museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе. (13.54 Kb)

Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова
 
Свадьбы в этой местности играли в мясоеды -  летний, с Петрова дня до Успенья (с 12 июня по 15 августа), и зимний, с Крещенья до Масленицы.
Особых мест знакомств и  присматривания невест в селах и деревнях, входивших в хвощевский сельсовет, не было. Знакомились в хороводах, на поседках (посиделках), вообще кто где. Иногда, повинуясь воле родителей, выходили замуж за совсем незнакомых. Жен брали как из своей деревни или села, так и из чужих. Выбор жениха или невесты мог происходить по-разному. Выбирала сама молодежь, родители или родственники, если не было родителей. Брачный возраст колебался от 20 до 24 лет. Случалось, что жених был моложе невесты на 2-4 года.
Были распространены «свадьбы самокруткой»: увоз невесты без родительского согласия. К примеру, одна из жительниц села Хвощевки замуж «ушла уходом», поскольку ее  мать, которой не нравилось занятие жениха ( он был мясником), не хотела отдавать дочь за полюбившегося ей парня. Однако дочь решила свою судьбу по-своему: пошла к тетке, сестре матери, которая, видимо, сочувствовала влюбленным. Там ей дали тридцать рублей, «навязали узелочки», и жених увез ее из Ключищ в Новинки. После уж венчались они в Хвощевской церкви.
Сватовство. Роль сватов обычно исполняла родня жениха – мать, отец, тетка, «хрёстный». Чаще всего на сватовстве присутствовал и сам жених. Сватов в селах Хвощевского сельсовета называли сват и сваха. Сватовство обычно происходило вечером, сваты шли в дом невестиных родителей не скрываясь, на виду всей деревни. Никаких внешних признаков в одежде сватов не было, разве что одевались «во что получше». Бывало, что в первый вечер сговориться не удавалось, тогда сваты приходили снова, на другой вечер.
Войдя в дом, сваты садились под матицу (поперечный потолочный брус), чтобы не было отказа. Началом сватовства были определенные фразы, которые произносили сваты, например: «Мы слыхали, что у вас телочка есть продажная» или: «У вас товар, у нас купец». Если сватовство отклонялось, особых формул  для этого не было, невеста просто говорила: «Не пойду!» Если родители не настаивали, не принуждали дочь, соглашаясь с ее решением, сваты уходили. Бывало, что сватовство возобновлялось, если родителям удавалось уговорить дочь принять предложение.
Смотрины. Во время сватовства проходили смотрины невесты: если невесты не было дома или она, по традиции, специально пряталась, когда в дом входили сваты, по окончании сватовства за ней посылали подруг. Девушка входила, здоровалась и оставалась в избе до конца смотрин. Дом жениха, судя по имеющимся сведениям, смотреть не ходили.
В завершении сватовства родители с обеих сторон сговаривались о сроках свадьбы, долях в расходах на нее, обязательно выговаривали взнос с жениха «на стол». В него могла входить одежда для невесты или определенная сумма, которую требовали «с запросом» родители невесты с родителей жениха.  Начинался торг, после которого обычно достигалось соглашение сторон, сумма значительно уменьшалась (к примеру, был случай, когда мать невесты запросила пятьдесят рублей, а сговорились на одиннадцати) или оставалась без изменений. Договор скреплялся богомольем: ставили на полку свечку и молились. Если невеста была не согласна с выбором родителей, она могла сломать свечку. Впрочем, особого значения это не имело: одна из жительниц села Хвощевка рассказала про свою тетку, которая при сватовстве трижды ломала свечку, на четвертый раз ее заперли в чулане и помолились, то есть скрепили договор сватовства, без неё.
После богомолья договаривались о времени так называемого запиванья – пира по поводу окончательного закрепления сватовства, во время которого договаривались о времени проведения девичника, свадьбы. Запиванье могло проходить сразу после сватовства или через день-два после него. Присутствовали родители жениха и невесты, близкая родня, две-три подруги. Во время запиванья под окном невесты девушки пели:
Обманула нас подруженька,
Обманула нас молоденька:
Вот хотела век во девушках сидеть,
Вот хотела век во красных.
А теперь наша подруженька,
