glossary/man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Человек

 Человек
Размер шрифта: распечатать




Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н.И. Березиным. СПб., 1873–1879. (51.61 Kb)

 

Человек (Homo sapiens), в естественно-историческом отношении: первое, самое разумное млекопитающее животное, обладающее такими же органами, как и прочие млекопитающие и в одинаковом с ними числе. Он отличается от них только высшею или низшею степенью развития отдельных органов или особенным видом их. Особенно поразительно сходство его, даже в числе зубов (всех 32, 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов в каждой челюсти), с высшими бесхвостыми обезьянами, именно: с оранг-утангом (Simia Satyrus) и в особенности с шимпансом (Simia troglodites). При всем том между человеком и другим животным существует неизмеримое расстояние, вследствие разумности его природы. Относительно места человека в природе естествоиспытатели не пришли к полному соглашению. Одни (Катрфаж) утверждают, что человек настолько отличается от всех остальных существ природы, что для него должно быть создано особое царство – царство человека; другие, приняв в расчет устройство человеческого тела и оставляя в стороне его умственные способности, равно как и вообще всю его нравственную сторону, причисляют его к классу млекопитающих (Mammalia). Из устройства млекопитающих и из того, что известно относительно строения человеческого тела, очевидно, что человек по своей организации, представляет характер млекопитающих; но между естествоиспытателями, причисляющими человека к классу млекопитающих, тоже есть разногласие: одни (большинство), ставя его в класс млекопитающих, составляют для него особый отряд – двуруких (Bimana). Другие же (Геккель, Карл Фогт, Гексли) не считают возможным даже составления отдельного отряда, а соединяют человека вместе с обезьянами в один большой отряд Primates и относят человека к семейству обезьян старого света (Simiae Catharrhinae). Главнейшие отличия человека от всех животных и от обезьян в частности суть следующие: 1) череп человека весьма выпуклый, представляет большое место для помещения головного мозга и значительно преобладает над лицевою частью, которая помещается не спереди его, но почти под прямым углом под ним; а у обезьян, равно как и у других животных, лицевая часть, будучи более развитой, помещается спереди. Замечательно в этом отношении, что у молодых обезьян лицевая часть тоже мало развита, напр. у молодого оранга личной угол достигает 600, но впоследствии чем это животное делается старше, тем более личной угол уменьшается, и, кроме того, начинается развитие на черепе различных гребней, служащих местом укрепления разным мышцам, по своей форме череп начинает удаляться от черепа человеческого и приближается по своей конфигурации к черепу разных млекопитающих. У человека затылочное отверстие помещается на середине черепного основания, и поэтому голова имеет совершенно отвесное положение, а у обезьян затылочное отверстие не на середине черепа, а более продвинуто назад, и поэтому голова не имеет отвесного положения, а более или менее наклонена. У человека по рождении на свет нет межчелюстных костей, а у обезьян же они существуют, и в них помещаются резцы. Зубов у человека 32. Разница в зубной системе обезьян от человеческих зубов состоит главным образом в том, что у обезьян между верхними резцами и клыками находится промежуток, в который входит при закрытых челюстях нижний клык, а у человека зубная система представляет замкнутый ряд. В некоторых исключительных случаях у человека бывает 36 зубов (аномалия); также замечено в виде исключения у одной обезьяны старого света – Гориллы, а число 36 есть постоянное для зубов обезьян нового света. Позвоночный столб человека представляет три изгиба: шейный, спинный и поясничный и притом у человека эти три изгиба более развиты, нежели у обезьян, что дает конечно более стойкости всему позвоночному столбу и тазу, к которому он прикрепляется и который, следовательно, лучше им удерживается в равновесии, нежели это позволяет мало искривленный позвоночник обезьян. Человеческий таз более широк, нежели таз обезьян; но у человекообразных обезьян он гораздо шире и более всего поэтому приближается к человеческому тазу. Хотя у человека нет хвоста, но тем не менее у него находят хвостовые или так называемые хвосцовые позвонки, которых у человека 4; большая часть обезьян имеет хвост, представляющий весьма различное число позвонков, но некоторые бесхвостые, так наз. человекообразные обезьяны (Simiae antropomorphae) тоже имеют немного хвостовых позвонков и даже некоторые из них, как напр. оранг, имеют их менее, нежели у человека, а именно 3. Ключицы обезьян очень сильно развиты, он даже относительно больше, нежели у человека. Передние конечности или руки обезьян, в сравнении с руками человека, весьма длинны, у некоторых они заходят далеко за колена, тогда как у человека они не достают колен. У негров, которые вообще имеют сутуловатое и отчасти наклонное тело, руки доходят до колена. Большой палец на задних конечностях у человека не может противоуставляться остальным пальцам, тогда как у обезьян он также свободно движется, как и на передних конечностях. На концах пальцев как у человека, так и у обезьян, находятся ногти, но у некоторых обезьян эти ногти представляют по своему устройству переход к когтям, но однако на большом пальце всегда бывает плоский широкий ноготь. Пальцы человека прямые, тогда как у обезьян они согнуты и крючковаты, что помогает им обхватывать сучья деревьев при лазаньи. Глаза обезьян помещаются спереди, но у обезьян, равно как и у всех других млекопитающих, глазного яблока снаружи не видать, что придает млекопитающим вообще более зверское выражение, нежели это у человека, у которого белки видны снаружи. У высших обезьян, равно как и у человека, ноздри помещаются тоже спереди. Лицо у человека и обезьян голое и у многих обезьян волосатость кожи вообще весьма незначительна, и многие места, как напр. грудь, живот, почти голы. У человека же в зародышном состоянии тело бывает покрыто волосами и только в некоторых весьма исключительных случаях (Юлия Пастрана, лесные костромские люди) остается этот волосистый покров на всю жизнь. У обезьяны, равно как у человека, находятся 2 млечные железы, помещающиеся на груди, и каждая из них снабжена одним соском, и при том эти образования встречаются как у самцов, так и у самок, равно как известны случаи сильного развития млечных желез с