Косака Дзюндзо (1881 – 1960) – бизнесмен и политик, основатель крупнейшей японской химической компании Shin-Etsu Chemical Co. и акционерного общества Tosin Denki, связанного с электроэнергетикой. Именно ему обязан электрификацией город Нагано, в котором Дзюндзо родился. Его отец был членом нижней палаты японского парламента и директором издательства Синано Майнити Симбун.
В 1904 году Дзюндзо окончил Токийское высшее коммерческое училище. Продвигаясь по карьерной лестнице, он основал и возглавил в 1928 году компанию Shin-Etsu Chemical Co., в 1950 г. – стал главой Японского ведомства по выработке и передаче электроэнергии, а в 1954 г. - председателем Комитета по развитию электроэнергетики.
На политическом поприще дела Косака Дзюндзо шли не менее успешно. В 1912 году он, как и его отец, был избран членом нижней палаты парламента, в 1929 г. стал товарищем министра по делам колоний, а с 1946 года занимал должность тайного советника. Посмертно Косака награждён Орденом Восходящего солнца первой степени.
Усадьба Косака Дзюндзо была построена в 1937 году недалеко от Токио, у станции Футакотамагава, на склоне горы /116/. Одноэтажный (частично двухэтажный) главный дом, расположенный в верхней части участка, построен в японском стиле из дерева с использованием новейших для того времени материалов и технологий /117, 118/. Перед главным домом растут клён и старый гималайский кедр. Не доходя до дома – срединные ворота, ведущие в спускающийся по склону природный сад, больше напоминающий лес с проложенными в нём дорожками. Клёны и огромные дзельквы, дубы пильчатые и японские конские каштаны передают атмосферу смешанных лесов долины Мусасино, где находится усадьба. Есть в саду бамбуковая роща, на пути к которой стоит стелла косинто, связанная с обрядом предотвращения выхода из тела человека трёх живущих в нём сущностей. Согласно поверью, через каждые 60 дней они отправляются к Небесному императору с докладом о совершённых человеком проступках /119/. Есть и маленький родничок, питающий чистой водой извилистый ручей, впадающий в небольшой пруд /120 – 122/. Раньше в пруду водились японские оризии, маленькие рыбки 3 см длиной, рос аир, цвели ирисы и кувшинки.
Рядом с родником находился чайный павильон, ныне не сохранившийся, где около трёх месяцев спасался от воздушных налётов художник Ёкояма Тайкан с женой.
Чайная комната есть и в доме. Она расположена рядом с гэнканом, пол которого залит бетоном и не покрыт татами. Такие помещения по традиции называются дома, «помещение с земляным полом», хотя земля в них была заменена бетоном уже давно /123/. Высокий потолок гэнкана оставляет открытыми балки строительных конструкций /124/.
В отличие от гэнкана, стилизованного под помещение в старинном сельском доме, чайная комната, в которой нет ни токонома, ни лаза нидзиригути, вполне отвечает духу времени. В неё ведёт совершенно нетипичный для тясицу вход, а вдоль нижней части стен проведена широкая синяя полоса /125/. Чайные комнаты в эпоху Сёва всё меньше отличаются от обычных комнат, что вполне соответствует основному принципу нового вида чайной церемонии сэнтядо, завоевавшего популярность, - пить чай где угодно.
Через коридор от чайной комнаты – просторная общая комната, где собиралась вся семья /126, 127/, а рядом – столовая /128/.
В доме, обставленном, в основном, по-японски, есть и комнаты в европейском стиле. Весьма странное впечатление в этом отношении производит одна из них, рабочий кабинет Косака Дзёндзо. Камин, паркетный пол, европейская мебель сочетаются в нём с нарочито грубо отёсанными столбами и балками в духе японских сельских домов, дощатыми панелями с грубой насечкой вдоль нижней части стен, сёдзи на окнах. Считается, что здесь была сделана попытка воспроизвести атмосферу английского деревенского дома /129, 130/. В нише одной из стен помещался домашний алтарь /131/.
Более традиционно выглядят два других европейских помещения – спальня и солярий, комната с окном во всю стену, наиболее освещённая солнцем /132, 133/.
Дом усадьбы примечателен смешением японского и европейского, старых японских интерьеров с новомодными элементами обстановки. Сад же – всё в том же стиле натурализма, завоевавшем усадебные сады и стремящемся воспроизвести природу в её естественном состоянии или сохранить уже имеющийся ландшафт, как говорят японцы, - сономама, т.е. «как есть».
Сначала усадьба использовалась, в основном, для летнего отдыха, но в 1945 году, когда основной дом Дзюндзо в Токио был разрушен во время авианалёта, он с семьёй стал жить там постоянно.
116. Косака Дзюндзо.План
117. Косака Дзюндзо.План дома
118. Косака Дзюндзо.Дом
119. Косака Дзюндзо.Стелла
120. Косака Дзюндзо.Родник
121.Косака Дзюндзо.Ручей
122. Косака Дзюндзо.Пруд
123. Косака Дзюндзо.Гэнкан
124. Косака Дзюндзо.Гэнкан 2
125. Косака Дзюндзо.Общая комната
126. Косака Дзюндзо.Общая комната 2
127. Косака Дзюндзо.Чайная комната
128. Косака Дзюндзо.Столовая
129. Косака Дзюндзо.Кабинет
130. Косака Дзюндзо.Кабинет 2
131. Косака Дзюндзо.Кабинет 3
132. Косака Дзюндзо.Спальня
133. Косака Дзюндзо.Солярий
Публикуется впервые
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