А теперь наша молоденька
Отхотела век во девушках сидеть,
А теперь наша подруженька,
А теперь наша молоденька
За столом сидит,
Зеленыя разливает вина,
Угощает своих подруженек.
Бытовал и другой вариант этой песни;
Обманула нас подруженька,
Обманула нас молоденька:
Вот хотела в монастырь идти,
Нас, подруженек, за собой вести,
Как хотела нас во служащий,
Нас, подруженек, во прислужной.
А теперь наша подруженька
За столом сидит добовым,
Угощает парня-молодца.
Тогда же пели девушки невесте другую песню:
Не чаялося мамыньке
Доченьку избыть.
Избыла, родимая,
Во един часок.
Присватался к доченьке
Чужой-дальний женишок,
Повела, родимая,
На крут бережок.
Посадила доченьку
В легку лодочку:
Плыви, плыви, доченька,
В чужу сторону.
Время от запиванья до кануна свадьбы в доме невесты.
После запиванья на следующий день подруги плели из льна косу и выбрасывали ее из верхнего окошка невестиной избы. Всю неделю перед свадьбой просватанная невеста сидит дома, никуда не выходя, и «плачет», причитает. Подруги всю неделю ходят к ней, помогая готовить приданое: вяжут, что не довязано, шьют, вышивают полотенца, которыми во время своего «сиденья» невеста украшает всю избу.
Девичник проводился за два-три дня до свадьбы у невесты. Там присутствовала только молодежь: подруги невесты, жених с товарищами. Угощенье было простое, «то, что дома есть»: картошка, грибы, капуста…
После девичника у невесты оставались ночевать подруги. Они заканчивали подготовку приданого; вязли (вязали) подзоры, занавески, вышивали полотенца. В приданое с невесты брали прежде всего постель. Существовал обычай: невеста дарила жениху рубашку, он ее надевал на свадебный пир. Перед свадьбой невесту водили в баню. Две-три подруги ходили к жениху за веником, дровами, рубахой. Дрова (или одно большое полено) со смехом и шутками возили по деревне. Баню этими дровами топили «для шутки», то есть не по-настоящему, а только для начала.
Утро первого свадебного дня. Утром в день свадьбы невесту приходила будить сваха. Одевали ее и расплетали ей косу подруги, она при этом причитала. Следует отметить, что в селе Шаргали невеста стояла под венцом с распущенной косой, волосы заплетали в две «бабьи» косы после венчания; в Хвощевке волосы заплетали в две косы или укладывали в пучок сразу, до выезда к венцу. Невесту одевали во что получше, чаще всего в длинное платье, на голову надевали венок из восковых цветов с длинной увалью (вуалью). Раньше невесты надевали длинные юбки с кофтами-«казачками» и венки, порой даже из бумажных цветов. При одевании невесты ей в карман насыпали зерна. В одежду втыкали иголки, в карман клали «жопки» от лука, втыкали гвоздки. Все это делалось «от сглазу». Потом подруги невесты везли в дом жениха постель и сундук с приданым. Лошадь наряжали лентами, цветами. Постель привозят жениху, он должен ее выкупить. К примеру, за подушку просят четыре рубля: «Четыре угла - четыре рубля». Потом девушки гуляют в доме жениха вплоть до приезда молодых из церкви.
Особую роль в первый день свадьбы играл «свет», или «светок» - наряженный куст репейника. В Шаргалях его рядили девочки, в Хвощевке – девушки, подруги невесты. Самая «заветная» подруга невесты везет репей в дом жениха вместе с постелью. Жених выкупает его и ставит на окошко.
В доме жениха снаряжается свадебный поезд. Когда его собирают, репей привязывают на дугу саней жениха. Перед отъездом жениха благословляют родители какой придется иконой, той, которая есть у родителей. То же происходит и в доме невесты. Икону, которой родители благословили невесту, отдают ей, в тот дом, куда она вышла замуж.
В свадебный поезд собирали до десяти лошадей, Ехали в нем две свахи, невестина и женихова, дружки и другие гости, в основном мужчины, которых называли поезжанами. Дружкой выбирают обязательно женатого, часто им становится крёстный жениха. Поезду на пути к невесте перегораживали дорогу, жених ее выкупал. К дому невесты приезжал сразу весь поезд. Невеста причитала при встрече его. Поезжане несли круглые хлебы – караваи, клали их на стол. Вместе с поезжанами в дом входил дружка, перекрещенный через плечо полотенцем. Он занимал место за столом. Жених должен выкупить место. При этом происходит такой диалог:
