Из личного архива Т.В. Гусаровой. Подготовка текста и предисловие Е.В. Тихомировой. "Сведения о времяпровождении и досуге деревенской молодёжи довоенных лет - посиделках («поседках», «вечёрках», «свозках», «сходках»), на первый взгляд отрывочны и разрозненны. Однако, они демонстрируют устойчивую, свойственную данной местной традиции систему одних и тех же игр, танцев, обычаев, бытовавших на довольно большой географической протяжённости в многообразии вариантов"
Отрывки из книги «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях» (1860). "Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти..."
Где-то в половине XVIII века в Пурехе начала довольно-таки быстро строиться новая церковь, впоследствии очень способствовавшая разностороннему развитию Пуреха. Строилась она будто бы десять лет, а по другим данным – более двадцати. Но, так или иначе, в конце XVIII века церковь была построена. Состоялся торжественный обряд освящения. Торжество открытия церкви было великое. Народу было видимо-невидимо.
Все записи были произведены автором от жителей Нижегородской области в течение двух последних десятилетий XX – начале XXI века.
Опубл.: Нижегородский сборник. Т. I. Нижний Новгород, 1867. С.169 – 190 (Публикуется в сокращении).
Земледелие и скотоводство. Бытовые традиции, обычаи и верования. Сельские промыслы и торговля.
Из дневника Анны Федоровны Смирновой-Тороповой
Изба построена в 1967 году и представляет собой интересное сочетание русской крестьянской традиции с некоторыми нововведениями, характерными для середины XX века, связанными с повышением требований к комфортности и эстетике жилища
"Село Борисовка Сергачского района в первые послевоенные годы сохраняло в своем быту многие обычаи, свойственные русской традиции"
Николай Васильевич Носков, 1923 года рождения, прожил в Крутце всю жизнь, если не считать, конечно, фронтовых лет, а Александра Васильевна, перебралась сюда из села Толба еще совсем молодой девушкой,задолго до замужества. Их рассказы – всего лишь отдельные эпизоды, но это свидетельство современников, очевидцев и участников жизни большого села в российской глубинке на протяжении почти целого века.
Одноэтажная изба сложена из сосновых бревен «в обло», то есть с выпуском концов бревен за пределы плоскости стены.