museum/nn/aetnolog/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века) (4.56 Kb)

 
Село Борисовка Сергачского района в первые послевоенные годы сохраняло в своем быту многие обычаи, свойственные русской традиции. По воспоминаниям Александры Иосифовны Седовой, 1937 года рождения, в основном дома в селе были бревенчатые, но было и несколько кирпичных, принадлежавших некогда местным «купцам» - мелким предпринимателям и торговцам. Дворы, то есть крытые хозяйственные  пристрои к избам, в деревне были сколочены из досок, поскольку леса в Сергачском районе было мало, он был дорог. На зиму дворы утепляли: вбивали на небольшом расстоянии вдоль стены колья и между ними и стеной набивали солому. Сами избы, как правило, невелики, поэтому летом большую часть времени все проводили в поле, на огороде, на улице. Спали на сеновале или под навесом; зимой в избе было тесновато, спали на полатях и на печке.
Семейные нравы были строгими. Все в доме подчинялись отцу. Обедали все вместе, за общим столом, ели из общей чашки, и когда приходило время «таскать» из неё мясо, отец стучал по её краю ложкой. До его разрешения лезть за мясом было нельзя, а то можно было заработать ложкой по лбу.
Огороды у каждой семьи были большие, сажали картошку, овощи: сеяли понемногу пшеницы, ячменя, проса. Вся земля обрабатывалась вручную.
Скот кормили сеном; если случалось, что год был неурожайным на травы, скотину кормили так: рубили в корыте солому, посыпали отрубями и заливали кипятком, «запаривали».
Поскольку леса было мало, печи топили не дровами, а навозом: летом заготавливали кизяки – навоз разминали ногами и закладывали в прямоугольные формы, ставили на солнце сушиться, время от времени переворачивая. Получались кирпичики, которыми и топили печь.
Бани были не в каждом дворе, всего несколько на село, поэтому мылись в них все по очереди.
В праздники на селе бывали гулянья. На Святки ходили колядовать, взрослые наряжались, заходили обязательно в каждый двор. Гуляли и на Пасху. Всю пасхальную неделю никто не работал, единственное, что делали, это кормили и убирали скотину, а в остальное время сидели нарядные на завалинке и грызли семечки. Ходили также по селу с гармонью, пели песни.
Дети на Пасху катали яйца. Для этого шили матерчатый мячик и им с расстояния в несколько метров «вышибали» яйца: сколько яиц заденет пущенный мячик, столько и будут твоими.
Весной играли в «ваду»: разбегались по всей деревне и прятались, а несколько человек искало. Играли в лапту: вбивали в землю колышек, складывали около него целую гору изношенных лаптей;  к колышку привязывали веревку, и водящий должен был, держась за веревку, бегать вокруг лаптей и не давать другим их схватить. Кого он поймает – тот становится водящим.
Играли в «козелки». Когда кололи скотину, дети собирали позвонки. Это и были козелки. Их выставляли в ряд и другим позвонком с расстояния выбивали. Тот, кому это удавалось, получал «муравчик» - осколок стекла, кружки или тарелки.
Зимой катались с горы на санках. Санки делали сами. Брали плетеную корзину, обмазывали ее дно навозом, поливали водой, он на морозе застывал. Эту процедуру повторяли несколько раз. В результате на дне намерзала ледышка, которая хорошо катилась по снегу.
Верили в нечистую силу, колдунов и ведьм. Говорили, что у них полдеревни было колдунов. На селе все про это знали. Говорилим, что колдуны очень трудно и мучительно умирали, поэтому в потолке приподнимали доску, чтобы им легче было уйти. Рассказывали случай, когда колдун обернулся в свинью и бегал по деревне за народом. Мужики поймали эту свинью и отрезали ей уши. А на следующий день, когда колдун вышел из дому, все увидели, что у него уши все замотаны.
Александра Иосифовна уверяет, что она в детстве сама видела домового. Она тогда была маленькая, спала ночью на печке. Было жарко, и она всю ночь капризничала. И вдруг при свете лампадки увидела, что на лавке у печи стоит старичок, с усами, в шляпе, подпоясанный кушаком, и строго на нее смотрит. Она сразу замолчала, укрылась с головой и всю ночь проспала. А утром рассказала всё матери. Та ей и сказала, что это был домовой, что он пришел потому, что ночью надо спать и нельзя нарушать в избе покой, нельзя никого тревожить.
Запись произведена в 2004 году автором.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 23.06.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Полетуева А.
  • Размер: 4.56 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Полетуева А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100