museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги (41.5 Kb)

                  Павел Андреевич Березин – школьный учитель из села Хмелевицы Шахунского района. Десятки лет он собирал фольклор своего района, организовывал экспедиции, объединил вокруг себя любителей и знатоков народного творчества. Его записи – интереснейший материал для исследователей фольклорной традиции Поветлужья. Ниже публикуется небольшой  фрагмент из архива П.А.Березина, относящийся к 1931-1932 годам.
 
                                         *     *     *     *     *
 
Свадьбы в деревнях любили все жители. Дома, где проходили свадьбы, до отказа заполнялись соседями, как говорится, от мала до велика – все на свадьбе. Мне за свою жизнь не раз приходилось бывать на сватовстве невесты, на ее пропоях, на смотринах дома жениха, на девишниках, на сговорах, одним словом, на всех предсвадебных и послесвадебных мероприятиях.
Сватают отец и мать жениха, в присутствии последнего. Диалог начинал отец жениха:
-Прибыли мы к вам в столь поздний час по очень важному делу. Как нам стало известно, у вас красный товар есть, а нам его купить нужно. Сынок наш нуждается в нем. Нельзя ли взглянуть на ваш товар, а потом и по рукам?
-                О каком  товаре речь ведете? Мы люди неторговые и никакого красного товара нет в продаже. Нельзя ли поточнее сказать, что вы желаете купить?
-               Дочку вашу повидать желательно. Наш покупатель, как видите, налицо, а ваш товар пока что скрыт.
-               Это сделать можно. Верно говорите, скрытый товар не покупают.
После этого к сватам обычно выводили невесту.
Если согласие на брак было достигнуто, тут же при сватовстве или при «пропоях» (т.е. ритуальном угощении ) устанавливался выговор – плата за невесту ее родителям. Возможен был следующий диалог:
-               Мы согласны,- говорит  отец невесты. – Пусть живут и радуются. Но, как испокон ведется, за невесту будет «выговор», вам придется поплатиться.
-               Уж коли так везде водится, то и мы возражать не будем. Хотелось бы знать, каков будет ваш «выговор» за невесту, сколько она будет стоить и чем пожелаете за нее получить: хлебом или деньгами? Я вот за свою жену не деньгами платил, а ржаной соломой, одним гнилым обметом отделался. Вот какой был выговор покойного тестя. Хороший был старик, ценой не заносился.
-               В разговор вмешивается мать жениха: «Дурень ты окаянный, ври, да меру знай. Деньгами за меня платил! Уж очень дешево стал меня ценить за последние годы. А вот ты тогда гнилого–то обмета не стоил!»
Перебранка носит шутливый характер, на шутки в этот день обижаться не полагалось. «Выговор» устанавливается общим согласием. Назначается день свадьбы.
Перед свадьбой – девичник. На девичник подруги невесты и жених с парнями приходили в дом невесты. При входе жениха в дом девушки пели ритуальные свадебные песни, сначала жениху:
                      Как по полю, полю чистому
                      Пронеслася тройка резвая.
                      То промчался добрый молодец,
                      Николай да наш Иванович.
                      Не страшится он темной ноченьки,
                      Не боится он волка лютого.
                      Ищет он подругу милую,
                      Катю – доченьку  Михайловну.
                      Ты встречай, Катя милая,
                      Позови его в светлу горенку.
                      С ним приехали добры молодцы,
                      Неразлучные товарищи.
Затем, в ходе девишника, была исполнена и другая песня:
                      Как при вечере – вечеришнике,
                      Что при Катине девишнике
                      Прилетал тут ясен сокол,
                      Ясен сокол –добрый молодец.
                      Он садился в доме девушки,
                      А теперя сговоренушки,
                      На серебряную полочку,
                      Золоченую приборочку.
                      Тут и Катина матушка
                      Его узнала и усмотрила,
                      Величать его заставила:
                      «Ты дите ли мое милое,
                      Приголубь ты ясна сокола,
                      Назови его по имени,
                      Взвеличай его по отчеству.»
                      «Родимая моя матушка,
                      Мне назвать его и хочется,
                      Но сердечко не воротится,
                      Ретивое испугалося.
                      Испугал родимый батюшка
                      Со приезжим-то со сватушком,
