Тояма Гэнъити (1890 – 1972) – предприниматель, основатель и первый президент брокерской компании Nikko Cordial Corporation, известный коллекционер произведений искусства.
Гэнъити родился в преф. Сайтама в семье богатого фермера, который, однако, вёл распущенный образ жизни и вскоре после рождения сына разорился. В 16 лет Гэнъити поступил учеником в один из магазинов Токийского района Тюо. Будучи человеком болезненным, он с трудом переносил работу. Тем не менее, в 1918 году Гэнъити, принявший к тому времени протестантство, открыл свой магазин, а через два года организовал акционерное общество. Экономический успех не покидал Гэнъити. В 1936 году он восстановил родительскую усадьбу, возведя на участке около одного гектара богатый особняк с использованием ценных пород дерева, а также новейших для того времени материалов и строительных технологий
Особняк, построенный по проекту архитектора Муроока Сосити, состоит из трёх корпусов, соединённых общим коридором /Илл. 85, 86/. По замыслу Гэнъити, восточный корпус, построенный в стиле деревенского дома минка, должен был символизировать возрождение дома Тояма в новом качестве /Илл. 87/. Это новое качество наглядно проявилось в интерьере минка. Например, как и положено деревенскому дому, в нём имеется «комната с земляным полом» дома. Однако вместо земли в этой комнате мраморная крошка, скреплённая цементом и отшлифованная /Илл. 88/.
В среднем корпусе, построенном в стиле сёин-дзукури, есть большой зал для приёма высокопоставленных лиц. В гостях у Тояма Гэнъити бывали такие люди, как принц Ясухико и пятикратный премьер-министр Японии Ёсида Сигэру. Из зала открывается неплохой вид даже при опущенных циновках /Илл. 89 – 91/. На втором этаже – гостиная, обставленная в европейском стиле и спальня /Илл. 92, 93/. С балкона открывается чудесный вид на сад /Илл. 94/.
Небольшое пространство между восточным и средним корпусами, ограниченное с севера главным коридором, служило местом для любования луной. Там установлен «тёдзубати для любования луной» - цукими-но тёдзубати, чтобы любоваться не только самой луной, но её отражением в воде /Илл. 95, 96/.
Использование цукими-но тёдзубати при любовании луной полно глубокого подтекста. Сама форма чаши – круг, вписанный в квадрат, символична, поскольку квадрат отождествляется с Землёй, а круг – с Небом. Конечно, можно любоваться настоящей луной в настоящем небе, но любоваться отражением луны куда изысканней. Ведь в чаше воды она проплывает всего несколько минут, и красота луны воспринимается острее от сознания быстротечности, порождая ощущение моно-но аварэ, печального очарования вещей. Не говоря уже о предпочтении намёка прямому высказыванию, полутени - яркому свету, отражения – самому отражаемому, предпочтении, свойственном всей японской эстетике.
Есть в саду и два своеобразных музыкальных устройства, в состав которых также входят тёдзубати – «водяные кото» (суйкинкуцу) /Илл. 97, 98/. Завораживающее звучание создаётся водой, капающей в закопанный сосуд.
В западном корпусе, выполненном в стиле сукия-дзукури, устроена гостиная для матери Гэнъити, в которой выделено пространство для чайной церемонии /Илл. 99 – 101/. Рядом есть и большая светлая чайная комната в 8,5 татами /Илл. 102/. В этом же корпусе имеется домашняя молельня /Илл. 103/.
В устье ручья, пересекающего весь сад, находится интересный чайный павильон, перекликающийся по стилю с восточным корпусом усадьбы в стиле минка. Павильон построен по проекту Камэяма Согэцу, чайного мастера школы Урасэнкэ /Илл. 104/. И как это по-японски! Ветка, забравшаяся на крышу, не спилена, а аккуратно положена на подпорки /Илл. 105/.
Несмотря на то, что все три корпуса выполнены в различных стилях, это японские стили. Объединённые национальным колоритом, они прекрасно сочетаются друг с другом. В интерьерах же найден удачный компромисс между Востоком и Западом.
Главные ворота в стиле нагаямон с пристройками по бокам ведут к восточному корпусу, но есть и ворота поменьше, открывающиеся прямо в сад /Илл. 106 – 108/.
В саду, где преобладают сосны, растут также литокарпусы Зибольда и подокарпусы. Он почти монохромен, но весной оживляется цветением слив, сакур, азалий, рододендронов индийских
летом – ирисами по берегам ручья, осенью - алыми листьями клёнов /Илл. 109 – 112/. Стриженые кустарники, играя роль подлеска, прекрасно оттеняют естественные формы деревьев и обеспечивают плавный переход от «лесной» зоны к окультуренному пространству перед особняком /Илл. 113/.
Однако «хозяином» сада, безусловно, является ручей, двумя рукавами охватывающий широкий газон и организующий всё пространство, деля его на луговую зону перед домом и «лесную» – за ручьём /Илл. 114/. Основное русло ручья скрывается среди деревьев сада и вода из него уходит в расположенный вне усадьбы лотосовый пруд /Илл. 115/.
В 1968 году Гэнъити построил а территории усадьбы музей, в котором хранятся собранные им за долгие годы ценные произведения искусства. В 1970 году музей был открыт для посещения.
85.Тояма Гэнъити. План усадьбы
86.Тояма Гэнъити.План дома
87.Тояма Гэнъити.Восточный корпус
88.Тояма Гэнъити.Дома
89.Тояма Гэнъити.Большой зал
90.Тояма Гэнъити.Большой зал 2
91.Тояма Гэнъити. Большой зал 3
92.Тояма Гэнъити. Гостиная
93.Тояма Гэнъити.Спальня
94.Тояма Гэнъити.Вид с балкона
95.Тояма Гэнъити.Тёдзубати для любования луной
96.Тояма Гэнъити. Тёдзубати для любования луной 2
97.Тояма Гэнъити.В одяное кото
98.Тояма Гэнъити. Водяное кото 2
99.Тояма Гэнъити.Западный корпус
100.Тояма Гэнъити. Гостиная
101.Тояма Гэнъити. Гостиная 2
102.Тояма Гэнъити. Чайная комната
103.Тояма Гэнъити. Домашняя молелбня
104.Тояма Гэнъити.Чайный павильон
105.Тояма Гэнъити.Чайный павильон 2
106.Тояма Гэнъити.Ворота нагаямон
107.Тояма Гэнъити.Ворота в сад
108.Тояма Гэнъити.Сад перед домом
109.Тояма Гэнъити.Сливы
110.Тояма Гэнъити. Рододендроны
111.Тояма Гэнъити. Ирисы
112.Тояма Гэнъити. Клёны
113.Тояма Гэнъити. Подлесок
114.Тояма Гэнъити. Ручей
115.Тояма Гэнъити. Лотосовый пруд
Публикуется впервые
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