Человек (Homo sapiens), существо, составляющее единственный вид одного рода, относящегося к порядку двуруких млекопитающих. Организация человека сходна с организацией многих других млекопитающих; отправления, входящие в состав питания или растительной жизни, совершаются у этих последних точно так же, как и у человека; строение органов чувств также не представляет у него никаких особенностей. При всем этом между человеком и другими животными существует неизмеримое расстояние, вследствие разумности его природы (см. Разум, Инстинкт, Слово). Анатомическое исследование мозга доказывает, что этот орган умственной деятельности у человека более развит и имеет строение совершеннейшее, чем у других животных. Мозговые полушария у человека, в сравнении с полушариями животных, имеют больший объем, гораздо большее развитие и большее число выдающихся и углубляющихся излучин, которые покрывают поверхность мозга. Задняя мозговая доля так далеко простирается назад, что покрывает собой мозжечок. Высота передней части мозговых полушарий также замечательна: от нее зависит высота и выпуклость нашего лба, и в то же время меньший, в сравнении с прочими млекопитающими, размер нашего лица. От этих двух обстоятельств происходит, что «наш личный угол» более отверст, нежели у самых близких к нам животных, по физическому строению. Члены человеческого тела так же представляют в своем строении значительные особенности, дающие человеку большее преимущество перед другими животными и содействующие большему развитию его способностей. Грудные члены имеют самое благоприятное расположение для хватания и осязания; персты их длинны и гибки, они способны сгибаться и разгибаться не только вместе, но и отдельно, исключая четвертого, или перстневого перста, способность которого у других, даже ручастых животных не замечается. Большой перст, одинаково отделенный, противоположенный, как и у обезьян, у человека гораздо длиннее, а потому с большей удобностью может прикладываться к основанию ладонной поверхности других перстов и вернее осязать мелкие предметы. Ногти имеют широкую и плоскую формы, покрывают концы перстов только сверху, и, составляя точку опоры при хватании, содействуют тончайшему осязанию. Ручная кисть у человека может обнаруживать (вместе с предплечьем) обширное круговое движение, между тем как плечо, соединяющееся с широкой лопаткой и длинной ключицей, остается неподвижным. Труды и занятия человеческих членов гораздо более разделены, нежели у других животных, а такое разделение как в природе, так и в искусственной деятельности всегда содействуют совершенству действий. У всех зверей передние члены служат для движения, будучи в то же время орудиями хватания; у человека, напротив, задние члены служат единственно для стояния и перемещения, а передние остаются свободными и служат орудиями хватания и осязания. Вертикальное положение человеческого тела считалось некоторыми писателями состоянием неестественным – следствием воспитания и привычки, но это несправедливо. Если бы кому-нибудь и пришло в голову желание ходить постоянно на четвереньках, то оно было бы неисполнимо. Из всех млекопитающих у одного человека задние члены устроены для поддерживания тела; вся его организация приспособлена к вертикальному телоположению. Поэтому движения человека легки и удобны, что происходит от строения таза и ног. Итак, двурукость и двуногость, по справедливости, принадлежит одному только человеку. Другой важный признак, отличающий человека от млекопитающих вообще, есть совершенство голосового аппарата. Один только человек имеет способность образовать членораздельные звуки, которых совокупность называется «речью». Но, человек, столько превышающий животных всем тем, что относится к разумности и искусству действий, оказывается немощным в физических силах: его движения гораздо медленнее движений сходных с ним животных; природа не деле ему не оборонительных, не наступательных орудий; большая часть его тела, будучи нагая, нуждается в посторонних покровах для защиты от воздушных перемен; возрастание человека и воспитание его сил совершается несравненно медленнее, чем у других животных. Таким образом, если бы природа не дала человеку инстинкта, который влечет к соединению с подобными себе в общество; если б у него не было того разума, который изобретает средства искусством дополнять естественные недостатки, то он был бы самым жалким из всех существ, обитающих на земле, и род его исчез бы в