museum/nn/aetnolog/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века) (11.32 Kb)

Из личного архива Т.В. Гусаровой. Подготовка текста и предисловие Е.В. Тихомировой

 

   Сведения, прицельно собираемые по деревням Сокольского р-на неизвестным  автором о времяпровождении и досуге деревенской молодёжи довоенных лет -  посиделках («поседках», «вечёрках», «свозках», «сходках»), на первый взгляд отрывочны и разрозненны. Однако, они демонстрируют устойчивую, свойственную данной местной традиции систему одних и тех же игр, танцев, обычаев, бытовавших на довольно большой географической протяжённости  в многообразии вариантов. Любопытно, как «прорастает» в сообщениях информаторов, обретает важные «технологические» подробности игра «На мосту» (она же «Перегоны»). Или  как многообразно представлена известная поцелуйная игра с поворотом головы у играющих парня и девушки:  в версиях с частушками, с счётом, с ремнём… Интересны также приведённые «жанровые разновидности» посиделок: летних и зимних «сходок» и «свозок», «поседок» -  с работой и «вечёрок» - без работы. Весьма скромное описание (чаще упоминание) танцев и кадрилей (на 2, 4, 6 пар), однако, может оказаться полезным собирателям – практикам народной хореографии.   

…Поседки начинались с 13 лет, и постепенно всей группой переходили в «старшие». Плели кружева «на задор» (на соревнование) крючком. Рисунок ромбообразный. Вышивка – гладь разноцветными нитками, цветочный орнамент. Крестом вышивали тоже.

Игры на посиделках.

«На мосту». Приходят на посиделки парни и кричат: «Девки – нА мост!» Все девки должны выйти нА мост (двор, сени). Парни своему вожему говорят какую кому позвать. Потом ставят (девку –Т.Е.) на скамеечку для поцелуев со скачками: парень доскакивает до девки и целует.

Другая забава. Сажают парня и девку на стулья спинами друг к другу. Водящий хлопает в ладоши. По хлопку парень и девка должны повернуть головы. Если в одну сторону повернут головы, то должны петь «песни» (частушки) один другому.

   Одна такая пара пропела такое. Он ей спел:

Ветерочки, дуйте, дуйте,

Ёлочки, качай, качай.

От меня сегодня, девочка,

Измену получай!

А она спела:

Ну и что, фартовый дролечка,

Давай расстанемся.

Моё сердце поболело,

И тому достанется!

   Пели под гармошку.

А кто любит, тот споёт:

Развязался куст малины,

Я не буду связывать,

Я люблю тебя, девчонка,

Но не смею сказывать.

А она:

Я люблю тебя, залёточка,

Люблю, так и люблю.

Только я насчёт любови

Ничего не говорю.

А плясать заставляли. Плясали «на переменку». Под «русского»,  по одному. Одна напляшется, подойдёт к другой, топнет ногой, и та выходит плясать. «Краковяк»…здесь не плясали. До нас вот, помню, одна всё пела: «Ах, вы, сени мои, сени». Вот под неё танцевали кадрили. Кто помнит это – все вымерли…

Записано в селе Наседкино

 от Большаковой Анны Васильевны, 1926 г.р.

   …На вечёрки ходили уже невестами (в 21 год и раньше). А то свозА  у нас были. Вот у нас Богословка была, а там Никола был зимний, и в говенье туды ездилиа к нам на Святки ездили. Сидели вот. Гармонист играт, а поём да пляшем.

… На посиделках плясали кадрили на 2 пары (4 человека). Ходили «по бантики».  Посылали пары (парень с девкой), кто дружили, «по бантики».

А то играли на посиделках так. Сажали двоих на лавку спиной  друг к другу, и их хлещут вот так по лавке…

Записано в селе Вилеж

от Логиновой Прасковьи Андреевны, 1914 г.р.

Свозы были в говенье.

Кадриль. 8 человек встают по кругу (4 пары). Под частушки. Пары навстречу друг другу ходят. Вначале одна пара идёт к противоположной, и топают. А потом вертятся (парень  с чужой девкой).

В «Метелице» кругом вставали 6 человек (по парам).играл гармонист «русского», но как-то редко (медленно).

…На работе  в Шеронове плели лапти  артелью. 120 пар в месяц всем надо было наплести. А в Трушино девки полотна ткали на вечёрках.

К нам на вечёрки парни из Мамонтовки ходили. А их девки на нас обижались:

Я пытала уговаривать,

Пытала унимать:

Не ходи, красивый дролечка,

В Шероново гулять!

Записано в селе Вилеж от Герасимовой

 Антонины Сергеевны, 1922 г.р., уроженки села Шероново.

Вечёрочная игра. На посиделках ставили скамейку посередь избы. И девушка садится с парнем.   Парень поёт девке первый. Если он споёт хорошую, то и девушка ему хорошую. А если он споёт плохую (частушку) , то и она ему такую же отвалИт.