Жених:  Ты что тут за ворона?
Дружка:  Я не ворона, у меня есть оборона. Я из Саратова купец, продаю место.
Жених:   За что?
Дружка:  За три луга сена, за три поля хлеба, за куричье молоко.
Жених:   А я могу перевести за деньги. (Дает деньги)
Дружка:  Мало! Еще давай!
Диалог может продолжаться довольно долго, пока дружка не сочтет его достаточным, и жених занимает его место.
После этого невеста выходит из упечи ( часть избы перед устьем печи, неотгороженная кухня), где она до тех пор стояла, и садится рядом с женихом. Невеста закутана платком или покрывной шалью, чтобы не было видно лица. На ней даже может быть надето пальто. Иногда невесту прятали, и жених должен был ее выкупать. Жениха с невестой сажали на вывернутую вверх мехом шубу, под ноги клали веник. Молодые за столом не ели, их перед этим кормили в упечи «чем получше».
Поезжане садились за стол, ели лапшу. Пообедав, уезжали, но, отъехав немного, возвращались «лапшу дохлебывать» - выпить на дорожку. Порознь выводили к поезду жениха с невестой; его сажали со своей свахой в первые сани, ее с другой свахой – в середине поезда. С женихом ехали также дружка и его помощники – полдружья. Свадьба никому не уступала дорогу.
К венчанию молодых вел дружка. Молодые парни – шаферы – несли над их головами венцы. Под ноги молодым стелили полотенце – подножки, которое после венчания забирал дьячок. Из церкви молодых выводили вместе, везли впереди свадебного поезда в дом жениха. При приезде сваха веником разметала перед ними дорогу, молодых  встречали родители, благословляли их, давали откусить от целой булки и впускали в дом. При входе их осыпали хмелем. Молодую показывали народу на крыльце, снимали с нее пальто и платок – «раскрывали» ее. После этого начинался пир, причем женихова родня гуляет у жениха, невестина – у невесты. Молодые в этот вечер ездили то к невесте, то к жениху. Если же родные новобрачных были бедны, то все гости гуляли в доме жениха. Угощали «чем бывало», то есть тем, что было в доме.
Специального места для устройства постели молодым не было, им просто отводили отдельную комнату или отправляли на ночь в избу кого-то из родственников, которые были гостями на свадьбе. Спать их отводила невестина или женихова сваха.
На следующий день тоже пировали. Мать невесты в это утро пекла блины. В верхнем окошке вывешивали невестину рубаху или простыню, как свидетельство «честности» молодой. Молодые утром шли в баню, впереди свахи несли веник. Баня эта была скорее шуткой, поскольку она была холодной, нетопленой, выпускали молодых из нее за выкуп. Пока молодые были в бане, их «подменивали», и невестина родня искала свою «ярку», отказываясь от подмененных молодых (рядилась в молодых женихова родня).
После возвращения молодых из бани все садились за стол. Мать невесты приносила блины и яичницу. Жених должен их разрезать. Сначала он просит нож – ему дают какой-нибудь кривой или ржавый. Тогда он вынимает свой и разрезает, приговаривая: «Семьдеся семь штук и посередине круг». После того, как блины и яичнцу съедали, жених бил посуду из-под них. Потом молодых заставляли целоваться.
В этот же день ходили к невестиной матери за курицей, причем был обычай «воровать» ее: во двор лазили через забор. Потом ряженую курицу сажали на шест и носили по деревне. На ужин варили куриную лапшу. Женихова сваха продает кокурку – куриную гузку, деньги отдает молодым.
Присходило также испытание молодой: били горшки, черепки растаптывали по полу. Молодая должна была мести пол и выбирать из черепков деньги, которые бросали гости. «Смотри, не слепая!» - говорили они, если молодая хорошо это делала.
Свадебное гулянье продолжалось и на третий день, однако никаких обычаев, кроме ряженья, уже не было.
 
Материал подготовлен на основе записей рассказов жительниц сел Хвощевка, Шаргали, Новинки Богородского района. Июль 1985 года.
 
Опубликовано 6 февраля 2011 г.
 

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Ю.Букарева, Т.Колмогорова.
  • Размер: 13.54 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Ю.Букарева, Т.Колмогорова.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100