museum/nn/aetnolog/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района (10.83 Kb)

  
Село Выездное Кстовского района Нижегородской области делится на несколько частей: у пруда - Бутылиха, затем Сибирь, близ поля Куриловка, ближе к дороге – Новая стройка. Изба Клавдии Михайловны Клюевой, 1919 года рождения, находится в верхнем порядке, который называют Новой стройкой.
Изба построена в 1967 году и представляет собой интересное сочетание русской крестьянской традиции с некоторыми нововведениями, характерными для середины XX века, связанными с повышением требований к комфортности и эстетике жилища.
Место для строительства было выбрано ровное, сухое, высокое, светлое. Изба собрана из сосновых бревен, которые использовались в этой местности всегда, поскольку они ровно ложатся в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживают тепло, долго не гниют. Лес для строительства вырубали и отесывали топором, сырым собирали в сруб, или иначе клеть, и потом сушили на открытом воздухе. По истечении определенного времени ( не меньше года) временный сруб разбирали и перевозили на постоянное место, где и собирали вновь, строго соблюдая очередность используемых бревен; пазы между бревнами уплотнялись сухим мхом. Сруб поставлен на так называемые «стулья» – большие столбы, вкопанные в землю; нижние венцы закрыты досками, образующими небольшой короб – завалинку, внутреннее пространство которой заполнено землей. Под домом выкопана яма – подпол, который служит как для вентиляции, так и для хранения продуктов.
Сруб двухкамерный, состоит из двух клетей, соединенных общей бревенчатой стеной.  Такая конструкция называется пятистенком.
Снаружи изба обита досками, которые способствуют как большей сохранности бревен сруба, так и эстетическим целям; периодически доски окрашиваются масляной краской. Между срубом и досками засыпан слой опилок, сохраняющий тепло в избе.
Крыша двускатная, покрыта шифером, пространство под крышей, образованное конструкцией кровли сверху и бревнами перекрытия и досками потолка снизу, называется подловка. Пол подловки засыпан слоем земли, выполняющим функции теплоизоляции. Это помещение также используется в хозяйственных целях: для сушки лука, хранения банных веников и тому подобное. (Илл. 1)
Изба имеет три лицевых («красных») окна, выходящих на улицу, по которой проходит дорога, и три боковых, выходящих в проулок. Лицевые окна имеют по две рамы без петель и переплетов; стекла цельные; в летнее время внутренние, зимние, рамы выставляются. Боковые рамы также двойные, но с переплетами; внутренние рамы без петель, выставляются на лето; внешние рамы распашные, на петлях. Зимой межрамное пространство заполняется утеплителем, который накрывается фольгой или каким-либо другим материалом, поверх которого раскладывают искусственные цветы, елочные игрушки или другие украшения. Наружное убранство стен избы небогато, ограничивается вертикальными и короткими горизонтальными рейками, обрамляющими пилястры, и удлиненными ромбовидными накладками между ними с пятиконечными звездочками у верхнего конца. Декор в основном сосредоточен вокруг лицевых окон. Он представлен в виде накладных элементов прорезной и рельефной резьбы на подоконной и боковой частях наличников, верхняя часть наличника, подзор и надоконная доска выполнены в пропильной технике. Боковые окна без декора. (Илл. 2)
Дом поставлен на месте старого, разобранного строения, от которого сохранился пристроенный к дому двор – крытая дранью хозяйственная постройка с двускатной крышей и стенами, сплетенными  из ивового прута, обмазанными глиной и обшитыми снаружи досками. Во дворе держали скотину и птицу, хранили дрова, сено, корма, хозяйственную утварь, орудия труда. Здесь же была конюшня для зимнего содержания коров и лошадей, под потолком – сушилы для сушки сена. Изба и двор между собой сообщаются через заднюю дверь, находящуюся в упечи.
Вход в избу – через крыльцо, которое связывает ее внутреннее пространство с улицей, с деревней. Здесь в хорошую погоду по вечерам собираются старики, дети, ведутся неторопливые беседы. С крыльца в дом ведет одностворчатая дверь из нескольких широких досок, далее сени с верандой и еще одна одностворчатая дверь в жилое помещение, открывающаяся в сторону сеней, отчего изба становится просторнее. Дверной проем невысок – около 1,5 метра, в ширину 0,75 метра. Благодаря этому, а также высокому порогу, тепло лучше сохраняется в избе. (Илл.3)
Сени – хозяйственное помещение, где хранятся ведра, кадки, корыта и другие часто используемые в хозяйстве вещи. От сеней и крыльца дощатой перегородкой отделяется чулан – небольшое помещение, где хранится кухонная утварь, сундуки с одеждой и другие вещи, нередко уже вышедшие из употребления или мало используемые в хозяйстве. (Илл. 4)