скором времени. Но взаимное друг другу вспоможение и изобретательный разум дали человеку средство покорить себе под власть враждебные и несравненно могущественнейшие существа. Таким образом род людской размножился до чрезвычайности, и рассеялся по всем странам земной поверхности. Из того, что человек по своей природе назначен жить в сообществе подобным себе, должно заключить, что настоящая его пища есть более растительная, чем животная; это же доказывает и расположение его пищеварительного аппарата. Зубы его устроены одинаково с зубами животных плотоядных, желудок его – простой, кишечный канал довольно длинный, и толстая кишка имеет значительный объем. Челюсти короткие и слабосильные. Клыки, будучи равной длины с другими зубами, не позволяют ему свободно раздирать мясо, несваренное предварительно. Но, человек легко привыкает к животным веществам, видоизмененным действием огня, и употреблением их, вместе с растительными началами, более способствует развитию своих сил и сохранению здоровья, нежели исключительным употреблением растительной пищи. Очевидно, что человек, быв сперва травоядным, сделался всеядным, с тех пор, как соединился в общество. Остальные особенности свойственные телесному составу человека: он имеет 32 позвонка, из которых 7 шейных, 12 спинных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшихся в одну кость) и 3 хвостовых, скрытых под кожей; 12 пар ребер, из которых 7 истинных и 5 ложных. Череп состоит из 8, а лицо из 14 костей. Междучелюстной кости, находящейся у большинства зверей, у человека нет; нос и подбородок выдающиеся. В каждой челюсти по 16 зубов, а именно: 4 острых резца, лежащих спереди рта; 2 клыка, которые нисколько не длиннее других зубов, лежат по бокам рта и 10 коренных, по 5 с каждой стороны, расположены сзади рта и снабжены широкими бугорчатыми венчиками. Печень разделена на 2 большие и 1 маленькую доли; поджелудочная железа состоит из шариков и не разделена на части, как у большей части зверей. Непроходная кишка имеет тонкий отросток. Сальник, наподобие передника, простирается спереди кишок вплоть до таза; левая почка лежит выше правой, между тем как у зверей это бывает наоборот. Моча содержит в себе мочевую кислоту и мочевое начало. Наконец, правое легкое разделено на три доли, а левое – на две. Женщина обыкновенно родит по 1 ребенку; иногда, впрочем, и двойни (1 на 80 родов); тройни – очень редки (1 на 30000 родов). Хотя человек отличается способностью рождать во всякое время, но времена года имеют влияние на его детородность. Число родящихся мальчиков везде больше числа родящихся девочек; но смертность мальчиков, превосходя смертность девочек, делает то, что к взрослому возрасту остается больше женщин, нежели мужчин. Женщины бывают беременны 9 солнечных месяцев; по прошествии 4½ месяцев зародыш начинает обнаруживать движения; по прошествии 7 месяцев он уже может жить вне матери. Младенец, рождаясь на свет, хотя и может открыть глаза, но, кажется, его чувство зрения остается без употребления; Только по прошествии нескольких недель он начинает обращать свой взор сначала на яркий свет, потом на предметы, окрашенные блестящими цветами, и, наконец, делается в состоянии различать все, его окружающее; но он еще долго не имеет никакого понятия ни о расстоянии, ни о величине. Прочие его чувства также имеют нужду в воспитании: в первые 5 или 6 месяцев ребенок издает только крик, потом развивается обыкновенный голос, а к концу первого года начинает произносить членораздельные звуки (говорить). Мышцы спины и нижних членов у младенца обычно так слабы, что он не может держаться на ногах, но, с укреплением этих органов, ребенок, к концу года начинает ходить. Зубы образуются во время рождения, но бывают скрыты внутри челюстей и выходят наружу не прежде, как спустя несколько месяцев. Время появления первых зубов и продолжительность прорезывания их весьма различны, но, вообще, первые зубы прорезывают десны между шестым и десятым месяцем. Обыкновенно, сначала появляются средние резцы, потом резцы боковые, клаки и первые коренные; к концу второго года все молочные зубы в числе 20 выходят из своих ячеек, а к концу седьмого года они начинают выпадать и замещаться новыми или вторыми зубами, из которых 4 задние развиваются уже за два или за три года перед тем. К концу девятого года выходит другой большой коренной зуб, помещается позади двадцати четырех уже существующих зубов; гораздо позже, иногда на 20, на 25 году, появляются еще четыре зуба, которые называют «зубами премудрости». Средний рост человека простирается до 5 футов, но в этом отношении существуют большие изменения. По словам достоверных путешественников, Патагонцы, Караибы и другие народы удивительно высокого роста; между тем как рост Эскимосов и Бушменов простирается только до 4 футов. Если обратиться к частным случаям, то увидим еще большее неравенство в росте: были гиганты, которые почти в 1 ½ раза превышали самых великорослых людей (т.е. имели вышину почти 9 футов), равно как есть карлики, не выше 2 футов. У народов среднего роста женщины одной шестнадцатой долей ниже мужчин; но у народов слишком малорослых это различие мало заметно, между тем как у великорослых оно очень ощутительно. Такое неравенство человеческого роста зависит с одной стороны от племени, к которому люди принадлежат, а с другой, от обстоятельств, среди которых они развиваются: в последнем отношении имеет значительное влияние температура и еще большее – средства и образ жизни. Возрастание быстро происходит в первые годы жизни. Кетле вывел из многочисленных наблюдений, что у народа, которого рост, средним числом, простирается до 3 фут. 3 д., младенец имеет, средним числом, длину 18 дюйм. и в первый год вырастает на 7 дюйм. и 5 лин., т.е. почти на шестнадцатую часть целого роста; но на втором году возрастание его в половину уменьшается, а от четвертого до пятого года, и даже до возмужалости, рост его увеличивается, в равное пространство времени, не более, как на двадцать одну часть полного возрастания. После возмужания человек продолжает еще расти, но все меньше и меньше, и в последние годы это возрастание делается столь слабым, что даже нельзя его заметить. Вообще, рост младенца во время рождения составляет почти четырнадцатую часть полного роста; с третьего года мальчик имеет уже более половины той вышины, какую будет иметь в зрелом возрасте. Рост мальчиков при рождении, средним числом, полулинией выше роста девочек, и это различие увеличивается с возрастом, потому что девочки растут медленнее, и рост их прекращается раньше. После двух лет и нескольких недель девочки имеют уже почти половину полного роста. Множество обстоятельств, в том числе климат, образ жизни и место жительства, имеют влияние на развитие роста. Развитие человеческого роста в ширину и толщину совершается гораздо медленнее, нежели в вышину. Во время рождения вес младенца составляет не больше двадцатой доли того, что он будет весить в совершенном возрасте; вес достигает своего «maximum»: у мужчин на сороковом году, а у женщин на пятидесятом. Во время первого года приращение веса составляет десятую долю полного веса; от 15 до 20 года это приращение гораздо значительнее, нежели в течение первых пяти лет жизни. Из периода возрастания человек переходит в возмужалый период. Вступление в этот период у мужчин обнаруживается большею силою мышц, огрубением голоса и развитием бороды, у женщин же – расширением груди и таза, появлением месячных очищений и пр. Эпоха возмужалости у женщин наступает двумя или тремя годами раньше, нежели у мужчин; впрочем, на это имеет большое влияние климат: в жарких странах женщины достигают возмужалости на десятом или одиннадцатом году, а в холодных на семнадцатом или на восемнадцатом. В следующий период жизни, старость: хрящи окостеневают, и сами кости, имеющие обыкновенно в зрелом возрасте сочленение между собой, срастаются так, что составляют одну кость; органы теряют гибкость и упругость; вес тела приметно уменьшается; жизненное начало видимо ослабевает, и, наконец, совершенно прекращает свое действие. Но смерть от старости – вещь чрезвычайно редкая. Хотя люди и могут жить за 150 лет, но большая их часть умирает при первом вступлении в свет; на первом году жизни умирает около 23%, на втором около 12%, в третьем около 7%, от десятого года умирает только 0,8%. Таким образом, только 75% из родившихся достигают второго года, 50% из оставшихся 20 или 21 года, только четверть – 56 лет, и один из 5000 доживает до 100 лет. Мы сказали, что человеческий род заключает в себе только один вид «Homo sapiens», но несмотря на то, все люди, взятые вообще, очень несходны между собой, и главные отличия, существующие между ними, переходят без изменения от поколения к поколению. Род человеческий состоит из многих, весьма различных поколений, называемых племенами. Племен старого света считают 3: Кавказское или белое, Монгольское или