                      Пропивая меня, девушку,
                      На чужую на сторонушку.
                      Выдают меня, младехоньку,
                      Отрывают от родной семьи.
                      Как-то встретят люди новые,
                     Люди новые, незнакомые?
На сговорах в доме невесты парней и девок угощали сладким деревенским пивом, часто медовым, а они пели величальные песни. Сначала жениху:
                     Как у месяца звезды частые,
                     Как у солнышка очи ясные,
                     У Николая кудри русые,
                     Они серебром приувешаны,
                     Чистым золотом приукрашены.
                     По плечам лежат,
                     Жениться велят.
                     Ты женись, женись, добрый молодец,
                     Ты бери, бери красну девицу,
                     Красну девицу – Катерину Михайловну.
                     Уж как эта мне показалася,
                     По уму пришла и по разуму,
                     По обличию и по нравности.
После песни девки окружают жениха и требуют денег.Затем они становятся лицом к сговоренке и поют для нее:
                     Во лесу росла красна ягодка,
                     Красна ягодка – землянишенка.
                     Согревало ее солнце яркое,
                     Солнце яркое, солнце жгучее.
                     Поливал ее летний дождичек,
                     Летний дождичек, роса-матушка.
                     Прикрывал ее листок зелени,
                     Листок зелени – родна матушка.
                     Сохранял ее кустик вересу,
                     Кустик вересу – родной батюшка.
                     Не вечна краса сладкой ягодке,
                     Сладкой ягодке – красной девушке.
                     Каждой девушке суждено так быть,
                     Суждено так жить – без родителей.
                     Ты прильни смелей к новой травушке,
                     Ко свекровушке, словно к матушке.
У невесты молодежь денег не просит, зато она каждому певцу наливает хмельного пива с медом.
Затем хор подступает к будущему свекру, которому тоже поют величание и требуют с него денег, и к свекрови, которая за величание должна угощать всех пивом.
Следующий день – день венчания – был самым насыщенным и богатым событиями. Насколько он будет удачен, во многом зависело от дружки – главного распорядителя свадьбы, от его ловкости, остроумия, знания обычаев и порядков, умения выйти из любого затруднительного положения. За участие в свадьбе дружке платили деньгами и хлебом.
Утром за невестой прибывал свадебный поезд. Парни и девки закрывали ворота, не пуская его в деревню к невесте, останавливали лошадей. От поезжан выходил дружка. С шутками и прибаутками он платил выкуп, наливая парням пиво из припасенного боченка, а девок угощала сваха орехами – шариками из пшеничного теста, прожаренными в масле.
Поезд пропускали в деревню, он въезжает во двор невестиного дома. Родители невесты выходят встречать жениха, зовут поезжан в избу.
 В это время сговоренка, сидя с подругами в «середе» (в кухне), начинает свои «слезные причитания», под аккомпанемент которых проходит все остальное действие:
                        Вы подруги мои милые,
                        Отгуляла, видно, с вами я.
                        Увезут меня в неизвестный край,
                        Поселят меня во чужу семью.
                        Не певати мне с вами звонких песенок.
                        Вот уж наши ворота отворяются,
                        На лихих лошадях во двор въехали,
                        Незнакомый люд по двору идет.
                        Что-то, девушки, меня страх берет.
                        Входят в сени нашей горенки.
                        Эти люди увезут меня,
                        А куда увезут – мне неведомо.
                        Попрошу, подруги милые,
                        Умоляю вас, красавицы,
                        Не оставьте вы меня одну,
                        Уж как мне-то горько станется,
                        Горько станется расставатися,
                        Со родным домом мне прощатися.
Поезжане входят в дом. Впереди идет дружка. Он громко произносит: « Мир дому сему! Сват и сваха! Мы приехали из соседней деревни к вам, не откажите в теплом приеме нам! Разрешите снять тулуп и рукавицы, кушаки и шапки положить на полицы, а самим разместиться за столами, сватушка – хозяин, слово за вами».