выделением молока у самцов некоторых животных (gynaecomastia). Известны также случаи подобного развития и у мужчин. Мозг человека представляет столь сильное развитие, что такого мы не отмечаем ни у одного из животных, в особенности сильнее всего развиты полушария большого мозга, который у человека так развит, что прикрывает все остальные мозговые отделы сверху, и притом самые глубокие и многочисленные извилины находятся в мозгу у человека, хотя в этом отношении мы видим весьма значительные колебания как относительно индивидуального их развития у людей одной и той же расы, так равно и разных племен. Наименее извилины развиты у эфиопского племени, затем несравненно менее развиты у идиотов и у малоголовых; притом извилины эти всегда бывают более развиты, глубже и в большом количестве у людей, которые представляли сильные умственные способности и вообще более упражняли свой мозг. Впрочем, нет ни одной части в мозгу человека, которая исключительно была бы свойственна только людям; у обезьян, а в особенности у человекообразных обезьян, хотя мозг представляет меньшее развитие и особенно меньшее развитие полушарий большого мозга и извилин, но, тем не менее, все отделы мозга находятся. Относительно мозговых извилин натуралисты замечают однако, что у слона в мозгу более извилин, чем у человека; кроме того, по общей форме мозга, по числу подразделений, по расположению извилин баран гораздо больше приближается к слону, чем собака. Особенности, отличающие телесную и духовную организацию человека: значительно больший объем мозга, отсутствие волос на спине, особенное развитие конечностей рук и ног, строение гортани, особого рода умственные способности и, наконец, нравственное чувство или совесть или совершенно излишни для человека в первобытном состоянии, или даже вредными должны были для него быть. А между тем мы видим, что каждая из этих особенностей необходима для совершенствования человеческой природы. Быстрые успехи, которые делает цивилизация при благоприятных условиях, определяются прежде всего тем, что орган мысли был заготовлен заранее. Он был вполне развит по объему, строению, относительным размерам частей до такой степени, что достаточно было упражнения мозга такого у нескольких поколений, и он получил бы возможность как должно совершать сложные отправления. Это и случилось в действительности. Голая и чувствительная кожа возбуждала человека одеваться и укрываться в жилища, а эти обстоятельства повели за собою более быстрое развитие способностей изобретательности. С другой стороны, эта же обнаженность произвела мало помалу чувство стыдливости, а это в свою очередь могло повлиять на развитие его нравственной природы. Далее, вследствие того, что человек держится прямо, руки его вовсе не служат ему при передвижениях, а эта свобода рук была необходима для совершенствования его умственных способностей. Только эта высшая степень совершенства его рук могла сделать возможным то превосходство во всех искусствах, которое так возвышает цивилизованного человека над дикарем и которое, быть может, служит только провозвестником еще более и более высокого умственного и нравственного прогресса. Совершенство голосовых органов человека повело за собою образование членораздельной речи, а затем и развитие тех музыкальных звуков, которые оцениваются надлежащим образом только высшими расами. Вероятно, эти звуки назначены для более возвышенных целей и более утонченных наслаждений в состоянии высшем, чем то, которого мы теперь достигли. Способности, позволяющие нам переноситься мысленно через время и пространство, дающие нам возможность вырабатывать удивительные понятия математики и философии, внушающие нам горячее стремление, к поискам за отвлеченной истиной, все эти способности иногда проявляются в таком раннем периоде человеческой истории, что из них не может быть сделано даже тех немногих практических приложений, которые явились в последствии времени. Но эти способности существенно необходимы для полного развития человека, как духовного существа, и совершенно непонятно, как они произошли под влиянием такого закона, который ведет за собою единственно только материальное благосостояние особи или племени. Известный ученый Уоллес выводит то заключение, что некоторое высшее разумное существо давало определенное направление развитию человека, приспособляя его к специальной цели совершенно так, как человек руководит развитием многих животных и растительных форм. Законы развития может быть никогда бы сами по себе не произвели зерна, столь хорошо приноровленного к нуждам человека, как пшеница или маис, таких плодов, как бессменные бананы и плоды хлебного дерева, или таких животных – как гернсейские дойные коровы или лондонские ломовые лошади. Из того, как человек по своей природе назначен жить в сообществе с подобным себе, должно заключить, что настоящая его пища есть более растительная, чем животная; это же доказывает и расположение его пищеварительного аппарата. Зубы его устроены одинаково с зубами животных плотоядных; желудок его простой, кишечный канал довольно длинный, и толстая кишка имеет значительный объем. Челюсти коротки и слабосильны. Клыки, будучи равной длины с другими зубами, не позволяют ему свободно раздирать мясо, не сваренное предварительно. Но человек легко привыкает к животным веществам, видоизмененным действием огня, и употреблением их, вместе с растительными началами, более способствует развитию своих сил и сохранению здоровья, нежели исключительным употреблением растительной пищи. Следует полагать, что человек, быв сперва травоядным, сделался всеядным с тех пор, как соединился в общество. Остальные особенности, свойственные телесному составу человека: он имеет 32 позвонка, из которых 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся в одну кость, крестец) и 4 хвосцовых (зачаточных), скрытых под кожею; 12 пар ребер, из которых 7 (верхних) истинных и 5 (нижних) ложных. Междучелюстной кости, находящейся у большей части зверей, у человека нет; нос и подбородок выдавшиеся. В каждой челюсти по 16 зубов, а именно: 4 острые резца, лежащие спереди рта, 2 клыка, которые нисколько не длиннее других зубов, лежат по бокам рта и 10 коренных, по 5 с каждой стороны, расположены сзади рта и снабжены широкими бугорчатыми венчиками. Печень разделена на 2 большие доли, поджелудочная железа не разделена на части, как у большей части зверей. Сальник, наподобие передника, простирается спереди кишок вплоть до таза; левая почка лежит выше правой, между тем как у зверей