Ю.В. КУДРЯШОВ Сонорно-функциональная основа музыкального мышления (26.38 Kb)
[60]
-
Согласно теории фонизма Ю. Н. Тюлина, гармоническое восприятие аккордов европейского лада осуществляется благодаря диалектически неразрывному единству двух противоборствующих начал, которыми они обладают: собственно ладовой, или звуковысотной, функции (динамика движения) и ее же фонической, или красочной, функции (характер звучания). Оба репрезентанта гармонической вертикали, сливаясь при слуховом восприятии в единое целое, но не теряя при этом своей самостоятельности по степени оказываемого ими воздействия, не могут существовать один без другого, поскольку, замечает автор, «фонизм и ладо-функциональность — противоречивые стороны единого явления»[1].
Данные положения теории Тюлина основаны на мажоро-минорности как фоническом факторе и устойчивости как факторе звуковысотном, проявляющем себя через гармоническую вертикаль. Они сохраняют свое значение и в децентрализованных (додекахордальных) ладах, хотя соотношение фонической и ладовой функций уже начинает здесь нарушаться в силу специфики нового тонального рода: видоизменяясь, «фонизм... приобретает специфическое функциональное значение, но совершенно иного порядка, чем ладовые функции»[2], т. е. становится активно воздействующим, конструктивным фактором образования лада. По мысли автора, «чем нейтральнее аккорд в ладо-функциональном отношении, тем ярче выявляется его красочная функция, и наоборот...»[3]. Эта мысль априорно «спровоцирована» самой теорией фонизма, содержащей определение ладового феномена как бифункционального явления!
-
В связи с этим представляется необходимым снять предложенное Тюлиным деление гармонической основы лада на основной тон с его конструктивными обертонами и основной тон как сумму окрашивающих обертонов, т. е. разъединить звуковысотную и фоническую функции гармонической вертикали, в результате чего функциональность будет принадлежать не гармонически родственным, а окрашивающим тонам лада (= акустического ряда). Следствием перенесения функционального акцента становится то, что лад превращается в слитную звуковую массу, компактность которой не зависит от состава или интервального расположения тонов,— он выступает как звуковая множественность, отраженная в единстве восприятия, и определяется только целостностью фонической конструкции, которая проявляет себя через «колористическую нагрузку», независимо от высотного параметра. Таким образом, ладовая и фоническая функциональность вполне могут взаимозаменяться и, более того, как функции существовать раздельно.
[61]
-
Известно, что каждая форма лада, независимо от своего звукорядно-количественного состава и способа организации тонов, есть сумма двух слагаемых: вертикально-гармонических и горизонтально-мелодических, в совокупности образующих звуковую ткань произведения (фактуру). Это позволяет идентифицировать склад письма, или технику изложения, музыкальной мысли с ладом и на данной основе предложить его унифицированную модель, репрезентантами которой выступают вертикаль или горизонталь[4]. Все прочее деление фактуры на компоненты «главные» и «подчиненные», «организующие» и «сопутствующие» оказывается, по существу, уничтоженным: замена одной функции другой привела к тому, что новая семантическая интерпретация лада стала возможной лишь при главенстве тембро-фонического начала, независимо от его соотнесенности с ладовой, или звуковысотной, функцией. По замечанию Тюлина «понятие „окраски" — это тоже категория обобщения различных явлении по определенному принципу, позволяющему рассматривать эти явления с определенной точки зрения»[5]. Такое изменение формы лада, системы его организации неминуемо повлекло за собой изменение и семантики его составных частей («блоков», групп, разнородных «глыб» — вместо соотношения тонов или интергрупп): единицей измерения лада становится акустически-звуковое «поле» и континуальность его фонически-конструктивных комплексов.