желтое, или оливково-зеленое, и Эфиопское, или черное, а в новом одно красное. От смешения между племенами происходят ублюдки, различно называемые, смотря по родителям. Кроме того, между племенами человеческого рода нередко встречаются люди, которые, когда не теряют типа своего племени, однако ж представляет такие образования в организации своего тела, которые не свойственны человеку, к какому бы племени они не принадлежали, и которые, следовательно, происходят от болезненного состояния или врожденного, или приобретенного. Из числа многочисленных уклонений от человеческой организации, от естественной нормы, особое внимание заслуживают: «альбинизм» и «кретинизм»; также «самопочернение» и «волосность», безволосность и беззубость, чешуйчатость и бесчисленно разнообразное уродство. Отличаясь во многом от животных по своему физическому образованию, человек неизмеримо возвышается над ними своей нравственностью или духовной стороной. Вся духовная жизнь человека слагается из трех главных отправлений: познания, чувствования и стремления. а) Познание человека, начинаясь по времени чувственным восприятием и воспроизводящим воображением – отправлениями, которые принадлежат и животным, в дальнейшем своем развитии представляет резкие особенности, отличающие оные от познания животных. Человек есть существо не только познающее, но и сознающее; и уже эта одна способность видоизменяет весь характер его духовной жизни: он способен не только поражаться внешними и внутренними влияниями, но и отдавать себе отчет в тех впечатлениях и видоизменениях, которые происходят в его духе; он может, при внимательном наблюдении, шаг за шагом проследить ряд своих внутренних отправлений; его познания можно назвать глазом, который вдруг смотрит в две противоположные стороны – на явления внешние и внутренние. Эта способность духа, чрезвычайно важная уже и в области познания, как источник сведений, о нашем внутреннем мире, имеет еще большую важность для практической жизни и ее усовершенствования: только сознавая свои внутренние видоизменения, возникающие желания, расположения и наклонности, мы можем управляться с ними, давать им то или другое направление, усиливать их и подавлять. Сознание в различных неделимых, и даже в одном неделимом в различные эпохи, является на различных степенях развития: в ребенке оно есть простое, темное самочувствие, ограничивающееся ощущением приятности или неприятности психических перемен, и отношением их к себе самому. С летами и развитием разумности, в человеке развивается сознание в теснейшем смысле, т.е. знание о деятельности внутренних, совершающихся в духе, но в этом знании сам дух (я) не отделяется еще от самих деятельностей: то и другое познается одновременно. Когда же намеренным научным вниманием центр духовных деятельностей (я) отделяется в мышлении от самих совершаемых им деятельностей, и мыслится в отвлечении от них, то такая степень развития сознания называется самосознанием. Вторая черта, существенно отличающая человеческое познание от познания животных, есть его разумность, или способность не только воспринимать в предметах внешнее, выделяющееся (феномен), но и уразумевать внутреннюю, нечувственную, не являющуюся, а только мысленно постигаемую сторону вещей. Тогда как животное ограничивается восприятием различных чувственных явлений, около него происходящих, восприятием, нередко совершеннейшим, чем человеческое (зрение орла, чутье собаки и т.д.), человек при каждом явлении необходимо мыслит предмет, какую-то внутреннюю, невидимую сущность, открывающуюся в явлении – субстанцию; непреодолимо влечется к тому, чтобы соединить род явлений причинной связью, которая также не воспринимается чувствами, но относится в познание разумом; он никак не может удовольствоваться грудой познанных явлений, как бы она велика ни была, но непременно хочет разобрать и разместить их по родам и видам – отделить признаки случайные от существенных; словом, во всех явлениях отыскать мысль, во всем видимом отгадать что-то невидимое. Отсюда намеренное изучение мира, «наука», и подвиги для ее интересов. Отсюда открывается неизбежная потребность науки для человека; отсюда же открывается неделимость образа мысли тех, которые оправдывают существование науки временной, внешней пользой, которую она приносит; как должна существовать пища, потому что она есть необходимая потребность нашего разумного духа. Отсюда же открывается для человека необходимость и словесного