Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка текста и публикация Е.В. Тихомировой
На второй день свадьбы возили молодых в баню. Подвезут (если летом) сани, посадят их, и с озорными частушками бабы впрягаются и везут их. По дороге могут и вывалить. А пока в бане молодые моются, то по окну и по бане палками бьют и кричат, и шумят. Потом молодые переодеваются в чистое, невеста - в розовое платье. И вот их везут на санках (на дровнях). Сверху ставят доску, да 2 стула.
Из бани выносят наряженный веник в красных лоскутках. Если невеста честная, то у всех на руках красные ленты навязаны. Жениху заранее этот веник украшают и потихонечку подсовывают в баню. А уж после бани ряженый веник жених торжественно передаёт дружке. И тот важно несёт его, как знак честности невесты. В доме после деньги кидают невесте, и она этим веником их заметает.
Красные лямочки у молодых на рюмках. И вот жених как выпьет рюмку с ленточкой, то и разбивает её об пол. Это значит, что невеста честна и была в порядке.
Невеста должна была назвать свекровь мамой в момент приведения в дом, когда её встречали хлебом-солью.
Когда идут венчаться, то дают молодым мыло и дают «князинский хлеб» треугольничком. И невеста всё кладёт в лифчик: зеркальце кладёт, «князинский хлеб» кладёт, мыло. Зеркальце то, на котором гадаешь на Святки на милого в бане. Это всё берегут. Мыло берегут. Это не на баню.
«У нас эдак-ту не делают,
Без воды домой не бегают…»
Свадебная песня.
В ясном тереме свечка горит.
Слёзно плачет красна девица.
Её братчик уговариват:
«Ты не плач, сестра любимая,
Не одну мы тебя выдадим.
Всё со сватами, со сваханькам,
И с молоденькими девушкам».
«Не уговаривай меня, милый брат.
Всё я знаю, всё я ведаю.
Погостят гости, разъедутца.
Я останусь одинокая,
Со своим-то кладом, милая…»
На «моленье» (свадебный сговор – прим. Т.Е., см. подробности в статье«Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области.
Часть 4.») начало клали. Говорили: «Такую-то девку промолили». Собирали девишник перед свадьбой. И ребята приходят. Угощают их. Столов много у богатых-то. И вот поют тоже эту «сговорёнку» (очевидно, песню для невесты – сговорёнки «В ясном тереме свеча горит» - прим. Т.Е.).
Невеста при пении «сговорёнки» плакала. Но не в голос, а просто слёзы утирала.
Записано от Назаровой Марии Андреевны, 1912 г.р., уроженки села Гари
в 1998г.
Свадебная песня.
Во горенке во новой, во новой
Стоит столик дубовой, так дубовой.
На столике дубовым, тем дубовым
Стоит чайник золотой, так золотой,
Алой лентой обвитой, так обвитой.
Как и Коля-господин, так господин
Ко столику подходил, так подходил,
Чашку чая наливал, так наливал,
Своей Маше подавал, так подавал.
Чашку Маша приняла, так приняла.
Своим мужем назвала, так назвала.
Записано в деревне Косоурка (1,5 км от Дресвищ)
от Марычевой Анны Гавриловны, 1917 г..р
в 1998г.
На второй день подымать с постели молодых идёт сватья. А то и дружка с женой или ещё с кем. Рубашку невесты навязывали на веник и показывали всем.
Частушки на 2ой день свадьбы.
Ёб ты меня,
Да за три копейки!
Не доёб ты меня,
Отдай, на хуй, деньги!
Ты солома, ты солома,
Яровая, белая.
Ты не сказывай, солома,
Что я в девках делала.
Мы ёбали чкаловских,
Ёбали и катунских.
Вот осталось поёбати
Девчонок кантауровских!
Если старый горшок били, значит нечестная невеста. А если новый, то честная.
На второй день жениху подавали каравай. Он его разламывал, если невеста честная. А если нечестная, то разрезал ножом.
А вот везёшь молодых-то из бани, вот и пою:
От Катунок баржу пёрли,
На манде мозоль натёрли,
Платье бело… задело
Молодые ночевали ночь в бане, т.к. некуда было их положить – гостей-то много в избе. Постель стелет и подымает молодых сваха жениха.
Записано от Гусевой Валентины Петровны, 1939 г..р
в 1998г.
Публикуется впервые