это бывает наоборот. Моча содержит в себе мочевую кислоту и мочевое начало. Наконец, правое легкое разделено на три доли, а левое на две. Женщина обыкновенно родит по одному ребенку; иногда впрочем и двойни (1 на 80 родов); тройни очень редки (1 на 30000 родов). Женщины бывают беременны 9 солнечных месяцев; по прошествии 4Ѕ месяцев зародыш начинает обнаруживать движения; по прошествии 7 месяцев он уже может жить вне матери. Младенец, рождаясь на свет, хотя и может открывать глаза, но, кажется, его чувство зрения остается еще без употребления: только по прошествии нескольких недель он начинает обращать свой взор сначала на яркий свет, потом на предметы, окрашенные блестящими цветами, и, наконец, делается в состоянии различать все, его окружающее; но он еще долго не имеет никакого понятия ни о расстоянии, ни о величине. Прочие его чувства также имеют нужду в воспитании; в первые 5 или 6 месяцев ребенок издает только крик, потом развивается обыкновенный голос, а к концу первого года начинает воспроизводить членораздельные звуки (говорить). Мышцы спинные и нижних членов у младенцев обыкновенно так слабы, что он не может держаться на ногах, но, с укреплением этих органов, ребенок, к концу года, начинает ходить. Зубы образуются во время рождения, но они бывают скрыты внутри челюстей, и выходят наружу не прежде как спустя несколько месяцев. Средний рост человека простирается до 5 футов, но в этом отношении существуют большие изменения. Патагонцы, Карибы и другие народы удивительно высокого роста; между тем как рост эскимосов и бушменов простирается только до 4 футов. Были гиганты, которые имели в вышину почти 9 фут., равно как есть карлики, не выше 2 футов. У народов среднего роста женщины одной шестнадцатою доли ниже мужчин, но у народов слишком малорослых это различие мало заметно, между тем как у великорослых оно очень ощутительно. Во время рождения вес младенца составляет не больше двадцатой доли того, что он будет весить в совершенном возрасте; вес достигает своего «maximum»: у мужчин на сороковом году, а у женщин на пятидесятом. Из периода возрастания человек переходит в возмужалый период. Вступление в этот период у мужчин обнаруживается большою силою мышц, огрубением голоса и развитием бороды, у женщин же расширением груди и таза, появлением месячных очищений и пр. Эпоха возмужалости у женщин наступает двумя или тремя годами раньше, нежели у мужчин; впрочес, на это имеет большое влияние климат: в жарких странах женщины достигают возмужалости на десятом или одиннадцатом году, а в холодных на семнадцатом или на осьмнадцатом. В следующие период жизни, старость: хрящи окостеневают, и самые кости, имеющие обыкновенно в зрелом возрасте сочленение между собою, срастаются так, что составляют одну кость; органы теряют гибкость и упругость; вес тела приметно уменьшается; жизненное начало видимо ослабевает, и, наконец, совершенно прекращает свое действие. Но смерть от старости вещь чрезвычайно редкая. Хотя люди и могут жить даже за 150 л., но большая их часть умирает при первом вступлении в свет; на первом году жизни умирает около 23%, на втором около 12%, в третьем около 7%; от 10 до 11 года умирает только 0,8%. Таким образом, только 75% из родившихся достигает второго года, 50% из оставшихся 20 или 21 г., только четверть 56 лет, и один из 5000 достигает до 100 лет. Из числа многочисленных уклонений от человеческой организации, от естественной нормы, особенное внимание заслуживают: «альбинизм» и «кретинизм». – Отличаясь во многом от животных по своему физическому образованию, человек неизмеримо возвышается над ними своею нравственною или духовною стороной. Только те элементы человеческого существа и жизни, которые необходимым условием своего бытия и своих качеств имеют силу воли и сознание свободы воли, составляют нравственную природу человека и называются элементами ифическими Влечение составляет основной элемент всякой жизни, всякого органического существа. На влечениях, как известно, основывается всякая вообще жизнь. Из них слагается и жизнь растения, и жизнь животного, и жизнь нашего тела, и жизнь психическая. Существует столько влечений, сколько есть в живом существе сил и способностей. Влечения следует различать органические и психические. И душе для ее правильного развития и образования, для сохранения ее бодрости и энергии необходима известная правильность в смене ее ощущений, чувствований, восприятий, представлений, стремлений и т.д. Отсюда понятною также становится склонность нашей души к повторению всех тех функций и актов, которые она выполняет в течение своей жизни. Здесь же мы находим объяснение того, почему имеет большую силу привычка и приучение себя к чему-нибудь доброму или худому. Психология показывает далее, что удовлетворение всякой потребности соединено бывает с чувством удовольствия. Не только половая любовь, но и любовь во всех других ее видах и формах составляет потребность души человеческой. Этой потребности любить других и желанию, чтобы другие любили нас, противоположна потребность самолюбия. Психология показывает, наконец, сто у человека есть особое влечение к выработке представлений. На основании только неоспоримого факта, что мы имеем способность, власть над своими представлениями, мы и имеем право говорить о воле и силе воли. Воля имеет только то общее с желанием, что она, подобно желанию, предполагает сознание и самосознание. Бессознательное правление воли вовсе не есть проявление воли. В самоопределении нашего я, как начала представляющего, обсуждающего и взвешивающего и в самоопределении его, как начала, проявляющего волю или решающегося на то или другое, обнаруживается сила и деятельность нашей души. У человека на первых порах его душевного развития вместе с проблесками самостоятельности воли мы видим преобладание чувственных влечений, направленных к сохранению, развитию и образованию тела. Из душевных собственно влечений прежде всего пробуждается влечение к приобретению представлений. Вместе с этим влечением возникает пробужденная им к деятельности способность различения. После этого пробуждаются и прочие душевные влечения: влечение к игре, к подражанию, влечение к знанию общественности и проч. Но над всеми влечениями преобладают еще чувственные влечения и желания. Нельзя сказать, чтобы во всех этих первичных стремлениях не проявлялась наша воля. Во всех них мы видим стремление души поддержать свое собственное бытие, проявиться в деятельности, развить и образовать себя. Но здесь не бывает еще у человека воли в собственном, более тесном смысле слова. В этом смысле волею мы называем взвешивающее, обсуждающее и решающее самоопределение нашей души или стремление ее проявить свое я в противоположность своим разнообразным влечениям, хотения, наклонностям и пр. В этом виде воля является у человека только с пробуждением самосознания, т.