history/arkheography/metod/The_literature_13_15_centuries/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археография  /  Издание исторических источников  / 
   Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.

 Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.
Размер шрифта: распечатать




Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть VI. Летописная повесть о стоянии на Угре (9.08 Kb)

 
11 ноября 1480 года – славная дата: освобождение Руси от длиннющего татаро-монгольского владычества. Произошло это при обстоятельствах весьма оригинальных.
Два брата Ивана III обиделись на царственного сородича и надумали драпать в Литву. Хан Ахмат, которого Москва достала своими самостийными замашками, решил воспользоваться моментом и трахнуть по ней как следует. Договорившись с литовским королем, он собрал войска и, не торопясь, двинулся к русской границе. Также не спешивший понюхать пороху государь всея Руси отправил на Оку сына и брата.
Форсировать Оку Ахмату не хотелось, и он дернул к Угре – реке куда меньшей, впадавшей в Оку в районе Калуги. Встав нос к носу с войсками великого князя, Ахмат понял, что пора кончать. Но король всё не приходил. Он имел проблемы с крымским ханом, который работал на великого князя. Вдобавок, к Ивану III вернулись братья и попросились обратно.
Ахмат начал, но кончить никак не мог – перестрелка через Угру не давала результатов.
Угробив несколько месяцев, тяжущиеся вдруг поняли, что река замерзает. Это испугало обоих. Ахмату надо было выполнять обещание стереть Русь в порошок, Ивану III – эту самую Русь оборонять. Сбегав в Москву, Иван III собрал совещание. Отправленный назад под мольбы соотечественников, он окопался в 200 км от поля боя и оттуда мужественно руководил войсками. Но злые советники, посчитав, что дело – дерьмо, насоветовали трубить отбой. Наслушавшись негодяев, великий князь повернул оглобли. Сын и брат сделали то же самое. Царица Софья, собрав боярынь, убежала на Белоозеро.
Тем бы этот московский международный марафон и кончился, но Ахмат решил не отставать, и 11 ноября рванул в обратном направлении. Узнав про это, собравшаяся в Москве великокняжеская семья шумно отпраздновала освобождение Руси от поганых. С тех пор на землю русскую не ступала нога татарского человека.
К сожалению, всё сказанное – не стёб и не анекдот (см. летопись). Поневоле начинаешь сравнивать суровый героизм бойцов Куликова поля и прямо-таки космическое ничтожество их недостойных потомков. А ведь прошло всего 100 лет! Как тут не вспомнить гумилевскую пассионарность – бог знает откуда берущуюся и неизвестно куда исчезающую.
Но, может быть, сопоставив тексты «Священной войны» Лебедева-Кумача и рекламного ролика о женских прокладках, мы поймем, что для подобных перемен бывает достаточно и меньшего срока.
 
Летописный свод 1497 г. // Полное собрание русских летописей. – М.-Л., 1963. – Т. 28. – С. 11–160.
[С. 149–150]
Стояние на реке Угре
 
