Архитектура или зодчество, искусство строить помещения для человека, со всеми их принадлежностями, по известным правилам, так, чтобы здания, удовлетворяя требованиям удобства, удовлетворяли в то же время и изящному вкусу. С развитием цивилизации появились кроме гражданской архитектуры, другие ее отрасли: архитектура военная, морская, заводская, инженерное искусство путей сообщения. Архитектура, самое древнее из искусств, ибо основано на необходимости иметь помещение, а постепенное развитие ее соответствует развитию народов. Чем резче разнится народ от народа, тем более несходства в архитектурных памятниках их; чем быстрее прогресс, тем быстрее изменения в архитектуре. У народа, стоящего на низшей степени развития, постройки самые простые: земляные холмы пирамидальной или круглой формы, или сдвинутые вместе камни. Подобные встречаются на севере Европы, например в Англии. Позже заметно влияние правил, является размер, и отдельные части, из коих составляется постройка. Подобные постройки на островах Тихого океана и в средней Америке. Основная форма их – пирамида, часто украшенная скульптурными работами. Также пирамида является основной формой архитектуры египетской, с прибавкой круглого или четырехугольного столба. Мрачный характер народа, остановленного в своем развитии кастами, выказывается в его памятниках, колоссальных, тяжелых, лишенных разнообразия, игривости, построенных по одной форме, по канону, в виде пирамид, не представляющих последовательного, свободного развития. –– В индийских пагодах основная форма также пирамида, но уже украшенная разными затейливыми приделками, в коих господствует кривая, изгибающаяся линия. Огромные подземные храмы индейцев не подчиняются той же форме. Они вырублены в скалах, окружены такими же вырубленными в камне галереями и потолки поддерживаются четырехугольными, часто украшенными скульптурной работой, столбами. У индейцев иногда выказывается и колонна еще в зародыше. –– Колонна, как основная форма достигла полного развития у греков. У них, только в самых древних пелазгических памятниках, является пирамида. Основанием греческим сооружениям служит постройка из дерева: горизонтальный потолок, поддерживаемый столбами, тогда как у древнейших народов все формы сообразовались с постройкой из камня. Раньше других является дорический стиль. Во время наибольшего развития греческого искусства, при Перикле, строгому, серьезному дорическому стилю была сообщена легкость, прелесть и грация, выродившаяся у римлян. Вскоре после дорического стиля, в греческих малоазийских владениях зародился новый, ионический, более грациозный, с легким отпечатком индийского стиля. Этот стиль, также перешедший в Грецию, достиг высшего развития при Перикле. К ним присоединился еще третий стиль, – коринфский, составлявший в сущности только видоизменение ионического. Ионическая капитель колонны является в нем выше, вытянутою, роскошно украшенною акантовыми листьями. Размеры других частей были те же, что в ионической колонне. Греки редко употребляли коринфскую колонну. –– На севере Италии у этрусков начал развиваться свой стиль, основанный также на колонне с прямолинейной крышей, но не достиг до полного развития, ибо самая народность этрусков или тосканцев, была подавлена сначала греческим, потом римским влиянием. Их постройки были очень просты, без украшений и напоминали постройки из дерева. Колонны ставились далеко друг от друга, потолок нередко делался из дерева. У них же появляется свод, но как явление случайное, а не последовательное развитие системы. –– У римлян, развивавшихся под влиянием этрусков и греков, собственно говоря, нет своего особого стиля. Они приняли греческие формы и ввели в них много украшений, часто неуместных. Из колонн употребляли более коринфскую, ибо при ней можно было без противоречия развить наибольшую роскошь орнаментации и украшений. Коринфская капитель казалась им еще слишком простою, почему они соединили ее с ионической, и явился новый орден – римский или сложный. Встречаются у римлян и колонны дорические и ионические, но измененные к их невыгоде. В римских постройках встречается попеременно свод и колонна, но они существуют отдельно, не сливаясь органически в одно целое, как сливается столб со сводом в готических зданиях. В римских памятниках более величия, колоссальности и роскоши, чем тонкого изящного вкуса. –– Христианство, сильно повлиявшее вообще на цивилизацию, повлияло и на архитектуру. Сначала являются испорченные римские формы, подражания базиликам, и приспособления разных других зданий к церковной службе. –– Позже когда отделилась Византийская империя, является, более или менее своеобразный, византийский стиль. В него входит, как