-
Внутри традиционных ладовых форм гармонически родственными в силу своих функциональных связей являлись тоны, на которые эта связь распространялась: тоника, субдоминанта и доминанта. Однако внутри натурально-обертонового ряда все звуки равноправны, гармонически родственны, обладают одинаковым функциональным значением, т. е. не делятся на «главные» и «побочные»; в этом, по существу, и заключается акустический феномен натурального звукоряда. Фонически-ладовое «наполнение» в данном смысле приближается к последнему: звуковое «поле» содержит любое количество тонов и обертонов, сплетенье разных ладовых звукорядов и систем их настройки, которые уже потенциально присутствуют в натуральном «гербарии» звуков. Здесь, как и в обертоново- природном комплексе, порог восприятия которого неустанно возрастает, гармоническое родство между исходными тонами и их призвуками — явление константное, поэтому любой слой нового «фонического лада», независимо от его вычленения и слышимости, гармонически родствен любому другому слою, т. е. функционально однозначен, равноправен остальным[6]. Мерой гармонического родства является целостное натурально-«звуковое тело», а не только его близко расположенные тоны и обертоны. Это относится и ко всему тембро-фоническому ладу, который отражает закономерности физического ряда и, воплощая его, решает проблему соответствия сонорного «поля» акустическому.
-
Не переступая границы своего «музыкально-семантического времени» и полностью оставаясь на позициях традиционной дуола- довости, Тюлин во многом «предвидел» наступление эпохи, связанной с коренным изменением принципа функционализма. «Комплекс
[62]
обертонов,— писал он,— теряя свое гармоническое значение многозвучия вследствие поглощения обертонов их основным тоном, является в то же время как бы утолщением его. Выражение же этого утолщения остается на долю одного лишь тембра. Получается как бы многозвучие, уложенное в однозвучие,— объединение звуковых частиц в некое монолитное единство. Музыкальный тон, вмещающий в себя такого рода комплекс, как целостное объединение приобретает значение звукового тела, обладающего как бы материальными свойствами физических тел: объемностью и весомостью. Таким образом, специфическая музыкальная материальность звука связана с музыкальным восприятием, претворяющим тоново-обертоновую насыщенность звука в его материальные свойства»[7].
Однако в учении Тюлина обе функции гармонической вертикали — конструктивная и окрашивающая — взаимосвязаны, дополняя одна другую в создании единства аккордового феномена, но не распространяются на категорию «лад». Для того чтобы «звуковое тело» стало «ладом», его следует превратить в макромногозвучие, внутри которого все тоны, обертоны, их дублировки, «этажи», разнообразие интерсонотоновых структур и пр. лишались бы признаков разнородности, индивидуальной трактовки, стали единым целым, воспринимаемым слухом как нерасчленимый функционально-тембровый феномен. Количество должно стать качеством, центр ладовой «тяжести» переместиться с отдельного тона на синтезированное «звуковое поле», функциональные законы перейти к фонизму, вытеснив (или почти вытеснив) прежнюю конструктивную обертоновость окрашивающей и заменив частное (аккорд) целым (ладом).
-
Воздействие на лад фонического фактора не ограничилось унификацией вертикально-горизонтальных параметров — оно позволило расширить 12-тоновое пространство темперированной октавы и, осуществив выход за ее пределы, создать новые формы лада. Это был шаг в сторону расширения границ звукового континуума, трактовки ладовой системы как множественно разнородной «сонорной массы», не ограниченной объемом октавы и звуковысотной функциональностью[8]. Функциональным выражением лада как тембро-фонической системы музыкального мышления становится принцип континуальности — непрерывности фонически окрашенного звукового движения. Лад как сонорный континуум измеряется темброфоническим эквивалентом звуковысотной функции, поскольку сам существует как слитная множественность тоново-обертоновых многозвучий (звуковое тело = сонорная масса = сонорный континуум).
-
Исторически процесс кристаллизации и восприятия лада как сонорного континуума происходил перманентно: сначала пространственно-временным совмещением в одновременности простых ладовых форм, их вариантным чередованием, затем постепенным охватом акустически-звукового пространства и достаточно свободным «передвижением» по нему и, наконец, унификацией параметрически ладовых показателей (горизонталь — вертикаль), приводящей к единству структурную множественность его компонентов. В этих условиях старая логика функциональной связи тонов потеряла свое значе
[63]
ние — в действие вступили связи слоев целого, часто неоднородного по составу и формам наполнения.