е. в то время, когда последует резкое разграничение самосознания от простого сознания. Только тогда появляются в душе сопротивления импульсам чувственных влечений, зачатки взвешивающей и обсуждающей деятельности и признаки решений воли. Тогда только обнаруживаются у человека в сознательной форме нравственные чувствования и стремления, как мотивы деятельности; до тех же пор они существуют как бы скрытно, незаметно для него. Только в это время человек достигает нравственной зрелости и воля его становится свободною. – Физиология показывает, что элементы, из которых развиваются явления психического рода, начиная от самых простейших первичных впечатлений и кончая самыми общими абстрактными понятиями, обязаны воздействию внешних условий, окружающих организм, на вещество головного мозга со всеми его физико-химическими свойствами. Это действие мыслимо только через посредство органов чувств, приноровленных к восприятию разнообразных раздражителей: световых, звуковых, осязательных и т.д. Органы эти передают в конечном результате, через систему проекционных волокон Мейнерта, корковому веществу полушарий все эти разнообразные возбуждения, здесь они как бы проецируются, перерабатываются и ложатся в основу первичных впечатлений, ощущений и других продуктов психического рода. Разнообразному сочетанию этих психических элементов способствуют системы ассоциационных волокон, связывающих различные участки коркового вещества полушарий. Корка полушарий служит, так сказать, почвой, на которой посевы первичных, еще не осознанных впечатлений дают с течением развития организма в определенной последовательности все элементы чувства, мысли и воли. Серое корковое вещество полушарий служит главным механизмом, с деятельностью которого непосредственно связано течение психических процессов. О локализации различных сторон психических функций в разные участки головного мозга не известно по сие время ничего определенного. Чем выше стоит животное по своей организации, тем более подчиняется сфера мышечных движений двигательным центрам коркового вещества полушарий. Отношение веса головного мозга к весу всего тела тем больше, чем выше стоит животное по своей организации и по степени своего умственного развития. Так, у человека отношение веса головного мозга к весу тела – как 1:186; у птиц – как 1:212; у земноводных – как 1:1321, и у рыб – как 1:5668. Такое преобладание головного мозга у животных, отличающихся высшими умственными способностями, конечно, говорят в пользу важной роли полушарий в явлениях психического порядка. Животный механизм устроен так, что импульсами воли, для вызова произвольных движений, даны лишь одни психомоторные центры коркового вещества полушарий; воля, помимо них, не властна приводить в движение ни единый мускул тела. Психомоторные центры в мозгу человека существуют несомненно, и в более дифференцированной форме, чем у остальных животных. Большая часть коркового вещества полушарий, не заключающая в себе этих психомоторных центров и, стало быть, лишенная двигательных функций, по учению современной физиологии, служит чувствующим механизмом, воспринимающим впечатления внешнего мира и прерабатывающим их в высшие элементы чувства и мысли. И так, возле этих чисто чувствующих психических центров лежат в той же корке полушарий центры психомоторные чисто двигательной природы; на них действует прежде всего воля при вызове определенных движений в теле. Они суть первые выполнители ее приказаний и потому функции их тесно связаны с функциями центров психической деятельности. Корковое вещество полушарий мозга представляется неоднородным по своим двигательным функциям. Психомоторные центры расположены только в восходящих лобных и восходящих темянных извилинах и у основания лобных извилин. У человека психомоторные центры, управляющие движением руки, лежат в средней трети восходящей лобной и темянной извилин. Центр для движения ноги в верхней трети восходящей темянной извилины и несколько к заду; центры для движения лицевых мышц на восходящей лобной извилине несколько к переду и книзу от центров для передних конечностей; центры для движения языка, губ в третьей лобной извилине преимущественно левого полушария; центры для движения головы и шеи над центрами лицевых мышц и, наконец, центры для движения глаз находятся к заду не верхнем конце параллельной борозды. Психомоторные центры всегда к услугам воли, не только для вызова произвольных определенных движений в теле, но и для угнетения, задержания тех из отраженных движений, которые воля желает исключить. Мозговая работа сопровождается усиленным притоком крови к мозгу, а отсюда и повышением в нем температуры. Хотя зародыш и не подвержен еще действию условий внешней среды, но в нем уже может и неверное существует, до появления его на свет, целая масса ощущений, различных по качеству и силе. Они, конечно, могут служить началом тех психических деятельностей, результатом которых является воля. Нервная система вообще может управлять и явлениями кровообращения, ускоряя или замедляя сердцебиения и суживая или расширяя калибр кровеносных трубок. От сужения или расширения кровеносных сосудов явно следует, что корка полушарий мозга может управлять калибров сосудов в теле. Стремление материалистов объяснить все духовные явления в природе человека только одним нервным механизмом и с чисто механическими модификациями, не находит в себе подтверждения даже в самых физиологических опытах, которые бессильны уловить и объяснить связь материальных явлений с психическими. Мысль о том, будто духовная жизнь человека есть продукт материи и ее сил, до такой степени представляется странною лучшим современным мыслителям, что они скорее готовы принять другую гипотезу для объяснения разумно-нравственных явлений в человечестве, его цивилизации и культуре, чем хоть на мгновение допустить мысль о генетической зависимости всего этого от материальных атомов, их движений и перемещений. Льюис говорит, что биологические соображения, в роде теории постепенного усовершенствования организмов, не в состоянии объяснить высшие продукты человеческой разумно-нравственной деятельности. Основываясь на том, что наука, цивилизация, религия и т.