществе натурального хозяйства (египетская, вавилонская, архаическая греческая, римская, византийская и романская архитектура), органический стиль — в городах-государствах и городских коммунах начала торгового капитализма (искусство античной Греции 5—4 вв. до хр. эры, готика, Ренессанс, или Возрождение), декоративный стиль — в индивидуалистическом обестве развитого капитализма (Рококо 19 в.). Эпоха европейского абсолютизма имеет смешанный тип стиля декоративного, но стремящегося к монументальности (начало Барокко, Классицизм, Ампир).
Зачатки архитектуры относятся к доисторическим временам, когда первобытный человек в целях защиты от непогоды и внешних опасностей начал строить себе жилища, а также могильные и религиозные памятники. От этого времени остались т. н. мегалитические памятники (Дольмены) и следы свайных построек. Здесь складываются два основных типа конструкции: каменный и деревянный. От деревянной конструкции балочного перекрытия на столбах ведет, вероятно, свое происхождение система конструкции храмов в египетской, а позднее архитектуры. Плоское балочное перекрытие в храмах древнего Египта поддерживается многочисленными массивными колоннами с капителями в форме листьев лотоса или папируса. Особенностью этих храмов является преобладание горизонталей над вертикалями. Другой тип религиозной египетской архитектуры — пирамиды. Плоское перекрытие характерно и для большинства построек не менее древней архитектуры Месопотамии. Но здесь применялась кирпичная кладка стен между деревянными столбами. Влияние форм деревянного зодчества характерно и для архитектуры древней Индии и Китая. Пещерные храмы Индии, высеченные в скале, представляют ряд зал с колоннами, где форма и богатство орнамента на колоннах являлись подражанием дереву, что характерно и для Китая. Древней архитектуре были известны не только плоские перекрытия, но и сводчатые (и даже купольные), на что указывают найденные в Южной Месопотамии остатки разнохарактерных сводов.
Высокого совершенства достигли архитектурные формы в древнегреческом зодчестве 6—4 вв. до хр. эры. Оно развилось на территории, где ранее господствовала крито-микенская, или эгейская культура, находившаяся под влиянием древних восточных цивилизаций. Греческая архитектура идеально воплотила в себе не только гармонию художественных форм, строго геометрическую соразмерность частей, но и точный расчет силы тяжести и подпор. Греческий храм (Парфенон в афинском Акрополе и др.) имеет вид прямоугольника, длинная сторона которого вдвое больше короткой. Вдоль фасада или со всех сторон храма располагался ряд колонн, и здание перекрывалось двускатной крышей. На колонны опирался антаблемент. Фасад здания увенчивался треугольным фронтоном со скульптурными украшениями. Различают три главных архитектурных стиля, или ордера: суровый, массивный дорический, изящный и стройный ионический и развившийся из последнего коринфский. Последний получил свое главное распространение в эллинистической и римской архитектуры. Римская архитектура (3 век до хр. эры — 2 в. хр. эры), развивавшаяся первоначально под влиянием искусства этрусков, испытала впоследствии глубокое влияние греческого зодчества. Заимствовав у этрусков арку и свод, римляне вводят их в свои сооружения. По форме своей своды римской архитектуры были коробовые, имевшие полуциркульное сечение, и крестовые, образованные от пересечения двух коробовых. Сводчатые и купольные покрытия давали римлянам возможность строить самые разнохарактерные и грандиозные постройки: термы (бани), храмы (Пантеон в Риме) и другие.