Рассматривая лад как систему музыкального мышления высшего порядка, можно прийти к выводу, что на смену 7-ступенной мажороминорной системе с ее звуковысотными тяготениями тонов и консонирующим тоническим трезвучием пришла 12-ступенная ладовая организация интервально-инвариантных групп, которая либо стала «рассредоточенной», либо превратилась в «атональный монолад» децентрализованного типа. Однако звуковысотная функция лада по- прежнему сохранялась — только ее репрезентантами стали выступать диссонантные комплексы.
Положение резко изменилось с момента появления чисто фонических масс, когда звуковысотность потеряла свое функциональное значение и в действие вступила «обратная сторона» лада, его колористическая функция, определившая направленность воздействия новой системы. Смещение иерархического акцента в области функциональности повлекло естественное изменение целостного ладового рода, его структуры и общей формы: лад получил возможность образования путем синтеза множественных параметров, слоев и т. п. звуко-шумовых объектов, унифицированных в единое конечное целое, степень изменения которого определяется только динамикой континуальности (громкость и длительность звучания лада как функции). Уже к началу 60-х гг. стало возможным говорить о реальном процессе соноризации ладовых форм, превращении их в качественно новый род «сонорного лада», или «звукового согласия» (от франц. «sonore» — звуковой и рус. «лад» — порядок, согласие)[9].
-
Признание за сонорностью функционально ладового статуса означает не просто создание новой теории лада (перефразируя Вольтера, можно было бы сказать, что если новой теории лада еще нет, то она обязательно должна быть создана); дело обстоит значительно сложнее, т. к. в настоящее время бытие мира, находящегося вне нас, воспринимается внутри нас совсем иначе, чем ранее. Речь следует вести о том, чтобы за всей природно-звуковой материей признать значение высшей формы музыкальной организации, реально воплощенной в сонорной системе ладового мышления. Утверждение, что музыка существует объективно и автономно от человеческого сообщества, следует принимать как аксиоматичное и на этом строить соответствующую природе звука теорию натурального лада, обладающего неизменно вечными законами.
Вместе с тем следует учитывать, что натурально-акустический ряд тонов при восприятии человеческим органом слуха требует воспринимать любую теорию как поправку данной природы. Ранее существовавшие тональные системы реализовали лишь отдельные стороны натурально-музыкального абсолюта, выражая его через те или иные формы лада, которые в своем строении были обусловлены конкретным принципом, привнесенным в природу звука, т. е. принципом соотношения тонов физической среды с реально существующим в данном обществе интонированием. Их приведение в согласие (лад!) осуществлялось на базе искусственно созданных с помощью настрой-
[64]
ки математических связей этих тонов и довольно быстро исчерпало себя, потребовав создания ладового рода обобщающего весь слышимый природно-звуковой материал. С этой позиции акустически- звуковой макрокосмос следует воспринимать как одну ладотональную макросистему, выражая ее в общественно-слушательской практике не отдельными видами ладов, а целостным комплексом, содержащем тоны, обертоны, четвертьтоны и т. д., иначе – все свои звукошумовые компоненты.
Согласно данной точке зрения, система объективно существующих в природе тонов, или акустический ряд, понимаемый как лад, становится функционально первичным явлением высшего порядка, а ее частные систематизированные выражения (отдельные монодийные и тонально-гармонические подсистемы лада) выступают как репрезентанты природно-музыкального логоса, становятся слуховыми константами семантического плана, меняющими форму выражения в зависимости от степени освоение акустического целого и социально-общественных потребностей его восприятия. Первичен только натурально-акустический звукоряд (= лад), все побочные формы его выражения (= ладовые подсистемы) — вторичны и целиком обусловлены искусственной формой математической настройки тонов (строем).
