ЧЕЛОВЕК — общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, используя их при воздействии и преобразовании окружающего мира, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
До К. Маркса учёные, определяя сущность Ч. в отличие от животных, называли такие признаки, как разум, сознание, членораздельную речь; рассматривали Ч., как обществ, животное, способное создавать искусственную среду. Однако эти специфически человеческие признаки являются не исходными, а производными в определении сущности Ч. Лишь марксизм-ленинизм подходя к этому вопросу социально-исторически, выделил в качестве исходного признака Ч. его способность производить орудия труда и воздействовать ими па окружающий мир; марксизм-ленинизм определил сущность Ч., как совокупность всех общественных отношений. Сущность Ч. нельзя свести к особенностям его анатомич. строения: вертикальному положению тела, сложной организации мозга и т. н. Всё это производные признаки, результат общественно-трудовой деятельности Ч. Способность к этой деятельности, к созданию предметов материального и духовного потребления в условиях общества и с помощью искусственно созданных орудий труда и есть отличительная черта Ч. Все практич. действия Ч. являются индивидуальными выражениями исторически сложившейся обществ, практики человечества.
Обществ. истории Ч. предшествовала естеств. предыстория — его биологич. подготовка: эволюция анатомо-физиологич. строения, зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян (использование готовых предметов природы в качестве орудий), развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств звуковой сигнализации. Но сравнительно высокий уровень развития животных на стадии человекообразных обезьян, непосредственно предшествовавших появлению Ч., заключал в себе лишь возможность возникновения Ч.. но не действительное его появление. Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в Ч. явился труд. Усвоение прямой походки освободило руки и позволило им совершенствоваться в мастерстве. Рука, как сказал Ф. Энгельс, явилась и орудием труда и его продуктом. Начало изготовления искусств. орудий труда знаменовало собой начали возникновения Ч. Труд оказал определяющее влияние на развитие сознания и на совершенствование структуры мозга и его познавательных способностей. В процессе трудовой деятельности Ч. возник язык, без к-рого нельзя было развивать обществ.-трудовую деятельность и мыслить. Язык явился одной из мощных сил, способствовавших выделению Ч. из полуживотного состояния, возникновению общества, формированию сознания, прогрессу материальной и духовной культуры. Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг,... Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию» («Диалектика природы», 1955. стр. 135—36).
Труд способствовал сплочению людей в первобытное стадо, явившееся начальной ступенью первобытнообщинного строя. Развитие производства привело в конечном счёте к образованию общества, ставшего мощным фактором развития Ч. Вся дальнейшая история человечества есть естественноисторич. процесс последовательного развития различных обществ.-экономич. формаций. Развитие животных подчинено биологич. законам; развитие Ч. обусловлено общественными законами (см. Исторический материализм). Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде и зависят от неё; они прикованы к определенной стихии – воздуху, воде или суше, что определяет их образ жизни. Ч. сам создаёт условия своего существования, преобразуя естественную среду. Вся история становления Ч. есть образование Ч. общественным трудом, к-рый открыл ему неогранич. возможности господства над природой. В процессе обществ. производства люди вступают в определённые производственные отношения, к-рые в единстве с производительными силами составляют способ производства, определяющий развитие человеческого общества и Ч. как личности. На основе общественного производства у Ч. коренным образом преобразовались его естественные потребности и возникли новые, специфически человеческие материальные и духовные потребности. На основе развития материального произ-ва складывалась и развивалась духовная культура общества, различные формы общественного сознания — наука, философия, искусство (см. Общественное бытие и общественное сознание).
Ч. по анатомическим особенностям принадлежит к млекопитающим и входит в отряд приматов, к к-рому относятся, кроме Ч., обезьяны и полуобезьяны. Характерные морфологич. признаки Ч.: вертикальное положение тела, опирающегося на вполне выпрямленные конечности (это имеет место только у Ч.) со сводчатыми мощными стопами; свободные руки, способные к разнообразным тонким и точным движениям; большой и сложный мозг (имеет ок. 15 000 000 000 нервных клеток; весит в среднем ок. 1 400 г приблизительно 1/45 веса тела); совершенный речевой аппарат.