Гости садятся за стол. Дружка с веселыми приговорками угощает всех привезенным с собой вином или пивом, а затем обращается к хозяевам дома: «Дорогие хозяева, ваша дочка нам нужна, дома ли она? За ней и прибыли, надеюсь, этим вас не обидели.Вот у вас немного отдохнем, винца попьем  да и к венцу ее повезем. Жених наш парень хороший, умный и пригожий. Так что если желаете нас – принимайте, не хотите – назад отсылайте».
Хозяева низко кланяются гостям и приглашают: «Милости просим вас,  отведать нашего угощения!» Отец невесты приносит на стол пару бутылок вина. Поезжане угощаются до тех пор, пока не наступает время выводить сговоренку к жениху, затем все, кроме жениха и родителей невесты, пьют «здравицу» за молодых супругов. Услышав звон рюмок и величание, сговоренка на кухне зарыдала с причитанием:
                               Уж как это мне утро тяжкое,
                               Никогда оно не забудется,
                               Я прощаюся со своей семьей,
                               Видно, вправду я покидаю дом.
                                   ……………………
                               Пролетело лето красное,
                               Наступает время мрачное,
                               Вольной птицей не бывать теперь,
                               Крепко-накрепко закрылась дверь.
При окончании причитания мать сговоренки уходит к дочери и тоже плачет с причитанием:
                               Никогда не забудем дочку родную,
                               Ни в ясный день, ни вночку темную.
                               Вспоминать мы будем каждый день,
                               Неустанно глядеть в твою сторону.
                                    ……………………………….
                               Ты прости, прощай, Катя милая,
                               Ты родная дочь, дочь любимая.
                               Привыкай ко всему во чужой семье,
                               Уважай и ласкай мужа верного.
Настало время родителям благословлять дочь на замужество. Отец также переходит в кухню, дочь, обняв его, причитает:
                              Родный тятенька, меня выслушай.
                              Ты прости за все мои вольности,
                              Что бывали в пору девичью.
                                  …………………………..
                               А теперь прошу во слезах своих,
                               Благословь ты меня на нову жизнь,
                               Упаду к тебе в ноги резвые (падает в ноги),
                               Расцелую тебя крепко – накрепко (целует отца).
                               Нет дороже тебя, милый тятенька.
Получив благословение от отца, дочь обращается с причитанием к матери:
                               Дорогая моя маменька,
                               Пришло время расставаньица.
                               Собери ты меня уж в последний раз,
                               Ты одень на меня  шубу теплую,
                               Завяжи поплотнее шаль пуховую,
                               Как бывало в зиму лютую.
                                  …………………………
                               А теперь благословь ты на нову жизнь,
                               Пожелай ты мне счастья доброго,
                               Упаду к тебе в ноги резвые,
                               Расцелую тебя крепко-накрепко.
Мать, благословив дочь, тоже причитает:
                               Закатилось красно солнышко,
                               С ним земля в слезах прощалася,
                               Гаснул свет, всё охлаждалося,
                               Темна ночка надвигалася.
                               Так и ты уходишь, милая,
                               Из родной семьи, наша доченька.
                               Не видать нам больше солнышка,
                               Вместо бела дня – темна ноченька.
Пора выводитьневесту к жениху. За ней пришла сваха от поезжан (будущая свекровь). Сговоренка причитает и для нее:
                               Не спешите, сваха милая,
                               Я чего-то испугалася,
                               Может, то, что я , младешенька,
                               С вашим людям не встречалася.
                               За столом сидят всё приезжие,
                               Для меня они неизвестные.
                               Не назвать мне их по отчеству.
                               Ты одна мне стала по сердцу.