-
Константно-континуальная природа акустического ряда воспринимается как бытие вечного фоноса — целостно звучащей формы материи, ее тотально согласованной гармонии (= ладовости). Конечная цель музыкального искусства — движение к этому глобальному фоносу и достижение его путем собирания индивидуально разнообразных ладовых систем прошлого и настоящего в одно «звуковое поле» натурально-акустического фоноряда, ладовую фонодию, где используются все звуковые ресурсы слышимого мира.
Создание глобальной ладовой системы, приближенной к абсолютному фоносу или содержащей все доступные человеческому уху ресурсы акустического ряда,— дело далекого будущего. На первых порах осознание лада как сонорно-фонической системы означает, что высота звука как функциональная категория уже не имеет того значения, которое ей придавалось ранее. В этом и заключается диалектика процесса соноризации лада, изменение его рода, структуры, принципов координации частей целого и их функциональной значимости как внутри самой системы, так и среди ее компонентов. Центральное условие заново интегрированной ладовой системы— это замена ее функциональной морфологии, введение сонорной основы вместо звуковысотной, что позволяет воспринимать термин «сонорная масса» как синоним термина «лад». В качестве отправной точки начального процесса формирования сонорно-ладовой системы берется тембр, или окраска музыкального звука. Среди прочих показателей звука (высота, громкость, длительность) тембру отводится локальное значение, дополняющее колористический облик инструментального тона или человеческого голоса.
Более сложное, чем тембр, понятие фонизма, предложенное Тюлиным [10], означает не просто окраску, а колористическую функ-
[65]
цию гармонической вертикали в целом. Наряду с ладовой функцией, фонизм как красочная функция репрезентирует главные черты тональной системы (коррелят-соотношение: звуковысотный — фонический). Звуковысотная и фоническая функции лада, некогда дополнявшие одна другую в диалектическом единстве, постепенно автономизируются, становятся идентичными по функциональной значимости, допускают замену одна другой, и фонизм принимает на себя все обязанности, ранее присущие звуковысотному началу, т. е. становится его эквивалентом.
Перестав быть просто окраской и колористической «нагрузкой» гармонии, тембр как частный момент и фонизм как ладовое явление («поглощающее» тембр) превращаются в конструктивную часть тональной системы. Они обретают единый облик и тем самым открывают путь к созданию сонорного типа музыкального мышления. В процессе перехода к сонорности (= тембр -f- фонизм) появление высотно-функционального аналога породило точку отсчета бытия нового лада.
-
Если представить обертоново-акустический звукоряд как целостную величину, или макрозвуковое поле объективно существующих тембро-тонов, составные части которого расположены (или могут быть расположены) по определененному принципу, то легко воспринять его как сонорно-шумовой блок. В таком суммарном «сгустке» звуковых потенциалов природы высота отдельных тонов и их обертонов, естественно, нивелируется, поэтому макрополе воздействует исключительно своим тембро-фоническим качеством. Данный фактор — сонорная функциональность обертонового звукоряда (или его отдельных регионов), имеет значительно большее воздействие, чем фактор звуковысотной функциональности (об этом некогда писал еще Шёнберг в «Учении о гармонии»[11]).
Этот переход к акустическому феномену позволяет пересмотреть прежние функциональные законы, выводимые из воздействия отдельных тонов или групп тонов обертонового звукоряда и отсчитывать их функциональную значимость не с позиции отдельного звукового региона, а из целого «-количественного состава макро- звукового поля как природной системы натурально-акустического лада (фонолада).
Известно, что для ладовой системы главное — это интонационносемантическая нагрузка целого и его частей. В современной музыкальной практике употребляются буквально все существующие и воспринимаемые слухом звуки (как одновременно, так и поочередно). В этом случае строгие границы строя акустических фрагментов теряют свое значение, и функции ладовой системы (= вторичный продукт) принимает на себя акустически-обертоновый звукоряд (= первичный продукт). Превращаясь в сонолад, природно-музыкальная система становится адекватной искусственно-ладовой системе.
