"слово «охота» в понимании павловчан - не стрельба по животным или птицам, а о любимое занятие, как теперь говорят, хобби: хочется что-то делать не для заработка, не по принуждению, а для души, вот и делают люди. Занимаются ею обычно всю жизнь, передают по наследству внукам и правнукам. Главной охотой в Павлове было разведение бойцовых гусей"
Это – наследство, оставленное простой русской женщиной Марией Федоровной Масловой. Тщательно и подробно записала она рассказы своей бабушки и свои собственные воспоминания о жизни, быте, одежде, домашних работах, праздниках, обычаях жителей небольшого городка в глубине России на рубеже XIX-XX веков.
Опубл.: Нижегородский сборник / Под ред. А.С. Гациского. Н. Новгород, 1870. Т. 3.
Опубл.: Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом. Нижний Новгород, 1877. Т. VI. "Собирается парней и девушек кружок; здесь всему молодому миру свиданье...Поет, в хороводе играет молодежь день до вечера"
Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий, связанных с культом Солнца, с течением времени приобретают отчасти обрядовый, отчасти развлекательно-игровой характер. Именно в таком качестве они и сохраняются на долгое время в народной традиции.
"Если галки вереницей взвиваются высоко и вдруг опускаются вниз или ласточки летают над землей низко, то будет сильный и продолжительный ветер"
Уже первое знакомство с разговорной речью коренных жителей Поветлужья дает представление о своеобразии местного выговора: высокий темп речи с оттягиванием концов фраз, богатая интонация, охватывающая широкий диапазон. Обращают на себя внимание и некоторые фонетические особенности, встречающиеся настолько постоянно, что можно принять их как определенную закономерность
"Деревня Стёпаново находится в Вачском районе Нижегородской области. Сейчас это обычное современное селение со всеми особенностями и проблемами, характерными для всей России. Но старшее поколение стёпанцев помнят, что было когда-то у деревни свое лицо, собственные обычаи, традиции, занятия, и охотно об этом рассказывают"
"Село Сар-Майдан Вознесенского района расположено на обширных лугах высокого берега речушки Сарма, которая впадает в реку Мокша. Село в одну улицу, ориентировано на реку, избы высокие, с подклетом и подполом. Главное занятие жителей от мала до велика – животноводство, полеводство, огородничество"