museum/nn/aetnolog/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей

 Этнологический музей
Размер шрифта: распечатать





И. Доброзраков. О катунском наречии (9.29 Kb)

 
(Село Катунки Балахнинского уезда,
ныне Чкаловского района Нижегородской области)
 
Отличительное свойство наречия жителей Балахнинского уезда состоит в выговоре слов на О, а также с нам, с вам, к нами, напр: с яблокам, с орехам; мы с вам давно не видалися, пожалуйте к нами, также: экой ты батько ( на о всегда делают протяжение), лень тебе замесить коньми-то, шью детьми рубашки и т. п.
Коме этого, общего между жителями Балахнинского уезда наречия, в селе Катунках и окрестных деревнях в большом употреблении следующие слова и выражения:
Асё, ась – что, чего тебе надо, так откликаются; например, один кричит: «Иванко!», а Иванко отвечает: «Асё!»
АкресИлась – отдохнула.
Бабка – груда снопов, ржаных числом 20, яровых 10.
БАить, бать – говорить.
БезалАборной, ералАшной – без рассуждения поступающий.
БаскОй – щеголеватый.
БолЕзной – любезный, дорогой, сердечный.
БезутУху – постоянно.
БидлЕ – возле, рядом.
Брыждя – оборка, напр., у сарафана.
Бурмус – бурнус.
Бушмаки – башмаки.
Бухмара – бахрома.
ВалАндается – тихо, лениво и плохо что-то делает.
ВаленЕц – белый хлеб.
ВантАжный – важный, славный, учтивый.
В гОстях – в гостях.
Выход – крыльцо.
ВетлянОй – веселый, разговорчивый.
ГаламянАм – по временам, временем.
ГалАнка – короткая женская шуба с борами.
Галстус – галстук, платок, на шею надеваемый мужчинами.
Гнёздо – пара.
ГоломЯ – давненько.
Голубец – постав, место, устроенное возле печки с дверью, ведущей под печь, где зимой сидят куры, овцы.
ГрабАздать – сено сгребать.
Говорить псалтирь – читать псалтырь над умершим: приехали за говорильщиком.
ГУня, гУнишка – одежда, одежонка (всякая – рубашка, шуба, тулуп и пр.)
ДотОля – давно, тогда-то.
ДокАмесь – покуда, пока.
ДомовИна – гроб.
ДранЯт ( в сполох, в набат) – во время пожара ударяют часто в колокол церковный, чтобы народ сбегался.
ЖерелО разинул – громко кричит.
ЖужУкать, жужукаться – разговаривать об чем-либо тихо, но не шепотом, так, что разобрать слов нельзя близстоящим.
ЖуравИга – клюква.
ЗАтого – наперед, раньше.
Запоги – сапоги.
Земчуг – жемчуг.
ЗавалАндался – загрязнился, замарался.
ЗАворот – воротник.
ЗамусОлился – заслюнлся (ребенок).
ЗвонЯт – благовестят к службе в один церковный колокол, трезвОнят – во все звонят.
ИсполАть – удивительно, чудное дело.
Картофей – картофель.
Кафтанчик – душегрейка, женский наряд на проймах и без рукавов.
КонЕ – лошади.
Кадык разинул – рот разинул, кричит неприятно, ругается.
КоровАец – сладкий, круглый, без покрышки пирог.
Короваик – белый хлеб.
КотОма – котомка, небольшой мешок.
Клюка – кочерга.
КокУры – кренделя.
КанитЕли – ссоры, неприятности; канительничает – ссорится, задирается.
КОкой, коконькой – крестный отец, крестнинький.
КОка, коконька – крестная мать.
Лафа – угощение, лакомство, пожива.
ЛЫва – лужа.
Лгошь – лжешь.
ЛЕнда, ленды – шелковые ленты.
ЛядАщий – хворый, худощавый человек.
МаштАк – мастак, дельный, ловкий человек.
МаитА – труд.
МалахАй – зимняя шапка с ушами у мужиков.
Матёрой – больший, старший.
Молосное – молочное.
Мост – сени.
Мрав – нрав.
МАтрусно – нехорошо, мерзко.
МягкО – тесто, приготовляемое для белых хлебов.
МЫра – пронырливый(ая), всезнайка.
НаИмался – наслушался.
НебесУдь – не осуди.
НевЕду – не знаю.
Ней – ли, или.
НедосЯготъ – не достанет.
ОбыгАться – укрываться, обычишко – одеялишко.
ОбОгнулся – накрылся чем-либо, окутался.
ОболокАться – одевать одежду, разболокаться – раздеваться.
Озёпал – сглазил, от озёпу – от сглаза.
Оказия – удивительно.
Олья, Юльга – Ольга.
Перечатки – перчатки.
Питера – жажда.
ПосАкали – посудили, порассуждали; насакали – надумали, решили.
ПёкОт – печёт (хлеб, пироги).
Полушалок – небольшой шерстяной платок.
ПомолАживается – на небе появляются облака-предвестники дождя.
ПовОйник, волоснИк, кичка, круглУшка, сорОка, сорочка – женский головной убор, наголовник, постоянно носимый замужними женщинами под платком.
ПричиговАт – разборчив, капризен.
Приёмцы – вилки.
Прозведу, произведу – сбуду, продам товар.
Робятко – ребенок, дитя.
Рушь – режь ( хлеба рушить – нарезать хлеб).
СвАрятся – ссорятся, бранятся.
СвежИна – говядина.
СилодорОм – силою, насильно.
Сиць – ситец.
СнарЯда - наряд, хорошая одежда.
СобОрует – собирает на церковь.
СОлощь, солоща – неразборчивый в пище и питье.
Столесник, столешник – салфетка для стола.
Смыхтуша, утроба – понос.
Сорокоумка – озорница.
СуровИтся – торопится, имеет большое желание сделать что-то.
ТепЕга, тебека – тыква, тебешник –кушанье, сделанное из тыквы и крупы, вроде каши.
Трахмалена – накрахмаленная.
Тамойко, тамонче – там.
ТёкОт – течет.
ТовандИ – междометие, в разговорах используют, покуда не выскажут главной мысли: этта тованди, матушка, я  слышала, и проч.
Увея – место, где мало светит солнце, напр., близ лесов, около строения, отсюда выражение: под увеей хлеб не ростет.
Рукотёр – полотенце, утиральник.
Хают – хулят, срамят.
Чахчуры – старушечьи башмаки, шьются из толстой кожи.
Чолок – бугор снегу.
Шиши – лен, поднятый после лежанья и поставленный в кучи – в шиши.
Яисница – яичница.
 