новая составная часть, свод в виде лошадиной подковы, острый, стрельчатый, и стремление к фантастической и роскошной орнаментации. Но все это не проникнуто одной идеей, не составляет гармоничного целого. Здесь смесь арабского или мавританского с римским. –– В X в., в средней полосе Европы, в северной Италии, в Нормандии и частью в Германии, является свой стиль – романский. Главная его форма также римская базилика, но круглый свод здесь господствует, и с ним сообразуются все другие части. Лучшие памятники в Тоскане, в Нормандии и в саксонско-тюрингенских территориях. –– Готический, вернее, германский стиль, неправильно приписываемый готам, явился в 12 столетии: основан на соединении острого арабского свода с колоннами, и на общей форме базилики. Круглые столбы и острые своды смело поднимаются вверх и по мере развития стиля все более гармонически соединяются друг с другом. Тяжеловесность романского стиля исчезает, массы голых стен скрадываются разнообразными украшениями; все вместе представляет одно последовательно развитое целое, от самых оснований до легких резных, на подобие кружев, смело уходящих в небо, башен. Памятники этого стиля существую в Италии, Испании, Англии, Франции, но наиболее строго выдержанные, относящиеся ко времени процветания стиля (13 и 14 столетия), только в Германии. Затем началось падение; идея расплывалась во множестве украшений. –– Новейшая архитектура зародилась в Италии, где готический стиль никогда не применялся вполне. С возрождением искусств там обратились к древним римским зданиям, из коих некоторые были еще налицо, однако не к греческим первоначальным типам. Появляются разные школы: флорентийская, коей основатель Брунеллески, построивший, знаменитые в истории архитектуры, купол и восточную часть флорентийского собора; колоссальные внушающие формы, кои он придал дворцу Питти, во Флоренции, долго служили прототипом всех подобных построек. –– В венецианской школе, называемой также, по имени ее основателя Ломбардии, ломбардийской более легкости и грации. –– С начала 16 столетия является более строгое подражание античным формам: своеобразность и фантастичность готического стиля исчезают. В этом духе работали между прочим Браманте и Рафаэль. Церковь св. Петра в Риме лучший памятник этого направления. Микеланджело и особенно его последователи считали главным – картинность, эффект, что причинило архитектуре падение, ясно выказавшееся в 17 столетии в постройках Бернини, Борромини и других. –– Еще в 16 столетии подражание итальянцам распространилось по всей Европе, и породило в более северных странах стиль ренессанс, игривый, благородный, ловко соединявший в себе основные формы разных других направлений, богатый украшениями стиль. Его процветание относится к царствованию Франциска I во Франции. В конце 16 столетия началось падение его и переход в чересчур разукрашенный стиль рококо. То же было в Испании. В Англию новый стиль введен Индиго Джонсом; а его знаменитый последователь, Кристофер Рен, кончил в 1710 г. церковь св. Павла. В Нидерландах, в постройках Люттиха, Брюгге и Антверпена, видим очень важный переходный стиль. –– В России первые понятия о строительном искусстве заметны стали в X веке со введением Христианской веры. Архитектура перешла к нам из Византии и византийский стиль утвердился у нас; кроме того, заметны следы восточного вкуса, а именно: сближение с индийской архитектурой. Образцом русского архитектурного вкуса может служить церковь Василия Блаженного в Москве. –– Новейшая архитектура, кою, со времен Петра Великого, усвоила себе и Россия, не отличается своеобразностью; заметно везде стремление приспособлять всевозможные старые формы, античные и другие, к новым потребностям. В этом стиле замечателен Шинкель, умевший достигнуть того, что древние формы являются у него, не как подражание, а как потребность, вышедшая из той идеи, той цели, с коею строится здание. Замечателен в том же стиле и Кленце. Господствующего стиля не существует, а возрождаются все прежние, так что архитектура нашего времени состоит из более или менее близкого воспроизведения отживших образцов, и вся ее своеобразность и оригинальность только в удачном подражании. Введение железа и стекла в Англии, как главных строительных материалов, сделано еще так недавно, что не успело произвести важных результатов. Мостовые сооружения, здания, возводимые с промышленною целью, для железных дорог и пр., обещают особое развитие в будущем.
См. Учебное руководство в архитектуре, Свиязева. СПб., 1841.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т / сост. под ред. Ф. Толля, при деят. сотрудничестве В. Волленса. – СПб., 1863. – Т. 1. А – ДВИ. – С. 166–168.
размещено 19.07.2011