Внутреннее пространство избы состоит из двух жилых помещений – задней и передней, разделенных перегородкой.
Задняя – часть избы, в которую ведет дверь из сеней. Здесь, справа от входа, расположена большая русская печь, повернутая устьем к боковой стене избы.
Печь для русской избы – главное. Она греет, кормит, лечит, спать укладывает. Поэтому ей уделяется большое внимание при строительстве дома, для ее кладки приглашают специалиста-печника. В описываемой избе печь выложена из обожженного кирпича, обмазана глиной и побелена. Побелка обновляется не реже двух раз в год. Печь с большой лежанкой и дымоходом, топится «по-белому», березовыми дровами, от которых «дыму меньше». Протопленную печь «скутывают», то есть закрывают трубу с помощью задвижек-вьюшек.
Топка (устье печи) довольно большая, со сводчатым потолком и кирпичным плоским полом – подом. Устье закрывается заслонкой – вырезанным по форме устья металлическим листом с ручкой посередине. Перед устьем выложен шесток – небольшая площадка, на которую ставится горшок или другая емкость перед тем, как ее ухватом задвигают в печь или вынимают из печи.
Печь в известной степени организует внутреннее пространство избы. 
Небольшое пространство между печью и стеной со стороны двери называется запечь; здесь находятся вешалка для одежды, умывальник, а также приступки – ступеньки, по которым взбираются на печь.
С противоположной стороны печи, перед устьем, располагается упечь – более просторная часть избы, которая выполняет функции кухни: здесь готовили еду, поэтому в упечи находится разнообразная кухонная утварь: ухваты, горшки, крынки, мутовки, скалки, противни, кочерги, ведра и многое другое.
Вдоль наружной боковой стенки печи, называемой припечью, стоит длинная деревянная скамья – коник, на которую мог присесть гость или хозяйка, иногда на ней спали.
В пространстве между боковой и фасадной стенами избы, в глубине избы, по диагонали от печи, располагался красный угол – парадная часть избы, где помещаются иконы, фотографии членов семьи, стоит стол. Красный угол содержится в чистоте и порядке, украшен вышитыми полотенцами и скатертью; в праздники к иконе вешается лампадка. У Клавдии Михайловны две иконы: Богоматерь с Младенцем и Николай Чудотворец. (илл. 5)
Практически задняя является основным жилым помещением в избе. С передней она соединяется двустворчатой дверью со вставленным в нее стеклом.
Передняя – летнее парадное помещение. Раньше оно не отапливалось, теперь же тут стоит печь-голландка, которая служит только для обогрева, что позволяет использовать это помещение и в зимнее время, обычно как спальню.  Печь круглой формы, высотой почти до потолка, сложена из кирпича и установлена посредине стены, смежной с задней, немного отступя от нее. Рядом с печью – металлическая кровать, покрытая нарядной простыней с подзором, в правом дальнем углу – красный угол с иконой, портретами родителей Клавдии Михайловны, под ними – комод с зеркалом, вазочками с искусственными цветами, шкатулками, нарядными безделушками. На полу половики, круглые и прямоугольные, серые и цветные, многие из них связаны самой хозяйкой из узких разноцветных полос ткани, на которые шли старые платья и другая одежда. Окна, выходящие на улицу, украшены в верхней части доходящими до середины занавесками из тюля;  раздвижные вышитые белые занавески на натянутых поперек окна шнурках закрывают окна на ночь.
Таким образом, план и описание деревенского жилища второй половины XX века позволяют определить следующую особенность его конструкции: задняя с печью, сени, крыльцо с чуланом и двор представляют собой традиционную  планировку русской крестьянской двухкамерной избы с пристроенными хозяйственными помещениями; именно здесь проходила основная хозяйственно-бытовая деятельность семьи. Остальные части избы (передняя и веранда) являлись  дополнительными, мало используемыми, нередко парадными  помещениями, отражавшими изменения в представлении сельских жителей об удобстве жилья и его престижности. (Илл.6)
 
Иллюстрации:
 
1.     Изба К.М. Клюевой (общий вид).
 
2.     Крыльцо
 
3.     Окно с наличником
 
4.     Сени.
 
5.     Красный угол.
 
6.   Планировка избы К.М.Клюевой
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 7.07.2009

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тарасюк Ю.
  • Размер: 10.83 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тарасюк Ю.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100