[1480]. Прииде же весть к великому князю, яко дополна идет царь Ахмут со всею ордою и с царевичи, оуланы и князьми, еще же и с королем в единой думе и с Казимером. Король бо и подвел на великаго князя, хотя разорити християньство. Князь же великий иде на Коломну, и сам став на Коломне, а сына своего, великаго князя Ивана, в Серпухове постави, а князь Андреи Василиевичь Меншии в Торусе, прочии же князи и воеводы по иным местом оу Оки-реки по брегу. Слышав же царь Ахмут, что князь великий стоит оу Оки-реки по брегу со всеми силами, и поиде к Литовскои земли, обходя реку Оку и ожидая к себе на помощь короля или силы его и знахори ведяху его ко Оугре-реке на броды. Князь же великии сына, и брата, и воевод своих на Оугру послав со всеми силами и, пришедше, сташа на Оугри и броды, перевезоша, отняша; а сам князь великии еха с Коломны на Москву ко всемилостивому спасу и пречистои госпожи богородице и ко всем чюдотворцем, прося помощи и заступления православному христианьству. И прииде на совет и думу ко отцу своему митрополиту Геронтию, и к своеи матере великой княгини Марфи, и к своему дяди, князю Михаилу Андреевичю и к духовному отцу своему архиепископу Васияну, и ко всем своим бояром, вси тогда быша во осади на Москви, и молиша его великим молением, чтобы стоял крепко за православное християнство. Князь же великии послуша моления их, и, взем благословение, поиде на Оугру, и, пришед, ста на Кременце с малыми людми, а людеи всех отпусти на Оугру. Тогда же на Москве мати его великаа княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Васиян, и троецкои игумен Паисеи молиша великаго князя о братии его. Князь великии прием моление их, и повеле матери своей великои княгине послати по них, рекся их жаловати. Княгиня же посла к ним и веля им прямо пойти к великому князю на помощь вборзе. Царь же и со всеми своими Татары поиде по Литовскои земли мимо Мченеск и Адоев и, пришодше, ста оу Воротынска, ожидая к себе королевы помощи. Король же не иде к нему, ни силы своея не посла, быша бо ему свои оусобницы, тогда бо воева Менгиреи, царь перскопъскои, королеву Подольскую землю, служа великому князю. Ахмут же прииде ко Оугре со всеми силами, и хотя реку преити. И приидоша Татарове, и начаша на наших стреляти, а наши на них и инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнозии, а овии противу воевод въдруг приступиша. Наши же стрелами и пищалми многих побиша, а их     стрелы межю наших падоша, а никоже оуязвляху. И отбиша их от берегу, и по многие дни приступа биющеся, и по возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази тогда велицы, река нача ставитися. Бысть же страх на обоих, едини других бояхуся. Приидоша же и братия тогда к великому князю на Кременец, князь Андреи и князь Борис. Князь же великий с любовию прият их. Егда же ста река, тогда князь великии повеле сыну своему, великому князю, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами приити к себе на Кременец, боящеся татарскаго прихождения, яко да совокупльшеся и сотворят брань со противными. Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долго общедателным и во оум приимающе, ни от кого же помощи ожидающи, токмо вседержителю спасу и богу господу нашему Исусу Христу и пречистеи его матери преславнеи богородице со слезами и воздыхании моляся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо святыя богородица, егда отступиша от брегу наши, тогда Татарове, страхом обдержи[ми], побегоша, мнящи, яко берег даяху им Русь и хотять с ними битися, и наши мнящи Татар за ними же реку перешедшу, за ними женут, и приидоша на Кременец. Князь же великии с сыном, и з братиею, и со всеми воеводами приидоша к Боровску, глаголюще, яко: «На тех полех и с ними бои поставим» и слушающи злых человек, сребролюбцев богатых и брюхатых, и предателеи христианских, а норовников бесерменьских, иже глаголют: «Побежди не можеши с ними стати на бою». Сам бо диявол их же оусты глаголаше, тои же, иже древле вшед в змию и прелсти Адама и Евву. Бе дивно тогда совершися пречистыя чюдо: едини от других бежаху и никто же женяше[1]. Царь же бежав во Орду. И прииде на него нагаискии царь Ивак, и Орду взя, и его оуби. Царевич же един хотя за Окою имати оукраину. Князь же великии посла братию свою, дву Андреев, и оуслышаша Татарове, и ти побегоша. И тако избави бог и пречистая Русскую землю от поганых. И бе бо тогда студень и мрази велицы. А царь побежал ноября в 11.
1481. В лето 6989. Прииде великии князь на Москву из Боровска и похвали бога и пречистую богородицу и святых чюдотворцов, избав[ив]ших от поганых, и возрадовашася и возвеселишася вси людие, и похвалиша бога и пречистую богородицу, глаголаше: «Ни аггел, ни человек спасе нас, но сам господь спасе нас, пречистые и всех святых моленми. Аминь». Тогда же и братии своеи даст жалование князь великии и прият их в докончание, князя Андрея и князя Бориса. А князю Андрею дал Можаеск, а князю Борису отступился сел его. И оутвердившеся крестным целованием, и разыдошася. Тое же зимы прииде великая княгиня София из бегов, бе бо бегала на Белоезеро от Татар, а не ганял ея никто. И по которым странам ходили, тем пуще стало Татар от боярских холопов[2], от кровопивцев христианских. Воздаи же им, господи, по делом их и по лукавству начинания их, по делом руку их даж им. Быша бо их и жены тамо, возлюбиша бо паче жены, неже православную христианскую веру и святыя церкви, в них же просветившась и породишася банею святаго крещения, согласившася продати христианство, ослепи бо я злоба их. Но милостивый бог не презри создания руку своею, слез христианских, помилова своим милосердием и молитвами пречистыя его матере и всех святых. Аминь. Сии же познахом и написахом не оукаряюще их, но да не похвалятся несмыслени во своем безумии, глаголюще: «Мы своим оружием избавихом Русскую землю», но дадут славу богу и пречистой его матери богородице, тои бо спасе нас, и престанут от таковаго безумия.
 
 
 
 
 
размещено 27.08.2011

[1] То есть бежали друг от друга, никем не гонимы.
[2] То есть холопы Софьи вели себя хуже, чем татары.

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Нестеров И.В. (подгот.)
  • Размер: 9.08 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Нестеров И.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Нестеров И. В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература 13–15 вв. Часть I. Летописная повесть о побоище на Калке
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть II. Летописная повесть о Батыевой рати
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть III. «Задонщина» Софония Рязанца
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 4. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть V. Повесть о Тимофее Владимирском (Текст)
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть VI. Летописная повесть о стоянии на Угре
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 7. Повесть о мутьянском воеводе Дракуле
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 8. Повесть об Андрее Критском
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 9. Послание Ивана Грозного Василию Грязнову
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 10. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100