Архитектура древнехристианской эпохи воспользовалась уже готовыми архитектурными формами римских базилик, построенных с плоским потолком или открытыми стропилами внутри здания. — Из римской архитектуры, под сильным воздействием Востока (Сирии, Малой Азии), развилось византийское зодчество 5—14 вв., впоследствии послужившее основой русского каменного зодчества. Византийская архитектура применяла перекрытия купольным сводом, причем центр здания покрывался куполом, а боковые части полукуполами (храм св. Софии в Константинополе и др.). — Под влиянием зодчества христианского Востока и Персии развилась так называемая арабская архитектура. Игра тысячи разнообразных узоров и система разнохарактерных арок (стрельчатой, подковообразной и др.) придают архитектурным массам, покоившимся на тонких и легких подпорах, причудливый вид. — На основе архитектуры древнехристианских базилик, под воздействием сирийско-византийских форм, развился в Западной Европе и романский стиль (11— 12 вв.), где вся тяжесть (вначале стропильных, затем сводчатых) покрытий передавалась на столбы, получавшие массивное очертание. Романский храм внутри делится на 3—5 продольных кораблей, или нефов, пересекаемых одним или двумя поперечными (трансепт). Массивность этого стиля преодолевается в постройках готического стиля. Этот новый стиль (12—14 вв.) возник в новой среде средневековых городских общин (коммун). Конструкция готических построек, характерных стремлением ввысь, основана на системе сводов, покоящихся на столбах. Крестовый свод получал особую легкость и стойкость, благодаря остову из диагонально пересекающихся дуг (так называемых огив, или стрелок). Боковое давление высоких сводов передавалось особым каменным подпорам (контрфорсам), прислоненным к стенам; нередко применялся и второй внешний ряд контрфорсов, соединенных с первыми подпружными арками (аркбутанами). Освобожденные от давления сводов стены можно было пробивать большими высокими окнами, отчего внутреннее помещение получало больше света.
В эпоху Ренессанса, или Возрождения, с расцветом светской культуры торговых итальянских городов и увлечением античным миром (Грецией и Римом), замечается частичный возврат к формам древнеримского зодчества. Наиболее типичными для церковной архитектуры Возрождения являются формы свода и купол. Новая форма сводчатого покрытия состоит из соединения коробового свода с куполом посередине. Купол покоится на круглом или многогранном основании и иногда достигает огромных размеров и необыкновенной красоты (свод флорентийского собора, построенный Брунеллески). — Палаццо (дворец) эпохи Возрождения, вырастая из укрепленного дома феодала, долго развивается, гл. обр. во внутреннем дворе, обнесенном колоннадой. — На смену Возрождения явилось Барокко с его стремлением к большим архитектурным ансамблям, с кривыми и ломаными линиями, игрой света и тени, придающей как бы некоторую подвижность и беспокойство архитектурным массам. Причудливые формы Барокко получают дальнейшее развитие в декоративном стиле Рококо. — В последней четверти 18 в. происходит реакция и возврат к античным традициям позднего Возрождения и раннего Барокко, принимающим теперь строгие и холодные формы Классицизма, который приобретает особую суровость и монументальность в период военной диктатуры Наполеона и получает название стиля Ампир.
В 19 в., параллельно развитию инженерной строительной техники, шло умирание архитектуры как искусства. Подражая былым стилям художественной архитектуры, она не шла дальше поверхностного украшения, гл. обр. фасадов, органически не связанных с конструкцией самого здания. Существенную роль в конструкции зданий, ок. середины 19 века, начинает приобретать железо, давая возможность вводить новые конструктивные принципы. Появляются строения из железа и стекла, с легкими сводами и куполами, которые поддерживаются тонкими железными колоннами. Железо-стеклянная архитектура характерна своими грандиозными постройками, огромными арками, колоссальными пролетами и стеклянными плоскостями во всю стену, отчего внутрь помещения приникают целые потоки света. С конца 19 века появляется новый строительный материал, состоящий из прочного цемента или бетона и железа. Благодаря последнему, явилась возможность создавать, при небольших поперечных сечениях опор, значительные пролеты отверстий. Современная (так называем, конструктивная) архитектура, отвергая поверхностное украшение, стремится к созданию новых художественных конструктивных форм, целесообразно и гармонично разрешающих задачу оформления нового быта и его коллективистических тенденций.
Литература: Шуази О., История архитектуры, М., 1906; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха, М., 1924; Султанов Н., Теория архитектурных форм, СПБ, 1903.
Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – М., 1930. – Т. 1. АА – Ваниль. – Стб. 454–459.