Мацунага Ясудзаэмон (1875 – 1971) - известный финансист и политический деятель, которого называли «королём электроэнергетики». Один из выдающихся мастеров чая новейшего времен, известный среди «людей чая» под именем Дзиан – «Мудрец, которому надо внимать». Он основал свою школу тяною – Дзиан-рю. Согласно его учению, к чайной церемонии нужно относиться проще, как к повседневному событию. Его чайное действо так и называлось – «ежедневная чайная церемония (нитинити тяною) Кроме всего прочего, Ясудзаэмон был известным коллекционером старинных произведений искусства.
Мацунага Ясудзаэмон родился в одном из купеческих домов г. Нагасаки. В 1889 году поступил в Токийский университет Кэйо. В 1893 году умер отец Ясудзаэмона, и он возвратился в родной город. Уладив все дела семьи, Ясудзаэмон продолжил обучение в университете. По окончании обучения он занялся торговыми и финансовыми операциями в сфере лесозаготовительной и угольной промышленности, а в 1909 году – бизнесом в области электроэнергетики.
После Второй мировой войны, в 1946 году Ясудзаэмон ушёл от дел и переехал с женой в г. Одавара. Там он построил усадьбу Рокёсо /Илл. 162/ и вёл в ней тихую жизнь, посвятив себя «пути чая». Его, «мудреца, которому надо внимать», навещали многие известные люди того времени – мастера чая, архитекторы, политики, учёные, художники.
В этот же период Ясудаэмон передал большую часть своей коллекции произведений искусства в дар музею г. Фукуока, а другую часть - Национальному музею Киото. Оставшиеся вещи хранятся в мемориальном музее Мацунага в г. Одавара. Среди шедевров, переданных Национальному музею Киото – работа «Сакья-Муни, восстающий из золотого гроба» (釈迦金棺出現図), признанная национальным сокровищем.
Первоначальная территория усадьбы в настоящее время состоит из двух частей. Их условное разграничение обозначено на плане усадьбы красной пунктирной линией. В верхней части сохраняется старая усадьба Рокёсо, а ниже – участок, перешедший в ведение города Одавара в 1979 году вместе со зданием, построенным Ясудзаэмоном для собственной коллекции и ставшим после его смерти Мемориальным музеем (1). Все остальные постройки имеют более позднее происхождение. Это второй корпус музея (3), построенный в 1992 году, музейное хранилище (2), два чайных павильона: один – привезённый сюда в 1986 году вместе с воротами (13), другой (16) – построенный здесь же в 1991 году. Пруд, скорее сего, был выкопан ещё при жизни Ясудзаэмона.
Ворота, устроенные в богато декорированной глинобитной стене, обозначенной на плане жёлтым пунктиром, ведут на территорию музейного комплекса /Илл. 163, 164/. Для того, чтобы попасть в старую часть усадьбы, находящуюся на невысоком холме, нужно пройти между двумя корпусами музея.
У лестницы, ведущей на холм, возвышается огромная дзельква пильчатая (1), возраст которой насчитывает 400 – 500 лет. В её честь и названа усадьба: Рокёсо, «Усадьба старой дзельквы» /Илл. 165/. С другой стороны подъём сторожит изваяние «Спускающегося дракона» (3) /Илл. 166/. Эта скульптура ранее находилась в усадьбе другого замечательного мастера чая, также жившего в г. Одавара – Масуда Такаси, часто бывавшего у Ясудзаэмона и скончавшегося в 1938 году.
В Рокёсо можно попасть и непосредственно, минуя зону музея, через Главные ворота Рокёсо, хотя по их виду не скажешь, что они главные (2) /Илл. 167/.
Уже при подъёме по лестнице сквозь деревья проглядывает глинобитная стена усадьбы, такая же, как и в северо-восточной части зоны музея. Высота стены сделана такой, чтобы с лестницы не было видно дома Ясудзаэмона, но чтобы стена не мешала при этом любоваться из дома открывающимся за ней видом. Между стеной и домом Ясудзаэмона (6) поставлены «ворота родзи» (родзимон). Как и «Спускающийся дракон», они принадлежали раньше усадьбе барона Масуда Такаси, но в 1955 году были перевезены в Рокёсо /Илл. 168, 169/. Справа от «ворот родзи» - вход в гэнкан со скамьёй ожидания косикакэматиаи /Илл. 170, 171/.
