С. 102–137. Человек.
Человек.
Благословен еси Боже отец наших, и благословенно имя твое святое и славное во веки: да благословят тя небеса, и вся создания твои. Ты сотворил еси Адама, и дал еси ему помощницу Еву утверждение жену его. (Товиш. гл. VIII, (8) ст. 7, 8).
Адам. Первый человек создан в шестой день по создании, от Бога, по подобию Божию из земли; и Ева первая жена сотворена из ребра мужа. Сии праотцы от Диавола под видом змия прельщены, да вкусят от плода заповеданного врева, осуждены на бедствие и смерть со всеми своими потомками и изгнаны из раю.
Семь человеческих возрастов.
Человек есть во-первых младенец, потом мальчик, после отрок, далее юноша, наконец муж, а потом старик, напоследок престарелый. также и в другом поле, сперва девочка, отроковица, девица, женщина, старуха, престарелая старушка.
Наружные человеческие члены.
Голова сверху; внизу ноги. Шея (которая кончится на раменах), передняя часть называется горло; задняя зашеек. Грудь напереди; назади спина, на груди имеют женщины две титьки с сосцами. Под грудью брюхо; посреди его пуп, под ним чрево и тайный уд. От хребта пошли лопатки, на которых висят плечи; от них мышцы с локтями; от них с обоих сторон руки, правая и левая. От плеч пошли чресла с вертлугами и на заднице ягодицы. Ноги начинают от лядвей и голеней, посреди колена, на котором икра, с берцом; еще лодыжки, пятá и подошва, и наконец большой палец с четырьмя другими пальцами.
Голова и руки.
На голове есть волосы (их чешут гребнем), два уха, виски и лицо. На лице есть лоб (чело), два глаза, нос (с двумя ноздрями), рот (уста), щеки и подбородок. Рот окружен усами и губами; язык с небом огражден зубами в челюстях. У мужчин на подбородке растет борода; а глаз (в котором белок и зеница), покрыт веком и ресницами. Сжатая рука называется кулак; разогнутая рука ладонь; по середине ямка; на конце большой палец с четырьмя пальцами, указательным, средним, на котором перстень носят, и мизинцем. На каждом пальце три сустава и столько же сгибов с ногтями.
Мясо и внутренности.
На теле есть кожа с перепонками, мясо с мускулами (мышками), каналы, хрящи, кости и внутренняя. По снятии кожи показывается мясо, непосредственно плоть, но разделено наподобие кишок, что называют мускулами, которых считается четыреста пять; каналы (проходы) дыхания для движения членов, удов. Утроба (части внутренние), внутренние члены. Как в голове мозг окружен черепом и кожею около черепа, в груди сердце, окруженное перепонкою, и легкое, через которое воздух выходит. В брюхе желудок и кишки сальником обведены, печень и по левую сторону против ее лежит селезенка; две почки с пузырем. Грудь отделяется от брюха толстою перепонкою, которая называется диафрагмою.
Каналы и кости.
Кожею же и плотию мя облек еси, костьми и жиласи сшил мя еси: Живот же и милость положил еси у мене: посещение же твое сохрани мой дух. (Иов, гл. X (10), ст. 11, 12).
Каналы телесные суть: жилы крововозвращательные, через которые кровь течет из печеней; бьющиеся жилы, через которые теплота, жар и жизнь от сердца; чувствительные жилы, от которых чувство и движение от мозгу во всем теле производится. Сии три жилы в жилах везде соединены. Наконец ото рта пошло горло, через которое пища и питие в желудок идет, и после сего к легкому трубка, для дыхания; от желудка к заднице проходная кишка для испражнения кала; от печени к пузырю ствол мочеиспускательный. Кости следующие: на голове череп, две челюсти с 32-мя зубами; потом хребетная кость, основание (ствол) тела, состоящее из 34 позвонков, чтобы тело могло обращаться. ребра, которых насчитывается 24. Грудная кость, две лопатки, вертлуги, мышца, берца, передняя и задняя сопилка. Ручные кости, коих числом 34, ножных 30. В костях мозг.
Внешние и внутренние чувства.
Ухо слышит и око видит: Господня дела обоя (Притч. Сол. гл. XX (20), ст. 12).
Внешних чувств есть пять. Глаз видит цветы, краски, что бело или черно, зелено или сине, красно или желто. Ухо слышит звуки как природные (естественные) голоса и речи, так и художественные, музыку. Нос обоняет благовоние и зловоние. Язык с небом отведывает вкус, что сладко или горько, пресно или кисло, пряно или кисловато. Рука распознает осязанием вещей количество и качество; теплое и студеное, мокрое и сухое, твердое и мягкое, гладкое и шероховатое, тяжелое и легкое.
Чувств внутренних три. Общее чувство, как первое основание всякой мысли, берет от внешних чувств представленные и настоящие вещи. Фантазия (воображение, сила воображения) представляет воображенные вещи, различное соединяет, много вымышляет. Память не много от состава мозгу отстоит, все содержит и открывает, иное позабывает, и сие есть забвение. Сон есть спокойствие чувств.
Душа человеческая.
Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне. (Матф., гл. X (10), ст. 28).
Душа, в соединении которой с телом человеческая жизнь состоит, как дух от Бога созданный, разумная и бессмертная, никаким образом глазами видеть не можно; а особливые ее действия по некоторой части могут в памяти затвержены быть. Она украшена двумя способностями, то есть разумом и волею. Разум есть сила, вещи и истины различать, в чем он по степеням поступает: собирает, во-первых, вещей простые понятия (идеи) помощью чувств, которые идеи в памяти крепко содержатся и воображение с напоминанием потом возобовляет. Из сношения идей рождаются рассуждения и предложения, в произведении коих разум и рассуждение наипаче действуют. И обыкновенно из одного рассуждения другое выводит, что разглагольствованием и силлогизмом называется и новые изобретает истины, предложения из неподвижных начал доказывает и помощью размышления истины из первых источников выводит, где ум наипаче действует. Воля как другая способность мысли, обращается в способности человеческой, отличая добро от худа, оного желает и любит, а сего бегает и отвращается. По колику в действиях своих Божию закону соответствует: по толику старается о истинной добродетели. И если чего чувства и воображение сильно, или желают, или отметают; отсюда рождаются страсти, как надежда и страх, в желании и отвращении. От сего также происходит любовь и радость в услаждении; но гнев и болезнь в страдании. Настоящее распознание вещи есть знание (наука), а ложное, ошибка, погрешность, мнение и подозрение.
Orbis sensualium pictus (Видимый свет…) – одно из последних произведений Яна Амоса Коменского. Написано в г. Шарош-Патаке в 1650–1654 гг.
Стиль и орфография документа соблюдены.
Подготовила И. Горностаева.
Опубл.: Коменский, Я. А. Видимый мир на латинском, российском, немецком, итальянском и французском языках представленный, или краткое Введение, которым изъясняется, что обучающемуся Юношеству легким способом не только языки, разумным упражнением, но также и вещи достойные знания самонужнейшие должны быть вверены, изо ста пятидесяти одной главы состоящее, из которых каждая вместо надписи и содержания из Священного Писания изъятым свидетельством означена, и с реестром самых нужнейших Российских слов, который Российскому юношеству, вместо Словаря на пяти языках служить может / Ян Амос Коменский. – Изд. второе. – М.: Университет. тип., у Н. Новикова, 1788. – 24, 447, 27 с.
размещено 2.07.2010