Опубл.: Нижегородский сборник / Под ред. А.С. Гациского. Н. Новгород, 1870. Т. 3. С.153 - 157.
 
 
 
 
размещено 23.07.2008

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Доброзраков И.
  • Размер: 9.29 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Доброзраков И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О посиделках в Сокольском районе Нижегородской области (в зкспедиционных записях 90-х гг. ХХ века)
Н.И. Костомаров. Семейные нравы
А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях)
Т. Гусарова. Народная кулинария: забытые рецепты
И. Доброзраков. Село Катунки с его приходскими деревнями
А.Ф. Смирнова-Торопова. Страницы жизни сельской учительницы
Ю. Тарасюк. Изба в селе Выездное Кстовского района
А. Полетуева. Быт и нравы села Борисовка (40-е годы XX века)
Крутецкие были (Воспоминания жителей с. Крутец Бутурлинского района супругов Носковых)
М.Поникарова. Изба в Заволжской деревне
Н. Чилина. Павловские охоты
«Вечная земля». О Марии Федоровне Масловой
И. Доброзраков. О катунском наречии
Ф.И. Летицкий. Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда
Т. Гусарова «Хожу я, гуляю да вдоль хороводу…» (Хороводы Нижегородского региона в записях конца XX в.)
Т.В. Гусарова. Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы
А. Саянова. О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)
Юлия Шутова. Быт деревни Стёпаново в воспоминаниях старожилов
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100