Там парень выбирает следующего парня, а девушка – другую девушку. Если парню девка не гожа (не ту позвали на скамейку), то он топает ногой.

Другая игра была с ремнём (как «гули-гули»). С поцелуями поворотами  головы. Ремнём хлопали, а парень с девкой головы поворачивали. Если в одну сторону – целуются.

«Перегоны». Кричит «погонщик»: «Девки – на двор!» Всех девок выгонят в сени. «Погонщик» у парня спрашиват: «Кого тебе?» Он отвечает: «Мне Нюрку (например)». Ведут Нюрку. А другие-ти остаются.их никто уже не берёт.

Записано в селе Гари 19.08.98.

от Седовой Александры Гервастьевны,

уроженки села Воскресенье (15 км от Гарей).

«Перегоны» были здесь (вечёрки)… «Поседки» - были с работой. Вечёрки -  веселье, игры без работы. Девушки – кто с гребнем, кто с прялкой колёсной сидели и работали, кто кружева вязали. Парни на гармошке играли. Пели частушки. Долгие песни только на праздниках пели: «Хазбулат удалой», «Златые горы» (без гармони).

Записано в селе Гари.

   Дом снимали парни. Деньги платили – рублей 5. Гуляли до утра. Играли в «Перегоны».  Девок всех выгонят в сени, а сами рассядутся по лавкам. И двое (парней – Т.Е.) ходят. Их парни и просят, которую кому вызвать надо. Потом девки рассядутся – парней выгонят. И парней к ним по одному вызывают две девки. 

Игра «Перевёртыши».  Поставят скамейку. Кавалер сидит спиной к барышне, на концах скамейки сидят. А третий стоит и считает: «Раз, два, три!» На счёт «три» они должны повернуться. Если в разные стороны, то расходятся. А если в одну сторону, то целуются. Девки сидели в ряд на скамеечке, и каждая садилась целоваться с парнем этим на скамейку.

   Долгих песен на посиделках не пели. Танцевали, да частушки пели.

   Плясали на посиделках и Барыню, и кадрили. Кадрили на 4 и 6 пар были, и по 2 пары.

 - 1 фигура называлась «Проходная» под «Русского»;

 - 2 фигура- «Ты берёза…»;

 - 3 фигура – «Краковяк»;

 - 4 фигура – «Камаринская» за руки переводом…

Песня о М. Капустине (баллада)

(на мотив «Семёновны»)

В деревеньке нашей Капустин Миша жил,

Глазёнки серые, он к нам гулять ходил.

 

Он ходил, ходил зимою-вьюгою,

Он дружил, дружил с моей подругою.

 

А товарищи на Мишу злилися

И убить его они  решилися.

 

Поздно вечером они гулять пришли.

Увидев Мишеньку, за топором пошли.

 

Три раза в голову его ударили,

И до утра лежать его оставили.

 

Наутро женщины пошли скотину гнать.

Увидев Мишеньку, стали народ кричать.

 

Пока публика собиралася,

 Сердце матери разрывалося.

 

Подняла она руки белые:

«Ой, товарищи, вы что наделали?!»

 

Через десять лет придетЁ опять,

А Капустин Мишенька уж не придёт гулять.

  Плясали и так. Покружат, покружат, опять пойдут. Покружат, покружат, опять пойдут. Парни серёдкой, а девки – по краешку. Две фразы покружатся, две фразы вперёд идут. Потом опять по кругу парами идут.

(Вполне вероятно, что это нижеследующее описание танца и относится к «Песне о М.Капустине», звучавшей на мотив наигрыша «Семёновна». В таком случае можно предположить, что в проигрыш между строками пары кружились, а когда пели «куплет» (две строки текста), пары шли вперёд  - прим. Т.Е.)

Записано в деревне Косоурка (1,5 км от Дресвищ)

от  Марычевой Анны Гавриловны, 1917 г.р.,

уроженки села Бочкари.

Речь идёт о посиделках, бытовавших в 30-е г.г. 20-го века в селе Бочкари.

 

Поседки. Избы не снимали, по очереди у каждого (проводили посиделки – Т.Е.).  Зимой  - «свозка» - гуляли. Мясоед. Приезжали из других деревень гостить. Летом – «сходки».  Зимой  - «свозки»- откупали избу, платили деньгами. У кого большая изба. Парни сидели на коленях у девочек. Никто на коленях у парней не сидел. Играли. Поцелуйные. Скамейка. Крутили головами. Закрывались платком. На «Раз, два, три». Если не целовались. То били ремнём.

…Заговаривали на мороз. Загадывали на определённую девушку, чтобы она подала руку…

Записано в селе Сокольское 20.08.98.


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.08.2013
  • Автор: Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • Ключевые слова: Сокольский р-он Нижегородской области, село Наседкино, село Гари, Село Косоурка, село Сокольское, село Бочкари, село Дресвищи, село Вилеж, село Воскресенье, посиделки, поседки, игры посиделочные, поцелуйные игры, пляска под «Русского», частуш
  • Размер: 11.32 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100