д. создаются вековыми и притом коллективными усилиями целых народов, всего человечества и отнюдь не являются результатом деятельности единичного индивидуума, Льюис приходит к той мысли, что самая духовная деятельность, короче дух человека, есть не иное что, как продукт общественного организма, результат социальных данных. Против такой гипотезы справедливо выставляют неопровержимые возражения и соображения. Во-первых, плоды, результаты какой-либо деятельности, прежде всего и необходимо предполагают эту самую деятельность. Во-вторых, всякая деятельность, в свою очередь, необходимо предполагает деятеля. Духовная деятельность, продуктом которой является цивилизация, есть деятельность человечества in corpore. В-третьих, деятельность, по роду определенная, необходимо предполагает со стороны деятеля способность к данного рода деятельности. – Постепенный переход от простейших организмов (монер), возникших путем зарождения из азотистых углеродных соединений, к человеку Геккель объясняет следующим образом: из монер развились вместе одноклеточные растения и одноклеточные животные (амебы и Protozoa). Общественная амеба соответствует оплодотворенному яйцу в период сегментации. Вследствие скопления жидкости внутри общественной амебы, отдельные клеточки отодвигаются ее напором к периферии, приобретают от взаимного сжатия многоугольную форму, и из общества амеб возникает новый организм в виде клетки с жидким содержимым и оболочкой, состоящей из скопления многоугольных клеток; это – Planula. После этого животная организация делает весьма важный шаг вперед, так как из Planula развиваются животные (Gastraea), у которых появляется зачаточный кишечный канал. Геккель предполагает, что какая-либо Planula начала принимать пищу преимущественно одним каким-либо местом своей поверхности, отчего на этом месте образовалось мало помалу, вследствие естественного подбора и приспособления, углубление, которое с течением времени делалось все глубже и глубже. Клеточки, выстлающие это углубление, приняли на себя функцию приема пищи и ее переваривания, тогда как клеточки, выстилающие остальную поверхность Planula, продолжали по-прежнему служить для всего тела покровом и органом передвижения. Весьма вероятно, что некоторые внутренние клетки служили яичками, а другие внутренние – семенными нитями, и это была, следовательно, ранняя форма размножения у отдаленных предков человека. Так впервые совершилось разделение труда между первоначально однородными клеточками, так возникла группа Gastraea. Из Gastraea развились с одной стороны ранние представители червей (Prothelmis), с другой стороны – первые представители губок, акалефов и зоофитов (Protascus). Как у зоофитов – главной ветви Gastraea – лучистая форма возникла вследствие приспособления к сидячему образу жизни, так у другой главной ветви, червей, резко выраженная форма двусторонней симметрии явилась результатом подвижной жизни. Эту-то последнюю форму человек наследовал от червей. Далее, у червей в первый раз замечается расщепление каждого из двух клеточных слоев, наследованных от Gastraea, и, таким образом, из двух слоев образуется четыре, соответственно четырем зародышевым листкам. Вследствие такого дифференцирования у простейших червей (Acoelomia) уже являются, кроме кишечного канала Gastraea, органы размножения, почки, мышцы, нервы и органы чувств в самой простой, конечно, форме. Геккель считает червей самой важной и типичной для всех позвоночных формой организации. Присоединение к двум первоначальным слоям Gastraea новых двух волокнистых слоев, вставленных между наружным и внутренним, повлекло за собою образование особой волости внутри тела, имевшей значение сердца и сосудистой системы. У высшего, но вымершего представителя червей развилась, по мнению Геккеля и chorda dorsalis, – этот важный зачаток спинного хребта, встречающийся у многих асцидий и в особенности у ланцетника (Amphioxus), естественная история которого окончательно убедила Геккеля в происхождении позвоночных от червей через асцидий и ланцетника. Потомки высших амфибий разошлись по двум главным линиям, из которых одна вела к млекопитающим, а другая – к большинству пресмыкающихся и птиц. От сумчатых непосредственно произошли полуобезьяны (Prosimiae), от них – настоящие обезьяны (Simiae), которые проявляют в строении последа (placenta) и конечностей еще новое и характеристическое сходство с человеком. Между настоящими обезьянами группа обезьян Старого Света (Heopitheci) обладает совершенно такой же зубной системой и таким же строением носовой полости, как и человек, отличающийся этими двумя качествами от обезьян Нового Света (Hesperopitheci). По числу зубов и распределению их на резцы, клыки и коренные зубы, а также по узкой форме носа, человек очень близко подходит к узконосым обезьянам Старого Света, каковы: оранг, горилла, шимпанзе, гиббон, павиан. Низшие узконосые (Catarhinae) обезьяны (морская кошка, макака, павиан) с течением времени утратили хвост, шерсть их отчасти поредела, мозг и череп достигли высшего развития, и таким образом из низших узконосых, прошедших эти последние фазы процесса «очеловечения» (Menschwerdung), произошли бесхвостые человекообразные обезьяны (Anthropoides). В центральной Африке живут два вида человекоподобных обезьян (горилла и шимпанзе) с черню шерстью и удлиненным (долихоцефалическим) черепом и этими двумя качествами африканские узконосые обезьяны совершенно похожи на своих земляков, негров. Но азиатские человекоподобные обезьяны (оранг и гиббон), напротив, окрашены в бурый или желто-бурый цвет и имеют короткий (брахицефалический) череп, подобно своим соотечественникам – малайцам и монголам. Последнюю ступень составляют Pithecantropi или Alali, которые хотя вполне подходили по своему наружному виду и внутреннему строению на обыкновенных людей, но лишены были способности членораздельной речи (Natьrliche Schцpfungsgeschichte, 4 Auflage). Alali должны были существовать, по мнению Геккеля, уже в конце третичной эпохи, между тем как членораздельная речь явилась после окончательного расселения (расхождения в смысле теории Дарвина) человеческих рас в период дилювиля. По временам, между обыкновенными людьми являются Alali, как атавистическое явление, напр. глухонемые, кретины и микроцефалы. Наконец, вследствие высшего дифференцирования гортани и головного мозга, образовались настоящие люди в жарком поясе Старого Света, где-либо на материке тропической африки или Азии или на материке, ныне поглощенном Индийским океаном и простиравшемся