museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино (8.96 Kb)

 
2. Село Болтино
 
Запись произведена в 1986 году
от Дубовицкой А.В., 1920 г. рождения.
Вечером перед свадьбой к невесте приходят подруги. Она причитает:
Милые мои подруженьки!
Как вам гулялося?
А я горька кукушка
Наплакалася, нарыдалася.
Я, горькушенька,
Всю гульбу-волюшку
Раздаю по красным девушкам,
По милым подруженькам.
Раздаю вам гульбу свою,
Всю волюшку.
Приходит свекровь с гостинцами для девушек и подарком для невесты. Невеста обращается к ней:
Поди-ка ты, моя свекровушка-матушка,
Как мне будет привыкнуть-называть тебя?
Свекровь говорит: «Тебе полюбится жить у нас!»
Потом невеста кланяется своей матери:
Мила ты моя мамонька!
Приду я к тебе из чужих людей,
Не пой ты меня, не корми,
А приветь ласковым словечком.
Затем подружки вместе с матерью жениха идут в дом будущего мужа. Вешают там новые занавески и поют:
На столе-то хорошо:
Пирожки с творожком.
Кабы было с кем –
Разломил и съел.
Своему милому – середочку,
Постылому – конец.
Я за то ему конец,
Что удалый молодец.
Не ходи, милой, по сенюшкам,
Не топай ногой.
Не качай головой,
Мне не быть за тобой.
Перед свадьбой подруги ночуют у невесты. Утром она их будит:
Вставайте, красны девушки,
Милы подруженьки!
Спрошу я вас, горькушенька:
Спалась ли вам эта темная ноченька?
А мне, горькушеньке, эта ночка
За белый день прошла.
Всю-то ноченьку я промоталася,
Как бела рыбонька на желтом песке.
Все я думушки передумала,
Одна думушка с ума-разума не шла:
Как я буду жить в чужих людях.
Чужой дяденька ведь – не батюшка,
Чужа тетушка ведь – не матушка.
А вы вставайте-ка,
Умывайтесь-ка ключевой водой,
Утирайтесь-ка тонким белым полотном.
А я,  горькушенька,
Умывалася горючьми слезьми,
Утиралася тоской-печалюшкой.
Собирают невесту. Подруги делят ленты (которые были вплетены в девичью косу невесты. – Ред.) Невесту сажают за стол, справа садится ее крёстная, слева – ее крестник или младший брат. Приезжает свдебный поезд. Жених с дружками и крестным перед дверью три раза повторяют: «Господи, Христа, сын Божий, помилуй нас». Им отвечают: «Аминь!» Все входят в дом, подходят к столу. Перед крестной (невестиной. – Ред.) ставят стакан, наливают в него квас, в квас кладут деньги. Крестная выпивает квас, берет деньги и уходит (освобождает место. – Ред.). На ее место садится крёстная жениха. То же делают крестнику, на место которого садится жених.
Невеста просит благословения у отца:
Ты благослови меня, кормилец-батюшка,
Великим благословением,
Благослови ко злату венцу.
Не прошу ни злата, ни серебра,
А прошу лишь твоего благословения.
Если у невесты нет матери:
А вы катитеся, горючи слезы,
По лицу белому,
Вы катитеся во сыру землю,
Разбудите мою матушку:
Не благословит ли она меня
К золоту венцу.
Молодые прикладываются к иконе, крестятся, целуют родителей. Когда выходят из-за стола, невесту накрывают фатой. Она говорит:
Не фатой ли меня накрывают,
Не морозом ли меня осыпают.
В то время, когда молодых благословляют, подруги продают дружкам постель. При этом припевают:
Что же ты, рябинушка, рано расцвела,
Не учимши, доченьку замуж отдала.
Выучит же доченьку чужая сторона.
Чужая-то  сторонушка без ветру сушит,
Чужой свекор-батюшка без вины винит,
Чужа свекровь-матушка без плётки журит.
Осержусь на мамыньку, семь лет не приду,
На восьмом годочке я птичкой прилечу.
Сяду я у мамоньки в зеленом саду,
Своими слезами весь сад оболью.
Ходит моя мамонька по новым сеням,
Будит моя мамонька невестку свою:
Вставай-ка, невестушка, кто у нас в саду?
Не моя ли доченька, где только причет берет?
Моему-то сердечечку назолу дает.
Молодых увозят в церковь, там венчают. После венчания встречают хлебом-солью. Когда молодые идут по сеням, сзади разбивают глиняные горшки – чтобы боялись родителей. Потом начинается пир.
 
Запись произведена в 1986 году
от Смысловой А.И., 1911 г. рождения.
  Свадьба обычно длилась три дня. Народу собиралось очень много, порой даже не родные совсем, ведь свадьба у кого-то – это праздник для всей деревни. Одежда неприхотливая: сарафаны, юбки у женщин из сатина, из суриковой ткани, на ногах обычно лапти, но поверх – галоши или на подошве деревянная подбойка.  Появляются уже и боты (ботинки. – Ред.), они кожаные, со шнурками. Но их берегли, да и мало у кого были. Поверх тоже надевали галоши. Голову всегда покрывали платком. У мужиков одежда: рубашка вышитая навыпуск, с застежкой сбоку (косоворотка. –Ред.), она обязательно поясом подвязывалась, и штаны широкие, на ногах лапти или полуботы (полуботинки. – Ред.), кто побогаче. На свадьбу приходили нарядные, ведь праздник же.
К свадьбе готовились заранее, но, конечно, продуктов много не готовили, да их и не было. На столах было очень много вина и стряпня: ватрушки, пироги. Это основная еда была.
Невеста одевалась скромно, на голове – венок, платье яркое – розовое, голубое, но всегда однотонное, не пестрое. Но она выглядела очень мило, даже без грамма косметики. Молодые на свадьбе сидели скромно, выслушивали поздравления. На первый день свадьба проходила в доме жениха. Молодые ехали к нему в дом сразу от венца. Их венчали, надевали серебряные кольца. Молодые должны были верно выполнять обязанности свои, клялись любить друг друга.
У ворот дома молодых встречали родители его с хлебом и солью. Уже за ними шли в дом остальные гости. И тут начиналось веселье. Свадьба – даже от этого слова веет весельем, радостью. Молодежь долго в доме не засиживалась, сразу шли гулять на улицу, пели песни, частушки, плясали под гармошку и балалайку. Старушки тоже очень любили на свадьбе погулять, они пели старинные песни.
Подарков в первый день не дарили. Молодые очень редко выходили из-за стола. На свадьбе родители договаривались о том, где их дети будут жить. Свадьба длилась допоздна, пока гармонист не устанет. Молодых укладывали спать.
Рано утром на следующий день ряженые со стороны невесты приходили в дом жениха, чтобы пригласить на свадьбу. Рядились очень разнообразно: бегали черти с черными длинными хвостами и ушами, ведьмы, даже животные: зайцы, коровы, белки… Ряженые пели песни, плясали, говорили прибаутки. С шумом входили в дом невесты, за ними, после приглашения, и гости шли в дом невесты. Веселье валило через край, шутили, играли  (в прятки, в догонялки). Молодежь уходили от стариков рано, шли гулять по деревне, а если весна или лето, или осенью погода хорошая, шли гулять в лес  или на луг. Веселье кончалось поздно вечером.
Свадьба продолжалась и на третий день, но народу было меньше, только близко родные. И вот здесь делали складчину, и подавали каравай хлеба с солью. Веселились и на третий день, но не так поздно.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 7.12.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 8.96 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100