                               Я пойду с тобой, сваха милая,
                               Не оставь меня ты, родимая.
                               Усади на скамье, где тулуп раскрыт,
                               Рядом с тем посади, кто на нем сидит.
Сваха и родители выводят невесту к поезжанам, ведут к столу, чтобы посадить рядом с женихом. Ребятишки из числа родственников невесты хватают ее за косу и выкрикивают:
                              Дружка, дружка, дай полтину!
                              Не дашь полтину – косу не покину.
Дружка с приговоркой: «Эй, малыш, ты, милый, шалишь, пусти невестку нашу, мы ее сейчас в обиду не дадим, за дорогие деньги выкупим! А ну-ка, сваха, мальчугану орехов принеси и его угости, а деньги от меня получи!» - угощает детей орешками из теста, принесенными свахой, а ей дает деньги. Обычай этот назывался «драть косу невесте».
Свадебный поезд отправляется в церковь. После венчания поезжане заходят в сторожку «подкрепиться». Здесь невесте меняют девичий головной убор на бабий. При этом дружка говорит:
                               Ты садись-ка, добрый молодец,
                               Ты присядь, душа-молодушка,
                               Поплотнее к мужу рядышком,
                               Чтобы век-то вам не разлучатися,
                               Чтобы жить-то вам – не маяться,
                               А проживши не спокаяться.
                                    ………………………….
                               А ну-ка, полудружка, налей всем по чарочке,
                               А молодым супругам по парочке!
От венца свадебный поезд направляется в дом  жениха. Отец и мать с поклоном принимают молодоженов. Поезжане размещаются за свадебными столами. Следом за свадебным поездом в дом жениха прибывают гости – «посляна», т.е. те, кто приглашен на свадьбу. Дружка прветствует их: «Дорогие гости-посляна, размещайтесь с нами, мы стали как бы одна семья, короче говоря, сватья. А в дальнейшем будем родниться – гулять и веселиться. А ну-ка, хозяева, новых гостей угостите, винца им и пива поднесите, с дороги полезно выпить хмельного, особенно вина дорогова».
После непродолжительного застолья молодых отправляют «на подклет». Гости кричали вслед:
-               В первую ночку – сына и дочку!
-               Мы за, чтобы сына родила!
-               Мы не прочь, если родишь дочь!
На второй день застолье продолжается в доме жениха. Оно называлось «красный стол», а кое-где «чашничанье». Молодые супруги угощали гостей и, по их требованию, «вино сластили», т.е. целовались. Гости дарили их подарками и деньгами. Начинал опять дружка:
-              Дорогие друзья, надеюсь, все согласитесь, что молодые супруги угостить нас сумели, «сладкого вина» не пожалели. А сейчас положено рассчитаться за вино, уж так в народе заведено. Раскрывайте кошельки и кубышки, вытряхивайте свои излишки. На «красный стол» денег или даров не жалейте, а затем снова гуляйте, веселитесь и пейте. Начало, видно, моё, а потом разворачивайте всяк свое.
Известно, что на второй день в доме жениха били горшки, на пол кидали сор, а вместе с ним и деньги. Молодая жена должна была все это выметать, а деньги подбирать и отдавать мужу. Дружка и тут не оставался в стороне: «Лучше деньги кидайте, да не скупитесь, больше давайте, о молодых заботу создайте, им надо вновь жить, себе хозяйство заводить. А мы посмотрим, как она будет деньги собирать, ценное от мусора отличать. Если все деньги соберет, то экономно хозяйство поведет, если же соберет кое-как – то провеет денежки в пух и прах».
Свадебный пир продолжался до тех пор, пока дружка не объявлял о его окончании, снимая с себя свадебный чин. От имени гостей он благодарил хозяев, желал счастья молодым супругам и приглашал их «во всяк праздник к нам в гости» заезжать.
 
                      Запись произведена в 1931 году
от супругов Зверевых, Николая Ивановича, 1893 г.р.,
и Екатерины Михайловны, 1897 г.р. 
в д.Безруково Шахунского р-на.
                      Тексты приговорок дружки записаноы в 1932 году
от Торопова Ивана Яковлевича, 1896 г.р.,
в д. Березники Шахунского р-на.
 
                                                      Публикацию подготовила Т.В. Гусарова
 
 
 
 
размещено 16.11.2006
                     

(1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Березин П.А. (подгот. Гусарова Т.В.)
  • Размер: 41.5 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Березин П.А. (подгот. Гусарова Т.В.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100