от восточной Африки (Мадагаскара и Абессинии) до Зондских островов и Восточной Индии. Настоящие люди разделены Геккелем на 12 видов, распадающихся на 36 рас. Без сомнения, первобытный человек жил в Европе, вместе с вымершими животными дилювиального периода уже в весьма отдаленную эпоху. Но ранее человека четвертой эпохи наступает в Европе ледниковый период, в продолжении которого исчезает не только человек, но и большая часть больших млекопитающих. Это какой-то гигантский переворот, напоминающий библейское сказание о потопе. Лишь с появлением в Европе умеренного климата являются опять животные, но резко отличающиеся от животных третичной эпохи: является в большом количестве слон, заменяющий прежних толстокожих. Кажется, что в это время Европа соединилась с Африкой и Великобританией; переселения животных совершались в больших массах с севера и с юга, но вскоре после того новое опущение континента образовало Архипелаг, в котором острова были возвышенные части Европы, в которых сгруппировались и самые разнообразные породы, принадлежащие к разным поясам, причем каждая порода находила для себя выгодные условия существования – сырой теплый климат островов, окруженных океаном, не исключая накопления льдов на вершинах гор, остатков ледникового периода, так что в то время, как теплые и сырые долины представляли теплое убежище представителям тропической фауны, холодные вершины населялись остатками животных северных стран, переселившихся в эти местности при более благоприятных для их жизни условиях. Вот почему фауна четвертой зоологической эпохи представляет во Франции самое удивительное смешение пород холодного и жаркого пояса. Рядом с полярными животными встречаются животные африканского материка. Остатки слона встречаются на всем пространстве от Испании до берегов Рейна; двурогий носорог оставил свои кости в пластах четвертой эпохи в Великобритании, гиппопотам обитал в реках Франции и остатки его находятся в наносах древнего русла Сены. Огромный вид льва или тигра, пантера и леопард встречались на протяжении всей Франции. Рядом с ними мы встречаем сибирского мамонта и носорога с мохнатыми шкурами, медведя, сурка, тура, горную козу и, наконец, мускусного быка, живущего ныне в холодных равнинах северной Америки, и северного оленя, которые не спускаются ныне южнее 60є параллели. Необходимо стало быть допустить, что в четвертую геологическую эпоху, если холод был еще силен на вершинах гор, и ледники спускались еще низко в долины, то самая температура долин была довольно высока, чтобы в ней была возможна жизнь для животных тропических. Посреди этих-то остатков, после вторичного поднятия материка, давшего Европе приблизительно нынешнее очертание, встречаются следы человека, не только в виде каменных орудий, рогов, обточенных рукою человека, животных костей, разбитых тою же рукою, но встречаются и самые черепа и кости нашей породы, в которых усомниться невозможно. Первое открытие, свидетельствующее о древности человеческого рода, сделано 1715 года; именно в лондонском гравии, в коем впоследствии найдено много костей слона, носорога и гиппопотама, найдено и кремневое орудие копьеобразной формы, ныне хранящееся в британском музее. Но на это не обратили внимание, только Буше де Пертес, по тщательном исследовании наносов последних образований, в каменоломных долины реки Соммы, близ Амьена, нашел кремневые топоры, ножи, копья. Засим последовали подобные открытия геологов в Англии, доказавшие, что человек жил в одно время с мамонтом. В Дании, в торфяных болотах, в береговых дюнах и кучах раковин, насыпанных холмиками вдоль восточных берегов датских островов, найдено значительное количество разных орудий из камня, рога, бронзы и железа, коим, по Ляпелю, по крайней мере, шестнадцать тысяч лет. В 1853–54 г., сначала на Цюрихском озере близ Мейлена, а потом и в других Швейцарских озерах найдены остатки строений на сваях. Доктор Шмерлинг из Лыжа около 50 л. назад исследовал 40 пещер в долине Мааса и, вместе с костями пещерных медведя, слона и носорога, нашел и кости человека и несколько кремневых ножей. Открытия человеческого скелета со всеми признаками древности в Неандертальской долине близ Дюссельдорфа (1857 г.), 17 скелетов и множество кремневых орудий в Ориньяке близ подошвы Пиренеев (1852 г.), и, наконец, открытия Буше де Пертеса подтвердили с несомненностью, что человек жил в одно время с мамонтами, пещерными медведями и другими угасшими видами животных, далеко до пределов предания. Человек миоценовой эпохи есть вопрос еще не совсем доказанный, так как костей его не отыскано; но если существование его будет несомненно доказано, то мы найдем в нем остатки допотопной расы, которая в лице потомков каина выслала в даль своих искателей приключений, как после потопа искатели приключений из племени Иафетова, туранцы и арийцы, овладевали материком Европы и были его первыми, после обновления земли, обитателями. В пластах четвертой геологической эпохи кости человека и следы его существования находятся уже в значительном количестве. Форма черепов, находимых рядом с пещерным медведем и северным оленем, не представляет никаких данных в пользу того предположения, чтобы они принадлежали другому какому-нибудь племени, кроме арийского. Если долихоцефальные арийцы явились ранее на западе, чем степные братья их, то, с другой стороны, лингвистическими исследованиями доказано, что туранцы ранее других Иафетических семей откочевали из общей родины Арии и направлялись преимущественно к востоку: поэтому появление их в Европе есть обратное движение малой части этих племен, которые, как родственники их краснокожие индейцы, в погоне, быть может, за стадами удаляющихся животных, перекочевали в страны доселе им неизвестные, где они встретились со стройной сильной расой, одаренной богатыми способностями, что выражается в довольно искусной обделке рогов и кремней, в первых попытках рисования, как, напр., изображении на слоновой кости мамонта в пещере Магдалины в Турзаке, или изображение человека, бросающего острогу в кита, а более всего в той страшной борьбе, которую эта раса должна была выдерживать с дикими зверями, и с негостеприимной средой, в которой она находилась. Прежде чем Кельты, предшественники Германцев, заняли почву Европы, этою частью света, как полагают, владел другой народ, последним остатком которого считают басков и лопарей, так как языки этих племен единственные в Европе, которые не могут быть сведены к санскритским корням. Древнейшие остатки, находимые в