Несмотря на то, что сонорно-функциональная масса как лад теряет принцип тоновой иерархии и соотнесенности одного тона с другим (интервальные связи), она не отменяет главные условия
[66]
своего бытия как системы, сохраняя два своих выражения: структурное (состав сонорной массы) и функциональное (направленность воздействия всей системы или ее частей). Акустический звукоряд не становится собранием ступеней, обязательно нуждающимся в конкретно высотной функциональности одного тона или аккордового комплекса,— ее потеря компенсируется фонической функциональностью макрозвукового поля.
И. Создание сонорно-слуховой константы, изменившей ладовый статус музыкального мышления, не оспаривает физико-математической основы музыки: законы числовой гармонии существуют с момента рождения Вселенной, создавая стабильный космический строй неизменного макролада. Но изучением физической природы музыкальных тонов этой ладово-космической системы занимается музыкальная акустика, тогда как все последующие общественносоциальные и психофизиологические «наслоения» далеко увели музыку от ее исходной праначальной «точки» в сторону художественно-эстетического освоения лада и искусства музицирования.
12. Известно, что физический звук, или отдельный тон акустического ряда, воспринимается как результат слухового ощущения его колебаний. Точно так же воспринимается и звуковая масса — количественная сумма тонов (сонор-блок), для упорядочивания которой необходимо создание новых математических измерений, нового строя. В качестве начальных предлагаю временными единицами измерения считать: 1) континуальность (непрерывность, продолжительность, длительность звучания в целом); 2) динамику, или громкость, соотношений сонор-блоков (их внутренняя структура роли не играет: это может быть и секундовая «клякса», и обширная сонорная «зона»); 3) тембро-фонизм и 4) высоту сонолада (явление «случайное», т. к. она «тонет» в спрессованной количественной звуко-шумовой массе).
Таким образом, сонорный лад является системой взаимоотношений звукошумовых масс, которая обладает тембро-фонической, континуальной и динамической функциями. Степень их соотношений и определяет значимость той или иной макрозвуковой массы среди подобных себе. Пройдя этап семантического оформления, вскрытия новой логики функциональных отношений и создания научных положений, данная система получает доступ в учебно-технологическую практику музыкального анализа, становится учебным предметом, который уже потребует ее систематизации на уровне дисциплины.
Опубл.: Музыка. Язык. Традиция. Сб. научных трудов. Л., 1990. С. 60-67.
[1] Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Л., 1937. С. 28.
[4] У Тюлина конструктивно ладовой, звуковысотной функцией обладает исключительно гармония и ее представитель — аккорд, хотя автор неоднократно выделяет и «колористическую нагрузку как самостоятельное образование» (Там же. С. 31. Примеч. 2).
[6] Подобно натуральному звукоряду, где независимо от пределов слухового восприятия слышимости далеких и близких тонов все они тесно связаны друг с другом как целое и его части, т. е. гармонически родственны и функционально равноправны.
[7] Тюлин Ю. Н. Указ. соч. С. 50—51.
[8] В теории фонизм а Тюлииа она не совсем точно названа «общей ладовой функцией», которая не замещает тембро-фоническую, а лишь диалектически сосуществует с ней, выступая как две неразрывные стороны одного явления.
[9] Что полностью изменило современную картину ладовой эволюции, поскольку в результате унификации вертикали и горизонтали исчезновение мелодико-линеар- ной связи тонов и гармонического остова прежних ладовых форм сделало бессмысленным разделение этих форм на монодические и тонально-гармонические: они все 0ыли поглощены тембрально-фонической формой репрезентации натурально-акустического звукоряда. У Тюлина (Указ. соч. С. 97) этот процесс лада не учитывается — рассматриваются только «искусственные» и централизованные, мажоро-минорные формы XVIII—XIX вв., а формы децентрализованного лада лишь упоминаются (Скрябин — Яворский).
[10] Тюлин Ю. Н. Указ. соч. С. 26—28.
[11] Schoenberg A. Harmonielehre. Wien, 1949. S. 506.
(0.6 печатных листов в этом тексте)
|