museum/nn/aetnolog/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на) (6.58 Kb)

 
Уже первое знакомство с разговорной речью коренных жителей Поветлужья дает представление о своеобразии местного выговора: высокий темп речи с оттягиванием концов фраз, богатая интонация, охватывающая широкий диапазон. Обращают на себя внимание и некоторые фонетические особенности, встречающиеся настолько постоянно, что можно принять их  как определенную закономерность:
 - употребление «и» вместо «е» (вмИсте, Исть, здИсь, пИсня);
 - употребление «ё» вместо «е», при этом «ё» в конце слов тянется нараспев (совремЁнная, ходитЁ. набратоЁ, стреляЁт, приятноЁ, мешаЁшь, с постелЁй, с одЁжой)
          - употребление «з» вместо «ж»; «ф» вместо «х»; «шт» вместо «щ»
           (зоское тесто, панаФида, ШТи).
Характерным для названных сёл Воскресенского района можно считать произношение слов «помидор» и «огурец» как «помАдор» и «Угурец».
 
           Не  менее интересными являются особенности словаря Поветлужья. В лексике можно выделить слова, обозначающие простые бытовые действия, причем действиям этим, как правило, соответствует гораздо более длинный синонимичный ряд, нежели в городском повседневном обиходе. Так, для обозначения понятия «делать что-то быстро, делать несколько дел одновременно» в с. Ильинское существуют глаголы «рАшиться» и «кабалИться». В с. Докукино синонимами этих слов служат глаголы «полошИться» и «батАлиться». Приведём еще несколько примеров из словаря Поветлужья:
·        с. Ильинское Краснобаковского р-на
поставиться – построить дом
ходить по лавкам – ходить на несколько посиделок в течение          вечера
шунтовАть – бегать (в ограниченном пространстве)
усупОнить – привести в порядок (одежду), постирать(?)
подрОшша – сверстники
в послествЕ – потом
бУчить – стирать, класть на бук
потипОрошняя – очень старая, допотопная
посетители – гости
плетешОк – тамбурный шов
буравО – штопор
осматривать – навещать
коклюшка – куплет
топтАнка – картофельное пюре
бедИть – приносить беду, наносить урон (о погоде)
·        с. Докукино Воскресенского р-на
напором – с напором, уверенно, дружно (забежать в избу)
шмурАном – быстро и резко (вбежать куда-либо)
гулять набегом – гулять от случая к случаю
Меня аж прокольнуло – я встрепенулась, испугалась
долИт (смех) – одолевает
язычный – языческий
клонИть – глотнуть (скорее по отношению к спиртному)
пляснЯ – процесс пляски
холстина – подстава, нижняя часть женской рубахи
ворожИть – гадать
босикОнные – необутые
родитель – покойник
немУжка – незамужняя
гуляльщик – ухажер
 
   Кроме отдельно взятых слов, в Поветлужье встречаются также и устоявшиеся выражения, близкие к разряду фразеологизмов. Их довольно четко можно разнести по двум группам: выражения, имеющие отношение к обрядам или обозначающие их, и выражения бытового характера. К первой группе несомненно относится выражение из с. Ильинское «Посулёнова просить», которое связано здесь с обрядом святочного обхода домов. В данном случае трактовка может быть двоякой. Первое объяснение очевидно: просить «посулённого» - значит требовать чего-то обещанного, того, что посулили. О так называемых «посулах» пишет В.Я. Пропп в книге «Аграрные праздники», приравнивая их (посулы) к колядованию. Иное объяснение связано с другим возможным значением слова «посулёнова», а именно с родственным ему словом «посулонь» или «посолонь», т.е. «по солнцу». А если принять во внимание тот факт, что «посуленова просить» ходили с 22 декабря, т.е. с зимнего солнцеворота, можно предположить, что смысл этого обряда – помочь Солнцу повернуть на лето, а зиму оставить позади.   
   Обрядовое значение имело и выражение «с шестом ходить» из с. Докукино Воскресенского р-на. Означает оно «идти с отказной», в случае, когда невеста отказывает сватам, а это было большим позором. Вполне возможно, что когда-то действительно существовал некий предмет, который и указывал на провал  мероприятия, тем более, что сами информанты рассказывали о стремлении сватов вернуться домой незамеченными, дабы не опозориться.
    Промежуточным между группами обрядовых и бытовых фразеологизмов можно считать выражение «катать горох» (с. Докукино Воскресенского р-на). В селе существовала традиция: если парни гуляли с девками, а потом не провожали их домой, девки шли к домам  парней и водили палками по срубу, создавая тем самым ни с чем несравнимое звуковое сопровождение. Это и называлось «катать горох». Едва ли можно назвать это действо обрядовым, но нельзя и причислять его к чисто бытовым процедурам.
     К бытовым выражениям можно отнести образное сравнение «синё, как сарафан», применяемое по отношению к черничнику,  а необычным синонимом к общеизвестному «хочется, но колется» является краснобаковское «охота страшная, добыча горькая». Для характеристики не вполне приличной частушки или песни в с. Докукино Воскресенского р-на используется выражение «с картинком».
 
Записи проводились 10-15 июля 2006 г. в с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, 6-8 октября 2006 г. – в с. Докукино Воскресенского р-на Е.Тихомировой и  А.Саяновой.
 
 
 
 
размещено 3.02.2008

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Саянова А.
  • Размер: 6.58 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Саянова А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100