языка, потому что если человеческое мышление по вышесказанному вращается в области нечувственного, а человек, между тем, по своей природе есть существо духовно-чувственное, и все сверхчувственное существует для него только в той мере, в какой оно каким-нибудь способом открывается в явлении, то, следовательно, и отвлеченное человеческое мышление на столько может совершаться, на сколько его отвлеченность воплощается в чувственное явление; полным явлением мышления служит словесный язык. Отсюда происходит полная соответственность между свойствами и процессами мышления и языка; отсюда и то, что ребенок ни ранее, ни позже не начинает говорить, пока не возникнут в нем первые движения мышления. В области чувствования человек, имея много общего с животными, представляет столь же много особенностей и преимуществ. Так как процессы и потребности тела в главных чертах общи у человека с животными, то и возникающие оттуда приятные и неприятные ощущения одинаково свойственны и первому и вторым. Ощущения голода и жажды, радость при насыщении, потребность преемственного движения и покоя, ощущения холода и тепла, половые побуждения и т.д., одинаково, не по степени, но по характеру, испытываются как животными, так и человеком. Но у человека, сверх того, есть еще целый ряд потребностей, а, следовательно, и чувствований, недоступных для животного: это потребность постижения истины, высшего наслаждения изящным, и нравственно доброго действования. Словом, человек не ограничивается областью чувственных ощущений; ему доступны ощущения вышечувственные. Хотя человеческие действия, так же, как и действия животных, проистекают из различных побуждений, и сильно условливаются ими, тем не менее, человек властен, если только захочет, стать выше своих побуждений, как бы сильны они ни были, и делать не то, к чему они его влекут, но то, что он избрал независимо от их внушения. Каждый непосредственно сознает в себе такую силу; и эта сила есть свобода воли, высокий и прекрасный дар, исключительно свойственный одному только человеку, – дар, в силу которого мы можем сами собою устроить свою жизнь, но который с тем вместе налагает на нас строгую ответственность за каждый поступок. Ни одно свойство человека не подвергалось стольким сомнениям и опровержениям, как свобода воли. Вот названия философских систем, отвергающих в человеке свободу: фатализм, приносящий человеческую свободу в жертву неизменным распоряжениям судьбы; предетерминизм, не умеющий согласить свободы человеческих действий со строго предопределенным порядком мира и истории, и потому уничтожающий ее; психологический детерминизм, выводящий каждый поступок человека из бесчисленных и часто незаметных влияний жизни, предшествующей поступку; материализм, отвергающий в человеке все духовные свойства, вводящий всю его жизнь и историю в род явлений материальной природы, развивающейся по неизменным и неотклонимым законам. Сознательность, свобода и разумность в своем соединении сообщают человеку личность; человек есть лицо: т.е. он существует и действует (если не actu то patentia) сам по себе, направляясь к целям, которые им самим самостоятельно избираются. Личность человека была отвергаема как материалистами, так и пантеистами, мыслившими человека как временное явление абсолютного существа (Шеллинг и Гегель). Спиноза придал личности человека слишком высокий и обширный смысл. Неудовлетворимость духовных стремлений человека ничем временным, земным, и неистребимая в духе потребность равновесия между нравственной заслугой и блаженством, – потребность, так редко исполняющаяся в земной жизни, заставляет предполагать другую жизнь, начинающуюся после смерти тела. Человек есть существо лично-бессмертное. Бессмертие отвергают материалисты; пантеисты, хотя и приписывают человеческому духу бесконечное по времени продолжение, но продолжение без личности. Если внимательно рассмотрим все исчисленные свойства, то найдем, что они составляют не что иное, как отражение Бога в нашей конечной природе. Все наши убеждения, все основные чувства и вся наша нравственность держатся единственно на чувстве нашего общения с Богом. Развитие этого чувства есть религия, – лучшая и высшая отличительная черта человека от всех земных тварей.
Опубл.: Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. – СПб.: тип. К. Крайя, 1847. – Т. 12. – С. 112–117.
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
Подготовила И. Г. Горностаева.
размещено 25.04.2008