Опубл.: Протопопов В.В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. "В краткой статье невозможно всесторонне исследовать вопрос о музыкальной форме второго плана, поэтому ограничимся рассмотрением лишь частного случая — соотношения вариаций с сонатной формой, Поскольку во многих художественных образцах роль вариаций очень активна, обозначим это явление как вторжение в сонатную форму"
Рецепция какого-либо музыкального феномена - явление широкое и многозначное, включающее в себя как восприятие его слушательской аудиторией, так и осмысление в научной литературе и музыкальной критике; как исполнительскую интерпретацию, так и вторичное воспроизведение в художественной литературе и в музыкальном искусстве. Причем научная и художественная рефлексия может быть сходной, но может и значительно различаться.
Опубл.: Пианисты рассказывают. Вып. 1. М.: Музыка, 1990. "Фактура фортепианных сочинений Чайковского очень далека от фактуры Шопена. Она лишена изящества, подчас угловата, иногда напоминает Шумана; в сочинениях с оркестром встречаются и листовские приемы, но применены они без листовской ловкости и не всегда складно. Эти свойства в связи с тем, что Чайковский совершенно не имел склонности к специальному «украшательству» своих сочинений и не отводил места виртуозному элементу в мелких пьесах, сыграли немаловажную роль в судьбе его фортепианных сочинений"
Опубл.: Пианисты рассказывают. Вып. 1. М., 1990.
Опубл.: Музыкальная академия. 2007. № 1. "для меня оказалось непреходящей ценностью именно то, что Нейгауз повернул меня лицом туда, где я смог увидеть сначала отблески, затем лучи и, наконец, сам СВЕТ, поглощение которого зависело уже от меня самого. Именно об этом процессе и пойдет речь в дальнейшем..."
Опубл.: Старинная музыка сегодня. Ростов-на-Дону, 2004. "Жизнь произведений прошлых эпох в современном культурном дискурсе неоднозначна. Эта неоднозначность с особой очевидностью проступает в удивительном взаимодействии шедевров старинной и классико-романтической музыки с таким феноменом, как реклама. Попытаемся наметить контуры данной проблемы на примере музыки эпохи барокко"
Опубл.: Процессы музыкального творчества. Вып. 6. Сборник трудов № 162. М., 2003. "чем объяснить поразительную беспечность «творцов», всецело занятых достижением полноты самовыражения без заботы о том, что они выражают, увлеченных «игрой на понижение» - столь популярной сейчас; умножающих число поделок, которые трудно назвать произведениями искусства, и не замечающих своей вовлеченности в процесс духовной энтропии"?
Фактически здесь мы имеем дело с тем самым случаем «свободного перехода» между комплексами семантических структур, принадлежащих языкам разных искусств. При этом несомненна правомерность причисления автором своего опуса к музыкальным произведениям. Здесь есть всё: мотивно-тематическая работа, тембровая драматургия, лейтмотивные характеристики, далекие модуляции, логика тональных смен, инструментальная специфика.
Опубл.: Советская музыка. 1990. № 2. Три интервью с талантливым композитором, состоявшиеся в мае, июне и июле 1989 г.
Опубл.: Советская музыка, 1990. №1. "Надеюсь, что мои воспоминания привлекут внимание молодежи к личности выдающегося отечественного музыканта. Догадываюсь, что у некоторых из моих коллег часть написанного мною может вызвать неприятие. Но, друзья, не пора ли ликвидировать явные перекосы в исторической картине нашей фортепианной педагогики 30—70-х годов?"