Это усадьба удивительной женщины, вошедшей в историю под именем Садаякко. Её настоящее имя – Кояма Сада, а профессиональное имя Садаякко, «служанка Сада», она получила, став гейшей. Садаякко была обучена грамоте, что не часто встречалось среди женщин того времени. Более того, она тайно посещала занятия дзюдо, верховой езды и даже научилась играть в бильярд. Кроме того, ей удавалось выступать на сцене, хотя женщинам было запрещено играть в театре Кабуки, где все женские роли исполняли мужчины. Во время гастролей за рубежом Садаякко неизменно покоряла зрителей своей красотой и искусством. Ею восхищались президент США и принц Уэльский, перед которыми она танцевала, а Н.С.Гумилёв посвятил ей стихотворение «Сада-Якко».
Кояма Сада родилась в 1871 году двенадцатым ребёнком в семье торговца. Когда ей исполнилось 4 года, семья разорилась, и девочку удочерила владелица дома гейш, где она и получила профессиональное имя, ставшее знаменитым. В 15 лет Садаякко выкупил будущий премьер-министр Ито Хиробуми, ставший её покровителем, а потом и другом, и советчиком.
В 22 года Садаякко вышла замуж за актёра Каваками Отодзиро, вполне её достойного. В 14 лет Отодзира первый раз сбежал из дома, но был пойман. Второй побег оказался более удачным. В Токио он некоторое время зарабатывал услужением в разных местах. Судьба свела Отодзиро с членами оппозиционно настроенной Либеральной партии, к которой он и присоединился. За антиправительственные выступления неоднократно арестовывался и попадал в тюрьму.
В 1899 году Отодзиро и Садаякко с небольшой труппой отправились в гастрольное турне по Европе и Америке. Западная публика впервые увидела японский театр, поэтому горячий интерес к выступлениям труппы был вполне понятен. Вернувшись в 1902 году на родину, Садаякко и Отодзиро поселились на вилле в г. Тигасаки, однако их совместная жизнь на этой вилле оказалась недолгой. В 1911 году Каваками Отодзиро скончался во время выступления на сцене.
В 1917 году Садаякко завершила свою сценическую карьеру, а в 1933 году на свои средства возвела у реки Кисо в преф. Гифу семейный храм предков Тэйсёдзи /Илл. 70/, а рядом построила усадьбу Бансёэн, «Сад вечерней сосны», где и пожила до самой смерти в 1946 году /Илл. 71/. Под «вечерней сосной» Садаякко, конечно, подразумевала себя. С иероглифа бан начинается также слово баннэн, означающее «закат жизни». Было ей в ту пору 62 года. У дома растёт несколько старых сосен /Илл. 72/.
Прах Каваками Садаякко был помещён в построенный ею храм.
Строения главного дома усадьбы в модернизированном стиле сукия-дзукури расположены в форме журавлиного клина /Илл. 73/. Главный гэнкан расположен с правой стороны дома /Илл. 74/. С внутреней стороны «журавлиного клина» - внутренний гэнкан более скромного вида, а справа от него – единственная двухэтажная часть дома /Илл. 75, 76/.
В доме имеется более 25 комнат. Те из них, что расположены в восточной части дома, предназначались для самой Садаякко и гостей, а в западной находились комнаты прислуги и кухня. Интерьер почти всех комнат выдержан в чисто японском стиле, но есть и европейская солнечная комната (солярий) в фасадной части главного дома с чудесным видом на сад /Илл. 77, 78/
В материалах об усадьбе постоянно говорится о своеобразии каждого помещения, неизменно отмеченного прекрасным вкусом хозяйки. Об изысканности вкуса Садоякко говорят хотя бы ручки перегородок фусума в гостиной /Илл. 79/. Орнамент на них является ничем иным, как одним из символических сочетаний черт, используемых в искусстве составления благовоний, любимым занятием дам и кавалеров эпохи Хэйан (794 – 1185). Этот орнамент относится к группе «ароматов Гэндзи», вызывая в памяти образ блистательного принца из лучшего произведения той эпохи, «Гэндзи моногатари». К тому же этот орнамент носит название эавасэ, игры в подбор картинок и стихов к ним, также популярной во времена Хэйан. Два развлечения – составление благовоний и подбор картинок, весьма подходящая тема для гостиной. И всё это – в маленькой ручке на фусума.
Все строения усадьбы, в том числе крытый тростником флигель, стилизованный под деревенский домик инакая, сохранены в неизменном виде /Илл. 80/.
В непосредственной близости от инакая стоит чайный павильон /Илл. 81, 82, 83/.
Сад светлый и грустный, очень женский. Особенно хорош он, когда опадают вишни /Илл. 84/.
В саду есть и японские, и европейские черты. Но лучше об этой усадьбе, как и о храме, построенном Садаякко, расскажет небольшой фильм
https://www.youtube.com/watch?v=3Uq1dgkWbsM .
70. Садаякко.Тэйсёдзи
71. Садаякко.Бансёэн
72. Садаякко.Сосны
73. Садаякко. План
74.Садаякко. Главный гэнкан
75. Садаякко.Внутренний гэнкан
76. Садаякко.Второй этаж
77. Садаякко.Солнечная комната
78. Садаякко.Солнечная комната 2
79. Садаякко.Ручка фусума
80. Садаякко.Инакая
81. Садаякко.Чайный павильон
82. Садаякко.Чайный павильон 2
83. Садаякко.Чайный павильон 3
84. Садаякко.Вишни
Публикуется впервые
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