Горная вилла Огико занимала огромную территорию в 43 га с холмистым ландшафтом на южном склоне горы Камакура /Илл. 10/.
Большую часть виллы занимал девственный лес, и только примерно к 10% всей территории приложил руку человек. Сады Огико и Ринсёэн стали одними из последних творений Огавы Дзихэя, скончавшегося в 1933 году. В 1955 году кедровый лес, покрывавший южные и восточные склоны виллы Огико, из-за финансовых трудностей был почти полностью вырублен и продан, а через 5 лет продана и большая часть виллы. Остался главный дом и окружающая территория площадью 5 га. В 2010 году Огико была передана в дар Г. Камакура.
Главный дом Огико, в основе своей, - привезённый из г. Такаяма двухэтажный крестьянский дом минка. В его перестройке в качестве консультанта принимал участие Оэ Синтаро, который ненамного пережил Огаву Дзихэя, скончавшись в 1935 году.
Дом стоит на высоком железобетонном цокольном этаже, врезанном в склон холма и выполненном в европейском стиле, с арочными окнами по южной стороне /Илл. 11 – 13/.
Цокольный этаж был отведён под склад, но в тяжёлое послевоенное время в нём расположилась коллекция собранных Кинъя раритетов, в целях избежания налогообложения зарегистрированная им как музей. С восточной и южной стороны дома по крыше цокольного этажа проходит мощёная терраса, на которую прямо из сада ведут ворота. С неё открывается вид на залив Сагами. С веранды залив выглядит как озеро в форме раскрытого веера, поэтому Кинъя так и назвал свою виллу – Огико-сансо, «Вилла озера-веера» /Илл. 14 – 16/.
Концепция сада строится на впечатлении от прогулки по извилистым горным тропам с их подъёмами, спусками и новыми пейзажами, постоянно открывающимися перед путником. От главных ворот к усадьбе ведёт узкий проход между двумя десятиметровыми кручами, поросшими смешанным лесом /Илл. 17, 18/.
Далее дорога выходит к переднему саду с большой вытянутой формы площадкой перед гэнканом главного дома, по старой традиции усыпанной мелким гравием. С востока Передний сад ограничен полосой деревьев гинго, за которыми на склоне горы раскинулась сливовая роща, а перед самим гэнканом высажена большая куртина стриженого кустарника в форме бублика, с двумя деревьями в его «дырке» /Илл. 19/.
К северу от площадки, за воротами, покрытыми мискантом, - прекрасный сад камелий разных сортов. От засыпанной гравием площадки его отделяют высокие дзельквы, за которыми поднимается в гору роща бамбука листоколосника /Илл. 20/.
Дальше дорога ведёт вверх по склону холма к чайному павильону Фусимитэй, «Дом Фусими», привезённому сюда из сада принца Фусиминомия (1875 – 1946) в 1934 году. Это самая высокая точка усадьбы. Отсюда тоже виден залив /Илл. 21 - 24/.
В павильоне четыре чайных комнаты /Илл. 25/: зал в 8 татами с круглым окном (1) /Илл. 26, 27/,
комната в 4,5 татами с лазом нидзигути(2) /Илл. 28/, в 3 татами с кривой стойкой токонома(3) /Илл. 29/
и в 2 татами (4) /Илл. 30/. Есть перед павильоном и скамья для ожидания /Илл. 31/.
Сад перед Фусимитэй является естественным продолжением окружающего пейзажа, выделяясь из него, разве что, каменным фонарём, обилием стриженых кустарников и дорожек из тобииси, соединяющих между собой все четыре чайных комнаты. Среди деревьев сада выделяется краснеющий энкиантус почкочешуйный.
Небольшой чайный сад был расположен и на участке между главным домом и поросшим кедрами западным склоном холма. «Главным героем» сада являлся мелководный ручей, журчащий среди камней – любимый мотив Огавы Дзихэя (фотография 1950-го года) /Илл. 32/.
Истоком ручья служил искусственный водопадик на склоне ручья, а впадал он в пруд, подходящий к самому дому. Это самый низкий участок виллы /Илл. 33,34/.
Прежде в пруду жило много черепах, и рос рогоз, покрывавшийся в конце лета коричневыми початками, распушавшимися похожими на хлопок семенами, которыми играли дети. Это было поистине тихое, уединённое место. По гребню холма, с которого стекал ручей, проходит дорога, соединяющая передний и южный сады, и вдоль неё росли деревья каштанника, на которых разводили съедобные грибы сиитакэ (шиитаке).
Неподалёку стоял чайный павильон с двумя чайными комнатами – в 6 и 4 татами. После продажи большей части виллы западная часть её территории была отведена под жилую застройку, но чайный павильон был перевезён в расположенный рядом храм Гокуракудзи и сохранился.
И этот чайный сад, как и сад перед павильоном Фусимитэй, совершенно сливался с окружающим горным пейзажем, словно вырастая из него. Только группа из фонаря и цукубаи напоминала о том, что это чайный сад.
Если сады, подходящие к главному дому с востока, запада и, отчасти, с севера можно назвать природными, то южный сад – в чистом виде рукотворный, сакутэй. Большая его часть представляет собой просторный газон с несколькими высаженными на нём стрижеными деревьями и кустарниками, плавно снижающийся по склону холма, и переходящий в ровную горизонтальную поверхность. Для получения этой поверхности часть склона была срыта. После подъёмов и спусков по поросшим густой растительностью склонам холмов он создаёт ощущение умиротворённости /Илл. 35, 36/.
На другой части южного склона был устроен помост для любования луной в 10 татами, опиравшийся какэ-дзукури и ныне отсутствующий. Однако, сохранился помост для любования вишням, также находящийся в южном саду, недалеко от чайного сада /Илл. 37/.
Одна из дорог, ведущих в южный сад, полого спускается с восточного склона, проходя через туннель длиной 70 метров. Он существовал ещё до строительства виллы, и после постройки вошёл в её состав.
10. Нагао Кинъя.Огико.План
11. Нагао Кинъя.Огико.Дом
12. Нагао Кинъя.Огико.Дом 2
13. Нагао Кинъя.Огико.Дом 3
14. Нагао Кинъя.Огико.Терраса
15. Нагао Кинъя.Огико.Терраса 2
16. Нагао Кинъя.Огико.Залив
17. Нагао Кинъя.Огико.Главные ворота
18. Нагао Кинъя.Огико.Проход
19. Нагао Кинъя.Огико.Куртина
20. Нагао Кинъя.Огико.Бамбук
21. Нагао Кинъя.Огико.Залив от Фусимитэй
22. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй
23. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 2
24. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 3
25. Нагао Кинъя.Огико.План Фусимитэй
26. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами
27. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами 2
28. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 4,5 татами
29. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 3 татами
30. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 2 татами
31. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, скамья
32. Нагао Кинъя.Огико.Чайный сад
33. Нагао Кинъя.Огико.Водопад
34. Нагао Кинъя.Огико.Пруд
35. Нагао Кинъя.Огико.Южный склон
36. Нагао Кинъя.Огико.Газон
37. Нагао Кинъя.Огико.Вишни
Публикуется впервые
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