Учитывая совокупность морфологич. признаков совр. и ископаемого Ч. и своеобразие его эволюции, Ч. выделяют в особое семейство «гоминид» (от лат. homo — человек) в отряде приматов. Палеонтологич. находки позволяют в общем наметить генеалогию этого семейства. Находка в 1958 почти полного скелета ореопитека в третичных [см. Третичный период (система)] отложениях Италии познакомила с далёкой предковой (или сходной с ней) формой для гоминид. Многочисл. ископаемые остатки зубов и обломков челюстей дриопитеков и др. родов ископаемых обезьян, известные из миоценовых и плиоценовых отложений Европы и Азии (в том числе находка т. н. удабнопитека в Грузии; обнаруженные в 1939 в Кахетии в третичных отложениях обломки верхней челюсти и 2 зуба вымершей человекообразной обезьяны, в общем похожей на дриопитека, но менее специализированной, а потому стоящей ближе к родословной человека), указывают на широкое распространение человекообразных обезьян, в т. ч. предков Ч., в Европе. Азии и Африке во 2-й половине третичного периода. Предшественниками Ч. были австралопитеки, остатки к-рых сохранились в позднетретичных и четвертичных [см.Четвертичный период (система)] пещерах и отложениях Юж. Африки, а также, по-видимому, вместе с примитивными орудиями в Тропич. Африке, насколько об этом можно судить по предварительным сведениям об открытии (1959) черепа австралопитекoвoй формы на оз. Танганьика. Австралопитеки были двуногими крупными обезьянами с объёмистым мозгом (до 650 см3) и зубами, похожими на зубы Ч. Найденные вместе с костными остатками австралопитеков заострённые кости копытных и острые рога делают вероятным, что они пользовались этими предметами как примитивнейшим оружием на охоте. Переход от использования предметов природы к искусственной и целенаправленной их обработке, к-рый может быть отнесён ко времени ок. миллиона лет тому назад, знаменует собой переход от животного к человеку. Древнейшая стадия Ч. представлена питекантропами и близкими к ним синантропами, а также находками в Африке атлантропа и гейделъбергского человека в Европе. Систематич. изготовление орудий труда на ступени питекантропов повлекло за собой преобразование психики древнейшего Ч. и создало базу для возникновения речи. В связи с этим мозг древнейшего Ч. увеличился по сравнению с мозгом австралопитеков в 1 1/2—2 раза и соответственные изменения испытал костный остов головы. К этой ступени относятся кам. орудия шелльской культуры, сменившейся затем ашельской культурой.
Эти эволюц. изменения продолжались на стадии древнего Ч., представленной многочисл. находками людей неандертальского типа (см. Неандертальцы), обитавших в Европе, Африке, Азии и на о. Ява на протяжении 2-й половины четвертичного времени. Материальное производство их характеризуется т. н. мустьерской культурой. В конце четвертичного времени (примерно за 50—100 тысяч лет до н. э.) в недрах неандертальских групп стали складываться новые отношения, к-рые привели к возникновению и распространению Ч. с более высокими качествами социального существа. В Европе новый тип Ч.— Homo sapiens (Ч. разумный) — представлен гл. обр. кроманьонцами с их сравнительно высокой ориньякской культурой. Возникновение этого нового, совр. типа Ч. сопровождалось таким расширением форм трудовой и обществ, деятельности, что можно говорить о превращении неандертальского стада в первобытное человеческое общество. Появляются многочисл. новые формы орудии несравненно более сложной конструкции, чем прежде (напр., орудия комбинированного типа, а также орудия для изготовления орудии), появляются изображения животных на стенах пещер и на орудиях и т. д. В то же время физич. тип становится очень устойчивым и самые древние расы разумного Ч. отличаются от современных не больше, чем последние разнятся между собой. Биологическая эволюция уступает место всё ускоряющемуся общественному развитию, и дальнейшие биологические изменения оказываются в непосредственной зависимости от исторических и социальных условий.
Об анатомии и физиологии Ч. см. статьи, посвященные отдельным органам и системам (напр., Мозг, Печень, Сердце и др.) и физиологич. функциям (напр., Дыхание, Кровообращение, Пищеварение и др.).
Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М., 1952; Гремяцкий М. А., Как произошел человек, М., 1954; Неструх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Основы антропологии, М., 1955; Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951.
Малая советская энциклопедия: в 10 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – Т. 10. – Стлб. 332 – 334.
Размещено 12 августа 2008 г.