Дом, построенный в стиле сукия, включает в себя три функциональных зоны: чайную (на плане дома выделена зелёным цветом), зону с просторным залом, предназначенную для приёма гостей (жёлтый цвет) и зону при входе в дом (фиолетовый цвет) /Илл. 172/. Однако специфика планировки интерьера заключается в наличии промежуточной комнаты ёрицуки между гэнканом и внутренними помещениями, в которой была устроена маленькая чайная комната в три татами /Илл. 173/. Редко встречается и боковая ниша цукэсёин в левой части токонома, расположенной в зале, да и сама токонома необычайно велика. Ясудзаэмон говорил, чтобы его положили в эту токонома, когда он умрёт. Она была сделана как раз под размер его тела, но просьбу его не выполнили.
В зале Ясудзаэмон любил посиживать за чашкой чая и книгой, наслаждаясь видом осенней листвы. Любил он использовать зал и в качестве спальни. Здесь же он принимал гостей /Илл. 174, 175/.
В чайную зону входит пристроенный к дому в 1953 году чайный павильон Сёкатэй («Павильон под сосной») с большим лазом нидзиригути, гостиной в 8 татами и подсобным помещением мидзуя. В гостиной проводились чайные собрания (тякай). Перед Сёкатэй – небольшой родзи. Почти без растительности, но с фонарём и цукубаи. Бордюр из черепицы прекрасно сочетается с черепичным декором стены усадьбы /Илл. 176, 177/.
В современном виде дом возник не сразу. Сначала это была постройка площадью всего около 30 кв.м, к которой постепенно добавлялись новые помещения. Простота интерьеров и неприхотливость окружающего дом природного сада говорят о неприязни, которую Ясудзаэмон на склоне лет испытывал ко всяческой роскоши и нарочитости, предпочитая простоту и непринуждённость как в окружающей его обстановке, так и в общении с людьми. В Рокёсо нет цветов, даже цветущих кустарников. Только осенние клёны радуют взор. Мир, который создал вокруг себя Мацунага Ясудзаэмон – полный изысканности мир ваби-саби. В своём завещании он передал усадьбу в дар городу Одавара, отказался от всех почестей, от проведения похоронного обряда и даже от посмертного имени.
Небольшое любительское видео даёт возможность лучше представить дом Рокёсо
https://www.youtube.com/watch?v=8xL90gBq34k .
![Мацунага Ясудзаэмон. План](../../../data/images/seva162.jpg)
162. Мацунага Ясудзаэмон. План
![Мацунага Ясудзаэмон. Вход в музей](../../../data/images/seva163.jpg)
163. Мацунага Ясудзаэмон. Вход в музей
![Мацунага Ясудзаэмон. Глинобитная стена](../../../data/images/seva164.jpg)
164. Мацунага Ясудзаэмон. Глинобитная стена
![Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан](../../../data/images/seva165.jpg)
165. Мацунага Ясудзаэмон. Дзельква пильчатая
![Мацунага Ясудзаэмон. Спускающийся дракон](../../../data/images/seva166.jpg)
166. Мацунага Ясудзаэмон. Спускающийся дракон
![Мацунага Ясудзаэмон. Главные ворота](../../../data/images/seva167.jpg)
167. Мацунага Ясудзаэмон. Главные ворота
![Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи](../../../data/images/seva168.jpg)
168. Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи
![Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи](../../../data/images/seva169.jpg)
169. Мацунага Ясудзаэмон. Ворота родзи 2
![Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан](../../../data/images/seva170.jpg)
170. Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан
![Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан](../../../data/images/seva171.jpg)
171. Мацунага Ясудзаэмон. Гэнкан 2
![Мацунага Ясудзаэмон. План дома](../../../data/images/seva172.jpg)
172. Мацунага Ясудзаэмон. План дома
![Мацунага Ясудзаэмон. Ёрицуки](../../../data/images/seva173.jpg)
173. Мацунага Ясудзаэмон. Ёрицуки
![Мацунага Ясудзаэмон. Зал](../../../data/images/seva174.jpg)
174. Мацунага Ясудзаэмон. Зал
![Мацунага Ясудзаэмон. Вид из зала](../../../data/images/seva175.jpg)
175. Мацунага Ясудзаэмон. Вид из зала
![Мацунага Ясудзаэмон. Сёкатэй, бордюр](../../../data/images/seva176.jpg)
176. Мацунага Ясудзаэмон. Сёкатэй, бордюр
![Мацунага Ясудзаэмон. Бордюр, стена](../../../data/images/seva177.jpg)
177. Мацунага Ясудзаэмон. Бордюр, стена
Публикуется впервые
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