space/memorial%20estate/seva/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Усадьбы  /  А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)

 А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)
Размер шрифта: распечатать




Усадьба Кадокава Гэнъёси (11.01 Kb)

 

Кадокава Гэнъёси (1917 – 1975) – интересное сочетание бизнесмена и поэта хайку, которое, впрочем, не так уж необычно юдля Японии.. Основатель «Издательской компании Кадокава», он родился в г. Мидзухаси (ныне – г. Тояма) префектуры Тояма в семье купца, связанного с торговлей свежей рыбой.

Ещё в школе Гэнъёси увлёкся хайку. Математика и английский язык были его слабым местом, зато родной язык и китайский давались легко. После школы Гэнъёси продолжил заниматься литературой, став членом общества любителей танка «Иорифунэ» и  поступил в университет, но в 1941 году был призван в армию.

После демобилизации в 1945 году Гэнъёси организовал «Издательскую компанию Кадокава».

В 1961 году принял активное участие в создании ассоциации поэтов хайку, в строительстве Литературного музея хайку. В компании Гэнъёси называли «Император Кадокава», при том, что в личной жизни он славился вспыльчивым и распутным характером.

Бывшая усадьба Кадокава площадью 1320 кв.м расположена в Токийском районе Сугинами /Илл. 178/. Двухэтажный дом усадьбы в стиле сукия-дзукури построен в 1955 году на пологом склоне холма по проекту архитектора Какураи Акио /Илл. 179, 180/. На первом этаже находятся два «Зала поэзии», обставленные в европейском стиле, из которых открывается вид на сад с просторным газоном /Илл. 181, 182/.

Современный «Зал поэзии 1» при жизни Кадокава состояла из двух помещений: собственно гостиной в европейском стиле и столовой в японском стиле. После его смерти усадьба была передана в дар городу, и комнаты были объединены в один большой зал. Летом перед ним покрывается алыми цветами лагерстрёмия индийская /Илл. 183/. На втором этаже здания размещались детская комната в европейском стиле и гостиная в японском стиле.

Есть в усадьбе чайный павильон с родзи, отделённый от остальной территории небольшой бамбуковой оградой. К нему от основной дороги ведёт мощёная дорожка /Илл. 184 – 186/. Вход в родзи не выделен каким-либо особым образом, но при нём имеется тёдзубати для омовения рук и водяное кото, представляющее собой сосуд с узким горлышком, закопанный в землю /Илл. 187, 188/. С задней стороны чайного павильона, со стороны внутреннего дворика, есть и другой вход, в старинном стиле – лаз нидзиригути /Илл. 189, 190/. Интерьер павильона построен на сочетании светлых и тёмных тонов. Элегантно выглядит сочетание светлой бамбуковой стойки токонома с чёрным лаковым покрытием пола /Илл. 191, 192/.

Конечно, это уже не самурайский ритуальный тясицу последователей Пути чая, и даже не чайный павильон времён Мэйдзи – Тайсё. До предела упрощённый родзи, лишённый какой бы то ни было символики, просторный вход в светлую чайную комнату, широкий нидзиригути, носящий, скорее, декоративный характер. Только внутренний дворик, стилизованный под старину, напоминает о прошлом. И сам павильон не стоит обособленно от дома в укромном уголке сада, а является флигелем главного дома.

Перед входом в усадьбу высажено несколько банановых деревьев (яп. басё), как напоминание о великом поэте хайку Мацуо Басё /Илл. 193/.

В природном саду цветут растения четырёх времён года: весной – сливы и рододендроны Дегрона /Илл. 194, 195/, летом продолжают цвести рододендроны, распускаются лагерстрёмия, стиракс японский, шиповник многоцветковый /Илл. 196, 197/, осенью цветёт леспедеца Тунберга и радует красными плодами бересклет Гамильтона /Илл. 198, 199/, а зимой распускается белыми цветами мушмула японская /Илл. 200/.

Растут в саду и травянистые цветы, названия которых служат «сезонными словами» (киго) в хайку. Поистине – поэтическая усадьба. Недаром после смерти Кадокава Гэнъёси в ней был размещён Музей поэзии.

 

Кадокава Гэнъёси. План

178. Кадокава Гэнъёси. План

 

Кадокава Гэнъёси. Главный дом

179. Кадокава Гэнъёси. Главный дом

 

Кадокава Гэнъёси. Главный дом

180. Кадокава Гэнъёси. Главный дом 2

 

Кадокава Гэнъёси. Газон

181. Кадокава Гэнъёси. Газон

 

Кадокава Гэнъёси. Вид из Зала поэзии

182. Кадокава Гэнъёси. Вид из Зала поэзии

 

Кадокава Гэнъёси. Лагерстремия индийская

183. Кадокава Гэнъёси. Лагерстремия индийская

 

Кадокава Гэнъёси.Дорожка к чайному павильону

184. Кадокава Гэнъёси.Дорожка к чайному павильону

 

Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон

185. Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон

 

Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон, ограда

186. Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон, ограда

 

Кадокава Гэнъёси.Тёдзубати

187. Кадокава Гэнъёси.Тёдзубати

 

Кадокава Гэнъёси.Водяное кото

188. Кадокава Гэнъёси.Водяное кото

 

Кадокава Гэнъёси.Внутренний дворик

189. Кадокава Гэнъёси.Внутренний дворик

 

Кадокава Гэнъёси.Нидзиригути

190. Кадокава Гэнъёси.Нидзиригути

 

Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон

191. Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон 2

 

Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон

192. Кадокава Гэнъёси.Чайный павильон 3

 

Кадокава Гэнъёси.Бананы

193. Кадокава Гэнъёси.Бананы

 

Кадокава Гэнъёси. Сливы

194. Кадокава Гэнъёси.Сливы

 

Кадокава Гэнъёси. Рододендроны

195. Кадокава Гэнъёси. Рододендроны

 

Кадокава Гэнъёси. Стиракс японский

196. Кадокава Гэнъёси. Стиракс японский

 

Кадокава Гэнъёси. Шиповник многоцветковый

197. Кадокава Гэнъёси. Шиповник многоцветковый

 

Кадокава Гэнъёси. Леспедеца Тунберга

198. Кадокава Гэнъёси. Леспедеца Тунберга

 

Кадокава Гэнъёси.Бересклет Гамильтона

199. Кадокава Гэнъёси.Бересклет Гамильтона

 

Кадокава Гэнъёси. Мушмула японская

200. Кадокава Гэнъёси. Мушмула японская

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 13.05.2017
  • Автор: Зайцев А.Б.
  • Ключевые слова: сад, натурализм, лес, сукия, минка
  • Размер: 11.01 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зайцев А.Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100