почве Европы от обитателей этих отдаленных времен, принадлежат к каменному веку; они относятся к той эпохе, когда в Дании сосна, впоследствии вымершая там, была еще господствующим деревом. В диких зверях даже и в последующие времена не было недостатка. К более диким и страшным животным принадлежали гиены, носорог, одна или две породы слона, кажется, также мамонт, даже мастодонт, тигр и пр. С этими зверями человек должен был вести постоянную борьбу и во многих случаях пожирать их. Но при несовершенстве орудий нападения, пища была далеко не в изобилии. Большие кучи устричных раковин служат доказательством, что люди того времени большею частью питались этими моллюсками; с помощью своих челнов, выдолбленных из дерева посредством огня и каменного топора, конечно не могли и в море добывать много пищи. Период грубых орудий и утвари из кремня, находимых в низших слоях, по всей вероятности отделен длинным промежутком времени от периода шлифовальных каменных топоров и искусно сделанных стрел. К этой-то древнейшей эпохе, когда существовали также два различных способа погребения, по мнению Уильсона, относятся длинные узкие черепа человеческой расы, стоявшей на низшей степени развития, и у которой, по-видимому, был обычай сдавливать новорожденному голову с боков, как это делают северо-американские племена. Может быть, раса, обитавшая в Европе ранее кельтов, была туранская. Древнейшими жилищами человека были, разумеется, естественные пещеры; затем следовали искусственно сделанные гроты; далее мы находим в Шотландии подземелья из больших неотесанных камней бкз цемента, так называемые weems, от кельтского vamha (погреб). Особенно любопытны так называемые свайные постройки на озерах. Не менее замечательны другие жилища доисторического человека, так называемые gran-noges в Ирландии. Это слово, первоначально означавшее в ирландском языке древний дом, употребляется для обозначения искусственно воздвигнутого над водою острова, подпертого сваями и часто поднятого посредством деревянных помостов, над каменным фундаментом. Остатки этого рода открыты на двух швейцарских озерах, Виенском и Инквильском. – О сотворении первого человека, истреблении человеческого рода потопом и возрождении его от Ноя и потомков его повествует Книга Бытия. Степень развития допотопного человека можно определить на основании сказаний библейских, а также и общие человеческие предания говорят об Абелиосе (Иувале), о Ковате (Тувале), о Ноэме, дочери Ламеховой, изобретшей прядение шерсти и т.п. Колыбель человечества надобно искать на востоке от Месопотамии, а именно, как указывают с редким единодушием предания всех народов, в Гиндукуше, и на возвышенном плато Памира, откуда люди спустились на различных направлениях и населили землю. Священное Писаниене говорит определенно, чтобы все человечество прошло через долину Сеннаара. Библия следит исключительно за избранным племенем и повествует только о тех событиях, которые касаются судеб его. На помощь преданиям является филология, указывающая родину человечества в Бактриане на основании первобытных названий растений, животных и т.п. С Памирской возвышенности от «Арианем ваедио» или Айриарата, страны Ариев, вышли племена, которые, идя на запад, перенесли это название с священными преданиями на гору Масий или, придя в Месопотамию, участвовали в постройке башни Вавилонской, или же, ушедши ранее других на восток, как Иафетиты Туранцы, населили Тибет, Монголию, Корею, Китай, Америку (что вполне доказывается общечеловеческими преданиями не только Ацтеков и Перувианцев, но и преданиями краснокожих Индейцев), пробрались от Памира на север к Финскому заливу, и далее в Европу, а также спустились в Индию и заняли ее ранее Ариев под именем расы, известной ныне под именем Дравидов. Но если Туранцы ушли из общей родины ранее других и потому выработали себе склад ума и цивилизацию несколько отличную от других потомков сынов Ноевых, то, тем не менее, некоторые ветви их участвовали в общей человеческой разработке жизни, внеся в нее, как доказывается ныне последними изысканиями в Халдее, металлургические знания, и, вместе с ними, особую религиозную систему, в которой можно узнать обожание допотопного Тубала кузнеца, превратившегося в подземного бога (Frathri Вед, Гефестос Греков, Вулкан Латинян), обожание стихий под видом духов, и в особенности огня и Шаманство или магию. Они же, первые металлурги и ковачи, внесли и гвоздеобразные письмена, основанием которых служит гвоздь, выдавливающий на глине изображения, сочетание которых составляет азбуку фонетическую или идеографическую, смотря по стране, где она применена. Таким образом, с Арарата, или священной горы Меру, на которой, вероятно, остановился ковчег Ноя, после многих веков, когда человечество размножилось у подошвы Белуртага, Туранцы первые ушли в свои далекие странствования, и, вероятно, унесли с собою, кроме преданий, зачатки металлургических знаний, изобретенных еще до потопа сыновьями Каинита Ламеха. После них Хамиты, занявшие ранее других южный берег Азии от устьев Инда до устьев Евфрата и далее по берегам Аравии и основавшие Куфитские царства в Сузиане и Мерое, Ханаанитские поселения в Палестине, и царство Мисраима на Ниле, по-видимому, вышли ранее Ариев из Памира. С ними одновременно должны были выйти Семиты, которых мы застаем смешанными с Хамитами в Месопотамии и занимавшими почти весь полуостров Аравии, ведя по преимуществу пастушескую кочевую жизнь. Одни Арии, т.е. обширный отдел Иафетидов, после отделения братьев их Туранцев, долго еще жили в холодной равнине Памира, о чем помнили их древнейшие гимны и потом стали появляться в Индии, Мидии, Кавказе, Месопотамии, Малой Азии, Греции, Италии и средней Европе, оттесняя перед собою везде туранский элемент. В настоящее время человеческий род расселен по земному шару далеко не равномерно: почти ѕ всех людей (946 млн.) живут в Европе, Индии и Китае, на пространстве, не составляющем и 1/7 части земной поверхности; для остальных 6/7 частей земли остается около 445 млн. людей, или 210 чел. на 1 кв. милю. По этому расчету число людей может удвоиться, прежде чем окажется теснота: для немцев, англичан и северных китайцев открыта Северная Америка, где приходится только 230 человек на 1 кв. милю, для романских племен южная Америка, для южных китайцев и индийцев Западная Индия и острова; для русского человека Сибирь и Кавказ. Разделяя густоту населения на три степени: 1) 8000 душ на 1 кв. м. 2) от 2000 до 8000 д. и 3) менее 2000 д. и получим следующую таблицу:

Более 8000 на 1 кв. м.

2000–8000 на 1 кв. м.

Менее 2000 на 1 кв. м.

Душ

Кв. м.

Душ

Кв. м.

Душ

Кв. м.

Европа с Канарскими островами

45583000

2750

174060000

50900

81100000

125300

Азия

332117000

27670

328706000

90810

136797000

695070

Африка без Канарских островов

7807000

700

15933000

8350

179275000

534480

Америка

8031000

80

4260000

1610

72251000

749690

Австралия и Полинезия

328500

53000

16

4050000

161080

В социальном отношении человечество составляет общество существ, кои совокупно стремятся к возможному человеческому совершенству. Инстинкт самосохранения в виду остальной природы образовал из человечества семьи, народы, государства, ассоциации с религиозными, образовательными, воспитательными и другими целями. Успехи социальной жизни человечества составляют предмет истории человечества, коей краеугольный камень положил Гердер в своих «Ideen zur Philosophie d. Geschichte d. Mensch.», послуживших основанием философии истории Гегеля. Философия истории устанавливает основные воззрения и положения преуспевающей жизни человечества. Ее подробною разработкою может почитаться история культуры. См. К. Бэра: «Человечество в естественно-историческом отношении» (С.-Петербург, 1858 г.), его же: «О первоначальном состоянии человечества в Европе» (в Месяцеслове за 1864 г.); К. Фохта: «Человек и его место в природе» (переведено на русский, С.-Петербург, 1863 г.); Катрфажа: «Метаморфозы человека и животных земного шара». В духовном отношении человек почитается посредствующим звеном между двумя мирами: природою и духом, в противоположность животному, может руководить своими инстинктами. Познание общего и подчинение частного общему в мышлении доказывает разумность человека. Отсюда инстинкт хотения превращается у человека в разумную волю. Разумная воля избирает доброе, нравственно-прекрасное, духовное. Нравственное действование возносит человека в область чисто-духовного, высочайшего разума, по законам коего движется весь мир, область, до полного познания коей человеческий дух надеется достигнуть по окончании земной жизни. Учение это, имеющее источником своим библейское учение о двойственности человеческой природы, в первоначальном виде своем изложено в священном писании ветхого завета и, в связи с учением новозаветным, стало основанием всего догматического христианского учения о человеке.

Опубл.: Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: тип. И. Мордуховского, 1873–1879.
Отд. 4. Т. 4. – 1879. – 532, XXXVIII с.

При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.

Подготовила И. Г. Горностаева.

 

 

размещено 4.09.2007


(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Размер: 51.61 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М., 1957
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878.
Коменский, Я. А. Видимый мир на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представленный с реестром самых нужнейших российских слов. М., 1788
Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Сост. Формей, Эжан Анри Самюэль. 2-е изд. М., 1774
Малая советская энциклопедия: в 10 т. – 3-е изд. – М., 1960. – Т. 10.
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847. Т. 12
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1947. Т. 11
Малая советская энциклопедия. М., 1931. Т. 9
Культурология: энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. М., 2007
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н.И. Березиным. СПб., 1873–1879.
Большая советская энциклопедия. Т. 61. М., 1934.
Большая советская энциклопедия. Т. 29. М., 1978.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб., 1900–1909. Т. 20
Энциклопедический словарь. Т. 38 (75) / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1903.
Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 45, Ч. 3. 7-е изд. М., 1929.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. – СПб.: Ф. Толль, 1863–1864. Т. 3. П – V / сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толля. – 1864.
Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителей – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1975.
Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка – М., 1958.
Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 томах. Т. 2. М., 1999

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100