museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.). (12.78 Kb)

 
Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области.
 
Невест выбирали родители. У меня отец помер, а я с ним (будущим мужем) дружила по совету мамы. Она говорит: «Как хошь, я тя за этого (с которым дружила раньше) не буду благословлять, а лучше Лёксандрина Володьки нет.» Мне уж минуло 18 лет, через пору пошла, пора выходить. Дружила с ним около года, так как отца схоронила.
Потом сваты пришли – мать жениха со своей свекровью (2 – 3 женщины). Говорят: «Ярушка у вас есть продажна?» или «Не пропала ли ярушка?», «Пришли искать ярушку.» ( Ярушка – овца). Тут же и сговаривались: жениху порты или рубаху от невесты.
Потом «перекстются, поцалуются, лампадку зажгут, помолются и всё.»
Как засватались, так обычно и запой сразу же устраивают, на котором присутствует только коренная родня. Жениха и невесту называют наречёнными, празднуют запой в доме невесы.
В первое воскресенье после сватовства мать жениха несет невесте пирог. «Несут на досках, чтобы не изломался.» Нередко для этого «стряпуху приглашают». Ели пирог и подруги невесты, которые от невесты шли в дом жениха «дом глядеть» - меряли окна, двери, за это их угощали.
Обычно свадьбы играли осенью, на Крещенье, в ноябре – декабре или зимой – в зимний мясоед.
Вечером перед свадьбой устраивалась «вечеринка» в доме у жениха, на которой была только молодежь со старшими – свахой. Пели, плясали. Пели песню «Соколик»:
                   Ударил соколик крылом об черён,
                   Подавал соколик добрую весть.
                   Что-то там у Ванюшки в домике есть.
                   Есть у Ванюшки в домике конь, что орел.
                   Сядет на него Ванюшка ровно как сокол
                    Станет его маменька спрашивати:
                    «Куда, куда, дитяще, куда собралось?»
                    «Собрался я, маменька, в путь-дорожку.
                    Новых три каретушки, новых золотых:
                    Перва-то каретушка ванюшки,
                    Вторая каретушка Манюшки,
                    Третья-то каретушка кучеру.»
                    Расти, расти, вербушка, расти без меня.
                    Живи,живи, маменька, живи без меня.
                    Без меня, без девушки, девки красоте,
                    Без меня, без русою, русою косе.
Потом жених провожает девок к невесте, но сам не ночует там.
Утром невеста встает, будит плачем подруг:
                            Вставайте, мои подруженьки,
                            Спалось ли вам, милые?
                            А мне, горькой, не спалось, не лежалось.
                          Все я думушки передумала.
                          Одна думушка с ума-разуму нейдет:
                          Как мне, горькой, будет жить во чужих людях,
                          Как служить чужой тетушке.
Когда на вечерянке косу расплетают, невеста плачет:
                           Затрубили в трубоньку рано нга заре,
                           Выходила девушка рано по росе.
                           Восплакнула девушка по русой косе:
Вот моя косонька коротенька,
А я девушка молоденька.
Вечор мою косоньку девушки плели,
Поутру ранехонько косу расплетали,
Расплетали косоньку, три раза целовали.
Разделили косоньку на шесть частей,
                            Положили косоньку поверх головы,
Вот вам, и косоньки, век вековать,
А мне, красной девке, по долинам не гулять,
                              С ребятами не играть.
Утром у жениха снаряжался свадебный поезд – лошадей 6 – 8, красиво украшенных: с лентами, полотенцами, бантами на хвосте и в гривах, с колоколдми на дугах, с иконами.Впереди дружка, крёстный, жених.
Когда жених подъезжает к дому невесты, девки поют, корят жениха:
                         У нашего жениха
                         Больно харя широка,
корят дружку:
как на дружке чапан
чорт на лестнице таскал,
Как на дружке-ти перчатки
После маленьких чертятков,
свах корят:
                               Свахи – непряхи,
Посконны ваши рубахи,
Толсты холсты,
Обиты хвосты,
 поют:
                          Погости у нас немножечко,
                          У ворот-ти у нас поезд стоит,
                          Он со дружками,
                          Со пьянюшками.
Девушки поют:
                          Подъезжал он ко теще ко двору,
Вот он бьет копьем в ворота:
«Дома, дома ли невеста моя?»
Душа Оксенька по горенке шла,
Громким голосом кричала она:
«Тетенька и маменька,
Возьмите мои золоты ключи,
Отпирайте мои кованы сундуки,
Шейте, кройте мому милому халат,
Чтоб не долог, не короток был,
К ретиву сердцу прижимистый.»
Когда отец одевает невесту к венцу, она плачет:
Не одевай меня, кормилец-батюшка, шубой новою,
Не шубой ты меня одеваешь,
А морозом осыпаешь.
Потом крестный выводит невесту за полотенце из чулана. Невеста, закрытая шелковым платком, плачет отцу, потом матери:
Благослови ты меня, батюшка,
Великим благословеньицем.
Спасибо тебе, мой кормилец-батюшка,
На пару, на баньке,
А тебе спасибо, маменька,
На тонкой рубашке,
А тебе спасибо, мой дорогой братец,
На шёлковом веничке,
А тебе спасибо, сестриченька,
За ласковые слова твои.
Мать с отцом благословляют невесту под венец, молитву читают, иконой крестят.
К венцу жених и невеста едут на разных лошадях, оттуда вместе.
Возможна была подмена невесты: «глаза вытаращут, а невеста-то другая, а обвенчал поп – развенчат гроб».
Свадьба длилась три дня, «три дня пляшут, три года плачут».
Родители встречают молодых с венца хлебом-солью. Молодых обсыпают  овсом или пшеницей, чтоб жили богато и детей плодили.
Когда невесту ведут за стол, она плачет: «Не ведите меня за дубовый стол…». Место рядом с невестой для жениха выкупалось.
Из-за стола невеста плачет: «Прощай-ка ты, моя горенка, прощай, дубовый стол, прощайте, шабры-соседушки, не пргневайтесь на меня.»
Утром на второй день свадьбы невестина родня идет будить молодых: веник рядят, за ноги тянут – «ноги мешают»,простынь тащат, веник жгут. Потом кринку бьют, деньги бросают – невеста метет, жених собирает. Перед женихом ставят две кринки – новую и старую, какую выберет – такая и невеста.
На второй день рядились – подходят с кринкой,  с веником незаметно, кринку пыхнут и под стл, жених с невестой их вытаскивают и стегают веником.
Третий день гуляет родня, гуляет вскладчину.
 
Записано от Селезнёвой Натальи Тимофеевны, 1906   г.р.                    
 в с. Липелей  Ардатовского р-на, 16.07. 1979 г.
Рамзаевой Н., Скрыжовой Е., Абдулиной Н.
 

Публикацию подготовила Гусарова Т.П.

 
Размещено 26 декабря 2006 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Селезнева Н.Т., Гусарова Т.В.
  • Размер: 12.78 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Селезнева Н.Т., Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100