1993. Цензура. Политология: Энциклопедический словарь М. (5.2 Kb) 

5 июня, 2019
[390]
ЦЕНЗУРА – ограничительные меры по отношению к свободе печати (см. Гласность), а также то учреждение, которому поручено эти меры осуществлять. Изобретение предварительной Ц. принадлежит папе Сиксту IV, повелевшему в 1471 г., чтобы ни одна книга отныне не печа­талась без предварительного рассмотрения и одобрения духовных лиц. Впервые специальное цензурное учреждение было создано в 1486 г. архиепископом Майнцским в подчиненной ему области. Примеру церкви последовали и светские правители. В течение ХУI в. Ц. была введе­на во всех государствах Зап. Европы.
В России впервые меры по наблюдению за правильностью переписывания церковных и юридических книг были предприняты Стоглавым собором (1551 г.), а настоящая предваритель­ная Ц. была введена указом от 5 октября 1720 г. Постепенно Ц. сосредоточилась в руках Академии наук и была не столько строгой, сколько случайной. В 1783 г., когда было разре­шено свободное устройство частных типографий, общая предварительная Ц. перешла от Акаде­мии в руки полиции – в управы благочиния, которые, однако, не получили никаких точных инструкций и действовали по своему усмотрению.      ­
В 1804 г. издается Устав о Ц. Устав этот, несмотря на то что был основан на началах административного произвола, оказался самым либеральным из всех созданных российской бю­рократией. Следующий Устав о Ц. был утвержден 10 июня 1826 г. Он отличался чрезвычай­ной строгостью и предоставлял цензорам широкие возможности произвольных толкований. В 1848 г. был учрежден особый негласный комитет, который стал высшим цензурным учрежде­нием. В 1862 г. Ц. перешла в ведение министерства внутренних дел, и были введены времен­ные правила по цензуре от 12 мая 1862 г. Эти правила через три года сменились новыми временными правилами, которые просуществовали до 1882 г., постоянно изменяясь многочис­ленными постановлениями и распоряжениями. Введенные не в законодательном порядке цен­зурные правила 1882 г. предоставили министерской власти еще большие полномочия. В ре­зультате всех поправок и “нововведений” цензурное законодательство к 1904 г. свелось, по существу, к Уставу 1826 г. и уже ни с какой точки зрения не соответствовало требованиям времени.
В 1905 г. на волне революционного подъема издатели фактически перестали обращаться к Ц. за разрешениями. Восстановить действие прежней Ц. оказалось невозможным, и правитель­ство удовлетворилось наскоро подготовленными Временными правилами от 24 ноября 1905 г. Ими отменялась предварительная Ц. и система административных взысканий.
В первую сессию Государственной Думы был внесен проект закона о печати, в котором предлагалось отменить цензуру “безусловно и навсегда”. Но законопроект так и не стал зако­ном. Новое наступление Ц. завершилось принятием в 1914 г. Временного положения о военной цензуре. Т. обр., временные правила и практика административного усмотрения просу­ществовали до 1917 г. Область дозволенного колебалась в некоторых пределах, но всегда стре­милась к минимуму.
В РСФСР Ц. как самостоятельное учреждение (Главлит) была учреждена декретом СНК от 6 июня 1922 г. Первые 15 лет своего существования Главлит действовал достаточно откры­то, регулярно издавались сборники действующего законодательства о печати. Но с1937 г. эта практика не только прекратилась, но и не допускалось никаких сообщений о са­мом Главлите, не говоря уж о правилах, которыми он руководствовался.
Только в феврале 1986 г., отвечая на вопросы газеты “Юманите” , М.С. Горбачев признал, что в СССР существует Ц.
Законом СССР “О печати и других средствах массовой информации”, вступившим в силу с 1 августа 1990 г., Ц. была отменена. Однако Главлит сохранился; он стал называться Глав­ным управлением по охране тайн в печати (ГУОТ). Правда, функции его изменились и ГУОТ не имеет права требовать материалы, предназначенные к публикации, для предвари­тельного просмотра.
[391]
В проекте Закона РСФСР “о средствах массовой информации” предлагается гарантировать недопустимость Ц. В ст. 3 записано: “Создание и финансирование органов, организаций или учреждений, назначение должностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществ­ление цензуры массовой информации, не допускается”. Там же дается определеиие Ц. массо­вой информации как требования от редакции средства массовой информации со стороны долж­~ocтныx лиц государственных органов, организаций, учреждений или общественных объедине­ний предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностноелицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространениесообщений и материалов. Предусмотрена и ответственность за осуществление Ц. В частности, обнаружение органов, организаций и учреждений, в задачи либо функции которых входит осуществление Ц. массовой информации, должно повлечь немедленное прекращение их финан­сирования и ликвидацию.
// Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред.  и сост. Ю.И.Аверьянов. – М.: Изд-во Московского коммерч. ун-та. 1993. С.390-391.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Размер: 5.2 Kb
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции